Рабочая программа по литературному чтению на родном языке для 1-го класса.
рабочая программа (1 класс)

Барабанова Ольга Александровна

Рабочая программа  по предмету «Литературное чтение на родном языке» для 1 класса разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №8», учебным планом на 2020 - 2021 учебный год, на основе авторской программы по литературному чтению УМК «Школа 2100» под редакцией Р.Н.Бунеева (Москва, Баласс,2019), адаптированной к данному курсу.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lit.chteniyu_na_rodnom_yazyke.doc229 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №8»

г. Сергиев Посад

                                                                                       УТВЕРЖДАЮ.

                                                                                  Директор ______(Волкова-Лубьяницкая О.В.)

                                                                                              «____»_______________2020 г.

Рабочая программа

по литературному  чтению  

на  родном  языке

для 1-го класса.

                                                                                                 Составитель:

                                                                                                 учитель начальных классов

                                                                                                 первой  квалификационной  категории

                                                                                                 Барабанова О.А.

2020 г.

Пояснительная записка

       Рабочая программа  по предмету «Литературное чтение на родном языке» для 1 класса разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №8», учебным планом на 2020 - 2021 учебный год, на основе авторской программы по литературному чтению УМК «Школа 2100» под редакцией Р.Н.Бунеева (Москва, Баласс,2019), адаптированной к данному курсу.

Цель уроков литературного чтения на родном языке:

- формирование читательской компетенции младшего школьника.

Задачи программы:

 - формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;

- введение детей через  литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;

- развитие устной и письменной речи  (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;

- приобщение детей  к литературе как искусству слова, к пониманию  того,  что  делает литературу художественной, через  введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.

Общая характеристика учебного предмета

       Учебный предмет «Литературное чтение на родном языке» включает направления,  специфические для  данного курса:

1. определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;

2. приобщение к литературе как искусству слова;

3. приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.

Первоклассник познает себя и мир вокруг: людей, их взаимоотношения, природу; усваивает нормы отношения к этому миру и поведения, действования в нем – через  стихи и маленькие рассказы современных детских писателей. В 1-м классе дети читают об игрушках и играх, о друзьях, родителях и детях, о животных и природе, узнают, что человек может делать интересные открытия, если научится вглядываться в окружающий его мир.

На  уроках литературного чтения ведущей является  технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников.

     Технология включает в себя три этапа работы с текстом.

I этап. Работа  с текстом до чтения.

1. Антиципация  (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).

Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его  героев  по  названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации  с опорой на читательский опыт.

2. Постановка целей урока с учетом общей  (учебной, мотивационной, эмоциональной,  психологической) готовности учащихся  к работе.

II этап. Работа  с текстом  во время чтения.

1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.

Выявление первичного восприятия  (с  помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).

Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

 2.  Перечитывание  текста.  Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего  текста или  его отдельных фрагментов). Анализ текста (приёмы: диалог с автором через  текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).

Постановка уточняющего вопроса к  каждой смысловой части.

3. Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.

Обращение (в  случае необходимости) к  отдельным фрагментам текста, выразительное чтение.

III этап. Работа  с текстом после чтения.

1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного,         дискуссия.  Соотнесение читательских интерпретаций  (истолкований,  оценок) произведения  с  авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи   текста или совокупности его главных смыслов.

2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия.  Обращение учащихся к готовым иллюстрациям.  Соотнесение видения художника с читательским представлением.

4. (Творческие) задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

Место учебного предмета в учебном плане.

       На изучение учебного предмета «Литературное чтение на родном  языке» в 1 классе отводится  0,5 часа в неделю (33учебные недели), начиная со второго полугодия учебного года, что составляет   16,5 часов в год .

Планируемые результаты освоения учебного курса

 «Литературное чтение на родном  языке».

       В результате освоения программы формируются умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета направлены на достижение следующих результатов:

Личностные результаты :

оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или  плохие;

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Средство достижения  этих   результатов –  тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития – эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение на родном языке» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

определять и формировать цель  деятельности на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

– учиться высказывать своё  предположение (версию) на  основе работы с иллюстрацией учебника;

– учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.

Познавательные УУД:

ориентироваться в  учебнике (на  развороте, в  оглавлении,  в условных обозначениях);

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

преобразовывать информацию из  одной  формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования  познавательных  УУД  служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие 1-ю линию развития – формирование функциональной грамотности (первичных  навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме  (на уровне предложения или  небольшого текста);

слушать и понимать речь  других;

выразительно читать и пересказывать текст;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

–учиться работать в  паре,  группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

     Средством формирования коммуникативных  УУД  служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение»  является сформированность следующих умений:

воспринимать на  слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся.

