Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Эрудит. Русский язык с увлечением. Наблюдаю, рассуждаю, сочиняю»
рабочая программа (3 класс)

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл erudit_3_klass.docx23.54 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                       Учитель: Томнатова Г.Г

Рабочая программа  по курсу внеурочной деятельности

«Эрудит. Русский язык с увлечением. Наблюдаю, рассуждаю, сочиняю»

Класс: 3

Уровень общего образования: начальное общее образование.

Срок реализации программы: 2022-2023 учебный год.

Количество часов по учебному плану: всего 34 часа в год, 1 час в неделю.

Планирование составлено на основе:  

- авторской  программы  внеурочной деятельности «Эрудит. Русский язык с увлечением. Наблюдаю, рассуждаю, сочиняю» И.В. Шалагина, Н.С. Касель. Научный руководитель и рецензент А.П.Мишина,2019

СОДЕРЖАНИЕ:

Наименования разделов

стр.

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ  

3-4

2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

4-5

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

5-10


 










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Программа  разработана на основе Федерального государственного стандарта общего начального общего образования, с учетом авторской программы И. В. Шалагиной, Н. С. Касель; науч. рук.  А.П.Мишина - М.: Планета, 2019г. - 208 с.- (Учение с увлечением).

        Программа внеурочной деятельности  «Эрудит. Русский язык с увлечением. Наблюдаю,.. рассуждаю, сочиняю…3 класс» реализуется через  занятия, содержание которых предусматривают взаимосвязь с программой «Русский язык» под редакцией В.П. Канакиной, В.Г.Горецкого, УМК «Школа России». Программа рассчитана на 1ч. в неделю (34ч. в год). Данное направление представляет собой интеграцию таких предметов, как русский язык, развитие речи, литературное чтение, окружающий мир, и нацелено на создание условий для проявления у детей положительных эмоций по отношению к окружающей действительности, к учебной деятельности.

Программа обеспечивает достижение третьеклассниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Ценностные ориентиры содержания данного курса.

- формирование представлений о языке как универсальной ценности;

- изучение исторических фактов, отражающих отношение народа к языку, развитие умений, связанных с изучением языкового пространства;

- развитие представлений о различных методах познания языка;

- формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного лингвистического исследования;

- развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку;

- включение учащихся в практическую деятельность по изучению и сохранению чистоты русского языка; 

 -  понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

 Личностные результаты

- уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков

 - сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.

Метапредметные

Регулятивные:

 - планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации (составление плана и последовательности действий);

Познавательные:

- осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения заданий повышенной сложности;

 - анализировать объекты с целью выделения в них существенных признаков;

 - строить речевое высказывание в устной и письменной форме - строить рассуждение об объекте, его строении, свойствах и связях;

- строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях.

 Коммуникативные:

 - работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, осуществлять взаимопроверку;

 - выполнять работу по цепочке;

 - видеть разницу между двумя точками зрения и мотивированно присоединяться к одной из них.

Предметные результаты:

К концу третьего  года обучения обучающиеся должны знать и уметь:

основные грамматические термины: речь, предложение, словосочетание и т.д. ; средства выразительности устной речи; употреблять синонимы, антонимы,  фразеологизмы, крылатые выражения в речи; находить в предложении члены предложения; знать лексическое значение слов; вычленять в тексте опорные слова;

 определять тему и основную мысль текста.

Обучающиеся научатся:

- работать с текстом, находить и выделять необходимую информацию;

- разгадывать ребусы;

- составлять рассказ с опорой на план;

- работать с фразеологическими оборотами;

- объяснять смысл пословиц.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- составлять план текста;

- работать с пословицами и поговорками;

- писать изложения с опорой на план;

- писать сочинения разных видов.

В области контроля и самоконтроля учебных действий обучающиеся получат возможность научиться;

- понимать, что можно по-разному отвечать на вопрос;

- обращаться к тексту для подтверждения своего ответа.

