Федеральная адаптивная образовавтельная программа для обучающихся с НОДА по речевой практике
рабочая программа

Черниченко Валентина Михайловна

ФАООП по речевой практике для обучающихся с НОДА (интеллектуальными нарушениями) соответствует требованиям Федеральных программ, поможет учителю при подготовке к новому учебнгому году

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл faoop_rechevaya_praktika_var.6.3.docx65.18 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Алексеевская  общеобразовательная  школа-интернат»

«Согласовано»

Руководитель МО

протокол № 6

от «13» июня 2023 г.

«Согласовано»

зам. директора

от «31» июля 2023 г.

«Рассмотрено»

на заседании педсовета

протокол № 1

от «31» августа2023 г.

«Утверждаю»

директор школы    

приказ   № 32

от «31» августа 2023 г.

Федеральная адаптированная основная общеобразовательная рабочая  программа

 обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.3)

 (интеллектуальными нарушениями)

по учебному предмету

«Речевая практика»

1-4 классы

2023 год

II. Пояснительная записка.

Федеральная адаптированная основная общеобразовательная рабочая  программа обучающихся с умственной отсталостью с  нарушениями опорно-двигательного аппарата (далее НОДА) (вариант 6.3) (интеллектуальными нарушениями) по предмету «Рречевая практика» предназначена для обучения обучающихся 1-4 классов.

Данная рабочая программа разработана  на основе следующих документов:

- Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к  условиями организации обучения и воспитания в организациях,  осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам  для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09. 2020 г. № 28).

-Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014г. № 1599 «Об утверждении федерального образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

- Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 N 1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения математики, которые определены Федеральным государственным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Структура рабочей программы по речевой практике представляет собой целостный документ, включающий восемь разделов: пояснительную записку; общую характеристику учебного предмета; планируемые результаты освоения обучающимися умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адаптированной основной общеобразовательной программы; минимальный и достаточный уровни достижения предметных результатов на конец обучения младших классов (1-4); система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью планируемых результатов освоения ФАООП НОДА УО (вариант 1); содержание учебного предмета; описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Цель реализации ФАООП НОДА образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) создание условий для  максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.

Достижение поставленной цели при разработке и реализации Организацией ФАООП НОДА предусматривает решение следующих основных задач:

  •  овладение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебной деятельностью, обеспечивающей формирование жизненных компетенций;
  • формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно- нравственными и социокультурными ценностями;
  • достижение планируемых результатов освоения ФАООП НОДА образования обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей;
  • участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей) и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды.

Характерное для детей с умственной отсталостью недоразвитие и нарушение речи обуславливают специфику обучения их речевой практике в школе. Она выражена в том, что программа образования носит в основном элементарно – практический характер, при этом ведущим коррекционным принципом, объединяющим и организующим все разделы программы, является речевая практика.

Предмет «Речевая практика» в начальной школе входит в структуру изучения предметной области «Язык и речевая практика».

Целью учебного предмета «Речевая практика» является развитие речевой коммуникации младших школьников интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) для осуществления общения с окружающими людьми.

Общие задачи учебного предмета «Речевая практика»:

  1. способствовать совершенствованию речевого опыта обучающихся;
  2. корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей;
  3. формировать выразительную сторону речи;
  4. учить строить устные связные высказывания;
  5. воспитывать культуру речевого общения.

III. Общая характеристика  ФАООП НОДА учебного предмета «Речевая практика».

ФАООП НОДА образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) создана с учетом их особых образовательных потребностей.

Организация должна обеспечить требуемые для обучающихся условия обучения и воспитания с учетом имеющихся у них нарушений.

ФАООП НОДА включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений.

        В реализации ФАООП НОДА выделен:    I этап ―1-4 классы

Цель I-го этапа состоит в формировании основ предметных знаний и умений, коррекции недостатков психофизического развития обучающихся.

Количество часов по программе  в 1 классе - 4 классах – 2 часа в неделю.

