«Развитие функциональной грамотности учащихся на уроках и во внеурочное время»
статья (4 класс)

Морозова Лариса Анатольевна

 Материал предназначен для учителей и воспитателей общеобразовательных школ

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие функциональной грамотности учащихся на уроках и во внеурочное время».

Учитель начальных классов ГБОУ школы-интерната №4 г.о. Самара:

Морозова Л.А.

Все мы знаем, что функциональная грамотность - способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться в ней. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе. (это на презентации)

Функциональная грамотность – это уровень образованности, который может быть достигнут учащимися за время обучения в школе, и предполагает способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни.

          Современный образовательный процесс направлен на развитие функциональной грамотности обучающихся, что является сегодня необходимым условием становления творческой, деятельной, конкурентоспособной личности. Под функциональной грамотностью понимается уровень образованности, который характеризуется способностью решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизнедеятельности на основе преимущественно прикладных знаний.

             Функциональная грамотность есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной среде.
Функциональная грамотность – явление метапредметное, и поэтому она формируется при изучении всех школьных дисциплин, в том числе и во внеурочной деятельности и поэтому имеет разнообразные формы проявления. Одним из основных направлений модернизации системы образования является обучение учащихся самостоятельно добывать и анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества. Отличительные черты функциональной грамотности:

- направленность на решение бытовых проблем;

- является ситуативной характеристикой личности, поскольку обнаруживает себя в конкретных социальных обстоятельствах;

- связь с решением стандартных, стереотипных задач;

- это всегда некоторый элементарный (базовый) уровень навыков чтения и письма;

- используется в качестве оценки прежде всего взрослого населения.

 Каковы критерии функционально грамотной личности? Какими качествами должен обладать младший школьник?

1.  Готовность взаимодействовать с окружающим миром, уверенная адаптация.

2.  Умение самостоятельно решать учебные и житейские задачи.

3. Способность строить отношения в малой социальной группе, в частности — в школьном классе.

4. Владение навыками рефлексии, способность посмотреть на себя со стороны, оценить свою работу.

Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами. Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, которые авторы именуют общеучебными умениями или ключевыми компетенциями

Внеурочная деятельность – это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребенку в освоении нового вида учебной деятельности, она способствует расширению образовательного пространства, создает дополнительные условия для развития учащихся

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающиеся не только и даже не столько должны узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.

   Сегодня большая часть учебников учит детей решать задачи, исходя из явной информации. Но в обычной жизни в любом тексте есть и другой уровень, неявный. Например, когда мы рассматриваем билет в театр, в первую очередь в глаза бросается время спектакля, адрес театра – всё это явная информация. А вот когда мы, извлекая её, прикидываем, во сколько нам нужно выйти из дома, чтобы быть вовремя – это уже неявная для читателя информация. Для формирования функциональной грамотности в начальной школе важно, чтобы задания, которые получают дети, были близки их опыту и окружению. Близкая тема вдохновляет ребенка узнавать, потому что знания могут быть сразу применены в реальной жизни – в той же игре.

Но заданий, которые развивают функциональную грамотность ребенка, к сожалению, не так много. Это связано с тем, что их разработка достаточно сложна, в ней нужно учесть много факторов. Задания должны быть не только привязаны к реальности, но и соответствовать возрасту детей и их когнитивным особенностям. Они должны быть системными, содержать много фактов – в том числе и тех, которые, возможно, не понадобятся ребенку для ее решения, но будут интересны в принципе.

В эпоху цифровых технологий функциональная грамотность развивается параллельно с компьютерной грамотностью, следовательно, для успешного развития функциональной грамотности школьников и достижения ключевых и предметных компетенций необходимо соблюдать следующие условия:

  • обучение на уроках должно носить деятельностный характер;
  • образовательная деятельность ориентирована на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности ;
  • предоставляется возможность для приобретения опыта достижения цели;
  • используются продуктивные формы групповой работы;
  • обеспечить переход от фронтальных форм обучения классного коллектива к реализации индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося, в том числе с использованием интерактивных инновационных, проектно-исследовательских технологий, цифровой инфраструктуры.

Следовательно, научиться действовать ученик может только в процессе самого действия, а каждодневная работа учителя на уроке, образовательные технологии, которые он выбирает, формируют функциональную грамотность учащихся, соответствующую их возрастной ступени.