2.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Развитие грамматико-орфографической стороны речи. (3 ч.)

Речь. Средства выразительности устной речи. Культура общения. Соблюдение речевого этикета.

Развитие лексико-грамматической стороны речи. (12 ч.) 

Слово. Его значение. Узнавание слова по толкованию его лексического значения. Антонимы. Подбор антонимов к слову. Синонимы. Подбор синонимов к слову. Омонимы. Употребление синонимов, антонимов, омонимов в речи. Образные слова и выражения. Загадки. Фразеологизмы. Фразеологические обороты. Крылатые слова и выражения. Устаревшие и современные слова. Этимология: происхождение слов. Открытия эрудитов. Олимпиада.

 Развитие связной речи. (19 ч. )

 Предложение. Виды предложений. Члены предложения. Связь слов в словосочетании, предложении. Выделение признаков связного текста. Составление предложений из слов. Объединение их в связный текст. Стили речи: разговорный и книжный. Разговорный стиль. Диалог. Диалог и монолог. Художественный стиль. Общее понятие. Краткое изложение текста по плану и опорным словам на основе зрительного восприятия. Изобразительновыразительные средства языка. Эпитет. Изобразительно-выразительные средства языка. Метафора. Сравнение. Изобразительно-выразительные средства языка. Олицетворение. Научный стиль речи. Научные слова. Правописание падежных окончаний существительных. Изложение - повествование текста по обобщенным вопросам и опорным словам на основе слухового восприятия. Правописание предлогов и приставок. Изложение - описание по коллективно составленному плану и опорным словам. Открытия эрудитов. Олимпиада.

3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Примечание

1

Развитие грамматико-орфографической стороны речи

3

2

Развитие лексико-грамматической стороны речи.

12

3

Развитие связной речи

19

Календарно - тематическое планирование

№п/п

Тема

Количество часов

 Дата проведения

Характеристика основных видов деятельности обучающихся (на уровне учебных действий)

план

факт

Развитие грамматико-орфографической стороны речи (3ч)

1.

 Речь. Средства выразительности устной речи.

1

Роль слова в жизни людей. Рассуждать о значении языка и речи в жизни людей, о роли русского языка.

Анализировать речь людей (при анализе текстов).

Наблюдать за особенностями собственной речи и оценивать её.

2.

Речь. Средства выразительности устной речи.

Роль слова в жизни людей. Рассуждать о значении языка и речи в жизни людей, о роли русского языка.

Анализировать речь людей (при анализе текстов).

Наблюдать за особенностями собственной речи и оценивать её.

3.

Культура общения. Соблюдение речевого этикета.

1

Находить в тексте незнакомые слова.

Классифицировать слова по тематическим группам.  Объяснять лексическое значение слова

Развитие лексико-грамматической стороны речи (12ч)

4.

Слово. Его значение.

1

Работать с толковым и орфографическим словарями. Создавать в воображении яркие словесные образы, рисуемые авторами в пейзажных зарисовках. Оценивать эстетическую сторону речевого высказывания.                                                          

5.

Узнавание слова по толкованию его лексического значения.

1

Распознавать слова в прямом и переносном значениях. Определять значение слова по толковому словарю

6.

Антонимы. Подбор антонимов к слову.

1

Обосновывать отнесение слова к имени существительному. Объяснять лексическое значение слов. Находить антонимы в тексте. Подбор антонимов к слову.

7.

Синонимы. Подбор синонимов к слову.

1

Находить синонимы в тексте. Подбор синонимов  к слову. Обосновывать отнесение слова к имени существительному. Объяснять лексическое значение слов.

8.

Омонимы.

1

Находить омонимы в тексте. Подбор омонимов  к слову. Обосновывать отнесение слова к имени существительному. Объяснять лексическое значение слов.

9.

Употребление синонимов, антонимов, омонимов в речи.

1

Употреблять синонимы, антонимы, омонимы в речи.

