Развитие высших психических функций у младших школьников
статья

Соколова Светлана Васильевна

В данной статье представлена подборка  заданий и упражнений, которая  позволит педагогам, родителям, либо  другим специалистам (логопедам, дефектологам) в игровой форме работать над развитием и совершенствованием высших психических функций у детей младшего школьного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx133.89 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие высших психических функций у младших школьников

     «Обучаемость» ребенка, т.е. способность приобретать новые знания и навыки в значительной мере зависит от владения приемами умственной деятельности (мыслительными операциями — анализа, синтеза, обобщения, абстрагирования, сравнения и т.п.) и владения приемами учебной деятельности (практическими умениями в виде быстрого и точного запоминания, отбора и применения необходимой информации). В настоящее время количество обучающихся, испытывающих трудности в усвоении программного материала постоянно возрастает. Важнейшими предпосылками успешного обучения является высокий уровень развития как речевых, так и неречевых форм психической деятельности. Недоразвитие неречевых психических функций препятствует успешности обучения, эффективности школьной адаптации, формированию учебной мотивации, часто вызывают вторичные психические наслоения, трудности в поведении, отклонения в формировании личности обучающегося.

    Одной из причин неуспеваемости школьников является недостаточная сформированность высших психических функций (ВПФ) у детей, поступающих в 1-й класс. Смена ведущей деятельности требует усидчивости, терпения, сосредоточенности и внимания на протяжении всего урока. Теперь важно внимательно слушать учителя, запоминать большой объем новой информации, учиться думать, рассуждать, логически мыслить, анализировать и обобщать. Многие нынешние первоклассники не готовы к такому умственному труду. Поэтому развитие неречевых психических функций на уроках и во время внеурочной деятельности у младших школьников является очень актуальной проблемой.

         В младшем школьном возрасте закрепляются и развиваются далее основные человеческие характеристики познавательных процессов (мышление, речь, память, внимание, восприятие, воображение). Л. С. Выготский называл данный возраст сензитивным периодом для развития понятийного мышления. Согласно мысли Л. С. Выготского, обучение в школе выдвигает мышление в центр сознательной деятельности ребенка. Мышление ребенка младшего школьного возраста переходит от наглядно-образного к словесно-логическому, понятийному мышлению. Благодаря переходу мышления на новую, более высокую ступень происходит перестройка всех остальных психических процессов. Память становится мыслящей, а восприятие – думающим. Это и составляет основное содержание умственного развития в младшем школьном возрасте.

     Мышление неразрывно связано с речью. Речь является одним из важнейших психических процессов младшего школьника. Одной из функций речи, которые выступают на первый план, становится коммуникативная. Раскрыть коммуникативную функцию языка для ребенка значит научить его планировать, высказывать свои замыслы языковыми средствами, предвидеть возможные реакции участника общения, контролировать свою речевую деятельность. Письменная речь имеет свою специфику: она требует большего контроля, чем устная. Ребенок овладевает письмом в первом классе вместе с письменной речью. Усвоение письменной речи качественно изменяет и устную речь ребенка.

     С точки зрения А.Н. Леонтьева, у младших школьников более развита наглядно-образная память (конкретные сведения, события, лица, предметы, факты). Вместе с тем в процессе обучения создаются благоприятные условия для развития более сложных форм словесно-логической памяти (определения, описания, объяснения). В младшем школьном возрасте ребенок овладевает приемами запоминания. Первоначально школьники пользуются самыми простыми способами – длительным рассматриванием материала, многократным повторением материала при расчленении его на части, как правило, не совпадающие со смысловыми единицами. У первоклассников (как и у дошкольников) хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события его жизни. Можно отметить также, что младшие школьники лучше запоминают наглядный материал и значительно хуже – словесный. В словесном материале они лучше запоминают названия предметов и труднее – абстрактные понятия.

     Преобладающим видом внимания в начале обучения, по мнению Е.М. Лысенко, является непроизвольное внимание. Для младших школьников внешние впечатления – сильный отвлекающий фактор, им трудно сосредоточиться на непонятном, сложном материале. Поэтому непроизвольным вниманием ученики должны уметь владеть. Это достигается различными путями: сравнением существенного неяркого с несущественным ярким, воспитанием серьезных, целенаправленных интересов, при наличии которых возникает привычка глубже проникать в воспринимаемый предмет. Если в 1 классе все еще преобладает непроизвольное внимание, то к 3 классу оно становится произвольным. Произвольное внимание воспитывается, когда ученик понимает всю необходимость усилий для решения трудных, а в некоторых случаях и не совсем интересных, но нужных задач. Но и произвольное внимание младшего школьника ещё недостаточно неустойчивое.

