Методическая разработка «Применение игровых технологий на уроках в начальной школе»
методическая разработка

Милицкая Юлия Юрьевна

В настоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося, внедрение различных инновационных учебных программ, реализацию принципа гуманного подхода к детям и пр.

Уровень обучения и воспитания в школе в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка. Это предполагает психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения с целью выявления индивидуальных вариантов развития, творческих способностей каждого ребенка, укрепления его собственной позитивной активности, раскрытия неповторимости его личности, своевременной помощи при отставании в учебе или неудовлетворительном поведении. Особенно важно это в младших классах школы, когда только начинается целенаправленное обучение человека, когда учеба становится ведущей деятельностью, в лоне которой формируются психические свойства и качества ребенка, прежде всего познавательные процессы и отношение к себе как субъекту познания (познавательные мотивы, самооценка, способность к сотрудничеству и пр.).

В педагогике и методике преподавания больше внимания уделяется играм дошкольников и младших школьников. Это связано с тем, что педагоги рассматривают игру как важный метод обучения для детей именно дошкольного и младшего школьного возраста.

В современной школе возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. К таким активным формам обучения, недостаточно освещенным в методике преподавания русского языка, относятся игровые технологии.

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными работу учащихся на творческо-поисковом уровне. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.о. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.

Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Одной из форм обучения, развивающей подобные умения, является дидактическая игра, способствующая практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.

Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.

Объектом исследования является познавательная деятельность школьников при изучении нового материала на уроках.

Предмет исследования – игровые технологии как одна из форм организации познавательной деятельности при изучении нового материала на уроках.

Гипотезой исследования является предположение о том, что изучение нового материала на уроках  диктует целесообразность использования игровых технологий при изучении нового материала, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся и ведущих к более осмысленному усвоению знаний.

Цель исследования заключалась в теоретическом обосновании и апробации методики использования игровых технологий как одной из форм организации познавательной деятельности школьников при изучении нового материала на уроках.

Достижение этой цели требовало решения следующих задач:

  • раскрыть основные теоретические положения о значении игры при обучении в начальной школе;
  • выявить роль и место дидактических игр в начальной школе;
  • рассмотреть основания для методической классификации дидактических игр;
  • выявить функции игр;
  • показать методическую классификацию игр в обучении младших школьников;
  • анализ игры как формы обучения;
  • уточнение функций дидактических игр;
  • конкретизация и систематизация классификации дидактических игр.

 

У каждого из нас в руках волшебная палочка, незатейливый, но важный инструмент, с помощью которого мы  творили  и творим чудеса. У Маккартни - это гитара, у Бэкхэма – мяч, у Армстронга – труба, у Шекспира – перо. У меня же, как у учителя, уникальная методика и полюбившаяся технология.

   А есть еще кое-что общее. Что все делают на фотографиях? Играют. Маккартни играет на гитаре, Бэкхэм- с мячом, Армстронг- на трубе, а Шекспир играл когда-то на сцене театра. А я играю на уроке. У меня своя роль, у детей - своя. Иногда мы даже меняемся ролями.

Наверное,  вы уже догадались,  чему будет посвящено мое выступление. Да, это  «Применение игровых технологий на уроках в начальной школе».  

Одно из приоритетных мест в моей практике принадлежит игровым технологиям, так как они являются уникальной формой обучения, позволяющей сделать интересной и увлекательной деятельность учащихся на творческо-поисковом уровне.

    Игра – это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, удобно дать учебный материал,   а как детям удобно и естественно его взять.

 Цель  игровой технологии:

 - побудить интерес к познанию, науке, книге, учению

 

Уроки с использованием игр или игровых ситуаций являются эффективным средством обучения и воспитания, поскольку отход от традиционного построения урока и введение игрового сюжета привлекают внимание учащихся всего класса.

1. Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; 2. Учебная деятельность подчиняется правилам игры; 3. Учебный материал используется в качестве её средства; 4. В учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых; 5. Успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. Содержание игры – это всегда осуществление ряда учебных задач.

.

  • Планируя урок, я соблюдаю правила обеспечивающие привлекательность игр:
  • Создание игровых сюжетов.
  • Включенность каждого: команды в целом и каждого игрока лично.
  • Результат игры должен быть различен в зависимости от усилий играющих; должен быть риск неудачи.
  • Игровые задания должны быть подобраны с учётом уровня участников игры.
  • Вариативность в игре.