В современной школе сущностью функциональной грамотности становятся не сами знания, а четыре главные способности обучающегося:

1)добывать новые знания;

2) применять полученные знания на практике;

3)оценивать свое знание-незнание;

4)стремиться к саморазвитию.

Формы и методы, которые способствуют развитию функциональной грамотности: ЭТО

  • Групповая форма работы
  • Игровая форма работы
  • Творческие задания
  • Тестовые задания
  • Практическая работа
  • Ролевые и деловые игры
  • Исследовательская деятельность
  • Методы:
  • 1.Мозаика.
  • 2. Один-два-вместе.
  • 3.Дерево решений.
  • 4.Мозговой штурм.
  • 5. Мини-исследование.
  • 6.Кейс.
  • 7. Аукцион.

Формы занятий:

  • ситуационная игра,
  • образно-ролевые игры,
  • исследовательская деятельность,
  • практикум,
  • мастер-класс,
  • дискуссия, обсуждение.

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающиеся не только и даже не столько должны узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения.

Занятия внеурочной деятельностью помогают решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребенка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, это и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Функциональная грамотность рассматривается как совокупность двух групп компонентов: интегративных и предметных. Предметные соответствуют предметам учебного плана начальной школы. К интегративным относятся коммуникативная, читательская, информационная, социальная грамотность, формирующиеся на любом предметном содержании.

Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе. Результатом развития функциональной грамотности является овладение обучающимися системой ключевых компетенций. Ключевые компетенции – это свойства и качества, необходимые любому человеку вне зависимости от выбранной им профессиональной 10 сферы деятельности, наиболее общие способности и умения, позволяющие человеку понимать ситуацию и достигать результата в личной и профессиональной жизни в условиях конкретного общества. Общеучебные умения (ключевые компетенции) развиваются в ходе обучения всем предметам на уровне, доступном обучающимся соответствующей возрастной группы, и подразделяются на четыре вида:  организационные умения (компетенции личностного самосовершенствования или регулятивные действия);  интеллектуальные умения (учебно-познавательные, информационные, ценностно-смысловые компетенции или познавательные универсальные действия);  оценочные умения (ценностно-смысловые компетенции или личностные действия);  коммуникативные умения (общекультурные, коммуникативные, социально-трудовые компетенции или коммуникативные действия) [3, c. 48]. Их формирование осуществляется в рамках каждого учебного предмета, по сути, они – надпредметны. Компетентностный подход предполагает четкую ориентацию на будущее, которое проявляется в возможности построения своего образования с учетом успешности в личностной и профессиональной деятельности. Одним из эффективных способов развития функцианальной грамотности я считаю, является составление и выполнение компетентностно – ориентированных заданий. Задания практического содержания изменяют организацию традиционного урока и способны привить интерес ученика к предметам. Такого вида задания требуют умение применять накопленные знания в практической деятельности. Какова же роль предметов в начальной школе? Что может сделать учитель, чтобы обеспечить функциональную грамотность учеников? Прежде всего, необходимо создать оптимальные условия для продвижения каждого ученика в образовательном пространстве, знать учебные возможности школьников каждого возраста. В этом плане использование инновационных педагогических технологий играет большую роль. Исследовательский метод, дискуссии, мозговой штурм, технология «критического мышления», технологии проектной деятельности, технологии продуктивного чтения, пирамида Блума, приемы работы с текстом, развивающие функциональную грамотность учащихся, интерактивные, групповые формы и методы, коллективный способ обучения – данные технологии развивают творческую активность, формируют мыслительную деятельность, учат школьников отстаивать свою точку зрения, помогают добиться глубокого понимания материала. Как показывает практика именно учебные проекты, способствуют влиянию на личность, в которой обеспечивается баланс между социальными и индивидуальными потребностями личности, и, которые запускают  механизм саморазвития, самосовершенствования, самообразования и обеспечивают готовность личности к реализации собственной индивидуальности. Работа в парах, в группах сменного состава позволяет решить и задачи воспитания: желание и умение сотрудничать в группах с одноклассниками.

Большие возможности для развития творческих способностей у учащихся во внеурочной деятельности имеют кружковые занятия, проведение интеллектуальных игр, предметных олимпиад, конкурсов различных уровней.

