Рабочая программа по внеурочной деятельности «Моя родина-Россия. Край Воронежский"
рабочая программа (1 класс)

Лютикова Ирина Владиславовна

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Моя родина-Россия. Край Воронежский» по содержанию является социально-педагогической; по функциональному предназначению — учебно-познавательной, общекультурной; по форме организации — групповой; по времени реализации — трехгодичной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_rodina-_rossiya.kray_voronezhskiy.docx41.21 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Моя родина-Россия. Край Воронежский» по содержанию является социально-педагогической; по функциональному предназначению — учебно-познавательной, общекультурной; по форме организации — групповой; по времени реализации — трехгодичной.

Программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. № 373).

  1. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
  2. Концепции УМК «Школа России».
  3. Закона «Об образовании».
  4. Примерных образовательных программ научно-познавательного направления.
  5. Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ  №76
  6. Учебного плана внеурочной деятельности  МБОУ СОШ  №76 на 2022-2023 учебный год.

Описание места курса в учебном плане

  Программа рассчитана на 3 года,105 часов. В 1 классе -34 часа, 2 класс-35 часов, 3 класс- 36 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут( а 1-х класса), по 45 минут в 2-3 классах. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1-3 классов.

Цели курса:

  • формирование элементарных знаний, направленных на осознание необходимости изучения краеведения, заботы о крае;
  • изучение истории города Воронежа, его искусства через судьбы и творчество знаменитостей города: писателей, художников, архитекторов и т.д.; создание условий для духовно-ценностной и практической ориентации ученика в городе; содействие в развитии ребенка и в достижении им определенного уровня образованности; способствовать формированию осознанного отношения к памятникам истории и культуры;
  • воспитание воронежца на лучших традициях воронежской культуры, через возрождение духовности; формирование гражданской позиции и чувства любви к родному городу, осознание своей причастности к его истории через возрождение духовности; формирование гражданской позиции и чувства любви к родному городу, осознание своей причастности к его истории через судьбу собственной семьи, личного отношения к прошлому и настоящему города Воронежа;

Задачи курса:

  • создание условия для освоения знаний об основных понятиях, особенностях природы своей местности во всем её разнообразии и целостности;
  • создание условия для применения знаний в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;
  • развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства, формирование толерантности;
  • формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности, позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса  учащихся к краеведению через тематические акции НОУ, детских библиотек, конкурсы, олимпиады и другие специализированные акции;
  • адаптация к реальной деятельности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации, ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы; формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видение своего места в решении местных проблем  сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия.  Достижения результатов увеличат вероятность появления образовательных эффектов, сформируются универсальные учебные действия и личностные результаты.

При достижении личностных результатов у школьника будут сформированы:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности;

- познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;

- ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

- основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

- ориентация в нравственном отношении как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических чувств как регуляторов моральных норм;

- эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им;

- основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам поведения в природе;

- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой города и края.

При достижении метапредметных результатов у школьника будут сформированы следующие УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные):

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов;

- различать способ и результат действия.

Выпускник получит возможность научиться:

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

- проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации;

- оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;

- осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;

- выражать речь в устной и письменной форме;

- проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи;

Обучающийся получит возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ;

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:

- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

- содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

- точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действий;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что в ней реализуются следующие принципы:

1. Актуальность.

В последние годы в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Стала более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. В реформируемом государстве стратегическая цель социального развития направлена на построение правового государства и гражданского общества.

Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.

Начальная школа призвана воспитывать лучшие нравственные качества учащихся, любовь к Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям, уважительное отношение к другим народам и их национальным культурам, способствовать разностороннему и гармоничному развитию младших школьников, раскрытию их творческих способностей.

2. Научность.

Создание гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания.

В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формировании такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.

Понятие «гражданственность» трактуется как освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля.

В этой связи огромное значение имеет ознакомление младших школьников с историей, культурой, экономикой, бытом родного края.

3. Системность.

Создается система краеведческой деятельности младших школьников, в которой устанавливаются взаимосвязи между:

- всеми участниками краеведческой деятельности – учащимися, педагогами, родителями, социальными партнерами;
- основными компонентами организуемой деятельности – целевым, содержательно-деятельностным и оценочно-результативным;

- урочной и внеурочной деятельностью;

- региональной, муниципальной, общешкольной, классной, индивидуальной системами воспитания и дополнительного образования школьников.

Данная образовательная программа педагогически целесообразна, т.к. при ее реализации знания, получаемые учащимися, органично вписываясь в единое образовательное пространство школы, становятся важным и неотъемлемым компонентом, способствующим формированию исторического и гражданского сознания, воспитанию патриотизма, толерантного отношения к людям, привитию навыков профессиональной деятельности: исследовательской, поисковой.

4. Практическая направленность.

