Рабочая программа по гражданскому образованию 2,3 классы.
рабочая программа (2, 3 класс) на тему

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы « Гражданское образование в начальных классах» С.К.Тивиковой, Н.Н.Деменевой, Т.Я.Железновой, Н.Ю.Яшиной, планируемых результатов начального общего образования. Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_grazhd_obrazov_23_kl.docx41.84 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы « Гражданское образование в начальных классах» С.К.Тивиковой, Н.Н.Деменевой, Т.Я.Железновой, Н.Ю.Яшиной, планируемых результатов начального общего образования. Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений — всё это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни. Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Курс гражданского образования в начальных классах рассматривается как пропедевтическая основа для изучения истории в начальной школе и граждановедения в основной. Курс создает условия для первичной социализации ребенка, его нравственного развития, становления духовной основы и правовой культуры личности. Важной установкой его является воспитание, с одной стороны, чувства любви к своему Отечеству, гордости за свою страну, а с другой - уважения к культуре других народов, толерантности, доброжелательного отношения к другому человеку и принятия его таким, какой он есть, осознания детьми понятий «достоинство», «равенство», «справедливость», «совесть», «честь»,«свобода»идр. Курс гражданского образования включается в систему обучения в начальной школе как органическая ее часть и поэтому имеет интегративный характер, строится с учетом межпредметных связей с другими учебными предметами. Он способствует реализации общих целей начального образования, направлен в первую очередь на развитие личности младшего школьника, построен с учетом идей развивающего обучения и предполагает дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения, возможность проведения диагностики их логического и образного мышления, речи, репродуктивного и творческого воображения. Предполагается тесная связь учебного предмета «гражданское образование» с внеклассной работой и семейным воспитанием, что позволит более целенаправленно решать задачи нравственного воспитания детей, становления их мировоззрения, возникновения в их сознании необходимых ценностных ориентаций.

 Основные идеи курса гражданского образования для начальной школы по УМК «Кораблик» и «Жар-птица» связаны с самоопределением ребенка, выявлением им смысла своей роли и своего значения, как в жизненном пространстве, так и во времени. Человек живет в пространстве, и многое может узнать о других странах и народах, о людях, живущих на Земле одновременно с ним. Человек существует во времени и может многое узнать о прошлом, об истории человечества, он стремится заглянуть и в будущее.

Цель гражданского образования в начальной школе - создание условий для социализации растущей личности, для становления гражданской идентичности младшего школьника, его духовно-нравственного развития.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА « ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

 Программа курса построена на основе сочетания всех основных элементов содержания образования: знаний, навыков и умений, опыта творческой деятельности и опыта ценностных ориентации. Знания, которые получают учащиеся при изучении курса, носят интегрированный характер. Они включают в себя понятия, термины, факты и сведения о природе, обществе и человеке. При этом центральное место занимают обществоведческие знания, практически не представленные в других учебных предметах начального образования. Специфика курса гражданского образования определяется тем, что в нем главным, ведущим содержательным элементом является опыт ценностных ориентации, то есть эмоционально-чувственное, духовное отношение к миру и друг к другу. Курс гражданского образования способствует воспитанию нравственного, эстетического, оценочно-эмоционального отношения к действительности, создает условия для возникновения у младших школьников системы ценностей и мировоззренческих ориентиров. Учащиеся могут приобрести и определенный опыт творческой деятельности, а также важнейшие социальные навыки и умения, связанные с взаимодействием со сверстниками, учителем, родителями. Формируемые у младших школьников общеучебные и творческие умения неспецифичны, они имеют метапредметный характер, а поэтому предлагаемые учащимся на уроках гражданского образования задания построены на основе межпредметных связей с обучением грамоте, а также литературным чтением, окружающим миром, математикой и др. В курсе предусмотрено формирование личностных и метапредметных умений коммуникативных, регулятивных и познавательных универсальных учебных действий.

 Курс гражданского образования строится на основе условно-концентрического принципа. В течение трёх лет изучаются 4 основных раздела (тематических блока), которые имеют разное содержательное наполнение в зависимости от года обучения:

1.Отечество. Родина. Россия.

