Рабочая программа по гражданскому образованию 3 класс
рабочая программа (3 класс) на тему

Носкова Татьяна Леонидовна

Рабочая  программа разработана на основе программы по гражданскому образованию Нижегородского института развития образования,  авторы: С. К. Тивикова, Н. Н. Деменева, Т. Я. Железнова,

Н. Ю. Яшина. Программно-методическое обеспечение учебного предмета:  учебник "Жар-птица", тетрадь "Жар-птица" (авторы С. К. Тивикова, Н.Н. Деменева, Т. Я. Железнова, Н. Ю. Яшина).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_grazhdanskomu_obrazovaniyu.docx428.09 КБ

Предварительный просмотр:

                                                     Пояснительная записка

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы « Гражданское образование в начальных классах» С.К.Тивиковой, Н.Н.Деменевой, Т.Я.Железновой, Н.Ю.Яшиной, планируемых результатов начального общего образования.

Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений — всё это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.

Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Курс гражданского образования в начальных классах рассматривается как пропедевтическая основа для изучения истории в начальной школе и граждановедения в основной.

Курс создает условия для первичной социализации ребенка, его нравственного развития, становления духовной основы и правовой культуры личности. Важной установкой его является воспитание, с одной стороны, чувства любви к своему Отечеству, гордости за свою страну, а с другой - уважения к культуре других народов, толерантности, доброжелательного отношения к другому человеку и принятия его таким, какой он есть, осознания детьми понятий «достоинство», «равенство», «справедливость», «совесть», «честь», «свобода» и др.

Курс гражданского образования включается в систему обучения в начальной школе как органическая ее часть и поэтому имеет интегративный характер, строится с учетом межпредметных связей с другими учебными предметами. Он способствует реализации общих целей начального образования, направлен в первую очередь на развитие личности младшего школьника, построен с учетом идей развивающего обучения и предполагает дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения, возможность проведения диагностики их логического и образного мышления, речи, репродуктивного и творческого воображения. Предполагается тесная связь учебного предмета «гражданское образование» с внеклассной работой и семейным воспитанием, что позволит более целенаправленно решать задачи нравственного воспитания детей, становления их мировоззрения, возникновения в их сознании необходимых ценностных ориентаций.

Основные идеи курса гражданского образования для начальной школы по УМК «Кораблик» и «Жар-птица» связаны с самоопределением ребенка, выявлением им смысла своей роли и своего значения, как в жизненном пространстве, так и во времени. Человек живет в пространстве, и многое может узнать о других странах и народах, о людях, живущих на Земле одновременно с ним. Человек существует во времени и может многое узнать о прошлом, об истории человечества, он стремится заглянуть и в будущее.

^ На втором году обучения по данному курсу и УМК «Жар-птица» главным для ребенка становится осознание себя во времени, ощущение себя частицей единого целого, пребывающего на стыке прошлого, настоящего и будущего. Ребенок осознает, что он тесно связан не только с людьми, которые живут с ним в одно время, но и с теми, кто был до него и кто будет после. И задача каждого человека - воспринимать себя важной составной частью всего человечества, каждый представитель которого должен знать и ценить свой род, свои корни, прошлое своего народа, замечать сходство и различие между людьми разных стран, видеть в этом различии возможность понять и удивиться друг другу и признать разнообразие важнейшим условием жизни на нашей планете. Ведь только память, доброта и красота помогают человеку оставаться Человеком.


^ Цель гражданского образования в начальной школе - создание условий для социализации растущей личности, для вхождения ее в гражданское правовое общество через становление отношений к миру и к себе в нем.


^ Общая характеристика курса

Программа курса построена на основе сочетания всех основных элементов содержания образования: знаний, навыков и умений, опыта творческой деятельности и опыта ценностных ориентации. Знания, которые получают учащиеся при изучении курса, носят интегрированный характер. Они включают в себя понятия, термины, факты и сведения о природе, обществе и человеке. При этом центральное место занимают обществоведческие знания, практически не представленные в других учебных предметах начального образования.
Специфика курса гражданского образования определяется тем, что в нем главным, ведущим содержательным элементом является опыт ценностных ориентации, то есть эмоционально-чувственное, духовное отношение к миру и друг к другу. Курс гражданского образования способствует воспитанию нравственного, эстетического, оценочно-эмоционального отношения к действительности, создает условия для возникновения у младших школьников системы ценностей и мировоззренческих ориентиров.
Учащиеся могут приобрести и определенный опыт творческой деятельности, а также важнейшие социальные навыки и умения, связанные с взаимодействием со сверстниками, учителем, родителями. Формируемые у младших школьников общеучебные и творческие умения неспецифичны, они имеют надпредметный характер, а поэтому предлагаемые учащимся на уроках гражданского образования задания построены на основе связей с обучением грамоте, а также чтением, природоведением, математикой и др. Курс гражданского образования строится на основе условно-концентрического принципа.


