Методическая разработка по кубановедению "Казачка и оружие"
методическая разработка (4 класс) на тему

Ступченко Ирина Николаевна

Методическая разработка по кубановедению может использоваться на внеклассных уроках, меоприятиях или классных часах в 6-9 классах. В разработке представлены сведения о казачках, о их подвигах и заслугах перед Родиной.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий  тематического мероприятия по кубановедению.

Тема: «Казачка и оружие». (Путешествие в историю). 6-9 класс.

Цели: учить детей знать историю родного края; воспитывать чувство патриотизма, закреплять знания, умения и навыки по истории казачества, развивать мышление и память.

Оборудование: иллюстрации и фотографии на данную тему, художественная литература.

Ход      занятия.

Учитель: Все привыкли к тому, что если война, то воины должны быть, в первую очередь, мужчины. Но ведь не только мужчина может защищать свою Родину, семью, честь. Женщина также способна встать на защиту. И таковыми по праву могут считаться наши землячки – казачки.

Ученик 1:   То ли явор у двери сарая,

                То ли ветер сдвигает засов?

                Горемычница вольного края

                Просит милости у образов.

Ученик 2:   Молит небо за ратника-сына:

                    От меча и от пули сберечь!

                     -Я сама тебя сокол растила,

                     Приторочила бурку оплечь.

Ученик 3:    Я коня вороного седлала

                     Чтоб топтал он беду на скаку,

                     Саблю дедову, крепость кинжала

                     Положила        в ножны казаку.

Ученик 4:    -Кто ты, женщина - лунность седая?

                      Болью душу свою не порань!

                      -Я станичница вольного края,

                      Я казацкая ваша Кубань!                  (Иван Варавва).        

Учитель: Трудно представить, что вынесла на своих плечах женщина в Черномории: голод, холод, болезни, неурожаи, падежи скота. Казачка держала в своих руках экономическую жизнь края. Ей обязаны были существованием казачий дом и семья. Выражаясь образно, когда казак уходил на линию, казачка становилась казаком.

Ученик 1: Война, без сомнения, занятие мужское и специальное оружие для самообороны женщин создавалось только в исключительные моменты истории. Само участие женщин в военных столкновениях обычно было случайным или вынужденным. Наиболее «воинственными» в любой стране мира являлись женщины пограничных районов – таковы, например кубанские казачки.

Ученик 2: Для казачек, как представительниц казачьего сословия, характерно использование боевого оружия. Жёны казаков, согласно традициям, должны были владеть элементами боевых навыков  (в том числе и навыками общения с огнестрельным и холодным оружием).

Учитель: У женщин из воинской среды  было больше возможностей научиться и реально владеть различными видами мужского боевого оружия, которое они при необходимости использовали для самообороны.

        Казачки Кубани, для обороны от горцев, пользовались огнестрельным оружием. Дерзкие черкесы, украдкой пробирающиеся тёмной ночью в казачью станицу на грабёж, нередко имели дело с казачкой, и бывали случаи, когда казачек награждали Георгиевским орденом за военные подвиги.

Ученик 3: В станице Пашковской казачка застрелила из ружья горца, пытавшегося пленить её вместе с волами. Убитый черкес был привезён на том же самом возу, на котором ехала воинственная казачка в станичное правление. За свой подвиг казачка была награждена орденом.

Учитель: Ружья и пистолеты казачки брали с собой не только на валы во время обороны станицы от горцев, но и для самообороны в лесу, в поле, на дороге.  

        Ружья были гладкоствольными, и для обращения с ними нужна была не только недюжинная сила, но и специальный навык.

Ученик 4: Из холодного оружия казачки Кубани использовали шашки и кинжалы. Шашка была значительно короче и легче сабли, что делало её более осваиваемой женщинами.

Ученик 5: Похищенная горцами 16-летняя лабинская казачка Анна Сердюкова, воспользовавшись их оружием, троих из них зарубила шашкой, двоих зарезала кинжалом и одного застрелила из пистолета.

Учитель: Кубанские казачки владели мужским оружием достаточно профессионально. Но основным оружием казачек выступали подручные средства – это сельскохозяйственные орудия (косы, вилы, серпы, топоры) и орудия быта (столовые ножи, ухват, кочерга).

        Коса являлась традиционным оружием крестьян. Существовало даже такое понятие как  «боевая коса»,  когда лезвие перековывалось (или снималось), вертикально перевязывалась и получалась своеобразная штыковая пика, которая одновременно выступала и колющим и рубящим оружием.

Ученик 1: Не менее традиционным оружием выступал обычный топор. Он использовался многими поколениями женщин. Общеизвестен подвиг Прасковьи – кружевницы, которая зарубила топором троих французов, после чего возглавила партизанский отряд.

Ученик 2: В годы  Первой мировой войны отважно билась с врагами кубанская «кавалерист-девица» - казачка Елена Чоба. Ещё до войны в своей родной станице Роговской она была известна как лихая наездница, не уступавшая мужчинам в умении владеть оружием.

Ученик 3: Она попросилась в действующую армию, и ей не было отказано. К этому решению её подтолкнула весть о гибели мужа Михаила Чоба.

Ученик 4: Елена остригла волосы, оделась в казачью форму, взяла себе мужское имя и уехала на фронт. Сражалась она так отважно, что мало кто мог предположить, что молодой «безусый казак Михаил», идущий наравне с бывалыми воинами в атаку – женщина.

Учитель: Однажды, когда казачья батарея была взята в кольцо противником, и, казалось, вырваться из него было невозможно, на выручку поспешила Елена Чоба. Она помогла спасти батарею и товарищей. За этот подвиг храбрая казачка получила Георгиевский крест 4 степени. Её храбрость была также отмечена Георгиевским крестом 3 степени и медалями.

Ученик 5: Всё было в нелёгкой боевой судьбе Елены Чобы: и потери товарищей, и награды, и ранения. «Казак-девица» - так иногда говорят о ней… Конечно, казак! Да ещё какой! Но главное всё-таки то, что она женщина, любящая и преданная. И подвиг её – это, прежде всего подвиг любви и верности.

Учитель: историческим мраком покрыта масса случаев, когда казачки отстаивали своё добро и защищали себя, семью, Родину. Не было ни одной отрасли и ни одной важной стороны в жизни, в которой женщина – казачка не заменила бы мужчину – казака. Это была и жена, и мать, и хозяйка, и работница и даже  в военном деле казачья помощница.

Ребята, сегодня мы с вами путешествовали в прошлое нашего края. Вы узнали, какие были женщины  на Кубани. И я надеюсь, что вы гордитесь нашими предками и сможете так же смело защищать нашу Родину, как это делали казачки.

Ученики все вместе: Есть заповедное слово,

                                    В нём наша радость и грусть,

                                    Ратная слава былого…

                                    Это – казацкая Русь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...

2016 г. Конкурс "Авторские методические разработки" Методическая разработка "Можно жить без ссор"

Детские конфликты – это не просто негативные явления в детской жизни, это особые, значимые ситуации общения. И от того, насколько взрослые (педагоги и родители) будут готовы к правильному руково...

Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс

      Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с огран...

Методическая разработка МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ОВЗ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ: МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.

Аннотация: Учитель начальных классов, МОБУ СОШ №18г.СОЧИ им. Героя Советского Союза Мачуленко А.С.    Кормянкова Е.В.В настоящее время количество детей с врожденными и наследственными з...