Технологическая карта урока русского языка 2 класс "Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ" Школа Россия
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Вирронен Евгения Сергеевна

Технологическая карта урока русского языка 2 класс "Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ" Школа России

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Школа: МОУ «Шелтозерская СОШ»

Учитель: Вирронен Е.С.

Класс: 2

Предмет: русский язык.
УМК: «Школа России»  В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Тема урока: «Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ».

Цель:  Способствовать ознакомлению учащихся с правописанием буквосочетаний чк, чн, чт, щн, нч.

Задачи урока:

Образовательные:

- учить определять новую орфограмму в слове (учащиеся научатся писать в словах буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ);

 - обосновывать написание слов с этой орфограммой.

-  формировать орфографическую зоркость (различать мягкие согласные, после которых пишется или не пишется мягкий знак);

-  находить в чужой и собственной работе орфографические ошибки).

Развивающие:

- развивать познавательные процессы младших школьников: память, внимание, восприятие, логическое мышление;

- развить у учащихся кругозор и познавательный интерес.

- развивать умения сравнивать и анализировать.

Воспитательные:

- развивать умение общаться и сотрудничать, работая в парах;

- воспитывать интерес к изучению русского языка;

- развивать способность к самоанализу и самоконтролю.

Планируемые результаты:

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):

-  овладевают первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета;

научатся: писать в словах буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ;

получат возможность научиться: обосновывать написание слов с этой орфограммой.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): 

  • Регулятивные: - действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимать оценку учителя.
  • Познавательные – использовать различные способы поиска (в справочных источниках и учебнике), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам.
  • Коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Личностные: - развивать  навыки  сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- принимать  и осваивать  социальную  роль развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения;

- развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты, видеть выходы из спорных ситуаций познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные.

Материалы и оборудование: учебник, рабочая тетрадь, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Виды деятельности: продуктивный, творческий, практический.

Методы работы: объяснительно – иллюстративные, словесные, наглядные, практические.

Функция учителя:  организатор сотрудничества.

Педагогические  технологии:

- личностно – ориентированного обучения;

- объяснительно – иллюстративного обучения;

- педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия).

Этапы урока

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1.Орг.момент

Организация рабочего места. Включение в деловой ритм урока.

У: Сейчас у нас урок русского языка. Давайте настроимся на работу и улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет всем нам радость общения и новые открытия.

Включение детей в деятельность урока.

Дети принимают настрой предложенный учителем.

ЛУУД: мотивационная готовность к учебной деятельности.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

I. Повторение пройденного:

1) Развитие речи.

Проверка знаний правил проверки безударной в корне.  (сл.2)

У: Пл...хой друг в деле не п…мощник.

     На св…ей улочке и курочка хр…бра.

II. Работа в тетрадях:

1.Записать без пропуска, объяснить:

(сл.3)

20 декабря.

Кла(?)ная р(а,о)та.

2.Чистописание:письмо букв Чч, Щщ.

- Что особенного вы знаете про буквы ч и щ?

Д: Обозначают всегда мягкие согласные звуки.

У: Посмотрите, как пишется буква; запишите несколько букв. Найдите буквы лучшие в своей записи. Напишите еще такие же красивые буквы! Если нужна помощь – дайте сигнал!

Организует дифференцированную работу учащихся.

Организует письменную работу учащихся.

Работают у доски, сверяют результаты работы, согласовывают свои мнения.

Совершенствуют навыки каллиграфии.

Записывают, аргументируют свой выбор. Называют буквы, которые нужно составить. Самостоятельная работа по образцу, данному учителем.

КУУД:

Контролироль действий партнера.

Пр.УУД: знание правил написания безударной в корне.

РУУД: умение работать с информа

цией.

Пр.УУД:умение  различать мягкие согласные , способы написания гласных букв после шипящих.

3.Постановка учебной задачи.

(сл.4)    На доске записаны  слова:

Метел.. , в..юга, ноч..ной,  лос.. , кон..ки , хищ..ный, ден.., пал..то, веч..ный, доч..ка.. 

У.: На какие группы мы можем разделить эти слова?

Какую орфограмму содержат в себе слова 2 столбика?

О чём мы будем говорить сегодня на уроке?

Д.: Сегодня на уроке мы будем говорить о правилах написания (сл.5)

«Буквосочетания

ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ» 

У: Цель нашего урока выяснить надо, ли писать ь в буквосочетаниях  ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ.

(сл:6) Цель: ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ ?

У.:Из каких источников мы можем узнать о том, как надо правильно писать слова, содержащие эту орфограмму?

Д: Проверим по словарю, спросим у взрослых и т.д.

У:  Попробуйте сами сформулировать правило о том, как надо писать сочетания – чк, чн.

