Урок русского языка во 2 классе "Написание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

Урок поможет систематизировать знания учащихся о правописании гласных после шипящих., работая по любому УМК.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_2_kl.docx34.02 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Написание слов с буквосочетаниями

 жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Цель: создать условия для закрепления и проверки умения писать  слова с сочетаниями жи - ши, ча - ща, чу – щу.

Задачи:

  1.  развивать орфографическую зоркость; систематизировать знания учащихся о правописании гласных после шипящих; формировать умения осознанного восприятия составляемых и прочитываемых слов, словосочетаний, предложений с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу;
  2.  развивать коммуникативные навыки при работе, познавательный интерес, речь учащихся через обогащение словарного запаса, умение анализировать, сопоставлять, сравнивать

 воспитывать культуру общения, ответственность, критическое отношение к своим результатам и результатам одноклассников.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, маркеры, презетация, кружочки:

 зелёный цвет – «На уроке мне было всё понятно. Я со всеми заданиями справился самостоятельно»;

жёлтый цвет – «На уроке мне почти всё было понятно. Не всё получалось сразу, но я всё равно справился с заданиями»;

красный цвет – «Помогите! Мне многое непонятно! Мне требуется помощь!»

Смайлики настроения.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  1. Дети нам тепло? (Да)
  2. В классе светло? (Да)
  3. Прозвенел уже звонок? (Да)
  4. Уже закончился урок? (Нет)
  5. Только начался урок? (Да)
  6. Хотите учиться? (Да)

Прозвенел и смолк звонок

Всех собрал нас на урок.

Все у парты ровно встали,

Улыбнулись, подравнялись,

Тихо сели за собственный стол.

- Начинаем урок русского языка.

Сегодня к нам на урок собиралась гостья, но что-то она задерживается. Наверное, исполняет чьи – то желания. Придется начать урок без нее.

(Слайд 1)

Il.Минутка чистописания.

- Начнем с минутки чистописания.

- Но сначала  разомнем пальчики.

 Пальчиковая гимнастика.( Слайд 2)

 “Замок”

 На двери висит Замок

кто открыть бы его сумел?

Потянули,

Покрутили,

Постучали,

И…открыли!

 

Загадка

Покружилась звездочка

В воздухе немножко

Села и растаяла

На моей ладошке. (Снежинка) Слайд 1.

- А какая буква похожа на снежинку?

Стала снежинка буквою «ж»

Солнце ее не растопит уже.

     ш    ч      щж

и        у

-К нам прилетели снежинки, а на них буквы, которые мы с вами будем прописывать. Какие это буквы?

-Почему прописываем именно эти буквы? (Изучаем буквосочетания жи-ши,ча-ща, чу-щу)

Показ правописания букв  ш и ж. Слайд 2.

III. Словарная работа.

- Чувствую, наша гостья уже рядом. А пока продолжаем урок. Прочитайте слова.

а) Найдите ошибки в написании безударной гласной.

Исправь их – кликни кнопкой мыши по этой букве.

катенок                    земляной                  

молыш                     кливать

затопил                   редовой

писал                       липучий      

честюля                   мясной

- Какое правило, мы с вами повторили, делая это задание?

б) Слайд со словарными словами:

        …течество, гр…жд…нин, Р…ссия, скор…, служ…ть, защищ…ть.

Учитель. 

- Прочтите слова. Что можете о них сказать? Что необходимо сделать? (Вставить пропущенные буквы)

Работа с сигнальными карточками.

Подчеркните карандашом буквы, которые вставили вместо точек.

- Что   можно сказать о значении этих слов? (Ребята говорят о приближающем празднике 23 февраля.)

Учитель.

-На какие 2 группы можно разделить слова? (словарные слова и слова с

буквосочетаниями).

-Запишите слова в 2 столбика. Поставьте ударение, выделите орфограммы.

(1 ученик работает на интерактивной доске)

Проверка (на интерактивной доске) слайд 4.

-Какие буквосочетания встретились? Что вы знаете об этих буквосочетаниях?

  1. Сообщение цели и темы урока.

-Кто мне скажет, что мы сегодня будем отрабатывать на уроке?

К нам пришла гостья. В ее названии есть одно из буквосочетаний.

V. Упражнения в написании слов с буквосочетаниями жи-ши,ча-ща,  чу-щу:

а) Отгадайте загадку:

Стой, плотва и караси!

И пощады не проси:

Я хозяйка здесь в пруду,

На охоту я иду.

-Догадались, кто у нас в гостях? (Щука)

-Подберем однокоренные слова.

Щука, щучка, щуренок, щучий, щукарь, щуковый, щурок.

(Поочереди учащиеся выходят к интерактивной доске и записывают однокоренные слова с помощью маркера.)

-Выделим корень и другие знакомые нам части слова. Подчеркнем графически орфограмму.

- Долго мы ждали нашу гостью. Давайте расскажем ей, что мы про нее знаем. (Рассказы детей о щуке)

-А как вы думаете. Приносит ли щука, какую – либо пользу? Можно ли про нее сказать что-то хорошее?

Слайд 6.

Щука еще  нашими предками наделялась мудростью и хитростью.

Щука необходима для нормальной жизни водоема. Она – его санитар, так как нападает, прежде всего, на больную рыбу.

А еще щуку называют «речным волком». Как настоящий волк, она затаивается в камышах и молнией налетает на жертву. Недаром говорят:

« На то и щука в реке, чтобы карась не дремал».