Содержание занятий направлено на расширение кругозора и развитие познавательных интересов учащихся, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения, повышает нравственность. Изучение родного края дает возможность привлечь учащихся к поисково-исследовательской работе.

5. Обеспечение мотивации.

Именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению города, как окружающего ребенка микромира; создаются условия для формирования нравственных чувств, этики поведения. Ребенок в уже привычном, знакомом открывает все новые стороны. У него начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатство.

6. Реалистичность.

С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 36 занятий.

7. Курс ориентационный.

Он осуществляет знакомство с Воронежским краем, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам нашего края, расширяет кругозор, углубляет знания о крае.

8. Принцип гуманистической направленности.

При организации внеурочной деятельности в максимальной степени учитываются интересы и потребности детей, поддерживаются процессы становления и проявления индивидуальности школьников, создаются условия для формирования у учащихся умений и навыков самопознания, самоопределения, самореализации, самоутверждения.

9.Принцип креативности.

Данная программа поддерживает развитие творческой активности детей, желание заниматься индивидуальным и коллективным жизнетворчеством.
10.Принцип успешности и социальной значимости.

Формирование у детей потребности в достижении успеха. Важно, чтобы достигаемые ребенком результаты были не только личностно значимыми, но и ценными для окружающих, особенно для его одноклассников, членов школьного коллектива, представителей ближайшего социального окружения учебного заведения.

Особенности программы.

Программа предполагает обобщение и углубление знаний по краеведению, усложняющиеся формы работы при переходе из класса в класс. Широко используются местные ресурсы: краеведческий музеи области, района, города, городские библиотеки, другие культурные учреждения и памятники природы. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в урочной и внеурочной деятельности. Учебная работа дополняется широкой внеклассной деятельностью, экскурсиями: сбор интересной информации для подготовки докладов, уроков, конференций. Изучение курса предусматривается в региональном компоненте базисного учебного плана.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы

Программа ориентирована на воспитанников 7-9 летнего школьного возраста. Формы и методы организации деятельности воспитанников ориентированы на их индивидуальные и возрастные особенности.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы

Курс «Моя родина-Россия. Край Воронежский» является интегрированным курсом, состоящим из нескольких содержательных блоков, которые обеспечивают системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.

Первый период является вводным и направлен на первичное знакомство с социальной, культурной, духовной, а также природной средой города Воронежа.

Второй период имеет направление литературное. Это знакомство с творчеством выдающихся людей нашего края – поэтов, писателей, художников. Основная цель – расширение кругозора учащихся, пополнение знаний об истории Воронежской области, ее выдающихся людях, литературе и искусстве родного края.

Третий период имеет историческое направление и нацелен на расширение знаний ребенка об истории малой родины. В курсе «История родного края» рассматриваются основные события российской истории, повлиявшие на развитие края. Особое место занимает изучение петровской эпохи – пребывание Петра I на Воронежской земле, его роль в преобразовании нашего края. Практическая часть занятий отводится работе с «лентой времени» (отработка первичных хронологических знаний), исторической картой, что позволяет сформировать исторические представления к началу систематического изучения истории в основной школе.

Формы и режим занятий

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут( а 1-х класса), по 45 минут в 2-3 классах.

Основными формами образовательного процесса являются:

  • практико-ориентированные учебные занятия;
  • творческие мастерские;
  • конкурсы, выставки.

На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:

  • индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);
  • фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);
  • групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);
  • коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).

Учебно – тематическое планирование

1 год.

п/п

Тема занятия

1

Введение в краеведение. Техника безопасности на занятиях.

2

Сбор природного материала. Наблюдение за осенними изменениями в природе.

3

Творческая мастерская «Город осенью».

4

Моя семья. Семейные традиции.

5

Моя семья. Семейные традиции.

6

Моя семья. Семейные традиции.

7

Кольцов и Никитин – воронежские поэты. Разучивание стихотворений поэтов.

8

Кольцов и Никитин – воронежские поэты. Знакомство с достопримечательностями города, носящими имена поэтов.

9

Посещение театра юного зрителя.

10

Имя твоё. Индивидуальная поисковая деятельность.

11

Моя школа – мой дом. Беседа о школе, история школы, символика.

12

Моя школа – мой дом. Беседа о школе, история школы, символика.

13

Мой двор, моя улица. За что люблю, что бы изменил.

14

Мой двор, моя улица. За что люблю, что бы изменил.

15

Мой двор, моя улица. За что люблю, что бы изменил.

16

Памятные места города. Заочное путешествие.

17

Памятные места города. Заочное путешествие.

18

Обзорная экскурсия в краеведческий музей.

19

Мой город. Из истории образования города.

20

«Воронеж – колыбель российского флота». Рассказ-экскурсия по родному городу.

21

Промышленные предприятия города. Заочное путешествие.

22

Мой край на карте страны.

23

С Днем рождения, Воронеж! Игра-викторина.