(из ответов детей может прозвучать примерный вывод, что мягкий знак после букв – ч и щ не нужен, т.к. обозначает мягкие  согласные звуки.(сл.6))

(сл.7)

Вывод: Согласные шипящие звуки  [ ч'] и [ щ'] всегда мягкие.   Поэтому для обозначения мягкости другая буква   не требуется.

ЗАПОМНИ:

ЧК,ЧН, НЧ, ЩН,ЧТ    ПИШИ

       БЕЗ МЯГКОГО ЗНАКА.

У: Откройте учебник на с.5 и прочитайте правило, сравните с тем, что вы сформулировали.

Вывод: люди договорились, в сочетаниях чк, чн мягкий знак не писать.

Организует общеклассную дискуссию, отслеживает правильность выполнения задания.

Организует исследовательскую работу в группах, отслеживает степень выполнения детьми норм сотрудничества.

Организует общеклассную дискуссию, отслеживает правильность выполнения задания.

Дети сравнивают слова в столбиках, анализируют, высказывают свои предположения. работают в группах с разными источниками: словари, учебник, стол помощник и т.д., высказываются, ведут дискуссию, согласовывают высказывания, приходят к выводу, формулируют правило, читают правило, находят сходство и различие со своим вариантом. Читают правило вслух.

Пр.УДД: умение различать мягкие согласные, после которых пишется или не пишется мягкий знак.

РУУД:умение  различать способ и результат действия. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

4.Первичное закрепление материала.

(сл.8)

Чтение стихотворения, первичное закрепление изученного правила.

Организует общеклассную дискуссию.

Читают стихотворение.

РУУД: умение работать с информа

цией.

5.Физкультминутка.

(сл.9)

На разминку становись!

Вправо-влево покрутись,

Повороты посчитай,

Раз, два, три, – не отставай,

Начинаем приседать –

Раз, два, три, четыре, пять.

Тот, кто делает зарядку,

Может нам сплясать вприсядку.

А теперь поднимем ручки

И опустим их рывком.

Будто прыгаем мы с кручи

Летним солнечным деньком.

А теперь ходьба на месте,

Левой-правой, стой – раз, два.

Мы за парты сядем вместе,

               Вновь возьмемся за дела

Демонстрирует упражнения.

Повторяют движения за учителем.

ЛУУД: установка на здоровый образ жизни.

6.Закрепление изученного нового материала на уроке.

У: Какой звук нужно произносить?

При произношении слов, содержащих  (сл.10) Буквосочетания  ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ  в устной речи принято Звуки [ч], [щ] звуком [ш]

ПОМОЩНИК  

       ЧТО

               ЧТОБЫ

                          КОНЕЧНО

                                       СКУЧНО

       (сл.11)                                           НАРОЧНО

  • Я, конечно, не нарочно
  • Затолкал кота в буфет.        
  • И, конечно, не нарочно
  • Съел я килограмм конфет.
  • И, конечно, не нарочно
  • Вазу мамину разбил.
  • И уж вовсе, не нарочно
  • На ковёр кисель пролил…
  • Просто было очень скучно…
  • Но теперь-то я послушный!

Самостоятельная работа учащихся:

(сл.12)

1)Выпиши слова с новыми буквосочетаниями:

  • Песочница, мечта, удочка, помощник, ласточка, почта, цветочница, хищник, мачта, спички, печка, молочный, мощный.

2) Работа с учебником.

(сл. 13) Стр.5, упр. 5.

Обучающиеся выполняют упражнение, согласно заданию учебника.

У: Спишите слова, данные в учебнике и подчеркните в каждой группе лишнее слово.

Организует общеклассную дискуссию, организует чтение стихотворения.

Наблюдает за самостоятельной работой детей. Включает учащихся в контрольно-оценочную деятельность. По ходу высказываний детей появляется запись с со словами, соответствующими требованию задания.

Читают стихотворение, отрабатывая правильное произношение.

Выписывают слова, соответствующие требованию задания.

Самостоятельная работа учеников при списывании слов из учебника, с использованием нового правила.

РУУД: умение контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

ПУУД: развитие орфографической зоркости.

РУУД: умение контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

7. Домашнее задание.

(сл. 14)Выучить правило с.5, упр.6,  стр .7

Комментирует выполнение домашнего задания.

Задают уточняющие вопросы.

8.Итог урока. Рефлексия.

(сл. 15): Нужно, ли писать ь в буквосочетаниях ЧК ,  ЧН,   ЧТ,  ЩН,  НЧ.

(сл.16)У: Кто уверен, что новое правило понимает, устно дополните предложение:

Сочетания чк, чн пишутся….., потому что…..

(сл.17) Спасибо за урок!

Фиксирует эффективность работы над новым понятием. Создает ситуацию успеха.

Участвуют в диалоге, рефлексируют.

ЛУУД: формирование внутренней позиции школьника.


Класс, учитель: 2 класс, учитель Вирронен  Е.С.

Количество учащихся в классе: 14 

Тема урока: «Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ».

