Методическое пособие «Реализация робототехники в дополнительном образовании «Машины — помощники»
методическая разработка

Актуальность

В концепции государственной программы определены задачи, одна из которых направлена на приведение содержания образования, технологий обучения и методов оценки качества образования в соответствие с требованиями современного общества. В процессе этих изменений происходит трансформация ценностей, целей, содержания, методов образования. Процесс обучения приобретает все более новаторский и творческий характер, нацеленный на развитие успешной личности, адаптированной к современны условиям. В современном обществе важным компонентом становится способность к пониманию вопросов, связанных с техникой, к техническому изобретательству.

Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. Технические объекты окружают нас повсеместно, в виде бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. Неотъемлемой частью современного общества стали информационные технологии.

Сегодня необходимость вести образовательную деятельность с детьми в естественнонаучном направлении; востребованность развития широкого кругозора старшего дошкольника и формирования предпосылок основ инженерного мышления послужили основой для этой разработки.

Сегодня ребёнку интересны игры нового поколения, игры, которые дают возможность ребёнку удовлетворить творческие и технические интересы.

Поэтому игры с Лего – конструктором становятся наиболее актуальными в наше время.

Педагогические наблюдения показали, что дети проявляют интерес к движущимся игрушкам и играм с конструктором Лего. Они самостоятельно создают среду для обыгрывания движущихся моделей. Родители поддерживают интерес детей к созданию поделок из Лего - конструктора.

Ориентируясь на интересы детей и запросы современного общества, мы определили приоритетное направление нашей работы - техническое развитие детей дошкольного возраста.

В научных трудах С. А. Филиппова, А. С. Кремлёва, К. А. Зименко, А. С. Боргуль подтверждается значимость технического развития современного ребёнка, и рассматриваются способы и формы обучения детей лего - конструированию, программированию, созданию движущихся моделей.

Данные источники послужили основой разработки парциальной программы «LEGO-конструктор-первый шаг к техническому творчеству».

Концептуальной основой дополнительного образования  является утверждение о том, что игра – это основной вид деятельности ребёнка. В игре ребёнок развивается, познаёт окружающий мир, учится взаимодействовать в коллективе сверстников и взрослых. Поэтому в программе основным видом деятельности является игра с конструктором Лего.

Программа «LEGO-конструктор-первый шаг к техническому творчеству» содержит методические разработки с игровыми занятиями, объединенные определенной тематикой, например: «Гоночные машины», «Цветочный город», «Роботы», «Строительные машины», «Машины-помощники» и др.

Методическая разработка «Машины-помощники» содержит материал совместной образовательной деятельности по теме «Зима».

Новизна

Дети самостоятельно познают технологию сборки и программирования действующих моделей робототехники с использованием конструктора LEGO EDUCATION 9886

Цель методической разработки: Создание условий для эффективного развития технического потенциала дошкольников.

Задачи:

• Изучать базовые принципы программирования на ПК, умение работать с моторами и датчиками;

• Обучать Лего - конструированию и созданию моделей транспорта;

• Развивать пространственные представления, логику, мышление;

• Развивать самостоятельность при работе с программой;

• Способствовать развитию познавательных потребностей и творческих способностей;

• Формировать умение работать в командах;

• Развивать коммуникативные умения в процессе защиты своей постройки.

Цикл занятий объединен одной темой, решая проблемную ситуацию, у ребят появляется возможность помочь жителям города, на который обрушился снегопад. Все это способствует реализации системно - деятельностного подхода в обучении.

Занятия имеют развивающий эффект за счёт применения новых технологий и методов, таких как:

• Решение проблемных ситуаций;

• Игры-эксперименты;

• Моделирование;

• ТРИЗ - игры;

• Поисковые задания;

• Деятельностный метод;

• Технология «Ситуация»;

• Создание ситуации успеха.

Каждое занятие включает в себя основные теоретические сведения о конструирование и программирование различных моделей.

Обучение с LEGO® Education состоит из 4 этапов:

• Установление взаимосвязей. При установлении взаимосвязей дети как бы «накладывают» новые знания на те, которыми они уже обладают, расширяя, таким образом, свои познания. К каждому из заданий комплекта прилагается презентация.

• Конструирование. Работа с продуктами LEGO Education базируется на принципе практического обучения: сначала обдумывание, а затем создание моделей. В каждом задании комплекта для этапа «Конструирование» приведены подробные пошаговые инструкции.

При желании можно специально отвести время для усовершенствования предложенных моделей, или для создания и программирования своих собственных.

• В разделе «Рефлексия» дети исследуют, какое влияние на поведение модели оказывает изменение ее конструкции: они заменяют детали, оценивают возможностей модели, проводят презентации.

• В раздел «Развитие» для каждого занятия включены идеи по созданию и программированию моделей с более сложным поведением.

Направленность

Методическая разработка «Машины - помощники» направлена на развитие познавательной активности у детей и развитие предпосылок информационной и технологической культуры.