     Дети приходят в школу с достаточно развитыми процессами восприятия: у них наблюдается высокая острота зрения и слуха, они хорошо ориентируются на многие формы и цвета. Восприятие младшего школьника, с точки зрения Шаповаленко, И.В., определяется, прежде всего, особенностями самого предмета, поэтому дети воспринимают не самое главное, существенное, а то, что ярко выделяется на фоне других предметов (окраску, величину, форму и т.д.). Восприятие в I - II классах отличается слабой дифференцированностью: часто дети путают похожие и близкие, но не тождественные предметы и их свойства (6 и 9, Э и 3, «зеркальность»), а среди частотных ошибок замечаются пропуски букв и слов в предложениях, замены букв в словах и другие буквенные искажения слов. Чаще всего последнее - результат нечеткого восприятия текста на слух. Но к концу младшего школьного возраста, при соответствующем обучении, проявляется систематизирующее восприятие.

     В своих трудах, Л.С. Выготский говорит о том, что воображение в своем развитии проходит две стадии: на первой – воссоздающее (репродуктивное), на второй – продуктивное. В первом классе воображение опирается на конкретные предметы, но с возрастом на первое место выступает слово, дающее простор фантазии.

     Таким образом, поступление в школу знаменует собой не только начало перехода познавательных процессов на новый уровень развития, но и возникновение новых условий для личностного роста человека. Возраст от 6 до 11 лет является чрезвычайно важным для психического и социального развития ребенка. Изменяется его социальный статус — он становится школьником, что приводит к перестройке всей системы жизненных отношений ребенка. Если раньше основным видом деятельности ребенка была игра, то теперь познавательная деятельность, в процессе которой ребенок получает и перерабатывает огромные объемы информации. Интеллект опосредует развитие всех остальных функций, происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность.

     С целью развития высших психических функций, можно использовать следующие упражнения. Часть упражнений взято из уже готовых методик Л. Н. Ефименковой, Р. И. Лалаевой, И. Н. Садовниковой, А. В. Семенович часть - из книг сборников упражнений для учителей и родителей, часть - с  педагогических и психологических сайтов. Данные упражнения можно включить практически в любой урок в качестве "Минутки развития" или посвятить этому отдельно взятый классный час.  Задания представлены в игровой форме и направлены на развитие каждой конкретной функции по отдельности и в совокупности с развитием других психических процессов. Представим задания по группам и рассмотрим более подробно лишь некоторые из них.

Задания на формирование произвольного зрительного внимания

  • Помоги Незнайке и найди ошибку.

Описание задания: педагог сообщает о том, что в гости на занятие пришел Незнайка, который написал диктант. Обучающемуся предлагается помочь Незнайке проверить текст и найти ошибки: «В тексте, который ты получил, есть разные ошибки, в том числе и смысловые. Найди и исправь их». Каждый ученик работает самостоятельно, на выполнение задания отводится определенное количество времени. Ошибки исправляются карандашом и устно комментируются ребенком (если занятие индивидуальное).

На Крайнем Юге нашей страны не росли овощи, а теперь растут. В огороде выросло много моркови. Под Москвой не разводили, а теперь разводят. Бешал Ваня по полю, да вдруг остановился. Грчи вют гнезда на деревьях. На повогодней елке висело много икрушек. Грачи для птенцов червей на пашне. Охотник вечером с охоты. В тетради Кати хорошие отлетки. Нашкольной площадке играли дети. В траве стречет кузнечик. Зимой цвела в саду яблоня».

  • В поисках потерянной буквы.