24

Мой вклад в дело процветания края.

25

Мой вклад в дело процветания края.

26

Удивительная история и судьба Винивитиных. Заочное путешествие.

27

Экскурсия в музей-усадьбу Винивитинова.

28

Животный мир Воронежской области.

29

Гордость области – бобры.

30

Экскурсия на станцию юных натуралистов.

31

Красная книга Воронежской области.

32

Красная книга Воронежской области. Экскурсия в краеведческий музей.

33

Воронеж-город высокой культуры. Заочное путешествие.

34

Театры в нашем городе. Заочная экскурсия.

2 год.

п/п

Тема занятия

День Знаний

Беседа по ТБ и правилам поведения в общественных местах.

Сбор природного материала. Наблюдение за осенними изменениями в природе.

Творческая мастерская «Осень в родном городе».

Осень в родном городе. Фотоконкурс.

Моя любимая мамочка. Презентация.

Об отце говорю с уважением. Конкурс сочинений.

Мама, папа, я – дружная семья. Конкурс – соревнование.

Здесь живет моя семья. Заочное путешествие.

Я помощник в своей семье.

Я помощник в своей семье.

                          Я люблю свою школу. Конкурс сочинений.

Я – ученик. Творческое задание.

Обязанности ученика в школе.

Подумай о других. Игра.

Школьная символика.

Символы родного края (герб).

Символы родного края ( гимн).

Символы родного края (флаг).

День добрых волшебников. Вывешивание кормушек.

Мой любимый город. Презентация.

Наш город. Выпуск газет.

О чем шепчут названия улиц родного города.

О чем шепчут названия улиц родного города. Экскурсия по родному городу.

День добрых волшебников. Вывешивание кормушек.

О чем шепчут названия улиц родного города. Конкурс рисунков.

Проект. Экология нашего города.

Уж тает снег, бегут ручьи. Заочное путешествие.

Уж тает снег, бегут ручьи. Заочное путешествие.

День птиц. Выставка рисунков.

Десант чистоты и порядка.

След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Экскурсия в музей.

Открытка ветерану. Акция.

Герои Советского союза – наши земляки. Урок Мужества.

Поэты и писатели нашего города. Выпуск буклетов.

Поэты и писатели нашего города. Выпуск буклетов.

3 год.

п/п

Тема занятия

       1.

Беседа по ТБ и правилам поведения в общественных местах

Как люди узнают о прошлом?

2

Лента времени

3

Лента времени

4

История на карте

5

«Город древний, город чудный»

6

Воронежский край – колыбель русского флота

7

Воронежский край – колыбель русского флота

8

Петровская эпоха

9

Поэты, историки-краеведы о воронежских страницах истории Российского военно-морского флота

10

Дворянско-купеческий город

11

Русская ярмарка

12

Век девятнадцатый

13

Балы и развлечения в жизни дворян

14

Революции в Воронежском крае (1905-1917 гг.)

15

Обобщающий урок «Знатоки родного края»

16

Обобщающий урок «Знатоки родного края»

17

КВН«Знатоки родного края»

18

Суровые годы Великой Отечественной войны

19

Герои – защитники города

20

Освобождение Воронежа

21

По страницам Великой Отечественной войны. Местные писатели и поэты о войне

22

Герои Советского Союза в моем крае

23

Жизнь детей в годы Великой Отечественной войны

24

Под славными знаменами

25

Тыл – фронту

26

Судьбы моих родственников в Великую Отечественную войну

27

Памятники воинской славы в моем городе

28

Экскурсия к памятникам, посвященным освобождению города, к мемориальным доскам,  улицам, названным именами героев войны

29

Из пепла пожарищ. Восстановление города после войны

30

Государственная символика России

31

Я – гражданин России, я – воронежец!

32

Воронеж – столица Центрального Черноземья

33

Воронеж сегодня

34

Наши праздники

35

Обобщающий урок « Люби и знай свой край»

36

Проект «Придумай и опиши город будущего»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности в начальной школе "Край наш Смоленский"

Рабочая программа по курсу «Край наш Смоленский» в 1-4 классах  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Ко...

Рабочая программа по внеурочной деятельности.Кружок "Природа родного края"

В основе программы лежат следующие направления: нравственное  и гражданско-правовое. Особое внимание уделяется нравственному направлению, так как нравственность – это та основа, без которой невоз...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Изучение природы родного края"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Изучение природы родного края"...

Программа по внеурочной деятельности "Наша Родина - Россия. Гид по Санкт-Петербургу"

Программа по внеурочной деятельности "Наша Родина - Россия. Гид по Санкт-Петербургу". 3 класс....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности" Брянский край. Природа родного края"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности" Брянский край. Природа родного края"...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Путешествуем по родному краю"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Путешествуем по родному краю" для 4 класса. Направление: духовно-нравственное...