Игру и игровой момент можно использовать на различных уроках. Это может быть урок объяснения нового, урок закрепления пройденного, комбинированный урок, интегрированный урок и т.д.

Дидактические игры я использую на всех этапах урока: например, в начале урока дидактическая игра может применяться для подготовки учеников к восприятию учебного материала, в середине - с целью активизации учебной деятельности младших школьников или закрепления и систематизации новых понятий.
 

В своей практике  вместо обычного вступления предлагаю,   иное начало урока  – например: определить  тему урока, посредством решения загадки, ребуса, рисунки, карточки с заданием.  На уроках русского языка, я использую следующие игры. При изучении темы Правописание безударных гласных в корне слова я использовала такие игры как «Вставьте пропущенные буквы», «Самый внимательный»(найди и справь ошибку), это способствовало формированию навыка правописания безударных гласных в корне слова, развитию орфографической зоркости, памяти и мышления.

Интересным игровым упражнением для ребят на моих уроках  являются:  Математическая эстафета. Использую ее как при устном счете, так и при закреплении изученной темы. Использование игр игровых ситуаций на уроках математики  помогает решить проблемы усвоения материала, развивать интерес к предмету, сформировать навыки  решения задач,  от простых до сложных, сформировать вычислительные навыки. На уроках литературного чтения  в своем классе  я практикую следующие игры: сюжетно-ролевые игры, игры с использованием сказочных и литературных персонажей, словесные игры.  Сейчас в связи с использованием ИКТ на уроках появилась возможность делать эти уроки очень яркими и запоминающимися.

 

Я представила лишь малую долю игровых упражнений. Естественно, характер игры и игровые ситуации определяются темой, возрастными особенностями участников, их интересами.

 

Подводя итог выше изложенному можно отметить  «плюсы»

использование игровых технологий:

- игровые технологии способствуют повышению интереса, активизации и развитию мышления;

- несет здоровьесберегающий фактор в развитии и обучении;

- идет передача опыта старших поколений младшим;

- способствует использованию знаний в новой ситуации;

- является естественной формой труда ребенка, приготовлением к будущей жизни;

- способствует объединению коллектива и формированию ответственности.

«Минусы»  при использовании игровых технологий следующие:

- сложность в организации и проблемы с дисциплиной;

- подготовка требует больших затрат времени, нежели ее проведение;

- увлекаясь игровой оболочкой можно потерять образовательное содержание;

- невозможность использовать на любом материале;

- сложность в оценки учащихся.

   Готовясь к выступлению, я провела в своём классе анкетирование, с целью  выявления отношения их к игре в учебной деятельности.

 Анкета

 – Нравится ли тебе играть на уроке?

 – На каких уроках тебе хотелось бы играть?

–Как ты любишь больше играть один или с друзьями?

 – Хочешь ли ты всегда побеждать в игре?

Анализ анкет показал:

– Игры на уроках нравятся всем учащимся без исключения.

– Большинство учащихся хотели бы играть на каждом уроке, но если только эта  игра им интересна.

– Более предпочтительна для детей групповая форма игр.

– Большинство учащихся хотят в игре побеждать.

Игра учит. Следовательно, это средство обучения. По словам и  великого советского педагога А.С.Макаренко: «Ребенок должен играть, даже когда делает серьезное дело. Вся наша жизнь игра…».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Текст445 КБ
PDF icon Презентация1.72 МБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ №521 Санкт-Петербурга

Методическая разработка

«ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

         

           

                                                                                                 

                         

                                          

                                                                                     

                                                                                          Составитель:

Милицкая Юлия Юрьевна

                                                                              учитель начальных классов

В настоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося, внедрение различных инновационных учебных программ, реализацию принципа гуманного подхода к детям и пр.

Уровень обучения и воспитания в школе в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка. Это предполагает психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения с целью выявления индивидуальных вариантов развития, творческих способностей каждого ребенка, укрепления его собственной позитивной активности, раскрытия неповторимости его личности, своевременной помощи при отставании в учебе или неудовлетворительном поведении. Особенно важно это в младших классах школы, когда только начинается целенаправленное обучение человека, когда учеба становится ведущей деятельностью, в лоне которой формируются психические свойства и качества ребенка, прежде всего познавательные процессы и отношение к себе как субъекту познания (познавательные мотивы, самооценка, способность к сотрудничеству и пр.).