В УМК «Жар-птица»( 3 класс) также выделены четыре тематических блока, соответствующие четырем учебным четвертям:


  1. Тепло родного очага.

  2. Над российскими просторами.

  3. Живем мы по соседству.

  4. Из страны детства в мир взрослых.

Внутри блока (четверти) учащимся предложены отдельные темы, содержательно связанные друг с другом. Все они отражают различные грани данного тематического раздела. Сначала рассматривается общий вопрос, выводящий на осмысление темы в целом. А затем следует более конкретный материал, позволяющий дать образное и разноплановое представление об отдельных частях целого, составляющих обобщенное понятие. Таким образом, учащиеся познают конкретное как единство в многообразии. Этот подход является характерным для развивающего обучения.

^ Место курса «Гражданское образование» в учебном плане

Курс «Гражданское образование» рассчитан на 68 ч. Во 2 классе на изучение гражданского образования отводится 34 ч. (1 ч. в неделю, 34 учебные недели), в 3 классе также 34 ч. ( 1 ч. в неделю, 34 учебные недели ).

                      Содержание курса

Каждый тематический блок рассматривается в течение четверти в соответствии с определенной логикой: общее представление о теме - его конкретизация - обобщение. В зависимости от функции, места и роли урока внутри тематического блока выделяются следующие типы уроков: урок введения в тему, урок углубления темы, урок обобщения темы.

^ Уроки введения в тему намечают перспективу ее развития на последующих уроках, дают общее первоначальное представление о теме, часто философского, мировоззренческого плана (например, вводится понятие «мир» в разных значениях этого слова)
Введение в тему опирается на три основных момента:
1) выявление первоначальных представлений детей и понимания ими темы;
2) активизация социального, жизненного и эмоционального опыта ребенка под углом зрения новой проблемы (темы);
3) создание поисковой ситуации, в ходе которой учащиеся, опираясь на художественно-эстетический материал урока и эмоционально проживая его, осознают основную идею урока и выходят на перспективные линии присвоения главных ценностных ориентации всего тематического блока.
Уроки введения в тему специфичны, что обусловлено особенностями содержания каждого тематического блока, его местом в программе, связью с предшествующими и последующими знаниями.
Так, в I четверти два урока введения в тему. Первый урок «Земля общий дом для всех людей»- это введение в содержание всего курса гражданского образования. Его цель - осознание ребенком себя как человека, живущего на планете Земля. Урок «Отечество» открывает тему «Наша Родина - Россия» и направлен на осознание учащимся себя гражданином своей страны.

^ Уроки углубления темы составляют большинство в каждой четверти. На этих уроках конкретизируются основные идеи четверти и общее представление о теме, полученное учащимися на уроках введения в тему. Школьники обращаются к различным частным аспектам темы, рассматривают ее отдельные ракурсы.

Так, в I четверти после вводных уроков следует знакомство с городами России и своей «малой родиной».
К таким урокам дети специально готовятся, приходят с новыми впечатлениями, полученными при наблюдении за окружающим миром, знакомстве с художественными и научно-популярными текстами, в беседах с родителями или другими взрослыми и т п. Все это позволяет им в конкретных образах представить и осмыслить главную идею четверти.

^ Уроки обобщения темы в курсе имеют игровой характер, это уроки-праздники. Например, в I четверти - «Ярмарочная карусель», во II четверти - «Разноцветный новогодний хоровод». Игра позволяет создать эмоциональную атмосферу, стимулирует и активизирует накопленный на уроках эмоционально-нравственный опыт детей, закрепляет полученные теоретические знания в непосредственной деятельности. Дети в непринужденной атмосфере, в естественной для них игровой ситуации показывают свое понимание темы.
На уроках обобщения не дается новой информации, а лишь систематизируются уже имеющиеся знания и представления. В учебнике для подготовки учащихся к таким урокам имеются специальные игровые странички с заданиями и вопросами.
Уроки обобщения предполагают не только установление содержательных связей с предыдущими уроками, но и перспективных связей с темой следующей четверти. Содержание и организация итоговых уроков могут варьироваться в зависимости от особенностей детей, их заинтересованности проблемой, от местных условий, региональных особенностей.