Класс

Количество часов в неделю

Количество недель в году

Количество часов в год

1

2

33

66

2

2

34

68

3

2

34

68

4

2

34

68

Итого

270

IV. Планируемые результаты освоения обучающимися  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адаптированной основной общеобразовательной программы .

Освоение обучающимися ФАООП НОДА , которая создана на основе Стандартов, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.

Личностные результаты освоения ФАООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.

К личностным результатам освоения ФАООП НОДА относятся:

  1. осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
  2. воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  3. сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
  4. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  5. овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
  6. владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными коммуникативными компетенциями, использование доступных информационных технологий для коммуникации;
  7. способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
  8. принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
  9. сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  10. способность к осмыслению картины мира, ее временно-пространственной организации; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
  11. воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  12. развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
  13. сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
  14. проявление готовности к самостоятельной жизни.

ФАООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

  1. Предметные результаты освоения ФАООП НОДА обучающимися с легкой умственной отсталостью

  1. Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью. Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы. В том случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) Организация может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану или на АООП (вариант 2)

V.   Минимальный и достаточный уровни достижения предметных результатов на конец обучения младших классов (1-4)

Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов на конец обучения в младших классах (IV класс):

Минимальный уровень:

дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия, признаки; составление предложений, восстановление в них нарушенного порядка слов с ориентацией на серию сюжетных картинок;

выделение из текста предложений на заданную тему;

участие в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему;

осознанное и правильное чтение текста вслух по слогам и целыми словами;

пересказ содержания прочитанного текста по вопросам;

участие в коллективной работе по оценке поступков героев и событий; выразительное чтение наизусть 5-7 коротких стихотворений;

формулировка просьб        и желаний        с использованием этикетных слов и  выражений;

участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;

восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;

выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения учителя;

участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;

ответы  на вопросы        учителя        по содержанию прослушанных и/или                             просмотренных радио- и телепередач.

Достаточный уровень:

дифференциация и подбор слов различных категорий по вопросу и грамматическому значению (название предметов, действий и признаков предметов);

составление и распространение предложений, установление связи между словами с помощью учителя, постановка знаков препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак);

деление текста на предложения;

выделение темы текста (о чём идет речь), выбор одного заголовка из нескольких, подходящего по смыслу;

самостоятельная запись 3-4 предложений из составленного текста после его анализа;

чтение текста после предварительного анализа вслух целыми словами (сложные по семантике и структуре слова ― по слогам) с соблюдением пауз, с соответствующим тоном голоса и темпом речи;

ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту;

определение основной мысли текста после предварительного его анализа; чтение текста молча с выполнением заданий учителя;

определение главных действующих лиц произведения; элементарная оценка их поступков;

чтение диалогов по ролям с использованием некоторых средств устной выразительности (после предварительного разбора);

пересказ текста по частям с опорой на вопросы учителя, картинный план или иллюстрацию;

выразительное чтение наизусть 7-8 стихотвор;

понимание содержания небольших по объему        сказок, рассказов и   стихотворений; ответы на вопросы;

понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы учителя;

выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации;

активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;

высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения;

участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций;

составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический  план.

VI.  Система оценки достижения обучающимися с легкой умственной

отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы

Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями Стандартов являются оценка образовательных достижений обучающихся и оценка результатов деятельности образовательных организаций и педагогических кадров. Полученные данные используются для оценки состояния и тенденций развития системы образования.

Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью планируемых результатов освоения ФАООП НОДА призвана решить следующие задачи:

закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;

ориентировать образовательный процесс на нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов и формирование базовых учебных действий;

обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения ФАООП НОДА, позволяющий вести оценку предметных и личностных результатов;

предусматривать оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности общеобразовательной организации;

позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся и развития их жизненной компетенции.