Необходимые условия

В соответствии с требованиями ФГОС образовательное пространство оснащено конструкторами LEGO EDUCATION 9886, схемами, моделями, компьютерами, мультимедийной установкой, что обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность детей, возможность самовыражения детей.

Для игр с продуктами конструирования предполагается использование многофункциональных макетов, планшетов, наборов мелких игрушек.

Предполагаемый результат

В результате работы предполагается:

Дети:

• будут иметь представления о работе специального транспорта в зимний период;

• научатся создавать действующие модели машин на основе конструктора LEGO EDUCATION 9886 по программируемой схеме;

• научатся самостоятельно организовывать игры с продуктами своей деятельности.

Родители: станут активными участниками совместной образовательной деятельности в системе ЛЕГО – конструирования и робототехники.

Воспроизводимость

Практическая значимость методической разработки заключается в том, что представленные теоретические и практические материалы могут быть использованы в работе педагога дополнительного образования.

Литература

Основная образовательная программа ЦЦОД «IT-Куб.Вурнары»

Е. В. Фешина «Лего - конструирование в детском саду» - М. : Творческий центр «Сфера», 2012 г.

Книга для учителя компании LEGO System A/S, Aastvej 1, DK-7190 Billund, Дания; авторизованный перевод - Институт новых технологий г. Москва.

А. Бедфорд «Большая книга LEGO» - Манн, Иванов и Фербер, 2014 г.

М. С. Ишмаковой «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС» - ИПЦ Маска, 2013 г.

Т. В. Лусс «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО», пособие для педагогов-дефектологов - Гуманитарный Издательский центр ВЛАДОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл met.razrabotka_2023.docx31.51 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Чувашской Республики «Вурнарский сельскохозяйственный техникум»

Министерства образования Чувашской Республики

Методическое пособие

«Реализация робототехники в дополнительном образовании «Машины — помощники»

К.С. Трофимова,

педагог дополнительного образования

Вурнары 2023 г

Актуальность

В концепции государственной программы определены задачи, одна из которых направлена на приведение содержания образования, технологий обучения и методов оценки качества образования в соответствие с требованиями современного общества. В процессе этих изменений происходит трансформация ценностей, целей, содержания, методов образования. Процесс обучения приобретает все более новаторский и творческий характер, нацеленный на развитие успешной личности, адаптированной к современны условиям. В современном обществе важным компонентом становится способность к пониманию вопросов, связанных с техникой, к техническому изобретательству.

Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. Технические объекты окружают нас повсеместно, в виде бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. Неотъемлемой частью современного общества стали информационные технологии.

Сегодня необходимость вести образовательную деятельность с детьми в естественнонаучном направлении; востребованность развития широкого кругозора старшего дошкольника и формирования предпосылок основ инженерного мышления послужили основой для этой разработки.

Сегодня ребёнку интересны игры нового поколения, игры, которые дают возможность ребёнку удовлетворить творческие и технические интересы.

Поэтому игры с Лего – конструктором становятся наиболее актуальными в наше время.

Педагогические наблюдения показали, что дети проявляют интерес к движущимся игрушкам и играм с конструктором Лего. Они самостоятельно создают среду для обыгрывания движущихся моделей. Родители поддерживают интерес детей к созданию поделок из Лего - конструктора.

Ориентируясь на интересы детей и запросы современного общества, мы определили приоритетное направление нашей работы - техническое развитие детей дошкольного возраста.

В научных трудах С. А. Филиппова, А. С. Кремлёва, К. А. Зименко, А. С. Боргуль подтверждается значимость технического развития современного ребёнка, и рассматриваются способы и формы обучения детей лего - конструированию, программированию, созданию движущихся моделей.

Данные источники послужили основой разработки парциальной программы «LEGO-конструктор-первый шаг к техническому творчеству».

Концептуальной основой дополнительного образования является утверждение о том, что игра – это основной вид деятельности ребёнка. В игре ребёнок развивается, познаёт окружающий мир, учится взаимодействовать в коллективе сверстников и взрослых. Поэтому в программе основным видом деятельности является игра с конструктором Лего.

Программа «LEGO-конструктор-первый шаг к техническому творчеству» содержит методические разработки с игровыми занятиями, объединенные определенной тематикой, например: «Гоночные машины», «Цветочный город», «Роботы», «Строительные машины», «Машины-помощники» и др.

Методическая разработка «Машины-помощники» содержит материал совместной образовательной деятельности по теме «Зима».

Новизна

Дети самостоятельно познают технологию сборки и программирования действующих моделей робототехники с использованием конструктора LEGO EDUCATION 9886

Цель методической разработки: Создание условий для эффективного развития технического потенциала дошкольников.

Задачи:

• Изучать базовые принципы программирования на ПК, умение работать с моторами и датчиками;

• Обучать Лего - конструированию и созданию моделей транспорта;

• Развивать пространственные представления, логику, мышление;

• Развивать самостоятельность при работе с программой;

• Способствовать развитию познавательных потребностей и творческих способностей;

• Формировать умение работать в командах;

• Развивать коммуникативные умения в процессе защиты своей постройки.

