Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме «Обобщение о части речи «Глагол» ».
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Герасименко Лариса Юрьевна

Урок обощения и закрепления пройденного материала.

Цель: Повторить и обобщить изученное по морфологии о глаголе.

Задачи:

·       Образовательные: Формировать умение различать времена глагола; расширить знания детей по теме “Глагол”, словарный запас учащихся, обогащая его глаголами синонимического ряда;

·       Развивающие: Развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы; речевые умения, необходимые для участия в диалоге;

·       Воспитательные: Воспитывать интерес к родному языку, изучаемому предмету;

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                           

Конспект урока по русскому языку в 3-А классе

по теме «Обобщение о части речи «Глагол» ».

 Учитель: Герасименко Л.Ю.

Цель: Повторить и обобщить изученное по морфологии о глаголе.

Задачи: 

  1. Образовательные: Формировать умение различать времена глагола; расширить знания детей по теме “Глагол”, словарный запас учащихся, обогащая его глаголами синонимического ряда;
  2. Развивающие: Развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы; речевые умения, необходимые для участия в диалоге;
  3. Воспитательные: Воспитывать интерес к родному языку, изучаемому предмету;

ТСО: Компьютер, мультимедийный проектор, экран для демонстрации презентации.

Послушайте стихотворение и определите тему урока.

А Глагол всегда в работе,
В напряженье и заботе.
Пишет, моет, убирает,
Шьёт, рисует и читает.
Варит, жарит, мастерит,
Режет, пилит, говорит.
Так его легко узнать –
Стоит лишь вопрос задать.
На вопрос: «Что делать?» – есть
У него в ответе весть.
Даже если отдыхает,
Тоже дело выполняет.

Да, действительно сегодня на уроке мы повторим и обобщим свои знания о глаголе.

Что же такое ГЛАГОЛ? (Это часть речи, которая обозначает действия предмета и отвечает на вопросы ( что делать?,     что сделать?)…….)

. ---Назовите мне действия, которые вы сегодня сделали после того, как проснулись и до момента нашего сейчас  разговора: проснулись, умылись, почистили, позавтракали, собрались, пошли,…… о каком времени вы говорили? Какая словообразующая часть слова образовала глаголы прошедшего времени? Как изменяется  прошедшее время (по числам, по родам в ед. ч)

---Назовите действия, которые происходят в данный момент: сидим, слушаем, думаем, отвечаем,…….В каком времени мы употребили эти глаголы? Как изменяется настоящее время?( по лицам, числам)

----Назовите действия, которые будете делать после момента нашего разговора: будем писать,  прочитаем,  будем отвечать, поиграем,  будем гулять,  пообедаем,  будем  решать,….В каком времени вы употребили эти глаголы? Как изменяется гл. Буд. времени? ( по лицам, по числам).Что вы еще знаете про буд. время? (имеет две формы- простую и сложную, буду+н.ф.)

 1. РАБОТА  НА  ДИСКЕ.  Как называется Н.Ф. глагола-(инфинитив)

На какие вопросы отвечает Н.Ф.? Давайте выделим  глаголы, употребленные  в Н.Ф. ( на диске). Какие мы знаем признаки  Н. Ф. ? (суффиксы ТЬ, ТИ, ЧЬ- в корне).

Для  чего нам служит н.ф. глагола (для определения суффикса в безударных окончаниях глагола, например, пишем (писать.)

2.  Слайд 2.  (Проспрягать глагол  ПИСАТЬ  в наст. времени)  

Ед. ч.                                       Мн. Ч.

1л.    Я пишу                                мы пишем

2л.    Ты пишешь                        вы пишите

3л.    Он пишет                            они пишут

Выделите окончания у глагола,  ударные ли окончания глагола? Как определить правописание окончания?( поставить глагол в  Н.Ф., посмотреть какой суффикс перед  ТЬ). Как мы сейчас изменили глагол?(по лицам и по числа). Как называется  изменение глагола по лицам и числам?(спряжением)

                                                             

3.  Слайд № 3. Давайте вспомним грамматические признаки глагола .  Время, число, лицо, род в пр. в. Ед. ч. )

Письменно.  У доски поочередно, все в остальные в тетради. Определи время, лицо, число глагола, род в пр.в., ед.ч. и падеж сущ.

Мечтаешь о кукле,  верим в сказку, витал в облаках,  желтеют листья,  рубят дрова,  поищем дорогу,  наблюдаю за кошкой,  грузили  вещи.