Содержание учебного курса «Литературное чтение на родном  языке».

     Содержание предмета «Литературное чтение» для  каждого класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:

1. Круг  детского чтения.

2. Формирование приёмов понимания прочитанного при  чтении и слушании, виды  читательской деятельности.

3. Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа текста.

4. Литературоведческая пропедевтика.

5. Творческая деятельность учащихся (на  основе  литературных произведений). Развитие устной и письменной речи.

"Попрыгать, поиграть..." . (4 часа)

Стихи и маленькие рассказы А.Барто, Я. Акима, С.Маршака, И.Демьянова, В.Берестова, Ю.Мориц, И.Токмаковой, В.Драгунского, Э.Успенского, Е.Чарушина, Н.Носова об играх, игрушках, увлекательных занятиях).

"Наш дом". (3 часа).

Стихи и маленькие рассказы  А.Барто, Я.Акима, Г.Граубина, Б.Заходера, О.Григорьева, В.Бирюкова, М.Зощенко, В.Драгунского, М.Коршунова о детях и родителях, их взаимоотношениях, о любви и взаимопонимании, о младших сестренках и братишках и отношении к ним.

"Ребятам о зверятах". (5 часов)

Стихи и маленькие рассказы Б.Заходера, С.Михалкова, Г.Граубина, Ю.Мориц, М.Пришвина, Е.Чарушина, М.Коршунова, Ю.Коваля о дружбе людей и животных, о взгляде взрослого и ребенка на мир природы.

"Маленькие открытия". (4,5 часа)

Стихи и небольшие рассказы о мире природы, о его красе, о маленьких открытиях, которые делает человек, умеющий вглядываться и вслушиваться. Произведения Э. Успенского, Г.Граубина, В.Бирюкова, Т.Золотухиной, И.Токмаковой, В.Лапина, В.Пескова, Н.Сладкова.

Календарно-тематическое планирование по литературному  чтению  на родном языке

1 класс

(0,5 часа в неделю)

№ п/п

Тема урока

Характеристика основных видов деятельности ученика

 (на уровне учебных действий) по теме

Сроки прохождения программы

план

скоррект

"Попрыгать, поиграть...". (4 часа)

1/1

Знакомство с новым учебником по литературному чтению «Капельки солнца».

Первый урок  вежливости.

Воспринимать на  слух   стихотворения   и    рассказы   в исполнении  учителя,   учащихся; отвечать на  вопросы по  содержанию текста; участвовать в обсуждении прочитанного. Оценивать  свои   эмоциональные реакции.

01.09

2/2

Любимые игрушки. А. Барто «Я выросла», Я. Аким «Мой конь», Саша Чёрный. «Про  девочку, которая нашла своего Мишку».

Воспринимать на  слух   стихотворения   и    рассказы   в исполнении  учителя,   учащихся; отвечать на  вопросы по  содержанию текста; участвовать в обсуждении прочитанного. Оценивать  свои   эмоциональные реакции.

15.09

3/3

Настоящие друзья детства. В. Драгунский «Друг детства».

Воспринимать на  слух   стихотворения   и    рассказы   в исполнении  учителя,   учащихся; отвечать на  вопросы по  содержанию текста; участвовать в обсуждении прочитанного. Оценивать  свои   эмоциональные реакции.

29.09

4/4

В.Берестов. «Про машину», А.Барто. «Кукла», «С утра на лужайку», С.Маршак. «Цирк шапито». Э.Успенский. «Крокодил Гена и его друзья».  

Г.Остер. «Вредные советы». А.Барто..«Малыши...». И.Демьянов.«Скакалочка». Играть – это увлекательно! Е.Чарушин. «Никита-охотник».

Читать  вслух  слова, предложения; плавно читать целыми словами, постепенно увеличивать скорость чтения. Читать текст с интонационным выделением знаков препинания. Декламировать  стихотворение.

Читать про себя, отвечать на вопросы по прочитанному. Предполагать   содержание текста до чтения по его заглавию,    предтекстовой   иллюстрации, ключевым словам. Участвовать в ведении учителем диалога  с  автором  по ходу   чтения  или   слушания текста.

13.10

"Наш  дом". (3 часа)

1/5

Что можно увидеть в обычном дворе.

Г. Цыферов. «Что  у нас во дворе?».

Читать  вслух  слова, предложения; плавно читать целыми словами, постепенно увеличивать скорость чтения.