 2.Познание мира.

3.Культура разных народов.

 4. Семья и человек

 Во 2 классе каждый тематический блок изучается в течение одной четверти и имеет образное название.

 1-я четверть. Дом, в котором мы живем.

2-я четверть. В путешествие по миру.

-я четверть. В тридевятом царстве, в тридесятом государстве.

4-я четверть. Я и моя семья.

 В 3 классе представлены 2 тематических блока, каждый из которых изучается в течении полугодия.

 1-я четверть и 2-я четверть. Над российскими просторами.

3-я четверть и 4-я четверть. Тепло родного очага

Все они отражают различные грани данного тематического раздела. Сначала рассматривается общий вопрос, выводящий на осмысление темы в целом. А затем следует более конкретный материал, позволяющий дать образное и разноплановое представление об отдельных частях целого, составляющих обобщенное понятие. Таким образом, учащиеся познают конкретное как единство в многообразии. Этот подход является характерным для развивающего обучения. Промежуточная аттестация по предмету гражданское образование проводится в форме собеседования по вопросам, содержащий материал, изученный в течении учебного года.

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

 Курс «Гражданское образование» рассчитан на 102 ч. Во 2 классе на изучение гражданского образования отводится 34 ч. (1 ч. в неделю, 34 учебные недели), в 3 классе 34 ч. ( 1 ч. в неделю, 34 учебные недели ), в 4 классе так- же 34 ч. ( 1 ч. в неделю, 34 учебные недели ).

ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА « ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

 Гражданское образование является одной из обязательных составляющих личностного роста. Это система, дающая возможность человеку получить основные знания об обществе и происходящих в нем процессах, сформировать ряд умений для эффективного взаимодействия с другими людьми и раскрытия своего творческого потенциала (выражения индивидуальности), стать приверженцем демократических ценностей, а также приобрести опыт активного участия в общественной жизни. Одним из результатов обучения гражданского образования является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

 – идеалы гражданского общества;

– патриотизм, основанный на принципах гражданской ответственности и диалоге культур;

 – ценности безопасности (личностной, социальной, государственной);

 – гражданская идентичность;

– национальное согласие по основным этапам становления и развития страны;

– семейные ценности;

 – ценность человеческой жизни.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОНКРЕТНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА « ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

Личностные результаты: 

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

 2) формирование целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

4) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

5) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

 6) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

7) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

 8) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

 9) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты: 

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

6) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

7) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

 8) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

9) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

 Предметные результаты: 

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) освоение доступных способов изучения общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

2 класс

1 четверть. Дом, в котором мы живём.

     Земля – общий дом для всех людей. Дом, в котором мы живём: различные значения слова дом. Планета Земля - наш общий дом: страны, государства, народы. Человечество. Общее представление о разных языках и обычаях, способах общения и взаимодействия людей. Приветствия у разных народов. Библейская легенда о Вавилонской башне. Представление о Всеобщей Декларации прав человека. Статья Декларации: «Все люди рождаются свободными и равными в своих правах. Они наделены разумом и должны относиться друг к другу по-братски».

      Отечество. Наша Родина – Россия. Понятия родина, отечество. Россия – наша Родина. Стихи, рассказы и пословицы о Родине. Гражданство. Россияне – граждане России. Флаг России. Русский язык, его красота и богатство. Природа России. Образ русской березки в песнях, стихах, картинах. Обычаи и традиции русского народа. Народные праздники, костюмы, игры и забавы, песни и частушки, блюда русской кухни. Гордость за свою страну. «Каждый человек имеет право на гражданство».

     Москва – столица нашей Родины. Москва – сердце России. История строительства Москвы. Основатель Москвы - Юрий Долгорукий. Москвичи – жители Москвы. Древняя современная Москва. Достопримечательности современной Москвы. Кремль. Красная площадь. Москва-река. Стихи, песни, пословицы и поговорки о Москве. Народные промыслы Московской области (Гжель). Уважение к столице нашей Родины.