^ Структура урока гражданского образования

Каждый урок, независимо от его типа, должен иметь свою внутреннюю структуру и логику. Особенно важно выстроить эмоциональную драматургию урока. Поскольку курс гражданского образования предполагает не столько внедрение определенных ценностей и знаний в сознание ребенка, сколько организацию условий для их проживания и присвоения как основы нравственного формирования, то принципиально значимым на уроке является создание эмоциональной включенности ребенка в содержание урока.
Началом служит эмоциональное введение в мир урока, конкретной темы. Это может быть создание первоначального образа с помощью эмоциональных различных средств, и в первую очередь средствами искусства (музыки, живописи, литературы и др.). Например, художественное чтение учителем отрывка из сказки, рассказа, стихотворения, создающего образы, соответствующие теме урока. В дальнейшем, по ходу урока, первоначальные образы развиваются и углубляются на основе имеющихся у детей и вновь получаемых знаний. Может использоваться и игра, и проблемные вопросы, и интересные для детей задания. Например, игра «Устами младенца» (объясни слово).
На каждом уроке предполагается определенная эмоционально-смысловая кульминация как самая яркая его вершина. Это может быть притча или стихотворение, прочитанное учителем или подготовленные учащимися, представление выставки рисунков, звучание музыкального произведения, сюрприз, который появляется из ларца и т. п. Кульминация может быть заранее предусмотренной, но может возникнуть незапланированно в ходе урока.
Важна эмоциональная целостность урока, которая может быть достигнута с помощью стихотворного или музыкального обрамления. Поэтому не менее значимым является продуманное его завершение, в результате которого у ребенка должен остаться эмоциональный образ урока. Для этого можно использовать пословицу или цитату из стихотворения, в концентрированном виде обобщающие весь урок (например:
«Где родился, там и пригодился», «Люблю тебя, Петра творенье!»).
Урок гражданского образования не имеет жестко заданной структуры. Он, однако, включает несколько обязательных компонентов, последовательность и соотношение которых могут быть различны:
- эмоциональное введение в мир урока;
- информационная часть: чтение научно-популярных текстов, рассказ учителя, обмен информацией в парах или группах, рассказы детей, работа со словарем учебника, со статьями Всеобщей декларации прав человека и др.;
- чтение художественных текстов учителем или детьми, их обсуждение;
- восприятие зрительного ряда, работа с иллюстрациями;
- выполнение развивающих (интеллектуальных и практических) заданий, которые приводятся в тетради, учебнике или предложены учителем;
- выполнение коммуникативных заданий.
Таким образом, в процессе проведения урока сочетается работа с учебником, тетрадью, сообщение учителем сведений, его рассказ и чтение текстов, организация различных видов деятельности детей (игровой, трудовой) в рамках учебной. При этом важно чередование этих элементов, разнообразие форм и методов работы, переход от информационной части урока к эмоционально-чувственной и коммуникативной, от игровой и практической деятельности - к учебной и наоборот.
Важна гибкость структуры урока, которая зависит от специфики изучаемой темы, особенностей класса, наличия необходимого оборудования и оснащения урока. Предполагается творческое отношение учителя и к отбору материала урока и его построению. Но наиболее значимым является организация активной деятельности младших школьников на уроке, стимулирование их творчества; создание эмоционального отношения к теме. Особую роль играет и характер взаимодействия учителя и учащихся, учитывающий задачу становления младших школьников как субъектов учебной и других видов деятельности и основанный на уважении к ребенку, на сотрудничестве детей с учителем и друг другом.

Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений — всё это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.

Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Курс гражданского образования в начальных классах рассматривается как пропедевтическая основа для изучения истории в начальной школе и граждановедения в основной.

Курс создает условия для первичной социализации ребенка, его нравственного развития, становления духовной основы и правовой культуры личности. Важной установкой его является воспитание, с одной стороны, чувства любви к своему Отечеству, гордости за свою страну, а с другой - уважения к культуре других народов, толерантности, доброжелательного отношения к другому человеку и принятия его таким, какой он есть, осознания детьми понятий «достоинство», «равенство», «справедливость», «совесть», «честь», «свобода» и др.