Читать текст с интонационным выделением знаков препинания. Декламировать  стихотворение.

Читать про себя, отвечать на вопросы по прочитанному. Предполагать   содержание текста до чтения по его заглавию,    предтекстовой   иллюстрации, ключевым словам.

Участвовать в ведении учителем диалога  с  автором  по ходу   чтения  или   слушания текста.

27.10

2/6

О младших сестрёнках и  братишках.

В.Драгунский.«Сестра моя Ксения». А.Барто. «Две сестры глядят на братца».

Я.Аким. «Мой брат Миша».

3/7

О детях и их родителях.

А.Барто. «Разлука», «Одиночество».Г. Граубин.«Окно». Э. Мошковская. «Трудный путь».

"Ребятам  о  зверятах". (5 часов)

1/8

Очень разные животные.

Б.Заходер. «Мохнатая азбука». Разные азбуки.

Создавать (устно) небольшой рассказ по картинке.

(Творческая деятельность). Читать   по    ролям   текст, используя  нужную  интонацию, темп  и тон речи. Иллюстрировать  прочитанное произведение или  план.

2/9

Весёлые и грустные стихи о животных. Г. Граубин. «У ручья» и «Беспокойные мыши». Саша  Черный. «Слоник, слоник...».

Создавать (устно) небольшой рассказ по картинке.

(Творческая деятельность). Читать   по    ролям   текст, используя  нужную  интонацию, темп  и тон речи. Иллюстрировать  прочитанное произведение или  план.

3/10

Какие сны снятся щенкам?

Е.Чарушин. «Томкины сны».

 С.Михалков. «Щенок».

Создавать (устно) небольшой рассказ по картинке.

(Творческая деятельность). Читать   по    ролям   текст, используя  нужную  интонацию, темп  и тон речи. Иллюстрировать  прочитанное произведение или  план.

4/11

Отношения человека и собаки. Ю.  Коваль. «Дик и черника».

 А.  Шибаев. «Без ужина».

Создавать (устно) небольшой рассказ по картинке.

(Творческая деятельность). Читать   по    ролям   текст, используя  нужную  интонацию, темп  и тон речи. Иллюстрировать  прочитанное произведение или  план.

5/12

Стихи о кошках и котятах.

Д.Хармс.«Удивительная кошка».  И.  Токмакова. «Котята».

Создавать (устно) небольшой рассказ по картинке.

(Творческая деятельность). Читать   по    ролям   текст, используя  нужную  интонацию, темп  и тон речи.

Иллюстрировать  прочитанное произведение или  план.

"Маленькие  открытия". (4,5 часа)

1/13

Маленькие открытия поэтов в стихах об осени. Г.Граубин. «Сон» и «Шишкопад».

В.Бирюков. «Сентябрь».

 Т.Золотухина. «Лужи-зеваки».

Отбирать книги на выставке в соответствии с темой раздела, рассказывать о книге с выставки в соответствии с коллективно составленным планом. Воспринимать на слух художественное произведение.

Читать вслух лирические стихотворения, передавая настроение; отражая интонацию начала и конца предложения; с опорой на знак препинания в конце предложения.

Наблюдать за ритмом стихотворного произведения, сравнивать ритмический рисунок разных стихотворений.

Сравнивать стихотворения разных поэтов на одну и ту же тему.

2/14

Звуки и  краски зимы.

Е.Благинина.«Улетают,улетели...».  Т.Золотухина. «Метель».

 И.Токмакова. «Медведь».

Выразительно читать лирические произведения, выделяя голосом важные мысли и слова.

Сравнивать стихи разных поэтов на одну тему.

3/15

Как  нарисовать словами весну.

Н.Сладков. «Шапки  долой!».

И.Токмакова. «Весна».

Н.Сладков. «Бегство цветов».

 Г.Новицкая.«Зонтик».

С.Маршак.«Дождь».

А.Чутковская. «Ночью дождь...».

Выразительно читать лирические произведения, выделяя голосом важные мысли и слова.

Сравнивать стихи разных поэтов на одну тему.

Наблюдать, как меняется настроение автора; находить в загадках слова,

с помощью которых один предмет сравнивается с другим.

4/16

Удивительные цветы.

К.Паустовский. "Приточная трава".

Маленькие открытия писателя М. Пришвина. (рассказ «Берестяная трубочка»).

Выразительно читать лирические произведения, выделяя голосом важные мысли и слова.

Сравнивать стихи разных поэтов на одну тему.

Наблюдать, как меняется настроение автора.