Вызывая интерес учащихся к предмету, внеурочные занятия способствуют развитию кругозора, творческих способностей, привитию навыков самостоятельной работы, участия в различных творческих конкурсах, проводимых в классе, школе, районе, и т.д.

Например, выполнение творческого проекта. В ходе выполнения проекта ученик разрабатывает и изготавливает новый продукт. Подготовительная часть проекта выполняется под руководством педагога и плавно переходит в самостоятельную работу ученика. На всем протяжении выполнения проекта школьник проектирует, моделирует, анализирует, оценивает, выполняет коррекцию. В заключение подготовить варианты презентации готового изделия. Всё это формирует умения и навыки функциональной грамотности.

Рассматривая проект «День рождения», дается задание.

У Вовы скоро день рождения. Он пригласил тебя на праздник. О чем ты подумаешь в первую очередь?

- задумаюсь что подарить

- узнаю интересы Вовы

- пойду в магазин за подарком

- сделаю подарок своими руками

Какие приёмы для организации поисковой деятельности обучающихся и поддержки их мотивации можно использовать?

1 Для определения проблемы и цели - приёмы «Мозговой штурм», «Дерево целей», «Визуальное ранжирование», «Дерево проблем».

2 Для поиска вариантов решения - «Цветок лотоса», «Анализ альтернатив».

3 Для защиты проекта - «Шесть шляп мышления», «Круглый стол».

4.Для рефлексии – «Рефлексивный круг», «Рефлексивная мишень», «Заверши фразу», «Мини –сочинение».

Эти приёмы обеспечивают взаимодействие педагога и учащихся (интерактивность) в ходе проектно – исследовательской деятельности.

 

 При формировании функциональной грамотности учащихся учителям начальных классов надо помнить.

    1. Главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете.

    2. На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик - завтрашний активный член общества.

   3.Учите детей учиться.

   4.Необходимо чаще использовать вопрос "почему?", чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения.

    5. Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует знания на практике.

    6.  Надо приучать учеников думать и действовать самостоятельно.

Необходимо заложить фундамент успешного обучения и психологического развития ребенка в процессе обучения в начальной школе для щадящего перехода в среднее звено.

  • Функциональная грамотность повышает интерес к предметам, умение добывать знания и применять их в практических жизненных ситуациях.

Помогает подготовить ученика способного быть успешным в постоянно меняющемся мире.

https://multiurok.ru/files/vystuplenie-na-seminare-dlia-uchitelei-nachalnyk-1.html

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2022/11/21/formirovanie-funktsionalnoy-gramotnosti-vo-vneurochnoy

https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/500456-razvitie-funkcionalnoj-gramotnosti-uchaschihs

https://педпроект.рф/татаринцева-о-п-публикация/

https://smolmetod2017.admin-smolensk.ru/files/473/sbornik_ped-mast-razvitie.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательного интереса учащихся на уроках и во внеурочное время

Проблема формирования познавательного интереса, который в становлении личности играет роль ценного мотива деятельности, а при известных условиях становится устойчивой чертой личности и обнаруживает се...

Игровая деятельность как средство развития творческих способностей учащихся на уроках и во внеурочное время

Опыт работы "Игровая деятельность как средство развития творческих способностей учащихся на уроках и во внеурочное время"...

Обобщение опыта по теме: « Проектная деятельность младших школьников, как средство развития познавательной активности учащихся на уроках и во внеурочное время в начальной школе»

В связи с этим большое значение приобретает не только разработка и совершенствование нового учебного содержания, но и исключение из практики непродуктивных стилей и форм педагогического общения, метод...

Развитие познавательной деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время

Программа проектной деятельностимладших школьников...

Развитие функциональной грамотности учащихся младших классов на уроках математики

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Что такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – способность человек...

Проектная деятельность младших школьников, как средство развития познавательной активности учащихся на уроках и во внеурочное время в начальной школе

В последние годы особо остро стоит вопрос о развитии творческих способностей детей в теории и практике обучения. В современной школе и педагоги, и родители заинтересованы в том, чтобы школьники не тол...

Презентация "Развитие функциональной грамотности учащихся на уроках и во внеурочное время"

Материал предназначен учителям и воспитателям общеобразовательных школ...