Описание задания: каждому ребенку раздается печатный текст и карандаш. Педагог сообщает о том, что произошло «страшное» событие – буква «А» («О», «Б», «У» и т.п.) потерялась и необходимо срочно ее разыскать в старых книгах, журналах, газетах. По итогам работы подсчитывается количество пропусков и неправильно зачеркнутых букв. Корректурные упражнения должны проводиться ежедневно по 5 минут (минимум 5 раз в неделю) в течение 2-4 месяцев. По мере овладения игрой правила усложняются: меняются отыскиваемые буквы; одновременно отыскиваются две буквы, одна зачеркивается, вторая подчеркивается; на одной строке буквы обводятся кружочком, на второй отмечаются галочкой и т. п. Все вносимые изменения отражаются в инструкции, даваемой в начале занятия. Это задание рекомендуется проводить в форме игры.

  • Найди слова.
  • Распредели цифры по порядку.
  • Юный сыщик.
  • Запутанная история.
  • Найди отличия.
  • Муха.
  • Счет с помехой.     
  • Найди одинаковые предметы.
  • Ищи безостановочно.

Задания на формирование слухоречевой памяти

  • Построй цепочку из слов.
  • Каскад слов.
  • Снежный ком.

Описание задания: в игре могут участвовать от 7 до 15 человек. Участники игры садятся в круг. Первый участник игры по команде называет какой-нибудь предмет. Следующий справа от первого участник повторяет названный предмет и добавляет к нему название нового предмета. И так все по очереди, друг за другом, повторяют и добавляют названия предметов. Тот, кто не смог перечислить все названные предметы, выходит из игры. Таким образом, в конце игры остается победитель, обладающий самой феноменальной памятью среди участников игры.  Для данной игры лучше выбрать какую-нибудь тему, например: «Природа», «Погода», «На улице», «Спорт», «Фрукты». Можно договориться называть слова на какую-нибудь одну букву или только одушевленные существительные и т. д. Можно проводить игру в другой вариации. Учитель произносит короткое предложение, ребенок повторяет его, добавляя еще одно слово: «Я рисую». Ребенок добавляет: «Я рисую в альбоме». - «Я хорошо рисую в альбоме». -  «Я хорошо рисую в альбоме красками». - «Я хорошо рисую в альбоме красками цветы».  - «Я хорошо рисую в новом альбоме красками цветы» и т. д.

  • Веселая раскраска.

Описание задания: ребенку выдается раскраска и предлагается внимательно прослушать текст, запомнить, что какого цвета, и раскрасить картинку в соответствии с описанием. Раскрашенный рисунок сравнивается с описанием, ошибки совместно обсуждаются. Можно предложить разные варианты такого задания. В преддверии Нового года при ведём один из примеров.

Как мы наряжали елочку

Перед Новым годом папа принес домой большую зеленую елку. Мы с сестренкой очень обрадовались, ведь еще неделю назад были приготовлены красивые елочные игрушки. Скорее, скорее будем наряжать нашу елочку! Сначала мы повесили яркую гирлянду из красных конфет. Два веселых грибка-рыжика тоже украсили елку, их яркие оранжевые шляпки так и светились на ее зеленых лапах. Потом мы достали большие шары. На верхних ветках мы развесили желтые шары. Они загорелись, как маленькие солнышки. А красными шарами мы украсили нижние лапы елки. Посередине сестренка повесила целую гирлянду синих звездочек. А большую синюю звезду папа надел на макушку елки. Мы все любовались красавицей елкой.http://ped-kopilka.ru/images/9-8.jpg

  • Выбор.
  • Стоп.
  • Инопланетяне.
  • Выполни поручения.
  • Калькулятор.
  • Секретная информация.

Задания на формирование пространственного гнозиса

  • Путешествие по телу.
  • Части тела.
  • Определи по следу.

Описание задания: учащемуся предлагается лист бумаги с отпечатками рук и ног. Нужно определить от какой руки, ноги (левой или правой) этот отпечаток. Инструкция: «Ты сегодня будешь настоящим следователем. Посмотри внимательно на эти отпечатки. Определи от какой (правой или левой) руки / ноги эти отпечатки?»194485175814d641941603772cbd880bfc0c0daab3_b.jpg

  • Право – лево.
  • Веселая зарядка.
  • Робот.
  • Разведчики.
  • Опиши класс (комнату).
  • Попади в ворота.
  • Капризный фотограф.
  • Прятки-загадки.
  • Я – конструктор.
  • Сложи фигуру.
  • Картинка сломалась.
  • Запомни, ощупай, построй.
  • Положи ручку.
  • Где лежит карандаш.
  • Новоселье.
  • Закончи предложение, ответь на вопросы.
  • Кто самый-самый?
  • Расположение предметов.
  • Сравни и растолкуй.
  • Как ты понимаешь?
  • Который час?
  • Смоделируй историю. О птичке и кошке.
  • Заячьи дорожки.