В педагогике и методике преподавания больше внимания уделяется играм дошкольников и младших школьников. Это связано с тем, что педагоги рассматривают игру как важный метод обучения для детей именно дошкольного и младшего школьного возраста.

В современной школе возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. К таким активным формам обучения, недостаточно освещенным в методике преподавания русского языка, относятся игровые технологии.

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными работу учащихся на творческо-поисковом уровне. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.о. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.

Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Одной из форм обучения, развивающей подобные умения, является дидактическая игра, способствующая практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.

Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.

Объектом исследования является познавательная деятельность школьников при изучении нового материала на уроках.

Предмет исследования – игровые технологии как одна из форм организации познавательной деятельности при изучении нового материала на уроках.

Гипотезой исследования является предположение о том, что изучение нового материала на уроках  диктует целесообразность использования игровых технологий при изучении нового материала, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся и ведущих к более осмысленному усвоению знаний.

Цель исследования заключалась в теоретическом обосновании и апробации методики использования игровых технологий как одной из форм организации познавательной деятельности школьников при изучении нового материала на уроках.

Достижение этой цели требовало решения следующих задач:

  • раскрыть основные теоретические положения о значении игры при обучении в начальной школе;
  • выявить роль и место дидактических игр в начальной школе;
  • рассмотреть основания для методической классификации дидактических игр;
  • выявить функции игр;
  • показать методическую классификацию игр в обучении младших школьников;
  • анализ игры как формы обучения;
  • уточнение функций дидактических игр;
  • конкретизация и систематизация классификации дидактических игр.

У каждого из нас в руках волшебная палочка, незатейливый, но важный инструмент, с помощью которого мы  творили  и творим чудеса. У Маккартни - это гитара, у Бэкхэма – мяч, у Армстронга – труба, у Шекспира – перо. У меня же, как у учителя, уникальная методика и полюбившаяся технология.

   А есть еще кое-что общее. Что все делают на фотографиях? Играют. Маккартни играет на гитаре, Бэкхэм- с мячом, Армстронг- на трубе, а Шекспир играл когда-то на сцене театра. А я играю на уроке. У меня своя роль, у детей - своя. Иногда мы даже меняемся ролями.

Наверное,  вы уже догадались,  чему будет посвящено мое выступление. Да, это  «Применение игровых технологий на уроках в начальной школе».  

Одно из приоритетных мест в моей практике принадлежит игровым технологиям, так как они являются уникальной формой обучения, позволяющей сделать интересной и увлекательной деятельность учащихся на творческо-поисковом уровне.

    Игра – это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, удобно дать учебный материал,   а как детям удобно и естественно его взять.

 Цель  игровой технологии: 

 - побудить интерес к познанию, науке, книге, учению

Уроки с использованием игр или игровых ситуаций являются эффективным средством обучения и воспитания, поскольку отход от традиционного построения урока и введение игрового сюжета привлекают внимание учащихся всего класса.

1. Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; 2. Учебная деятельность подчиняется правилам игры; 3. Учебный материал используется в качестве её средства; 4. В учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых; 5. Успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. Содержание игры – это всегда осуществление ряда учебных задач.

.

  • Планируя урок, я соблюдаю правила обеспечивающие привлекательность игр: 
  • Создание игровых сюжетов.
  • Включенность каждого: команды в целом и каждого игрока лично.
  • Результат игры должен быть различен в зависимости от усилий играющих; должен быть риск неудачи.
  • Игровые задания должны быть подобраны с учётом уровня участников игры.
  • Вариативность в игре.

Игру и игровой момент можно использовать на различных уроках. Это может быть урок объяснения нового, урок закрепления пройденного, комбинированный урок, интегрированный урок и т.д.

Дидактические игры я использую на всех этапах урока: например, в начале урока дидактическая игра может применяться для подготовки учеников к восприятию учебного материала, в середине - с целью активизации учебной деятельности младших школьников или закрепления и систематизации новых понятий.

