Рабочая программа индивидуально-групповых занятий «Познавайка» для слабоуспевающих обучающихся 4 класса
рабочая программа

Патлина Надежда Леонидовна

Рабочая программа

 индивидуально-групповых занятий

«Познавайка»

для слабоуспевающих обучающихся

4 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Пионерский»

Приложение к     образовательной программе,

введенной в действие  приказом №______

от  « 31» 08. 2020г.

Рассмотрено на заседании кафедры                                                                                      «Согласовано»                                                

начального образования                                                                                                          зам. Директора по УВР                                  

Протокол №_______                                                                                                              /Зверева Е.А../_______                                

Руководитель кафедры:                                                                                                                «____»___________ 2020г.

/Терехина Н.А. /________

«___» __________ 2020г.

Рабочая программа

 индивидуально-групповых занятий

«Познавайка»

для слабоуспевающих обучающихся

4 класса

Составитель:

учитель начальных классов

Патлина Н.Л

2020 год

1. Пояснительная записка

        Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам наших школ, - это работа со слабоуспевающими учащимися. Курс индивидуально-групповые занятия составлен в соответствии с образовательной программой школы на 2020-21 учебный год.

В последнее время психологи и педагоги вместе с медиками отмечают неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения. Специалисты отмечают, что негативные изменения экологической и социально-экономической ситуации в стране ухудшают соматическое и нервно-психическое здоровье школьников, а в условиях интенсификации обучения и перегруженности школьных программ значительно возрастает число неуспевающих.  

Однако никак нельзя сбрасывать со счёта и социально-психологический фактор неуспеваемости. Ведь ребёнок обучается в коллективе, в котором постоянно происходит подкрепляемое оценками учителя сравнение детей между собой. Неуспевающий ученик выставляется как бы на «обозрение» сверстников и практически ежедневно переживает ситуацию неуспеха. Всё это, естественно не способствует его личностному становлению и развитию. Становится очевидным, что часть вины за такое большое количество двоечников ложится на наши плечи, плечи педагогов. Под неуспеваемостью обычно понимаются итоговые отрицательные отметки, а к причинам неуспеваемости относят все обстоятельства, которые предшествуют получению учеником неудовлетворительных отметок. В результате совершенно разные явления не дифференцируются, трактуются как однородные — акты поведения учеников (не выполняет домашние задания, не слушает на уроках), черты их личности (ленив, неорганизован), элементы формирующейся неуспеваемости (пробелы в знаниях и навыках, недостатки познавательной деятельности) все попадает в причины.

          Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Не секрет, что количество таких учащихся в школах составляет примерно 10-15 %. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими учащимися всех служб образовательного учреждения. Основу такой работы может составлять Положение о деятельности педагогического коллектива со слабоуспевающими учащимися и их родителями.

Основная проблема – это несоответствие структуры образовательного пространства массовой школы, традиционных форм образования с особенностями личности каждого ребенка затруднения в обучении, связанные:

-  с состоянием здоровья:

 - занятия спортом;

 - какими либо видами художественного творчества;

 - неблагоприятной обстановкой в семье.

         На фоне школьных неудач, постоянного неуспеха познавательная потребность очень скоро исчезает, а учебная мотивация так и не возникает. Поэтому совершенно необходима специальная «поддерживающая» работа, помогающая детям, испытывающим трудности в обучении, успешно осваивать учебный материал, получая постоянное положение от учителя. Необходимы дополнительные упражнения, в которые заключена продуманная система помощи ребенку, заключающая в серии «подсказок», в основе которых лежит последовательность операций, необходимых для успешного обучения. Кроме того, этим детям необходимо большее количество на отработку навыка.

2. Цель и задачи программы

- ликвидация пробелов знаний у учащихся по предметам: русский язык и математика;

 - создание условий для успешного индивидуального развития ребенка.

Главная задача заключается в том, чтобы просто перестроить приемы и способы работы с материалом, которые уже имеются у ученика.

Эти дети требует особенного подхода к организации учебного процесса. Они в силу особенностей своего развития нуждаются в особой поддержке со стороны учителя, и при отсутствии должного внимания у них возникают серьезные трудности в обучении. Таким образом, эти дети без специально продуманной поддержки могут перейти в разряд неуспевающих. На индивидуальных занятиях работают под руководством учителя, который направляет их работу, уточняет формулировки, помогает понять условия заданий, осуществляет контроль  за правильностью выполнения.

Принципы построения:  Приоритет индивидуальности.

Принципы реализации - создание условий для реализации индивидуальных особенностей и возможностей личности; - выстраивания ребенком совместно с взрослыми индивидуального пути развития.

3. Общая характеристика предмета

Принципы работы с неуспевающими учениками

Учитель начальных классов   ДОЛЖЕН ПОМОЧЬ УЧЕНИКУ ПРОЯВИТЬ СВОИ ЛУЧШИЕ КАЧЕСТВА.