    Санкт-Петербург. Основание города Петром I. Санкт-Петербург – окно в Европу. Петербург – голова России, ее северная столица. Петербуржцы – жители Санкт-Петербурга. Современный Санкт-Петербург. Достопримечательности Санкт-Петербурга. Петропавловская крепость. Эрмитаж. Нева. Невский проспект. Санкт-Петербург как один из культурных центров России. Гордость за культурное наследие России.

   Нижний Новгород. Основание города. Князь Юрий Всеволодович – основатель Нижнего Новгорода. Нижегородский кремль. Герб Нижнего Новгорода. Достопримечательности Нижнего Новгорода. Стихи и песни о родном городе. Волга – великая русская река. Стихи, песни, пословицы о Волге. Нижегородцы – жители Нижнего Новгорода. Наши известные земляки. Обсуждение «Чем славится современный Нижний Новгород и Нижегородская область». Гордость за родной край( Нижний Новгород и Нижегородская область).              

   Нижегородская ярмарка. Представление о ярмарке. Проведение ярмарки в Нижнем Новгороде. Нижний Новгород – карман России. Торговые ряды ярмарки. Культурная программа ярмарки, веселье и развлечения. Народные промыслы Нижегородской области. Хохломская и Городецкая росписи. Русская матрешка.

    Ярмарочная карусель. Обобщающий урок-праздник. Воображаемая встреча хозяев ярмарки (нижегородцев) и гостей (москвичей, петербуржцев, гостей из других стран). Игры, конкурсы по теме «Ярмарка», коллективная роспись изделий.

2 четверть. В путешествие по миру.

 Шар земной именуется миром. Различные значения слова мир. Мир – планета Земля. Мир – согласие. Пословицы о мире. Открытие окружающего мира для других и для самого себя. Первоооткрыватели, путешественники. Библейская легенда «Ноев ковчег».

      Открываем Америку. США. Старый и Новый Свет. Открытие Америки Колумбом. Чудеса Нового света (что пришло в Европу из Америки). Коренное население Америки – индейцы, их культура и обычаи. «Песнь о Гайавате» - легенды об индейцах. Различные способы выражения своих мыслей и чувств, в том числе с помощью пиктографического письма. История освоения Америки переселенцами. Сказка-небылица «Великий лесоруб Поль Баньян». США – страна молодой культуры. Города США (Вашингтон, Нью-Йорк). Небоскрёбы. Статуя Свободы. Флаг США. Американцы – граждане США. Английский язык. Мультфильмы У. Диснея. Диснейленд. Статья Декларации «Каждый человек должен обладать всеми правами и свободами независимо от национальности, языка, расы, пола, религии».

   Индия. Хождение за три моря. Хождение за три моря Афанасия Никитина. Индия – страна древней культуры. Традиции индийцев. Дели – столица Индии. Река Ганг. Язык хинди. Экзотика страны. Природа Индии. Доброе отношение индийцев к животным.

   Кругосветное путешествие. Изменение представлений людей о форме земли. Понятие кругосветное путешествие. Первое кругосветное путешествие Магеллана. Путешествие по свету. Выход человека за пределы Земли. Космические полёты. Магеллан XX века – Юрий Гагарин. Гордость за наших космонавтов и достижения России в космической сфере. Сотрудничество людей разных стран. Статья Декларации: Каждый человек имеет право уехать из своей страны, также вернуться на Родину»

   По новогодней карте. Новый год – праздник всех народов мира. История празднования Нового года в нашей стране. Новогодние традиции и обычаи России и других стран. Новогодние символы. Новогодние традиции семьи. Составление новогодних пожеланий.      

  Разноцветный новогодний хоровод. Обобщающий урок-праздник в форме карнавала. Защита костюмов по микрогруппам. Представление выбранных героев в форме песни, танца, рисунка, сказки и т.д. Игры разных народов, хороводы и конкурсы.

3 четверть. В тридевятом царстве, тридесятом государстве.

По неведомым дорожкам. Мир сказки и далеких, неведомых стран. Добро, честность, справедливость. Главное правило общения и взаимодействия людей.