5/17

Развитие речи. Самостоятельно подготовленное выразительное чтение любимых произведений (стихов, прозы).

Выразительно читать лирические произведения, выделяя голосом важные мысли и слова.

Сравнивать стихи разных поэтов на одну тему.

Наблюдать, как меняется настроение автора.

Ориентироваться в прочитанных произведениях.

Описание учебно - методического и материально - технического оборудования.

1. Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 2100» под редакцией   Р.Н.Бунеева (Москва, Баласс,2019 г.)

2. АРМ учителя.

3. проектор

4. экран.

Планируемые результаты изучения учебного предмета.

Личностные универсальные учебные действия.

Обучающиеся научатся:

- объяснять роль языка и речи в жизни людей;

- эмоционально «проживать» текст, сопереживать, сочувствовать;

- понимать эмоции других людей и выражать свои эмоции.

Обучающиеся получат возможность для формирования:

- внутренней позиции  школьника на уровне положительного отношения к школе;

- положительной мотивационной основы учебной деятельности;

- учебно-познавательного интереса к новому учебному предмету;

- ориентации и понимания причин неуспеха в своей учебной деятельности;

- знаний основных моральных норм и ориентации на их выполнение.

Регулятивные универсальные учебные действия.

Обучающиеся научатся:

- формулировать, принимать и сохранять учебную задачу (воспроизводить ее в ходе урока по просьбе учителя);

- осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: "У меня все получится", "Мне нужно еще немного потрудиться" и т.п.;

- позитивно относиться к своим успехам и неудачам, стремиться к улучшению результата;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- различать способ и результат действия;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, оценки и учета характера сделанных ошибок.

Познавательные универсальные учебные действия.

Обучающиеся научатся:

- понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации;

- проявлять индивидуальные творческие способности при составлении загадок, песенок, потешек, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, справочников;

- использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование для решения задач;

строить сообщения в устной и письменной форме;

- проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;

- обобщать, делать выводы;

- формировать основы смыслового восприятия художественных и познавательных текстов.

Коммуникативные универсальные учебные действия.

Обучающиеся научатся:

- включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем;

- формулировать вопросы к собеседнику;

 - слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник.

- признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;

- употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.

Обучающийся получит возможность научиться:

- адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, уметь вести диалог;

- формулировать собственное мнение, позицию;

- договариваться. приходить к общему решению в совместной деятельности;

- контролировать свои действия и действия одноклассников.

Предметные универсальные учебные действия.
Обучающиеся научатся: 

-  разъяснять заглавие текста;

-прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрациям, ключевым словам;

-понимать значение каждого отдельного слова, словосочетания; семантизация незнакомых слов;

-отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного и прослушанного текста; озаглавливать  небольшие части текста,  составлять простой план, пересказ прочитанного текста с опорой на план из картинок;

-различать литературные жанры (стихотворение, сказка, рассказ и др.);

- отвечать на вопросы по содержанию текста; правильно строить устные высказывания.

Обучающийся получит возможность научиться:

- вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при   обсуждении прослушанного/прочитанного произведения;

- работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность), целенаправленно пополнять свой  активный словарный запас;

- ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;

- коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт;

- ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги, самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;

- осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;

- создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения;

- читать по ролям литературное произведение;

- отличать прозаический текст от поэтического

СОГЛАСОВАНО.                                                                              

Протокол  заседания методического

объединения учителей

начальных классов

от «____»___________20___г.   № ____                    

СОГЛАСОВАНО.

Зам. директора по УВР

________(Калиновская М.А. )

"_____" ________________2020 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программапо русскомуязыку УМК "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа по русскому языку УМК "Перспективная начальная школа"  включает в себя предметн...

Рабочая программапо окружаещему миру 4 класс.УМК"Школа России"

УМК "Школа России".Рабочая программа ,календарно-тематическое планирование....

Рабочая программапо обучению грамоте (чтение)

Рабочая программа по курсу "Обучение граммоте" разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, с учётом авторской программы Н.В.Нечаевой. Программа охватывает добукварный и букварный пери...

рабочая программапо физической культуре

рабочая программа по физической культуре 1 класс...

рабочая программапо физической культуре 3

рабочая программа по физической культуре...

Рабочая программапо курсу «В гостях у сказки» 3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению  «В гостях у сказки» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного станд...

Рабочая программапо Кубановедение

Рабочая программа по Кубановедению составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Программа может быть использованна в образовательных учреждениях, возраст учащихся 6,5 - 11 лет....