Выделяют 3 основные причины неуспеваемости:

1.       Физиологические;

2.       Психологические;

3.       Социальные

Физиологические причины – частые болезни, общая слабость здоровья, инфекционные болезни, болезни нервной системы, нарушение двигательной функции.

Психологические причины – особенности развития внимания, памяти, мышления, медленность понимания, недостаточный уровень развития речи, несформированность познавательных интересов, узость кругозора.

Социальные причины – неблагополучные условия жизни, недостойное поведение родителей, отсутствие домашнего режима, безнадзорность ребенка, материальное положение семьи.

Неуспеваемость возникает в результате выраженного функционального напряжения, ухудшения здоровья, нарушения социально-психологической адаптации, снижения успешности обучения (повышения уровня неудовлетворенности оценок по основным предметам).

При этом в основе неуспеваемости лежит не одна из этих причин, а несколько и довольно часто они действуют в комплексе. Отсюда у ученика возникает ряд проблем: в общении, в поведении, в обучении.

С точки зрения психологии причина неуспеваемости делится на 2 группы:

1.       Недостатки познавательной деятельности

-    несформированность приемов учебной деятельности;

- недостатки развития психических процессов, главным образом мыслительной сферы ребенка;

- неадекватное использование ребенком своих индивидуально-типологических особенностей.

2.       Недостатки в развитии мотивационной сферы ребенка.

Такие дети просто не умеют учиться, т.к. учебная деятельность требует овладения определенными умениями: счет в уме, заучивание стихотворения наизусть и т.д. Такие дети усваивают материал без предварительной логической обработки, выполняют различные упражнения без предварительного усвоения соответствующих правил. Они формально усваивают учебные приемы (например, могут вычленять основные части текста по образцам, а не по смысловым связям). Таким образом, такие дети выбирают определенные способы и приемы работы интуитивно, и со временем эти неправильные навыки в работе закрепляются. 

            Ключевые моменты в организации учебного процесса со   слабоуспевающими  детьми:

Для усиления эффективности работы со слабоуспевающими учащимися использовать новые образовательные технологии, инновационные формы и  методы обучения: личностно – ориентированный подход (обучение строить с учетом развитости индивидуальных способностей и уровня сформированности умений учебного труда) и разноуровневую дифференциацию на всех этапах урока.

Организовать индивидуально-групповую работу, применяя дифференцированные тренировочные задания, инвариантные практические работы, дифференцированные проверочные работы, творческие работы по выбору.

На уроках и  дополнительных занятий применять «Карточки помощи», «Памятки для учащихся», шире использовать игровые задания, которые  дают возможность работать на уровне подсознания. В работе создаются специальные ситуации успеха.

При опросе  слабоуспевающим  школьникам дается примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями  и  пр.

Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.

Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.

В ходе опроса  и  при анализе его результатов обеспечивается атмосфера доброжелательности.

В процессе изучения нового материала внимание  слабоуспевающих  учеников концентрируется на наиболее важных  и  сложных разделах изучаемой темы, учитель чаще обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала,  стимулирует вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала.

В ходе самостоятельной  работы  на уроке  слабоуспевающим  школьникам даются задания, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных  работах: отмечаются положительные моменты в их  работе  для стимулирования новых усилий, отмечаются типичные затруднения в  работе   и  указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.

При организации домашней  работы  для  слабоуспевающих  школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, предлагаются (при необходимости) карточки-консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки.                  

3. Место учебного предмета в учебном плане

На кружок отводится 1 час в неделю - З4 занятия в год.

                4. Ценностные ориентиры

Кружок состоит из дополнительных занятий по математике и русскому языку.

В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности математики:

- понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (хронология событий, протяжённость по времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т. д.);

- математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы);

- владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность предположений.

Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

  1. Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
  2. Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
  3. Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства еѐ красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
  4. Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
  5. Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
  6. Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
  7. Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлѐнности, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
  8. Особенности учащихся класса и процесса обучения
  9.              Настоящая  программа      учитывает  особенности   4 г  класса ,  в котором  будет  осуществляться  учебный  процесс.
  10.             При реализации программы осуществляется коррекционная направленность обучения учащихся. Учитываются особенности познавательных процессов данных учащихся
  11. Особенностями учебно-познавательной деятельности учащихся специального (коррекционного) класса VII вида являются: неустойчивость внимания, замедленность процесса переработки поступающей информации, недостаточная прочность запоминания и объём памяти, низкая познавательная активность, недостаточный уровень развития всех сторон речи, недостаточная техника чтения.
  12. Поэтому в обучении детей специального (коррекционного) класса VII вида учитель полностью руководствуется целями и задачами изучения предмета, указанными в рабочей программе, а также решает специфические задачи, исходящие из особенностей учебно-познавательной деятельности учащихся класса.
  13. 5.Учебно-методическое  и материально техническое обеспечение образовательного процесса.

Используемая литература

1. Кузнецова М.И. Учусь писать без ошибок. 4 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений, 2-е изд., дораб. – М.: 2012 -96 с.