В своей практике  вместо обычного вступления предлагаю,   иное начало урока  – например: определить  тему урока, посредством решения загадки, ребуса, рисунки, карточки с заданием.  На уроках русского языка, я использую следующие игры. При изучении темы Правописание безударных гласных в корне слова я использовала такие игры как «Вставьте пропущенные буквы», «Самый внимательный»(найди и справь ошибку), это способствовало формированию навыка правописания безударных гласных в корне слова, развитию орфографической зоркости, памяти и мышления.

Интересным игровым упражнением для ребят на моих уроках  являются:  Математическая эстафета. Использую ее как при устном счете, так и при закреплении изученной темы. Использование игр игровых ситуаций на уроках математики  помогает решить проблемы усвоения материала, развивать интерес к предмету, сформировать навыки  решения задач,  от простых до сложных, сформировать вычислительные навыки. На уроках литературного чтения  в своем классе  я практикую следующие игры: сюжетно-ролевые игры, игры с использованием сказочных и литературных персонажей, словесные игры.  Сейчас в связи с использованием ИКТ на уроках появилась возможность делать эти уроки очень яркими и запоминающимися.

Я представила лишь малую долю игровых упражнений. Естественно, характер игры и игровые ситуации определяются темой, возрастными особенностями участников, их интересами.

Подводя итог выше изложенному можно отметить  «плюсы»

использование игровых технологий:

- игровые технологии способствуют повышению интереса, активизации и развитию мышления;

- несет здоровьесберегающий фактор в развитии и обучении;

- идет передача опыта старших поколений младшим;

- способствует использованию знаний в новой ситуации;

- является естественной формой труда ребенка, приготовлением к будущей жизни;

- способствует объединению коллектива и формированию ответственности.

«Минусы»  при использовании игровых технологий следующие:

- сложность в организации и проблемы с дисциплиной;

- подготовка требует больших затрат времени, нежели ее проведение;

- увлекаясь игровой оболочкой можно потерять образовательное содержание;

- невозможность использовать на любом материале;

- сложность в оценки учащихся.

   Готовясь к выступлению, я провела в своём классе анкетирование, с целью  выявления отношения их к игре в учебной деятельности. 

 Анкета

 – Нравится ли тебе играть на уроке?

 – На каких уроках тебе хотелось бы играть?

–Как ты любишь больше играть один или с друзьями?

 – Хочешь ли ты всегда побеждать в игре?

Анализ анкет показал:

– Игры на уроках нравятся всем учащимся без исключения.

– Большинство учащихся хотели бы играть на каждом уроке, но если только эта  игра им интересна.

– Более предпочтительна для детей групповая форма игр.

– Большинство учащихся хотят в игре побеждать.

Игра учит. Следовательно, это средство обучения. По словам и  великого советского педагога А.С.Макаренко: «Ребенок должен играть, даже когда делает серьезное дело. Вся наша жизнь игра…».


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение игровых технологий на уроках в начальной школе. (Умная игра на уроке)

Игровые приемы, используемые на уроках и во внеурочной деятельности, позволяют учащимся раскрыть и активизировать свои способности, усиливают интерес к изучаемым предметам, побуждают к решению учебных...

Мои игровые «изюминки» или применение игровых технологий на уроках в начальной школе.

laquo;Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, пон...

Презентация Методический семинар « Применение игровых технологий на уроках в начальной школе»

Презентация к методическому семинару "Применение игровых технологий на уроках в начальной школе" на конкурс Учитель года 2018...

Пояснительная записка к методическому семинару "Применение игровых технологий на уроках в начальной школе"

Пояснительная записка к методическому семинару "Применение игровых технологий на уроках в начальной школе" к конкурсу Учитель года - 2018...

Статья:« Применение игровых технологий на уроках в начальной школе»

   Игра-это естественная форма обучения для ребёнка. Она- часть его жизненного опыта. Передавая знания посредством игры, учитель не только удовлетворяет сегодняшние, но и учитывает бу...

Методический семинар «Применение игровых технологий на уроках в начальной школе как средство повышения учебной мотивации».

Игра – это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять....

Методическая разработка "Применение игровых технологий на уроке"

Умения решать задачи и выражения изученных видов, развития внимания, наблюдательности, логического мышления, навыков устного счёта; воспитывать чувства товарищества, культуры общения, чувства взаимовы...