Курс гражданского образования включается в систему обучения в начальной школе как органическая ее часть и поэтому имеет интегративный характер, строится с учетом межпредметных связей с другими учебными предметами. Он способствует реализации общих целей начального образования, направлен в первую очередь на развитие личности младшего школьника, построен с учетом идей развивающего обучения и предполагает дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения, возможность проведения диагностики их логического и образного мышления, речи, репродуктивного и творческого воображения. Предполагается тесная связь учебного предмета «гражданское образование» с внеклассной работой и семейным воспитанием, что позволит более целенаправленно решать задачи нравственного воспитания детей, становления их мировоззрения, возникновения в их сознании необходимых ценностных ориентаций.

Основные идеи курса гражданского образования для начальной школы по УМК «Кораблик» и «Жар-птица» связаны с самоопределением ребенка, выявлением им смысла своей роли и своего значения, как в жизненном пространстве, так и во времени. Человек живет в пространстве, и многое может узнать о других странах и народах, о людях, живущих на Земле одновременно с ним. Человек существует во времени и может многое узнать о прошлом, об истории человечества, он стремится заглянуть и в будущее.

 На втором году обучения по данному курсу и УМК «Жар-птица» главным для ребенка становится осознание себя во времени, ощущение себя частицей единого целого, пребывающего на стыке прошлого, настоящего и будущего. Ребенок осознает, что он тесно связан не только с людьми, которые живут с ним в одно время, но и с теми, кто был до него и кто будет после. И задача каждого человека - воспринимать себя важной составной частью всего человечества, каждый представитель которого должен знать и ценить свой род, свои корни, прошлое своего народа, замечать сходство и различие между людьми разных стран, видеть в этом различии возможность понять и удивиться друг другу и признать разнообразие важнейшим условием жизни на нашей планете. Ведь только память, доброта и красота помогают человеку оставаться Человеком.

^ Цель гражданского образования в начальной школе - создание условий для социализации растущей личности, для вхождения ее в гражданское правовое общество через становление отношений к миру и к себе в нем.

                                        Общая характеристика курса

Программа курса построена на основе сочетания всех основных элементов содержания образования: знаний, навыков и умений, опыта творческой деятельности и опыта ценностных ориентации. Знания, которые получают учащиеся при изучении курса, носят интегрированный характер. Они включают в себя понятия, термины, факты и сведения о природе, обществе и человеке. При этом центральное место занимают обществоведческие знания, практически не представленные в других учебных предметах начального образования.

Специфика курса гражданского образования определяется тем, что в нем главным, ведущим содержательным элементом является опыт ценностных ориентации, то есть эмоционально-чувственное, духовное отношение к миру и друг к другу. Курс гражданского образования способствует воспитанию нравственного, эстетического, оценочно-эмоционального отношения к действительности, создает условия для возникновения у младших школьников системы ценностей и мировоззренческих ориентиров.

Учащиеся могут приобрести и определенный опыт творческой деятельности, а также важнейшие социальные навыки и умения, связанные с взаимодействием со сверстниками, учителем, родителями. Формируемые у младших школьников общеучебные и творческие умения неспецифичны, они имеют надпредметный характер, а поэтому предлагаемые учащимся на уроках гражданского образования задания построены на основе связей с обучением грамоте, а также чтением, природоведением, математикой и др. Курс гражданского образования строится на основе условно-концентрического принципа.

В УМК «Жар-птица»( 3 класс)  выделены четыре тематических блока, соответствующие четырем учебным четвертям:

Тепло родного очага.

Над российскими просторами.

Живем мы по соседству.

Из страны детства в мир взрослых.

Внутри блока (четверти) учащимся предложены отдельные темы, содержательно связанные друг с другом. Все они отражают различные грани данного тематического раздела. Сначала рассматривается общий вопрос, выводящий на осмысление темы в целом. А затем следует более конкретный материал, позволяющий дать образное и разноплановое представление об отдельных частях целого, составляющих обобщенное понятие. Таким образом, учащиеся познают конкретное как единство в многообразии. Этот подход является характерным для развивающего обучения.

^ Место курса «Гражданское образование» в учебном плане

Курс «Гражданское образование» рассчитан на 68 ч. Во 2 классе на изучение гражданского образования отводится 34 ч. (1 ч. в неделю, 34 учебные недели), в 3 классе также 34 ч. ( 1 ч. в неделю, 34 учебные недели ).