2. В. Ю. Романова, Л.В. Петленко. Русский язык в начальной школе: индивидуальные задания. – М.:  2011. К. Э. Кочурова .

3. Дружим с математикой: 4 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений, 2-е изд., дораб. – М.: 2012 -96 с.

4. Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В. «Математика в начальной школе»: Проверочные и контрольные работы. – М.: 2013-304 с.

                             6.Планируемые результаты

Учащиеся к концу года должны уметь:

       -  применять правила правописания на изученные орфограммы;

       -  различать звуки и буквы; гласные и согласные звуки и буквы, твердые и мягкие, звонкие и  

          глухие согласные звуки;          

       -  воспроизводить наизусть результаты табличного сложения любых однозначных чисел;

        -  выполнять вычитание, используя таблицу сложения;  

        - решать задачи в одно, в два действия;                                                                                                                                 - выполнять письменное сложение и вычитание в пределах 100;                                                                                                                          

        

7. Календарно-тематическое планирование

№ п/п

             Тема

Дата  по плану

Дата  по факту.

1.

Русский язык Звуки и буквы Гласные и согласные. Согласные звуки твердые и мягкие, звонкие и глухие

07.09

2.

Математика. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.

14.09

3.

Русский язык. Ударение. Деление на слоги. Правила переноса слов. Индивидуальная работа на  тренажере.

21.09

4.

Математика Умножение на однозначное число в пределах 1000.

28.09

5.

Русский язык. Предложение. Главные члены предложения.

05.10

6.

Математика Деление на однозначное число в пределах 1000.

12.10

7.

Русский язык. Состав слова.

19.10

8.

Математика. Деление и умножение чисел в пределах 1000.. Индивидуальная работа на  тренажере.

26.10

9.

Русский язык. Части речи.

09.11

10.

Математика. Индивидуальная работа на  тренажере. Отработка навыков умножения и деления

16.11

11.

Русский язык. Вставить пропущенные орфограммы. Работа с текстом.

23.11

12.

Математика Решение задач в два действия на нахождение целого.

30.11

13.

Русский язык. Три склонения имен существительных. Индивидуальная работа на  тренажере.

07.12

14.

Математика. Решение задач на разностное сравнение.

14.12

15.

Русский язык. Учимся писать безударную гласную в корне слова. Индивидуальная работа на  тренажере.

21.12

16.

Математика Решение задач на увеличение и уменьш. в несколько раз.

28.12

17.

Русский язык. Спряжение глагола. Учимся писать.

11.01

18.

Математика. Решение задач на движение.

18.01

19.

Русский язык. Местоимение. Письмо под диктовку.

25.01

20.

Математика. Решение задач на нахождение периметра и площади ф.

01.02

21.

Русский язык. Синонимы и антонимы.

08.02

22.

Математика. Буквенные выражения.

15.02

23.

Русский язык. Имя прилагательное. Индивидуальная работа на  тренажере.

22.02

24.

Математика. Порядок выполнения действий.

29.02

25.

Русский язык. Правописание слов  с разделительным   мягким и твердым знаками.

14.03

26.

Математика.  Индивидуальная работа на  тренажере. Решение уравнений.

28.03

27.

Русский язык. Непроизносимые согласные в корне слова.

04.04

28.

Математика. Решение задач. Индивидуальная работа на  тренажере.

11.04

29.

Русский язык. Части речи.

18.04

30.

Математика. Решение уравнений.

25.04

31.

Русский язык Сочетание –чк-, -чн-, -нщ-.  Работа с текстом. Исправление ошибок в тексте.

16.05

32.

 Математика. Площадь и периметр фигуры. Единицы площади.

23.05

33.

Русский язык. Обобщение материала.

24.05

34.

Чему я научился?

25.05

ИТОГО:

34ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа со слабоуспевающими обучающимися 4 класса по русскому языку

Рабочая программа со слабоуспевающими обучающимися 4 класса по русскому языку. Цели и задачи, личностные, предметные и метапредметные результаты, календарно-тематическое  планирование, материальн...

Работа со слабоуспевающими обучающимися. Математика 2 класс.

Подборка заданий по математике на тему "Умножение и деление". Повторение пройденного материала.Данные упражнения подходят для работы со солабоуспевающими учащимися....

Аналитическая работа со слабоуспевающими обучающимися. План работы с обучающимися

Аналитическая работа со слабоуспевающими обучающимися...

Рабочая программа индивидуально-групповых занятий «Познавайка» для слабоуспевающих обучающихся 3 класса

Рабочая программа индивидуально-групповых занятий «Познавайка»для слабоуспевающих обучающихся3 класса...

Конспект коррекционно-развивающего занятия «Познавайка»

Цели и задачи:Познавательный аспект: формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения; формирование и развитие общеучебных умений и навы­ков (умение самостоятельно работать с ...

Рабочая программа курса ВНД "Работа со слабоуспевающими" 2 класс

Рабочая программа курса ВНД "Работа со слабоуспевающими" 2 класс...