Физминутка.

б) Работа с деформированным предложением.

-Щука остается с нами, а мы покажем ей, чему мы научились и что про нее знаем.

-Прочитайте слова, составьте предложение. Слайд 7.

в, щука, жила, озере

-Какое предложение получилось? Слайд 8.

Жила в озере щука.

 В озере жила щука.

В озере щука жила.

Щука в озере жила.

-Пропустите строчку запишите последнее предложение с красной строчки.

в) Работа с деформированным текстом. Слайд 9.

- А как же жила наша щука? Чем она занималась? Об этом узнаем из стихотворения.

- Прочитайте предложения. Расположите их так, чтобы получилось стихотворение.

 (Работа в парах. На листочках написаны предложения, учащиеся проставляют цифры)

3.Наварила щука щей.

2. Червячка с крючка сняла.

1. Щука в озере жила.

5. Говорила всем ерши:

6. «Щи у щуки хороши!»

4. Пригласила трех ершей

-Теперь давайте проверим. (Учащийся у доски волшебным карандашом проставляет цифры)

- Прочитаем хором. Что заметили? А кто сделал по-другому? Слайд 10.

- Почему записали именно предложение «Щука в озере жила.», а не какое – то другое? (стихотворение начинается этим предложением. В предложении должна быть рифма!)

-Говорили, что щука – хищница. А в нашем стихотворении мы видим ее приветливой, радушной хозяйкой. Почему? (Стихотворение- это вымысел, фантазия автора. Чтобы сочинить какое – либо произведение, нужно уметь придумывать, фантазировать.)

- Как можно озаглавить стихотворение? Запишите заголовок на свободной строчке. («Щукины щи», «Радушная хозяйка».)

-Запишите стихотворение, которое  у нас получилось, столбиком.

* Начнем со второго предложения – запись с комментированием.

* Третье и четвертое предложения запишите по памяти (после разбора). Проверка.

* Пятую и шестую строчку спишите самостоятельно. Обратите внимание на последнее  предложение как оно записано.)

-Выделите орфограммы. Какие буквосочетания встретились? (жи-ши, ча-ща, чу-щу). Сделайте вывод  о написании буквосочетаний.

Вывод: Слова с буквосочетаниями  жи-ши, ча-ща, чу-щу встречаются достаточно часто. Поэтому мы должны хорошо усвоить их написание.

  1. Закрепление.

Тренажер по написанию буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

г) Ассоциация. Найди пару. Слайд 11.

этаж .                        пуш . стый  

ж . вотное                круж . ть

груш .                        ж . ть

снеж . нка               свеж . й

 С помощью волшебного карандаша вставляются буквы и находят пару.

VII. Домашняя работа.

Творческая работа. Слайд 12.

-Вспомним, в какой сказке щука была главной героиней?

-Представьте, что вы поймали говорящую щуку. Какое желание вы бы загадали? Что бы вы попросили у щуки? Какими словами начали бы свою просьбу?

По щучьему веленью, по моему хотенью хочу, чтобы…

-Закончите предложение.

- Я думаю, что щука постарается исполнить ваши желания. Конечно. Если вы сами приложите немного усилий.

VIII. Итог.

-Почему именно щука была гостьей на нашем уроке?

-Какие буквосочетания она помогла нам повторить?

-Что было трудным?

- В чем требовалось помощь?

-Что интересного было на уроке?

- Как вы оцените свою работу?

- С каким настроением  вы уходите с урока?  «Просигнальте» мне, пожалуйста. (Дети поднимают карточку – «настроение» в виде личика).

Учитель: Оцените итоги работы на уроке. Дополняя предложения:

  1. Мне удалось …
  2. Меня удивило …
  3. Мне понравилось …
  4. Я порадовался за …
  5. Я хочу поблагодарить … за …
  6. Я могу похвалить себя за …

Учитель: Благодарю всех вас за работу на уроке. Желаю вам дальнейших успехов!

Литература:

Лакоценина Т.П. «Необычные уроки в начальной школе». Часть 2. Ростов – на Дону: ЗАО «Книга»; издательство «Учитель», 2008г.

Информационные технологии на уроках в начальной школе. Составитель О.В. Рыбъякова. Волгоград: Учитель, 2008г.

С.А. Арженовская, О.А. Архипова «Уроки русского языка с применением информационных технологий». 1-4 классы. Методическое пособие. Москва, издательство «Планета», 2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока русского языка на тему :«Буквосочетания жи - ши, ча - ща, чу -щу»

План-конспект урока русского языка по программе «Школа России» учебник Канакина, Горецкий 2 класс 2 часть...

Урок русского языка по теме "Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу" 2 класс

Овладевают умениями писать слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, приводить примеры; первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфогра...

Технологическая карта урока русского языка 2 класс "Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ" Школа Россия

Технологическая карта урока русского языка 2 класс "Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ" Школа России...

Презентация к уроку русского языка 2 класс "Буквосочетания ЧН ЧК ЩН

Презентация составлена к уроку русского языка  во 2 классе. УМК "Школа России".В данной презентации уделено большое внимание повышению уровня активности всех  учеников класса, моти...

Технологическая карта урока русского языка "Почему в буквосочетаниях Жи-Ши, Ча-Ща, Чу-Щу написание гласных надо запомнить?"

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе на тему "Почему в буквосочетаниях Жи-Ши, Ча-Ща, Чу-Щу написание гласных надо запомнить?". УМК "Школа России". Цель урока: созд...