Результаты достижений обучающихся с умственной отсталостью в овладении ФАООП НОДА являются значимыми для оценки качества образования обучающихся. При определении подходов к осуществлению оценки результатов целесообразно опираться на следующие принципы:

  1. дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся;
  2. объективности оценки, раскрывающей динамику достижений и качественных изменений в психическом и социальном развитии обучающихся;
  3. единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания ФАООП НОДА, что сможет обеспечить объективность оценки в разных образовательных организациях. Для этого необходимым является создание методического обеспечения (описание диагностических материалов, процедур их применения, сбора, формализации, обработки, обобщения и представления полученных данных) процесса осуществления оценки достижений обучающихся.

Эти принципы отражают целостность системы образования обучающихся с умственной отсталостью, представляют обобщенные характеристики оценки их учебных и личностных достижений.

При разработке системы оценки достижений обучающихся в освоении содержания ФАООП НОДА необходимо ориентироваться на представленный в Стандарте перечень планируемых результатов.

Обеспечение дифференцированной оценки достижений обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) имеет определяющее значение для оценки качества образования.

В соответствии с требования Стандарта для обучающихся с умственной отсталостью оценке подлежат личностные и предметные результаты.

Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико- ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.

Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов. При этом, некоторые личностные результаты могут быть оценены исключительно качественно.

Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися социальными (жизненными) компетенциями может осуществляться на основании применения метода экспертной оценки, который представляет собой процедуру оценки результатов на основе мнений группы специалистов (экспертов). Состав экспертной группы определяется общеобразовательной организацией и включает педагогических и медицинских работников (учителей, воспитателей, учителей-логопедов, педагогов- психологов, социальных педагогов, врача невролога, психиатра, педиатра), которые хорошо знают ученика. Для полноты оценки личностных результатов освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФАООП НОДА следует учитывать мнение родителей (законных представителей), поскольку основой оценки служит анализ изменений поведения обучающегося в повседневной жизни в различных социальных средах (школьной и семейной). Результаты анализа должны быть представлены в форме удобных и понятных всем членам экспертной группы условных единицах: 0 баллов ― нет фиксируемой динамики; 1 балл ― минимальная динамика; 2 балла ― удовлетворительная динамика; 3 балла ― значительная динамика. Подобная оценка необходима экспертной группе для выработки ориентиров в описании динамики развития социальной (жизненной) компетенции ребенка. Результаты оценки личностных достижений заносятся в индивидуальную карту развития обучающегося (дневник наблюдений), что позволяет не только представить полную картину динамики целостного развития ребенка, но и отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям.

Основной формой работы участников экспертной группы является психолого- медико-педагогический консилиум.

Личностные результаты

Критерий

Параметры оценки

Индикаторы

Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т.е. самой формой поведения, его социальным рисунком), в том числе с использованием информационных технологий

сформированность

навыков коммуникации со взрослыми

способность инициировать и поддерживать коммуникацию с взрослыми

способность применять адекватные способы поведения в разных ситуациях

способность обращаться за помощью

сформированность

навыков коммуникации со сверстниками

способность инициировать и поддерживать коммуникацию со сверстниками

способность применять адекватные способы поведения в разных ситуациях

способность обращаться за помощью

владение        средствами коммуникации

способность        использовать разнообразные средства коммуникации согласно ситуации

адекватность применения        ритуалов социального

взаимодействия

способность правильно применить ритуалы социального взаимодействия согласно ситуации

Индивидуальные результаты каждого обучающегося отражаются в Карте индивидуальных достижений обучающегося, а результаты   всего класса отражаются в Журнале  итоговых достижений обучающихся класса;

Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.

Оценку предметных результатов начинать с первого полугодия 2 класса.

Во время обучения в  1 классе, а также в течение первого полугодия 2 класса целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку. При этом не является принципиально важным, насколько обучающийся продвигается в освоении того или иного учебного предмета. На этом этапе обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность ее осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем педагогического работника, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками.

В целом оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью предметных результатов должна базироваться на принципах индивидуального и дифференцированного подходов.

Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности обучающегося и овладении им социальным опытом.

