Картотека игр на развитие коммуникативных навыков., для детей младшего школьного возраста.
картотека (1, 2, 3, 4 класс)

Герасименко Валентина Викторовна

Коммуникативные навыки развивают : умение эффективно общаться, помогает детям избежать недопониманий и конфликтов, быстрее находить решения сложных вопросов .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_na_raz._kom._navykov.docx97.74 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр

на развитие коммуникативных навыков

для  детей младшего школьного возраста

C:\Users\DNS\Desktop\ппп.jpg

Подготовила воспитатель высшей

квалификационной категории

СРЦН «Жемчужинка »

Герасименко В.В.

Г. Лесозаводск.

   Коммуникативные навыки развивают : умение эффективно общаться, помогает детям избежать недопониманий и конфликтов, быстрее находить решения сложных вопросов.

«Подарок  на  всех»

Цель: развить умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками, чувства коллектива.

Детям даётся задание: “Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?” или “Если бы у тебя был «Цветик-Семицветик», какое бы желание ты загадал?”. Каждый ребёнок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток.

Лети, лети лепесток, через запад на восток,

Через север, через юг, возвращайся, сделав круг,

Лишь коснёшься ты земли, быть, по-моему, вели.

Вели, чтобы…

В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех.

«Закорючка»http://detskiysad195.ru/wp-content/uploads/2012/05/2012-05-18_003939.jpg

 Цель: Развивать уважение в общении. Учитывать интересы других детей.

Ведущий предлагает детям волшебный фломастер, который превращает простые закорючки в разные предметы, животных, растения. Первый игрок берет фломастер и рисует на листе небольшую закорючку. Затем предлагает этот лист следующему игроку, который дополнит закорючку так, чтобы получился какой-нибудь предмет, или животное, или растение. Потом второй игрок рисует для следующего игрока новую закорючку и т.д. В конце определяют победителя игры

«Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»

http://detskiysad195.ru/wp-content/uploads/2012/05/2012-05-18_003445.jpg

Цель: развить умения выражать свои чувства и понимать чувства другого человека.

Игра выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят  на стульях напротив друг друга, на расстоянии вытянутой руки. Ведущий даёт задания:

закройте глаза, протяните руки навстречу друг другу, познакомьтесь руками, постарайтесь получше узнать своего соседа, опустите руки;

снова вытяните руки вперёд, найдите руки соседа, ваши руки ссорятся, опустите руки; ваши руки снова ищут друг друга, они хотят помириться, ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаётесь друзьями.

«Изобрази пословицу»

Цель: развить умение использовать невербальные средства общения.

Детям предлагается изобразить с помощью жестов, мимики какую-либо пословицу:

“Нет друга – ищи, а найдёшь – береги”

“Слово не воробей – вылетит, не поймаешь”

“Скажи, кто твой друг и я скажу кто ты”

“Как аукнется, так и откликнется”

 «Разговор через стекло»

Цель: развить умение мимику и жесты.

   Ребенок становятся напротив других детей, и выполняет игровое упражнение “Через стекло”. Детям нужно представить, что между ними толстое стекло, оно не пропускает звука. Один  ребенок  будет показать (например, “Ты забыл надеть шапку”, “Мне холодно”, “Я хочу спать», и дт.), а остальные должны отгадывать то, что они увидели.

http://detskiysad195.ru/wp-content/uploads/2012/05/2012-05-18_004053.jpgПресс-конференция

Цель: развить умение вежливо отвечать на вопросы собеседников, кратко и корректно формулировать ответ.

Все дети участвуют в пресс-конференции,  на любую тему (например: “Как ты провел выходной день?”, “Экскурсия в зоопарк”, “День рождения друга”,“В цирке” и др.). Один из участников пресс-конференции “гость” (тот, кому будут заданы все вопросы) – садится в центр и отвечает на любые вопросы детей.

«Пойми меня»

Цель: развить умение ориентироваться в ролевых позициях людей и коммуникативных ситуациях.

   Ребёнок выходит вперёд и придумывает речь из 4-5предложений, Дети должны догадаться, кто говорит(экскурсовод, журналист, воспитатель, литературный герой) и в какой ситуации возможны подобные слова. Например, “И вот все вышли на старт. 5,4,3,2,! – старт! (Ситуация – соревнование спортсменов, говорит спортивный комментатор).

    «Без маски»

http://detskiysad195.ru/wp-content/uploads/2012/05/2012-05-18_004356.jpg

Цель: развить умения делиться своими чувствами, переживаниями, настроением с товарищами.

     Перед началом игры воспитатель говорит ребятам о том, как важно быть честным, открытым и откровенным по отношению к своим близким, товарищам.

     Все участники садятся в круг. Дети без подготовки продолжают высказывание, начатое воспитателем. Вот примерное содержание незаконченных предложений:

“Чего мне по-настоящему хочется, так это…”;

“ Особенно мне не нравится, когда…”;

“Однажды меня очень напугало то, что…”;

“Помню случай, когда мне стало невыносимо стыдно, я…»

«Волшебные водоросли»

Цель: снятие телесных барьеров, развить умения добиваться цели приемлемыми способами общения.

     Каждый участник (по очереди) пытается проникнуть в круг, образованного детьми. Водоросли понимают человеческую речь и чувствуют прикосновения и могут расслабиться и пропустить в круг, а могут и не пропустить его, если их плохо просят об этом.