Тип урока: урок изучения нового материала.

Дидактическая задача урока: Формирование УУД в условиях решения учебных задач (познавательная деятельность, речевая деятельность и работа с источником информации, организационная деятельность) Овладение = усвоение + применение УУД в условиях решения учебных.

Цель урока: Способствовать ознакомлению учащихся с правописанием буквосочетаний чк, чн, чт, щн, нч.

Задачи урока:

Образовательные:

- учить определять новую орфограмму в слове (учащиеся научатся писать в словах буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ);

 - обосновывать написание слов с этой орфограммой.

-  формировать орфографическую зоркость (различать мягкие согласные, после которых пишется или не пишется мягкий знак);

-  находить в чужой и собственной работе орфографические ошибки.

Развивающие:

- развивать познавательные процессы младших школьников: память, внимание, восприятие, логическое мышление;

- развить у учащихся кругозор и познавательный интерес.

- развивать умения сравнивать и анализировать.

Воспитательные:

- развивать умение общаться и сотрудничать, работая в парах;

- воспитывать интерес к изучению русского языка;

- развивать способность к самоанализу и самоконтролю.

Ведущие аспекты анализа урока

Ведущие аспекты анализа урока

Содержание наблюдения

Дидактическая задача урока (краткий оценочный анализ)

  1. Дидактическая задача урока полностью соответствует отобранному содержанию

Результативностью решения дидактической задачи стало обоснование учащимися  правила  написания буквосочетаний чк чн, чт, щн, нч  и применение его при выполнении письменных упражнений.

Содержание урока

 Основное содержание урока  соответствует содержанию программы и учебника

Методы обучения

На уроке учитель сочетал использование словесных, наглядных и практических методов для наилучшего понимания детьми нового материала, усвоения его и применения на практике.

Формы обучения

  1. На уроке учитель использовал фронтальную, индивидуальную и коллективную формы обучения, они были выбраны в соответствии с поставленными задачами урока
  2. Все задания способствовали повторению  учениками  знаний о звуках  и буквах, об обозначении мягкости согласных звуков и закреплении правила написания буквосочетаний чк чн, чт, щн, нч  .

Результативность урока

 Результатом урока стало усвоения обучающимися правила  написание  слов с буквосочетаниями чк чн, чт, щн, нч , нахождение данных слов  среди слов с другими орфограммами , выполнение действий по образцу

Практическая направленность урока

Вопросы, упражнения и задачи для учеников   на этапе первичного закрепления носили практическую направленность.

Самостоятельная работа школьников как форма организации учебной деятельности

1.Ученики при решении дидактической задачи работали самостоятельно

2. Характер самостоятельной учебной деятельности учеников носил продуктивный  характер.

Формирование универсальных учебных действий на каждом этапе урока

На каждом этапе урока педагог формировал универсальные учебные действия обучающихся, все задания  были направлены на осознанную работу учащимися на уроке, на активное включение учеников в образовательный процесс.

Формирование ИКТ-компетентности

На уроке была использована презентация, учитель и ученики работали на интерактивной доске, компетентность работы на ИКТ у учеников пока не достаточно сформирована.  

Структура урока

 Структура урока  соответствует основной дидактической задаче

Педагогический стиль

 Нормы  педагогической этики учителем соблюдены.

Гигиенические требования

Все гигиенические требования к проведению урока соблюдены.

 

Выводы и рекомендации: Цели и задачи, поставленные на данном уроке, были полностью достигнуты. Дети сами определили тему урока, в течение всего урока были активны и правильно подвели итог урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ «КОРЕНЬ СЛОВА» ( УМК «ШКОЛА РОССИИ», 3 КЛАСС)

Урок актуализации знаний учащихся о корне как части слова, о признаках однокоренных слов, развития умений различать однокоренные слова и выделять в них корень, единообразно писать гласные и согла...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Обучающее изложение" (УМК "Школа России", 3 класс)

Научатся передавать содержание текста по коллективно составленному плану, писать слова с изученными орфограммами...

Технологическая карта урока русского языка (обучение письму, 1 класс, УМК «Школа России»)

Технологическая карта урока русского языка (обучение письму, 1 класс, УМК «Школа России») Тема: "Письмо строчной и заглавной букв ж, Ж."...

Технологическая карта урока русского языка 2 класс. Что такое глагол? Школа России.

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе.Учитель: Козлова Татьяна ВалерьевнаПредмет: русский языкКласс: 2Учебник: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий Русский язык 2 класс ...

Технологическая карта урока русского языка (2 класс). Тема: Местоимение. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование представления о местоимении; знакомство с его значением и употреблением в речи.Планируемые результаты:Предметные:знать: определение местоимения; примеры местоим...

Технологическая карта урока русского языка "Слово и слог" 1 класс. Школа России

Работа содержит технологическую карту урока русского языка с применением материала портала Учи.ру...