Для преодоления формального подхода в оценивании предметных результатов освоения ФАООП НОДА обучающимися с умственной отсталостью необходимо, чтобы балльная оценка свидетельствовала о качестве усвоенных знаний.

Результаты овладения ФАООП выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий:

по способу предъявления (устные, письменные, практические);

по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).

В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:

"удовлетворительно" (зачет), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;

"хорошо" - от 51% до 65% заданий.

"очень хорошо" (отлично) свыше 65%.

При реализации ФАООП начального общего образования проводится промежуточная аттестация обучающихся  в форме проверке техники чтения.

Согласно требованиям Стандарта по завершению реализации ФАООП начального общего образования проводится итоговая аттестация в форме комплексной оценки предметных результатов усвоения обучающимися знаний по развитию речи.

  1. Содержание учебного предмета

В отношении обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) особые образовательные потребности дополняются потребностями в:

-обеспечении особой пространственной и временной организации образовательной среды на основе использования двигательного и охранительного педагогического режимов;

-отборе и адаптации учебно-познавательных задач, имеющих практико- ориентированную направленность и решаемых в различных предметных областях;

-развитии и совершенствовании коммуникативных возможностей с применением средств вербальной и невербальной коммуникации, в том числе средств дополнительной, альтернативной коммуникации;

-реализации программы коррекционной работы психолога, логопеда (включая коррекцию произносительной стороны речи), помощи тьютора и/или ассистента при необходимости;

-проведении специальной работы по формированию и коррекции двигательных функций, в том числе общей и мелкой моторики, манипулятивной функции рук;

-потребность в реализации специальных подходов к физическому воспитанию и развитию навыков самообслуживания;

-расширении образовательного пространства организации за счет внешних средовых ресурсов.

Аудирование и понимание речи. Выполнение простых и составных устных инструкций учителя, словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных аудионосители. Чтение и выполнение словесных инструкций, предъявленных в письменном виде.

Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову, предложению).

Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений.

Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудио-носителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ.

Дикция и выразительность речи. Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого дыхания. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении.

Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения. Письменное общение (афиши, реклама, письма, открытки и др.). Условные знаки в общении людей.

  1. Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио».

  2.  Виртуальное общение. Общение в социальных сетях.

  3. Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей

  4. Организация речевого общения

Базовые формулы речевого общения

Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с

незнакомым человеком без обращения («Скажите, пожалуйста…»). Обращение в письме, в поздравительной открытке.

Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся»,

«Меня зовут …», «Меня зовут …, а тебя?». Формулы «Это …», «Познакомься пожалуйста, это …». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).

Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы

«здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку.

Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы «привет», «салют», «счастливо»,

«пока». Грубые (фамильярные) формулы «здорово», «бывай», «чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений.

Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как дела?»,

«Как живешь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании

«Приходи(те) еще», «Заходи(те», «Звони(те)».

Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.

Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с праздником …» и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству.

Пожелания        близким        и        малознакомым        людям,                сверстникам        и        старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками.        Формулы «Желаю тебе …»,

«Желаю Вам …», «Я хочу пожелать …». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.

Поздравительные открытки.

Формулы, сопровождающие вручение подарка «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе …» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.

Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой …», «Как хорошо ты …», «Как красиво!» и др.

Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика сотовой связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите пожалуйста …», «Попросите пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата

«алло», «да», «Я слушаю».

Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, к близким людям.

Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста, …»,

«Можно …, пожалуйста!», «Разрешите….», «Можно мне …», «Можно я …».

Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но …».

Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо … имя»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы

«Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)».«Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).

Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.

Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения.

Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки:

«Молодец!», «Умница!», «Как красиво!»

Примерные темы речевых ситуаций

«Я – дома» (общение с близкими людьми, прием гостей)

«Я и мои товарищи» (игры и общение со сверстниками, общение в школе, в секции, в творческой студии)

«Я за порогом дома» (покупка, поездка в транспорте, обращение за помощью (в т.ч. в экстренной ситуации), поведение в общественных местах (кино, кафе и др.)