^     Содержание курса

Каждый тематический блок рассматривается в течение четверти в соответствии с определенной логикой: общее представление о теме - его конкретизация - обобщение. В зависимости от функции, места и роли урока внутри тематического блока выделяются следующие типы уроков: урок введения в тему, урок углубления темы, урок обобщения темы.

^ Уроки введения в тему намечают перспективу ее развития на последующих уроках, дают общее первоначальное представление о теме, часто философского, мировоззренческого плана (например, вводится понятие «мир» в разных значениях этого слова)

Введение в тему опирается на три основных момента:

1) выявление первоначальных представлений детей и понимания ими темы;

2) активизация социального, жизненного и эмоционального опыта ребенка под углом зрения новой проблемы (темы);

3) создание поисковой ситуации, в ходе которой учащиеся, опираясь на художественно-эстетический материал урока и эмоционально проживая его, осознают основную идею урока и выходят на перспективные линии присвоения главных ценностных ориентации всего тематического блока.

Уроки введения в тему специфичны, что обусловлено особенностями содержания каждого тематического блока, его местом в программе, связью с предшествующими и последующими знаниями.

^ Уроки углубления темы составляют большинство в каждой четверти. На этих уроках конкретизируются основные идеи четверти и общее представление о теме, полученное учащимися на уроках введения в тему. Школьники обращаются к различным частным аспектам темы, рассматривают ее отдельные ракурсы.

^ Уроки обобщения темы в курсе имеют игровой характер, это уроки-праздники.  Игра позволяет создать эмоциональную атмосферу, стимулирует и активизирует накопленный на уроках эмоционально-нравственный опыт детей, закрепляет полученные теоретические знания в непосредственной деятельности. Дети в непринужденной атмосфере, в естественной для них игровой ситуации показывают свое понимание темы.

На уроках обобщения не дается новой информации, а лишь систематизируются уже имеющиеся знания и представления. В учебнике для подготовки учащихся к таким урокам имеются специальные игровые странички с заданиями и вопросами.

Уроки обобщения предполагают не только установление содержательных связей с предыдущими уроками, но и перспективных связей с темой следующей четверти. Содержание и организация итоговых уроков могут варьироваться в зависимости от особенностей детей, их заинтересованности проблемой, от местных условий, региональных особенностей.

       Календарно-тематическое планирование учебного материала по гражданскому образованию.

        Всего - 34 часа

        По учебному плану в неделю  1 час

п/п

Тема

Количество

часов

Плановые

сроки

прохождения

Скорректир.

Сроки

прохождения

Страницы

учебника

                                                                                 1 четверть    (8 часов)

Тепло родного очага.   ( 8 часов)

1.

В поисках счастья.

1 ч.

07. 09.

С. 8- 10

2.

Сохраняя прошлое.

1ч.

14. 09.

С. 11- 13

3.

Мировое древо.

1 ч.

21. 09.

С. 14- 16

4.

Моя родословная.

1 ч.

28. 09.

С. 17- 20

5.

Наша школьная семейка.

1 ч.

05. 10.

С. 21- 24

6.

Я – надежда Отечества.

1 ч.

12. 10.

С. 25- 28

7.

Слышу голос из прекрасного далёка.

1 ч.

19. 10.

С. 29-31

8.

В кругу родном и тесном.

1 ч.

26. 10.

С. 32- 34

2 четверть  (8 часов).

Тепло родного очага (1 час)

9.

Что в сердце бережно храним. Обобщающий урок по «дому-музею»

1 ч.

09. 11.

С. 39 41

Над Российскими просторами (7 часов)

10.

Отечество: старое, новое, вечное.

1 ч.

16. 11.

С. 44- 47

11.

Отчизны славные сыны.

1 ч.

23. 11.

С. 48- 52

12.

Наше государство – Российская Федерация.

1 ч.

30. 11.

С. 53 -55

13.

Сто народов – одна страна.

1 ч.

07. 12.

С. 56- 59

14.

Законы, по которым мы живём.

1 ч.

14. 12.

С. 60 - 63

15.

Без праздника нет народа.

1 ч.

21. 12.

С. 64 - 67

16.

По родной стране. Обобщающий урок.

1 ч.

28. 12.

С. 68- 70

3 четверть. ( 10  часов).

Живём мы по соседству (10 часов).

17.