«Клеевой ручеёк»

Цель: развить умение действовать совместно и осуществлять само- и взаимоконтроль за деятельностью; учить доверять и помогать тем, с кем общаешься.

     Перед игрой воспитатель беседует с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том, что сообща можно преодолеть любые препятствия.

Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия.

1. Подняться и сойти со стула.

2. Проползти под столом.

3. Обогнуть “широкое озеро”.

4. Пробраться через “дремучий лес”.

5. Спрятаться от диких животных.

Непременное условие для ребят: на протяжении всей игры они не должны отцепляться друг от друга.

«Слепец и поводырь»

Цель: развить умение доверять, помогать и поддерживать товарищей по общению.

   Дети разбиваются на пары: “слепец” и“поводырь”. Один закрывает глаза, а другой водит его по группе, даёт возможность коснуться различных предметов, помогает избежать различных столкновений с другими парами, даёт соответствующие пояснения относительно их передвижения. Команды следует отдавать стоя за спиной, на некотором отдалении. Затем участники меняются ролями. Каждый ребенок, таким образом, проходит определённую “школу доверия”.

    По окончанию игры воспитатель просит ребят ответить, кто чувствовал себя надёжно и уверенно, у кого было желание полностью довериться своему товарищу. Почему?

 «Вежливые слова»

Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.

     Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); вежливости (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).

 

 

«Волшебный букет»  

Цель: Учить проявлять внимание к окружающим, устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами, делать комплименты.

Оборудование: Серая ткань, вырезанные лепесточки для каждого ребенка.

Воспитатель (показывает на лежащий, на полу кусок ткани). Представьте себе, что это серая полянка. Какое у вас настроение, когда вы смотрите на эту полянку?

Дети. Грустное, печальное, скучное.

Воспитатель. Как вы думаете, чего на ней не хватает?

Дети. Цветов.

Воспитатель. Не веселая жизнь на такой полянке. Вот так и между людьми: жизнь без уважения и внимания получается мрачной, серой и печальной. А хотели бы сейчас порадовать друг друга?  Давайте поиграем в «Комплименты».

Дети по очереди берут по одному лепесточку, говорят комплименты любому ровеснику и выкладывают его на полянке. Добрые слова должны быть сказаны каждому ребенку.

Воспитатель. Посмотрите ребята, какие красивые цветы выросли от ваших слов на этой полянке. А сейчас какое у вас настроение?

Дети. Веселое, счастливое.

Воспитатель таким образом , подводит к мысли, что нужно внимательней относится друг к другу и говорить хорошие слова.

Игры-ситуации

Цель: развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.

Детям предлагается разыграть ряд ситуаций

1. Ты нашёл на улице слабого, замученного котёнка – пожалей его.

2. Тебе очень хочется поиграть в ту же игру,  в которую играют девочки   твоей группы – попроси его.

4. Ты очень обидела свою подругу– попробуй попросить у него прощения, помириться с ним.

5. Ты пришёл в другой класс – познакомься с детьми и расскажи о себе.

6. Ты потеряла свою книгу – подойди к детям и спроси, не видели ли они ее.

7. Ты пришёл в библиотеку – попроси интересующеюся тебя книгу у библиотекаря.

8. Ребята играют в интересную игру – попроси, чтобы они тебя приняли. Что ты будешь делать, если они тебя не захотят принять?

9. Одноклассник  получил двойку в школе и очень расстроился – успокой его.

11. У тебя не получается завязать шнурок на ботинке – попроси товарища помочь тебе.

12. К тебе пришли гости – познакомь их с родителями, покажи свою комнату и свои игрушки.

13. Ты пришёл с прогулки проголодавшийся – что ты скажешь маме или бабушке.

14. Дети завтракают. Даша взяла кусочек хлеба, скатала из него шарик. Оглядевшись, чтобы никто не заметил, она кинула, и попал Свете в глаз. Света схватилась за глаз и вскрикнула. – Что вы скажите о поведении Даши? Как нужно обращаться с хлебом? Можно ли сказать, что Даша пошутила.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие певческих навыков у детей младшего школьного возраста

В пении формируются основные музыкальные способности детей. В младшем школьном возрасте важно найти у ребенка задатки творческих способностей и умело развить их....

Развитие коммуникативной компетенции у детей младшего школьного возраста посредством использования проблемно-диалогической технологии.

Использование проблемно-диалогического обучения в образовательном пространстве начальной школы обеспечивает развитие коммуникативной компетенции так как дети учатся ставить и решать задачи посредством...

Роль воспитателя ГПД в развитии коммуникативных УУД у детей младшего школьного возраста

Ребенок начинает общаться и говорить с самого раннего возраста. К моменту поступления в школу он обычно уже обладает целым рядом коммуникативных и речевых навыков. В психологии и педагогике развитию р...

Методическая разработка :"Развитие топографических навыков у детей младшего школьного возраста"

Данное методическое пособие, позволит познакомить младших школьников с топографическими знаками в игровой форме....

Формирование предпосылок инженерного мышления на основе развития конструктивных навыков у детей младшего школьного возраста.

Методическая разработка по теме самообразования : Формирование предпосылок инженерного мышления на основе развития конструктивных навыков у детей младшего школьного возраста....

Коррекционная работа на уроках русского языка как средство развития графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта

В данной статье рассматривается эффективность работы по преодолению нарушений графомоторных навыков посредством использования коррекционных методов на уроках русского языка. Нарушения графомоторных на...