        В суровом северном краю. Север. Скандинавские страны, их общие и отличительные черты, природа и культура. Мужество, стойкость, сдержанность, доброта — черты характера скандинавов.

Секреты старого замка. Запад. Страны Западной Европы: Германия, Великобритания, Франция. Многообразие и сходство европейских традиций и культур. Секреты аккуратности, вежливости, оптимизма.

    Под жарким солнцем Черной Африки. Юг. Пестрая карта Африки. Причудливость природы. Традиции и ритуалы африканских народов. Мудрость и взаимопомощь как нравственные ценности.

Там, где восходит солнце. Восток. Древняя культура Китая и Японии. Чудеса, созданные руками человека. Понимание красоты и трудолюбие. Законы дружбы.

4 четверть. Я и моя семья.

  Из дальних странствий возвратясь. Социальные роли человека. Чувства братства и милосердия как основа взаимоотношений.

   Мир семьи. Родственники. Родители. Отношения детей и взрослых в семье. Семейные традиции и праздники.

   Я и мое имя. Имена, отчества, фамилии — часть истории народа. Древние и современные русские имена. Правила вежливого обращения. Человек, его имя и добрые дела.

   Свет мой, зеркальце, скажи. Самопознание человека. Внешность, чувства, характер, интересы. Время и умение его беречь.

 На втором и третьем году обучения по данному курсу главным для ребенка становится осознание себя во времени, ощущение себя частицей единого целого, пребывающего на стыке прошлого, настоящего и будущего. Ребенок осознает, что он тесно связан не только с людьми, которые живут с ним в одно время, но и с теми кто был до него и кто будет после. И задача каждого человека – воспринимать себя важной составной частью всего человечества, каждый представитель которого должен знать и ценить свой род, свои корни, прошлое своего народа, замечать сходства и различие между людьми разных стран, видеть в этом различии возможность понять и удивиться друг другу и признать разнообразие важнейшим условием жизни на нашей планете. Ведь только память, доброта и красота помогают человеку оставаться Человеком.

3 класс

1 и 2 четверти Над Российскими просторами.

   Отечество: старое, новое, вечное. Понятие об отечестве. Соотечественники. Природа, общая культура, труд, язык как то, что объединяет всех соотечественников. Разнообразие природы России. Россияне. Народное искусство. Народные мастера.

    Отчизны славные сыны. Люди, прославившие Россию. Отражение их жизни и деятельности в произведениях искусства. Деятели науки и техники (М. В. Ломоносов, К. Э. Циолковский, Ю. А. Гагарин и др.), культуры и искусства (И. Федоров, А. С. Пушкин, П. И. Чайковский, Л. Н. Толстой, А. П. Павлова и др.), известные педагоги (К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский, Ш. А. Амонашвили и др.), прославленные полководцы (А. В. Суворов, К. Минин, Д. Пожарский), известные спортсмены (А. А. Алехин и др.).

  Наше государство — Российская Федерация. Государство. Символы государства: флаг, гимн, герб. Глава государства. Государство Российская Федерация, его столица. Города России, их гербы. Президент. Государственная Дума. Правительство.

   Сто народов — одна страна. Россия как федерация, ее состав. Республики, входящие в состав России, их столицы. «Большая» и «малая» родина. Россия — многонациональное государство. Народы России. Традиции и обычаи народов России, народные и религиозные праздники. Русский язык как государственный. Конвенция о правах ребенка: воспитание чувства дружбы и взаимопонимания между народами.

   Законы, по которым мы живем. Закон, различные значения этого слова. Семейные и школьные законы и правила. Законы государства. Конституция Российской Федерации — основной закон страны. Права и обязанности граждан. Представление о правовом государстве (на материале сказок).

  Без праздника нет народа. Праздник и его роль в жизни народа. Праздники народные, государственные, религиозные, профессиональные, семейные. Рождество Христово как праздник народный, религиозный, государственный. Семейные традиции празднования Рождества. Обычаи и народные забавы на Святки: ряжение, колядование, гадание, игры.