«Я в мире природы» (общение с животными, поведение в парке, в лесу)

Темы речевых ситуаций формулируются исходя из уровня развития коммуникативных и речевых умений обучающихся и социальной ситуации их жизни. Например, в рамках лексической темы «Я за порогом дома» для отработки этикетных форм знакомства на уроках могут быть организованы речевые ситуации

«Давайте познакомимся!», «Знакомство во дворе», «Знакомство в гостях».

Алгоритм работы над темой речевой ситуации

Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации.

Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме ситуации.

Составление предложений по теме ситуации, в т.ч. ответы на вопросы и формулирование вопросов учителю, одноклассникам.

Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации.

Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации. Уточнение ролей, сюжета игры, его вариативности.

Моделирование речевой ситуации.

Составление устного        текста (диалогического или несложного монологического) по теме ситуации.

VIII. Описание учебно-методического и материально-технического

обеспечения образовательного процесса

Основная

 С.В. Комарова, 1 класс ,учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы,  Москва, «Просвещение» 2019 г.

С.В. Комарова, 2 класс ,учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы,  Москва, «Просвещение» 2019 г.

С.В. Комарова, 3 класс ,учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы,  Москва, «Просвещение» 2019 г.

С.В. Комарова, 4 класс ,учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы,  Москва, «Просвещение» 2019 г.

Дополнительная

  1. «Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках». М. «Просвещение», 1999г.  (методические рекомендации)

  2. Т. Б. Филичева, «Совершенствование связной речи»,  М. Соц. – полит. журн.,  1994г.

  3.  М. Ф. Фомичева, «Воспитание у детей правильного произношения», Изд. «Просвещение», 1989г.

  4 .В. Е. Гольдин, «Речь и этикет», М. «Просвещение», 1983г.

  5.Журналы: «Педсовет», №5, №10 -  1996г, №11 – 1997г.

  6. Журналы: «Начальная школа». №9 – 1990г,  №4, №12 – 1991г.

Наглядные пособия на уроках  речевой практики:

Карточки с заданиями.

Карточки – схемы.

Сюжетные картинки.

Диски с мультфильмами, сказками.

Интерактивная доска, проектор, ноутбук


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптивная рабочая программа по английскому языку для обучающихся с НОДА

Адаптивная рабочая программа по английскому языку для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата. ( 4 класс, Spotlight 4)...

Адаптированная рабочая программа по предмету «Речевая практика» для умственно отсталых обучающихся с НОДА.

Адаптированная  рабочая программа по предмету «Речевая практика» для  умственно отсталых обучающихся с НОДА.Рабочая программа ориентирована на учебник: «Устная речь» ...

Коррекционный курс «Речевая практика» для детей с НОДА.

Важность данного курса в системе обучения детей с НОДА состоит в том, что в результате его освоения создается практическая база общения, обеспечивается пропедевтика курсов русского языка и литературно...

тематическое планирование уроков речевая практика в 1 классе для детей с ОВЗ (НОДА)

Данный материал содержит подробное тематическое планирование уроков Речевая практика для обучающихся 1 класса с ОВЗ НОДА (вариант 6.3), соответствует требования ФГОС, САНПИНа. Будет полезен педагогам ...

Федеральная адаптивная образовавтельная программа для обучающихся с НОДА

Федеральная адаптивная основная общеобразовательная программа для обучающихся 3 класса с нарушениями опорно-двигательного аппарата( интеллектуальными нарушениями) по математике соответствует последним...

Федеральная адаптивная образовавтельная программа для обучающихся с НОДА

ФАООП для обучающихся с НОДА для 3 класса с интеллектуальными нарушениями по окружающему миру соответствует требованиям федеральным стандартам, поможет педагогам при подготовке к новому учебному году...

Федеральная адаптивная образовавтельная программа для обучающихся с НОДА

ФАООП для обучающихся с НОДА по русскому языку полностью соответствует требованиям Федеральных программ, поможет педагогам при подготовке к новому учебному году...