4.  Работаем устно . Приготовили карточки с Ь. Я говорю слова, а вы где пишется Ь знак , поднимаете  карточку. Давайте вспомним правило правописания –тся-, -ться-.

Наслаждается летом, нам надо купаться, Маша учится,  разносится над планетой, друзья остаются, туман расходится над долиной, продолжают готовиться.

Обязан научиться, дети любят кувыркаться, он любит учиться, можешь перепачкаться, время лечиться,  продолжают готовиться.

                         

5.  Слайд №  4.  Письменно.  Давайте проверим умение находить грамм. Основу в предложении. Скажите,  можно ли глядя на схему предложения определить, какие члены предложения в него входят?

                       Кто? -------------(что делает?)

                    (какой?)_________(где?) Придумайте предложения по этой схеме.

  А сейчас мы проверим умение находить грамматическую  основу в предложении.

              Давайте запишем  предложение и сделаем  синтаксический     разбор.

  Резкий ветер яростно качает деревья.- повеств., невоскл., простое, распр.             Схема. Каким членом предложения является глагол?

6.  Письменно.   Мы с вами сказали о грамматических признаках глагола, о синтаксической роли  в предложении, а теперь рассмотрим глагол,  как часть речи.( Сделаем морфологический разбор)

Качает-(что делает?)-действ., измен. по вр.—глагол

Н. Ф. (что делать?)- качать

Употреб. в Н.вр., ед.ч., 3л.

                                                             

Физкульминутка:  Сущ.- руки вверх, прилаг. –наклон вперед,  глаголы- присесть: разбегаться, берег,  беседовать,  железный  улыбаться, книга,  золотой, прыгать, ученый.

   

7.  Работа по карточкам (самостоятельно), Обменяться карточками, проверить соседа и поставить оценку, сравнить с доской.

                 Вставьте  пропущенные буквы, назовите орфограммы.            

                  Укажите время глаголов.

П..ля опустели.  Цв..ты исчезли.  Ж..лтая тр..ва  клонится к з..мле, как будто просит снега.  Одна только озимь поднимается ровным з..лёным к..вром. Корешки хлеба сохранят...ся  невредимыми. В…сной  они выгл…нут на свет зе...леными ст…бельками.

Когда работа сделана на местах, один ученик у доски объясняет, а все сравнивают с доской, предварительно обменявшись работами с соседом.

         

8.  Слайд № 5.  А сейчас вы поработаете в группах.  Вспомните, что такое текст? Какая часть речи украшает нашу речь? По опорным словам придумать текст, употребив глаголы  в наст, прошед.,  буд.  времени.

          Опорные слова:  Лето, Солнце, Деревья,  Цветы, Бабочки, Река.

9.   Игра «Цепочка».

– Заполните цепочку кроссворда глаголами разной формы.

1. Дать – 1 л., мн. ч., буд. вр.

2. Писать – 3 л., ед. ч., наст. вр.

3. Лежать – 3 л., мн. ч., наст. вр.

4. Забыть – 3 л., ед. ч., прош. вр.

5. Вымыть – повелит. ф., 2 л., ед. ч.

6. Ехать – 1 л., ед. ч., буд. вр.

7. Ждать – повелит. ф., 2 л., мн. ч.

8. Стать – 1 л., ед. ч., буд. вр.

9. Снять – 3 л., мн. ч., прош. вр.

10. Слезть – 1 л., ед. ч., буд. вр.

11. Взять – 3 л., мн. ч., прош. вр.

12. Плыть – 1 л., ед. ч., наст. вр

10.  Обобщенная таблица.       Подведение итогов по ней.  

11.   Отметки.            

12.   Д.З. – Написать текст на любую тему, употребив глаголы в разных временных формах. Указать время, лицо, число глаголов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Общее представление о частях речи»

Урок изучения и первичного закрепления полученных знаний....

Урок по русскому языку 3 класс по теме "Понятие о частях речи"

Основная цель ознакомления с признаками в основе которых слова объеденяются в части речи, сформировать умение распозновать части речи. Развивать орфографическую зоркость. Работа по расширению словарно...

Конспект урока по русскому языку Жизнь корня в составе слов разных частей речи.

Предмет: русский языкКласс: 3-7Тема урока: Жизнь корня в составе слов разных частей речи.Цель урока: обобщить учебный материал обеспечить понимание обучающимися, что  родственные слова могут отно...

Конспект урока по русскому языку «Жизнь корня в составе слов разных частей речи»

В ходе данного урока мы сможем показать детям, что родственные слова могут относиться к разным частям речи....