3 и 4 четверти. Тепло родного очага.

 В поисках счастья. Основные права человека. Конвенция о правах ребенка. Право на жизнь. Понятие счастья. Символы счастья. Жар-птица как символ счастья у русского народа. Образы счастья в произведениях писателей и художников. Счастье и радость как ценности человеческой жизни.

  Сохраняя прошлое. Человек и время. Память как основа сохранения человеческого рода. Лента времени. Старина, память о прошлом. Связь настоящего, прошлого и будущего. Памятные семейные даты. Пожелания будущим поколениям.

   Мировое древо. Представления о времени и пространстве в мировой мифологии. Мировое древо как символ связи прошлого, настоящего и будущего. Дуб, ясень и другие деревья как образы устройства мира у разных народов. Загадки, сказки, стихи, песни о деревьях.

  Моя родословная. Род. Предки и потомки, поколения. Родовое древо великих людей (на примере А. С. Пушкина). Генеалогическое древо каждого ученика. Родословная. Реликвии как вещи, сохраняющие историю народа и отдельной семьи. Семейный герб.

  Наша школьная семейка. Ценность образования в жизни человека. Конвенция о правах ребенка: право на образование. Представление о школе прошлого. Воспоминания родителей, бабушек и дедушек о своей школьной жизни. Уважение к труду учителя. Педагоги - гуманисты В. А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили. Школьный класс как вторая семья. Дружеские отношения — основа жизни класса. Традиции, правила дружбы, взаимопомощи и сотрудничества в классе.

  Я - надежда Отечества. Предназначение человека. Представление о настоящем Человеке. Осознание ребенком себя как надежды Отечества. Самопознание. Умение ценить в других людях положительные качества и поступки. Значение здорового образа жизни. Необходимость самовоспитания.

Слышу голос из прекрасного далека. Мечты о будущем: кем и каким хочет стать ребенок. Знакомство с различными профессиями. Ценность любого труда. Влияние любимого дела на выбор будущей профессии. Семейные профессиональные династии. Качества, необходимые для выполнения социальных ролей ни взрослой жизни, в будущей семье.

 В кругу родном и тесном. Нравственные ценности, передаваемые в семье из поколения в поколение. Конвенция о правах ребенка: право на любовь и понимание со стороны своих родителей и семьи. Взаимоотношения в семье. Права и обязанности детей по отношению к своим родственникам. Домашние обязанности детей. Обычаи гостеприимства у разных ни родов. Правила гостеприимства.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

2 класс

тема

Характеристика деятельности обучающихся

1.

Земля — общий дом для всех людей

Формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2.

Земля — общий дом для всех людей

3.

Отечество. Наша Родина — Россия

4.

Отечество. Наша Родина — Россия

5.

Москва — столица нашей Родины.

6.

Санкт-Петербург

7.

Нижний Новгород

8.

Нижегородская ярмарка

9

Ярмарочная карусель. Обобщающий урок- праздник

10.

Шар земной именуется миром

Формирование целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопере- живания чувствам других людей; Формирование уважительного отношения мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;к иному

11.

Открываем Америку. Соединенные Штаты Америки

12.

Открываем Америку. Соединенные Штаты Америки

13.

Хождение за три моря. Индия

14.

Кругосветное путешествие

15.

По новогодней карте

16.

Разноцветный новогодний хоровод. Обобщающий урок-праздник

17.

По неведомым дорожкам

Освоение доступных способов изучения общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, клас- сификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

18.

В суровом северном краю

19.

В суровом северном краю

20.

Секреты старого замка

21.

Секреты старого замка

22.

Под жарким солнцем Черной Африки

23.

Под жарким солнцем Черной Африки

24.

Там, где восходит солнце

25.

Там, где восходит солнце

26.

Сказочное путешествие. Обобщающий урок- праздник

27.

Из дальних странствий возвратясь.

Использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

28.

Мир семьи.

29.

Мир семьи.

30.

Я и мое имя.

31.

Я и мое имя.

32.

Свет мой, зеркальце, скажи

33.