10.

Образные слова и выражения. Загадки.

1

Составлять образные слова и выражения, предложения и словосочетания. Различать предложение и словосочетание.

11.

Фразеологизмы. Фразеологические обороты.

1

Употреблять фразеологизмы в речи. Находить в тексте фразеологизмы. Объяснять значение фразеологима.

12.

Крылатые слова и выражения.

1

Употреблять в речи крылатые выражения. Находить в тексте крылатые выражения.

13.

Устаревшие и современные слова.

1

Уметь отличать устаревшие слова, современные слова.  Употреблять в речи.

14.

Этимология: происхождение слов.

1

Работать с этимологическим словарем.

15.

Открытия эрудитов. Олимпиада.

Выполнять олимпиадные задания.

Развитие связной речи  (19ч)

16.

Предложение. Виды предложений.

Знать виды предложений. Уметь находить в тексте предложения разных видов.

17.

Члены предложения.

1

Знать названия членов предложения. Уметь находить члены предложения.

18.

Связь слов в словосочетании, предложении.

1

Уметь находить связь слов в словосочетании и предложении.

19.

Выделение признаков связного текста.

1

Определять тему и главную мысль текста. Соотносить текст и заголовок.

Подбирать заголовок к заданному тексту.

20.

Составление предложений из слов. Объединение их в связный текст.

1

Определять тему и главную мысль текста. Соотносить текст и заголовок.

Подбирать заголовок к заданному тексту.

Составлять текст по заданной теме.

 Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения, заключение. Выбирать ту часть текста, которая соответствует заданной коммуникативной задаче.

 Передавать устно содержание прочитанного текста-образца или составленного текста. Создавать устный и письменный текст в соответствии с поставленной учебной  коммуникативной задачей

21.

Стили речи: разговорный и книжный.

1

Знать стили речи. Правильно употреблять данные стили.

22.

Разговорный стиль. Диалог.

1

Уметь составлять диалог. Использовать диалог в разговорной речи.

23.

Диалог и монолог.

1

Отличать диалог от монолога. Уметь составлять диалог и монолог.

24.

Художественный стиль. Общее понятие.

1

Отличать художественный стиль

25.

Краткое изложение текста по плану и опорным словам на основе зрительного восприятия.

1

Составлять текст –рассуждение по коллективно составленному плану.

26.

Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитет.

1

Знать, что такое эпитет. Находить эпитеты в текстах.

27.

Изобразительно-выразительные средства языка. Метафора. Сравнение.

1

Знать, что такое метафора и сравнение. Находить метафоры и сравнения  в текстах.

28.

Изобразительно-выразительные средства языка. Олицетворение.

1

Знать, что такое олицетворение . Находить олицетворения  в текстах.

29.

Научный стиль речи. Научные слова.

1

Отличать научный  стиль от художественного. Знать научные слова (в соответствии с возрастом)

30.

Правописание падежных окончаний существительных.

1

Знать правила написания падежных окончаний существительных.

31.

Изложение - повествование текста по обобщенным вопросам и опорным словам на основе слухового восприятия.

1

Составлять повествовательный текст по вопросам и опорным словам.

32.

Правописание предлогов и приставок.

1

Узнавать предлоги в устной и письменной речи. Правильно употреблять предлоги в речи (прийти из школы).

Раздельно писать предлоги со словами

33.

Изложение - описание по коллективно составленному плану и опорным словам.

1

Писать изложение по составленному плану.

34.

Открытия эрудитов. Олимпиада.

1

Выполнять олимпиадные задания.

Итого:

34 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Тайны русского языка"

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Занимательный русский язык"

Программа курса предназначена для обучающихся начальной школы (1 – 4 классы). Годы обучения в школе – это период человеческой жизни, специально отведённый для усвоения основ научного, этич...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Занимательный русский язык"

Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  «Занимательный русский язык»  направлена на развитие умения чувствовать красоту и выразительность речи, на формирование ст...