Цикл занятий объединен одной темой, решая проблемную ситуацию, у ребят появляется возможность помочь жителям города, на который обрушился снегопад. Все это способствует реализации системно - деятельностного подхода в обучении.

Занятия имеют развивающий эффект за счёт применения новых технологий и методов, таких как:

• Решение проблемных ситуаций;

• Игры-эксперименты;

• Моделирование;

• ТРИЗ - игры;

• Поисковые задания;

• Деятельностный метод;

• Технология «Ситуация»;

• Создание ситуации успеха.

Каждое занятие включает в себя основные теоретические сведения о конструирование и программирование различных моделей.

Обучение с LEGO® Education состоит из 4 этапов:

• Установление взаимосвязей. При установлении взаимосвязей дети как бы «накладывают» новые знания на те, которыми они уже обладают, расширяя, таким образом, свои познания. К каждому из заданий комплекта прилагается презентация.

• Конструирование. Работа с продуктами LEGO Education базируется на принципе практического обучения: сначала обдумывание, а затем создание моделей. В каждом задании комплекта для этапа «Конструирование» приведены подробные пошаговые инструкции.

При желании можно специально отвести время для усовершенствования предложенных моделей, или для создания и программирования своих собственных.

• В разделе «Рефлексия» дети исследуют, какое влияние на поведение модели оказывает изменение ее конструкции: они заменяют детали, оценивают возможностей модели, проводят презентации.

• В раздел «Развитие» для каждого занятия включены идеи по созданию и программированию моделей с более сложным поведением.

Направленность

Методическая разработка «Машины - помощники» направлена на развитие познавательной активности у детей и развитие предпосылок информационной и технологической культуры.

Необходимые условия

В соответствии с требованиями ФГОС образовательное пространство оснащено конструкторами LEGO EDUCATION 9886, схемами, моделями, компьютерами, мультимедийной установкой, что обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность детей, возможность самовыражения детей.

Для игр с продуктами конструирования предполагается использование многофункциональных макетов, планшетов, наборов мелких игрушек.

Предполагаемый результат

В результате работы предполагается:

Дети:

• будут иметь представления о работе специального транспорта в зимний период;

• научатся создавать действующие модели машин на основе конструктора LEGO EDUCATION 9886 по программируемой схеме;

• научатся самостоятельно организовывать игры с продуктами своей деятельности.

Родители: станут активными участниками совместной образовательной деятельности в системе ЛЕГО – конструирования и робототехники.

Воспроизводимость

Практическая значимость методической разработки заключается в том, что представленные теоретические и практические материалы могут быть использованы в работе педагога дополнительного образования.

Литература

Основная образовательная программа ЦЦОД «IT-Куб.Вурнары»

Е. В. Фешина «Лего - конструирование в детском саду» - М. : Творческий центр «Сфера», 2012 г.

Книга для учителя компании LEGO System A/S, Aastvej 1, DK-7190 Billund, Дания; авторизованный перевод - Институт новых технологий г. Москва.

А. Бедфорд «Большая книга LEGO» - Манн, Иванов и Фербер, 2014 г.

М. С. Ишмаковой «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС» - ИПЦ Маска, 2013 г.

Т. В. Лусс «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО», пособие для педагогов-дефектологов - Гуманитарный Издательский центр ВЛАДОС

Интернет – ресурсы







/








По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по работе в дополнительном образовании

Статья посвящена дополнительному образованию по художественно-эстетическому курсу....

Мастер-класс для детей 8-10 лет "Я машину смастерю - папе с мамой подарю" Педагог дополнительного образования Черкасова И.В.

Изготовление модели автомобиля  из  бумаги и картона, на мастер - классе представлены необходимые материалы и инструменты для моделирования, даны способы изготовления разверток автомобилей, ...

Методическая разработка по образовательной программе дополнительного образования «Рисование».

В методическойя разработке по образовательной программе  дополнительного образования «Рисование». Раздел «Сюжетно-тематическая композиция. Тема «Колядки» рассматрива...

Рабочая программа кружка дополнительного образования - Робототехника

Авторская методическая разработка учителя информатики и педагога дополнительного образования Роговского Алексея Анатольевича. Рабочая программа для планиования и проведения занятий с обучающимися нача...

Робототехника в дополнительном образовании младших школьников

Робототехника в начальной школе – это первый шаг погружения младших школьников в удивительный мир  технического  творчества. С его помощью образовательные и воспитательные задачи решаю...

Методическая разработка занятия по программе дополнительного образования Начальное техническое моделирование. Тема: «изготовление пасхальной композиции из папье-маше: зайчик, корзинка, яйцо на подставке».

Данная методическая разработка будет полезна для занятий декоративно -прикладному творчеству, по программе дополнительного образования "Начальное техническое моделирование". Работа в разделе...

ФИЗИКА НА ЗАНЯТИЯХ ПО LEGO-КОНСТРУИРОВАНИЮ И РОБОТОТЕХНИКЕ ДЛЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Физический эксперимент является не столько средством наглядности, сколько необходимой базой и инструментом развития способностей обучающихся.Изучение физических законов и явлений на основе постановки ...