Свет мой, зеркальце, скажи

34.

Вместе — дружная семья. Обобщающий урок- праздник.

3 класс

тема

Характеристика деятельности обучающихся

1.

Отечество старое, новое, вечное

Формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2.

Отечество старое, новое, вечное

3.

Отчизны славные сыны

4.

Отчизны славные сыны

5.

Наше государство — Российская Федерация

6.

Наше государство — Российская Федерация

7.

Сто народов — одна страна

8.

Сто народов — одна страна

9.

По родной стране- обобщающий урок

10.

Законы, по которым мы живем

Формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

11.

Законы, по которым мы живем

12.

Моя малая Родина

13.

Моя малая Родина

14.

Без праздника нет народа

15.

Без праздника нет народа

16.

Обобщающий урок « Новый год и Рождество»

17.

В поисках счастья

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения; Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверст- никами в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

18.

В поисках счастья

19.

Сохраняя прошлое

20.

Сохраняя прошлое

21.

Мировое древо

Моя родословная

22.

Моя родословная

23.

Наша школьная семейка

24.

Наша школьная семейка

25.

Обобщающий урок- Моя школа, мой класс

26.

Я — надежда Отечества

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверст- никами в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев

27.

Я — надежда Отечества

28.

Слышу голос из прекрасного далека

29.

Слышу голос из прекрасного далека

30.

В кругу родном и тесном

31.

В кругу родном и тесном

32.

Семейные традиции

33-34

Что в сердце бережно храним. Обобщающий урок-экскурсия по «дому-музею»

МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА « ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) Авторская программа “Гражданское образование в начальных классах» 2013 г (С.К.Тивикова, Н.Н. Деменева и др.)

 «Кораблик» (Тивикова С.К., Деменева Н.Н и др.) – учебник по гражданскому образованию 2 класс.

 «Жар-птица» (Тивикова С.К., Деменева Н.Н и др.) – учебник по гражданскому образованию 3 класс. 1 и 2 части.

Рабочая тетрадь «Кораблик» 2 класс (Тивикова С.К., Деменева Н.Н и др.)

Рабочая тетрадь «Жар-птица» 3 класс (Тивикова С.К., Деменева Н.Н и др.)

2.Технические средства обучения

 Персональный компьютер

Проектор

Муниципальное образовательное учреждение Деяновская основная школа

Рабочая программа по гражданскому образованию 2,3 классы.

                                                                                                                             Разработана на основе программы по « Гражданскому образованию» ( автор: С.К.Тивикова , 2,3 классы. Н.; НИРО, 2008г

2015 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка дополнительного образования "Мастерилка" 1 класс

Рабочая программа кружка дополнительного образования "Мастерилка"  1 класс...

Рабочая программа по гражданскому образованию 3 класс "Жар-птица"

В данной публикации представлена рабочая программа и календарно-тематическое планирование по предмету Гражданское образование (региональный компонент). Планирование создано по комплекту: Тивикова...

Рабочая программа по гражданскому образованию 2 класс "Кораблик"

Предмет Гражданское образование "Кораблик" относится к региональному компоненту. Календарно-тематическое планирование построено на основе комплекта: Тивикова С.К., Деменева Н.Н., Железнова Т.Я., ...

Рабочая программа по гражданскому образованию 3 класс ФГОС

Рабочая программа по гражданскому образованию 3 класс ФГОС, авторы С.К. Тивикова, Н.Н. Деменева и др....

Рабочая программа по гражданскому образованию 2 класс

В данном материале представлена рабочая программа по гражданскому образованию во 2 классе....

Рабочая программа по гражданскому образованию 3 класс

Рабочая  программа разработана на основе программы по гражданскому образованию Нижегородского института развития образования,  авторы: С. К. Тивикова, Н. Н. Деменева, Т. Я. Железнова,Н. Ю. Я...

Рабочая программа по гражданскому образованию

Рабочая программа по курсу « Гражданское образование» составлена на основе региональной авторской программы курса «Гражданское образование», разработанная С.К.Тивиковой, Н.Н.Де...