Оригами как средство развития мышления у детей младшего школьного возраста
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Мышление как психический процесс изучалось многими известными педагогами и психологами. Именно от уровня развития мышления зависит вся система деятельности психических функций. Оригами используется как средство развития мелкой моторики рук и пальцев с вытекающим влиянием на мышление, память, речь.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Оригами как средство развития мышления у детей

младшего школьного возраста

Среди многообразия видов творческой деятельности бумажное конструирование занимает одно из ведущих положений. В конструировании проявляются многие психические процессы, но, пожалуй, наиболее ярко - творческое воображение и мышление.

Мышление как психический процесс изучалось многими известными педагогами и психологами. Именно от уровня развития мышления зависит вся система деятельности психических функций. Оригами используется как средство развития мелкой моторики рук и пальцев с вытекающим влиянием на мышление, память, речь.

Доступность материала, вариативность уровня сложности и освоения оригами, а также многофункциональность и широкий спектр положительного влияния на умственное развитие человека привели к активному использованию данного вида искусства в обучении на разных уровнях образования. Эта деятельность будит в детях интеллектуальную и творческую активность, учит планировать свою деятельность.

На протяжении 5 лет я веду курс внеурочной деятельности «Волшебный мир оригами» и занимаюсь подготовкой детей к конкурсу бумажной пластики «Шаг в будущее», Оригами.

Программа предусматривает изучение материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие, воспитывает уверенность в себе.

При прохождении курса дети знакомятся с различными видами оригами, начиная от простых фигурок и заканчивая модульным оригами. На занятиях мы сочинениям сказки, выполняем коллективные работы, устраиваем тематические выставки. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения. Основная задача на всех этапах освоения оригами – содействовать развитию инициативы, творчества детей и увлеченности.

На первых занятиях я рассказываю об истории возникновения бумаги и искусства «оригами», знакомлю с условными обозначениями. Показываю способы приготовления квадратов нужной величины, учу складывать простейшие базовые формы оригами.

Чтобы детям легче было овладеть техникой складывания поделок из бумаги, объясняю, сопровождая работу показом с опорой на схемы, выполняю действия с проговариванием, дети постарше самостоятельно собирают поделки с использованием схем. На занятии ребята могут выполнять роль помощника учителя, если они справились со своей работой, то с радостью предлагают помощь остальным.

На занятиях мы собираем поделки оригами по мастер-классам из современных источников. Я стараюсь каждый год обновлять свою копилочку со схемами сборки оригами. На слайде можно увидеть мои любимые пособия, которые можно использовать для занятий с детьми. А также популярные каналы по оригами с Ютуба. Ребята любят предлагать новые найденные схемы в технике оригами для работы. Им нравится делиться своими открытиями с одноклассниками, учить своих сверстников. Они с удовольствием рассказывают, как собирали цветы в подарок сестре или маме.

         Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность, договариваться друг с другом. Оригами позволит формировать, развивать, корректировать у обучающихся пространственные и зрительные представления, наличие которых является показателем школьной зрелости, а также помочь легко и радостно включиться в процесс обучения.

С конца второго года обучения я постепенно перехожу к модульному оригами, которое интересно тем, что из нескольких одинаковых заготовок в процессе дальнейшего их соединения получается единая поделка. Детей очень захватывает этот вид оригами, они с удовольствием изготавливают поделки в этой технике, любят дарить в подарок своим родителям, друзьям, учителям. На слайде вы можете увидеть собранные нами работы в технике модульного оригами. С этими работами мы участвовали в городских этапах конкурса бумажной пластики «Шаг в будущее».

Постепенность усложнения занятий, взаимодействие и доброжелательное отношение в коллективе вырабатывает устойчивый интерес обучающихся к занятиям. Дети с удовольствием занимаются оригами. Если ребёнок утомляется, он тут же переключается на другую составляющую деятельности: от складывания переходит к игре с готовой поделкой, рисует последовательность складывания, читает схемы, составляет готовые композиции с оригами. В качестве разминки мы можем устроить соревнования «Чья лягушка чаще делает сальто» или запустить самолетики. Такая смена внимания предупреждает умственные переутомления детей при насыщенной, согласованной и разнообразной работе мысли и рук. 

На слайде представлены результаты нашей творческой кропотливой работы, наши победы. Я очень горжусь своими учениками, их успехами.

Бесспорно, оригами:

  • развивает пространственное воображение, память, творческие и исследовательские способности, чертежные навыки, мелкую моторику, концентрацию внимания, уверенность в своих силах и способностях, так как неуспевающих на занятиях оригами нет;
  • знакомит с основными геометрическими понятиями;
  • улучшает способность следовать устным инструкциям;
  • расширяет коммуникативные способности;
  • воспитывает наблюдательность, художественно-эстетический вкус детей, самостоятельность и аккуратность при работе.

Все педагоги, занимающиеся преподаванием оригами, отмечают положительное влияние этого занятия на успехи своих учеников и по остальным предметам. В частности, оригами помогает осваивать чтение, графические основы письма, геометрию, окружающий мир. Дети увлечённо изучают литературу, связанную с оригами, находятся в постоянном поиске нового.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

01. Развитие креативного мышления учащихся младшего школьного возраста в рамках системы НФТМ-ТРИЗ

Ссылка на главную: https://nsportal.ru/tatyana-mihaylovna-chernyshyovaПроблема развития творческого мышления школьников в процессе обучения сегодня является, пожалуй, одной из первых среди многих...

Развитие творческого мышления в младшем школьном возрасте

Развитие творческого мышления в младшем школьном возрасте...

Развитие логического мышления в младшем школьном возрасте.

Развитие логического мышления в младшем школьном возрасте. Психолого-педагогический аспект....

«Развитие логического мышления в младшем школьном возрасте»

Развитие логического мышления в младшем школьном возрасте. Психолого-педагогический аспект....

Проект "Моя инициатива в образовании" на тему: Оригами-как средство развития логического и пространственного мышления у детей

Проект "Моя инициатива в образовании" на тему: Оригами-как средство развития логического и пространственного мышления у детей...

Мастер - класс "Мнемотехника как средство развития речи детей младшего школьного возраста с ОВЗ"

Мастер - класс для педагогов !Мнемотехника как средство развития речи детей младшего школьного возраста с ОВЗ"...