Русский язык (4 класс) Тема. Обобщение сведений о падежах имен существительных.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Кочкина Светлана Николаевна

обобщить знания учащихся об особенностях падежей; формировать навыки определения падежа имени существительного по вопросу, предлогу, роли в предложении; воспитывать аккуратность, взаимовыручку, поддержку, коллективизм.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_2003.doc130.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                           Идентификатор:      № 208-839-368      Русский язык.

Тема. Обобщение сведений о падежах имен существительных.

(4 класс)

 

МОУ СОШ №24 г. Краснодара

 учитель начальных классов С.Н.Кочкина.

                                                   

   

                                                                             1.

                                                   Русский язык (4 класс)             (1 слайд)

     Тема. Обобщение сведений о падежах имен существительных.

     Цель: обобщить знания учащихся об особенностях падежей; формировать навыки определения падежа имени существительного по вопросу, предлогу, роли в предложении; воспитывать аккуратность, взаимовыручку, поддержку, коллективизм.

        

                                        Ход урока;

  1.  Актуализация знаний

- Я называю группы однокоренных слов, а вы хлопаете, когда слышите им я существительное:

                                                   Зелень, зеленеет, зеленый.

                                                   Веселый, веселит, веселье.

                                                   Бег, бегун, бежит.

                                                   Пловец, плыть, плаванье.

                                                   Каток, катание, кататься.

- Сегодня на уроке мы вспомним и обобщим сведения  о падежах имен существительных.  

   

  2. Минутка чистописания  

    Нн   Нн   Нн  

- Правописание, какой буквы мы сегодня повторим? Какой из трех образцов написан каллиграфически верно? (ответ)

- Проанализируйте: элементы, наклоны, высоту. Напишите в тетради.

- Послушайте четверостишие:

                                                  Сказала мама  Славке.

                                                  - Холодно в лесу!

                                                  Надень под куртку шарфик.                                              

                                       Ведь осень на носу!

- Скажите, что имела в виду мама, давая совет сыну? (ответ)

- Правильно, о носе очень часто любят вспоминать в разговоре. В словарях можно найти более тридцати выражений со словом нос.

- Подберите к выражениям со словом нос, сходные по смыслу слова и запишите

парами   (на доске запись)   (2 слайд)

     Запомнить -                                                                  повесить нос

     Огорчиться                                                                   водить за нос

     Обмануть                                                                      зарубить себе на носу.

(коллективная проверка)

                                                                                           

- Какие фразеологизмы со словом  нос вы знаете?

     Чтобы умело пользоваться выражениями о носе, я дам вам один совет:

     Если кто-нибудь скажет, что у вас нос не дорос, постарайтесь доказать, что можете утереть нос любому. Но только так, чтобы комар носа не подточил.

   

                                                                               2

3. Словарная работа     (3 слайд)

- Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом. На доске таблица, выпишите только буквы русского алфавита и составьте из них слово. Новое слово является существительным.

                                         

 а

 s

 j

р

 N

 н

 i

 f

 г

 R

о

w

 o

 v

r

м

       

- Какое слово получилось (агроном) (4 слайд)

- Чем занимается агроном?  (В словаре Сергея Ивановича Ожегова говориться, что агроном – это специалист по возделыванию сельскохозяйственных культур).

- Составьте предложение со словом агроном (коллективно). Запишите его и разберите по членам предложения. (Виктория, пожалуйста ).

- Определите части речи (Настя).

4. – Ребята, а сейчас я расскажу вам сказку. Вы внимательно послушайте, а потом найдите в этой сказке одно и то же существительное, но с разным окончанием.

- Вы знаете, что такое окончание?

     (Окончание – это часть слова, которая находится на конце слова и изменяется)  

- Правильно. Слушайте.

     Жила – была желтоглазая ромашка. И был у нее приятель, легкокрылый мотылек. Они очень дружили с мотыльком. Подружка часто думала о мотыльке, когда мотылька не было рядом. И он вспоминал о ромашке, на дальних лугах и в благоуханных садах. Возвращаясь издалека, он непременно приносил ромашке подарок: нежную паутинку или блестящую росинку. А подружка, расцветая от удовольствия, вручала мотыльку капельку сладкого нектара. Маленький путешественник  был очень доволен ромашкой и угощением. Не было для хорошенькой ромашки ничего приятнее, чем поить нектаром мотылька.

- Какие слова часто встречаются?  

(Два слова: ромашка и мотылек) (5 слайд) (6 слайд)

- Давайте просклоняем эти существительные по падежам. Но сначала напомните:

- Сколько падежей в русском языке? (6)

- Какие существительные мы называем одушевленными? ( те, которые обозначают людей, животных и отвечают на вопрос кто?)

- Какие падежные вопросы можно поставить к одушевленным именам существительным?

(кто? кого? кому? кем? о ком?)

- Какие вопросы можно поставить к неодушевленным именам существительным?

(что? чего? чему? чем? о чем?)

- К доске выходит           Алена          и          Артем  (7 слайд)

                                            мотылек                                 ромашка

- Ребята молодцы, на отлично справились с заданием, а для кого еще сложно запомнить   падежи, есть такой детский стишок. Запомните его – запомнишь и падеж.

                                                                   

                                                                  3.