Мы и наши соседи.

1 ч.

18. 01.

С. 6 - 9

18.

Аист на крыше.

2 ч.

25. 01.

01. 02

С. 10 – 13

С. 14 - 17

19.

У янтарного моря.

2 ч.

08. 02.

15. 02.

С. 18 – 21

С. 22 - 25

20.

В горах Кавказа.

2 ч.

22. 02.

01. 03.

С. 26 – 29

С. 30 - 33

21.

Многоцветные краски Востока.

2 ч.

08. 03.

15. 03

15. 03.

С. 34 – 37

С. 38 - 42

22.

Фестивальные встречи. Обобщающий урок- праздник.

1 ч.

21. 03.

С. 44 - 45

4 четверть (8 часов).

Из страны детства в мир взрослых (8 часов)

23.

Я взрослею.

1 ч.

05. 04.

С. 48 - 51

24.

Таинственный мир знаний.

2 ч

12. 04.

19. 04

С. 52 – 55

С. 56 - 59

25.

Пора в путь-дорогу.

2 ч.

26 .04.

03. 05.

С. 60 – 63

С. 64 - 67

26.

Приглашаем в театр.

1 ч.

10. 05.

С. 68 - 71

27.

Досуг – дело серьёзное.

1 ч.

17. 05.

С. 72 - 75

28.

Парк чудес и открытий. Обобщающий урок- праздник.

1 ч.

24. 05.

С. 76 - 77

                                       Всего

             34 ч.

^Требования к уровню подготовки учащихся

                                             (планируемые результаты обучения)

Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных,  метапредметных  и  предметных результатов.

^ Личностные результаты:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2) формирование целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

4) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

5) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу; 

6) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

7) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

8) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

9) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.


^ Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.


^ Предметные результаты:

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) освоение доступных способов изучения общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

Программно- методическое обеспечение учебного процесса.

Для учащихся:

Учебник  «Жар-птица».  Тетрадь  «Жар-птица».

Рисунок4Рисунок3Рисунок5

тетрадь “Жар-птица” для 3, 4 класса:

  С. К. Тивикова, Н.Н. Деменева, Н.Ю. Яшина, Т.Я. Железнова.

Для учителя:

Методические рекомендации для учителя “Уроки гражданского образования в начальных классах: Методические пособия к учебному комплекту “Жар-птица”:

Рисунок8Рисунок7

мультимедийные пособия к учебникам “Кораблик” и “Жар-птица”:

Рисунок1Рисунок2Рисунок3

Весь  курс (34часа)  оснащён наглядно-иллюстративным материалом по рекомендациям авторов с использованием компьютерных и информационных технологий, разработанных  Кузнецовой Э.Е.

Курс гражданского образования представлен в двух вариантах программ:
1) 
Учебная программа “Гражданское образование в начальных классах”. 2-4 классы начальной школы. Н.Новгород, 2013 г. Сертифицирована экспертным советом НИРО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по гражданскому образованию 3 класс "Жар-птица"

В данной публикации представлена рабочая программа и календарно-тематическое планирование по предмету Гражданское образование (региональный компонент). Планирование создано по комплекту: Тивикова...

Рабочая программа по гражданскому образованию 2 класс "Кораблик"

Предмет Гражданское образование "Кораблик" относится к региональному компоненту. Календарно-тематическое планирование построено на основе комплекта: Тивикова С.К., Деменева Н.Н., Железнова Т.Я., ...

Методическая разработка раздела учебной программы по гражданскому образованию "Я и моя семья"

     Курс "Гражданское образование" разработан авторским коллективом преподавателей кафедры начального образования НИРО С.К.Тивиковой, Н.Н. Деменевой, Т.Я.Жклезновой, Н.Ю.Яшиной....

Рабочая программа по гражданскому образованию 3 класс ФГОС

Рабочая программа по гражданскому образованию 3 класс ФГОС, авторы С.К. Тивикова, Н.Н. Деменева и др....

Рабочая программа по гражданскому образованию 2 класс

В данном материале представлена рабочая программа по гражданскому образованию во 2 классе....

Рабочая программа по гражданскому образованию 2,3 классы.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАПрограмма разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания лично...

Рабочая программа по гражданскому образованию

Рабочая программа по курсу « Гражданское образование» составлена на основе региональной авторской программы курса «Гражданское образование», разработанная С.К.Тивиковой, Н.Н.Де...