Описание задания: учитель зачитывает рассказ «Заячьи дорожки» и предлагает детям под диктовку зарисовывать (выкладывать с помощью палочек) направление движения зайчихи (вперед, назад, вправо, влево).

Заячьи дорожки.

Зимним морозным днём спешила мама-зайчиха домой, да вот беда – по пятам гнался за ней серый волк. Вот и пришлось ей путать свои следы. Несмотря на то, что следы на свежем снегу были хорошо видны, не смог волк их распутать, и она благополучно добралась до своего жилища.

Направление следов зайчихи: прыжок вперед; два прыжка влево; три прыжка назад; два прыжка влево; один прыжок назад; пять прыжков вправо и т. п.

  • В поисках сокровищ.
  • Точки.
  • Умная раскраска.
  • Распознай букву.
  • Допиши букву.
  • Найди букву.
  • Покажи, где написано правильно.
  • Фокусы с буквами.

Задания на формирование мыслительных операций

  • Классификация по группам.
  • Распредели картинки по группам.
  • Классификация по обобщающему понятию.
  • Четвертый лишний.
  • Что перепутал художник?
  • Закончи предложение.
  • Найди сходства и различия.
  • От частного к общему.

Описание задания: данное задание, обратное предыдущим. Логопед предлагает ребенку нарисовать дерево, сопровождая каждый этап рисования придумыванием и записью слов-понятий по принципу от общего – к частному. Стволом дерева является общее понятие, например «природа», а ветвями - более частные, например «живая» – «неживая». Затем от слова «живая» рисуются соответственно ветви: «растения» - «животные» - «люди» и т.д. Следующее разветвление идет, например, от слова животные: «домашние» - «дикие» или: «птицы» - «змеи» - «рыбы» - «насекомые» и т.д.

  • Чего больше?
  • Дерево из слов (от общего к частному).
  • Подбери общее понятие.
  • Лишнее слово.
  • Ранжирование.
  • Вставь пропущенное слово.
  • Объясни, как понимаешь.
  • Выдели два слова.
  • Подбери словечко по аналогии.
  • Распутай узел.
  • Садовник.
  • Полянки.
  • Вставь нужную картинку.
  • Продолжи ряд чисел.
  • Найди три числа.

Таким образом, данная подборка заданий и упражнений позволит педагогу, родителю либо специалисту (логопеду, дефектологу) в игровой форме работать над развитием и совершенствованием высших психических функций у детей младшего школьного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие высших психических функций у младших школьников на логопедических занятиях

Статья посвящена проблеме развития высших психических функций у младших школьников на логопедических занятиях. Подчеркивается связь всех психических функций с другими сторонами психического развития, ...

Игры, направленные на развитие высших психических функций у детей дошкольного возраста

Игры, направленные на развитие высших психических функций у детей дошкольного возраста...

Рабочая программа коррекционного курса "Развитие высших психических функций и эмоционально-волевой сферы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" Класс: 4

Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденным прик...

Комплексное коррекционно-развивающее занятие, направленное на развитие высших психических функций и эмоционально-волевой сферы учащихся с задержкой психического развития.

Комплексное коррекционно-развивающее занятие, направленное на развитие высших психических функций и эмоционально-волевой сферы учащихся с задержкой психического развития 1 классов.Цель:1.Коррекция про...

Комплексное коррекционно-развивающее занятие, направленное на развитие высших психических функций и эмоционально-волевой сферы учащихся с ОВЗ (нарушением интеллекта)

Комплексное коррекционно-развивающее занятие для учащихся с ОВЗ (нарушением интеллекта) 1-2 классов.Цель:1.Коррекция проблем комплексного развития процессов памяти, внимания, мышления, воображения, во...

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ПОСРЕДСТВОМ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ

Современные требования определяют новое представление о содержании и организации модели образовательного процесса, ориентированного на личность воспитанника. Взрослый выступает для ребенка в качестве ...