Иван    родил    девчонку,    велел    тащить   пеленку.      (8 слайд)

м           о             а                      и             в               р                          

е            д             т                      н             о               е          

н            и             е                     и             р               д                        

и            т             л                      т             и               л              

т            е             ь                      е             т                о                                                                                                                                                                                                                      

е            л             н                     л             е                ж            

л            ь             ы                     ь            л                 н                      

ь            н             й                     н            ь                 ы                        

н           ы                                    ы            н                 й                

ы           й                                   й          ы                                                                        

й                                                                 й                              

- Это стишок  - небылица. Русский народ сочинял много небылиц, чтобы жилось веселее. Помните.

                                                Ехала деревня

                                                Мимо мужика

                                                Вдруг из-под собаки

                                                Лают ворота.

- Ребята, а вы знаете небылицы.

                                                                             (На стене часы висели.

                                                                              Тараканы стрелки съели,

                                                                              Мухи гири оторвали,

                                                                              И часы ходить не стали.)

Прослушивание отрывка из песни «Ехал Ваня на коне» муз. Б. Савельев, сл. Э. Успенский          (9 – 10 слайд)

5. Ребята, все ли слова в русском языке можно просклонять? (Нет. Несклоняемые существительные, которые имеют для всех падежей одну и ту же форму, т.е. не меняют окончание.)

 - Молодцы! Действительно исконно русские слова подчиняются системе надежных окончаний русского языка, а несклоняемые существительные – иноязычные. Слов пришедших к нам из других языков, немало: около 10% от всех слов русского языка. Ко многим мы привыкли так, что даже забыли, что они ,– иноземные: библиотека, флот, фонарь, бульон, математика, шарф. Этот список можно долгого продолжать. И, обратите внимание, все эти слова склоняются по падежам! Т.е. несклоняемыми  являются не все иноязычные слова, а только небольшая часть их.

- Прочитайте несклоняемые существительные. Знаете ли вы их?

     Какао, метро, кашне, кофе, шоссе, кино, депо, радио, такси, фойе, кашпо, пальто, ателье, пюре.                (11 слайд)

Поселите каждое слово на свое место.        (12, 13, 14, 15, 16 слайд)

6. Физкультминутка.                (17 слайд)

- Если произносятся имена существительные в именительном падеже, вы поворачиваетесь, друг к другу и кланяетесь, если звучат имена существительные в косвенных падежах – приседайте. (18 - 28 слайд)

   

                                                           4.

      Без кисти(Р.о.) , по капле (Д.п.), небо (И.п.), о речке (П.п.), дождь (И.п.), к дубраве (Д.п.), на колос (В.п.), лес (И.П.), гора (И.п.), земля (И.п.), над морем (Т.п.).

                                                                         

7. Слова перепутались.

- Составьте из слов предложения. В каком падеже должно стоять выделенное слово?

 (29 слайд)

Встанем смертельного стена врага против.

                                                                                 (А.Толстой)

Черный облакам к дым несется клубы.

                                                                                  (И.Крылов)

- Запишите предложение в тетрадь, поставьте падеж над выделенными словами.

8. Беседа по вопросам:

- Ребята, как отличить Именительный падеж от винительного падежа?

- В каком падеже существительные всегда употребляются с предлогом?

- Как отличить винительный падеж от предложного, если существительное употреблено с предлогом В и НА?

9. Работа в учебнике           (30 слайд)

- N 160 – списать текст, определить падеж имен существительных.

- Работа с индивидуальными карточками.

10. Итог урока

- Что на уроке понравилось?

- Что повторяли?

- Какие задания были особенно интересными?

- Что вызвало трудности?

- Молодцы! Спасибо за работу.

 Урок окончен.

Д/З. N164         (31 слайд)

             
                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс Тема: «Род, число и падеж имен существительных».

Цель: -формировать умение распознавать склонения имен существительных по совокупности признаков ( род, окончание в именительном падеже единственного числа)...

Русский язык. 2 класс. Тема: «Обобщение сведений о частях речи»

На уроке русского языка дети учатся правильно употреблять части речи в предложении, узнают про пернатую хищницу сову. Урок построен в форме интеллектуальной игры "Что? Где? Когда?". Вопросы задают род...

презентация к уроку русского языка 4 класс(школа 2100) алгоритм определения падежа имени существительного

данная презентация разработана к учебнику под редакцией Р.Н.Бунеева и др.,дети сами составляют алгоритм определения падежа имени существительного...

урок русского языка 3 класс. Тема: «Обобщение знаний о падежах»

Данное учебное занятие в курсе русского языка относится к разделу «Имя сеществительное»....

Технологическая карта урока. Русский язык. 4 класс. Тема:"Упражнение в определении падежей имен существительных".

В этой разработке представлен учебный материал, позволяющий отработать у учащихся умение определять падежи имен существительных, их склонение. Представлен материал для парной и групповой работы. Интер...

Открытый урок по русскому языку 3 класс / Тема: «Дательный и предложный падеж имени существительного»

Открытый урокпо русскому языкув 3 Б классеМБОУ СОШ № 40Тема: «Дательный и предложный падеж имени существительного»...

Презентация к уроку русского языка 3 класс. Тема: «Дательный и предложный падеж имени существительного»

Презентация к открытому урокупо русскому языку 3  класс Тема: «Дательный и предложный падеж имени существительного»...