Урок русского языка в 4 классе. "Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам"
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

Урок русского языка в 4 классе. "Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka.doc58 КБ
Файл 23.pptx2.82 МБ

Предварительный просмотр:

                                                                     

Урок русского языка в 4 классе

Тема:

                                                                          Подготовила провела

Романова Светлана Владимировна

Тема урока:

Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.

Цель урока: развивать умение различать временные формы глагола и правильно их употреблять

Образовательные задачи:

  1.  развивать умение правильно писать окончания глаголов в  

        прошедшем времени в зависимости от рода и числа.

  1.  совершенствовать умения делать синтаксический разбор

 предложения

Развивающие задачи:

  1. развивать познавательный интерес, мышление обучающихся;
  2. развивать умения и способности обучающихся работать самостоятельно, в парах, с карточками;

Воспитательные задачи:

  1. воспитывать толерантность – терпимость к чужому мнению, внимательное отношение к ответам своих товарищей;
  2. воспитывать нравственные качества личности: ответственность, трудолюбие

Оборудование:

компьютер, мультимедиа-проектор, презентация PоwerPoint, карточки

                                       

Ход урока

I.Организационный момент

Вот звонок нам дал сигнал

Поработать час настал

Так, что время не теряем

И работать начинаем.

У. Ребята, улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи, ведь удача нам сегодня  

     ой, как пригодится! Вы постарайтесь работать быстро, а самое главное

     дружно! Нас ждёт страна Глаголия ( слайд1)

II. Орфографическая минутка.

Б…седа, б…ография, бле…ть, б…лото.

У. Объясните написания  орфограмм.

У. Ребята, что объединяет эти слова?

Д. Все слова начинаются с буквы б, с непроверяемой безударной гласной в

     корне слова

У. Определите букву, которую будем писать на минутке чистописания. Она находится в корне глагола и обозначает в нём непарный звонкий мягкий согласный звук. Какая это буква?

Д. Эль

У.  Лл · Лл · ( Кладём «качалочку» на нижнюю линеечку рабочей строки, уходим далеко в сторону вверх и, не доходя 1/3, выписываем «секрет», по «секрету» прямая наклонная линия вниз, «качалочка», крючок до середины.

У. Ребята, перед нами отрывок К.Ф.Рылеева «Смерть Ермака»

(чтение обучающимися) (слайд2)

Д.                      Ревела  буря, дождь  шумел;
                         Во  мраке  молнии  
летали;
                         Бесперерывно  гром  
гремел,
                         И ветры в дебрях
 бушевали.

У. Какие образные средства использует автор?

Д. Автор использует –олицетворение ( ревела буря, ветры бушевали)

У. Какими словами  автор передает  состояние природы?

Д. Словами – ревела, шумел, летали, гремел, бушевали.

У. Ребята, что объединяет эти слова?

Д. Это глаголы прошедшего времени, единственного числа.

У. Докажите.

Д. Во всех глаголах есть суффикс л.

У. А чем они различаются?

Д. Ревела- ж.р., шумел –м.р., гремел – м.р., летали, бушевали – мн.ч.

а

У. Докажите.и

Д. Глаголы в прошедшем времени женского рода имеют       , мужского рода -           Множественного числа

У. Ребята, сформулируйте тему нашего урока?

Д. « Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам» (слайд 3)

 У.  Молодцы, мы продолжим сегодня работу над глаголами прошедшего

     времени .

III. Языковая разминка (Запись под диктовку и обозначение орфограмм.)  

        (Слайд 3)

Ревела буря, дождь шумел.

У. Сделайте  синтаксический разбор предложения.

      Дайте характеристику предложению.

 Д. Сложное, повествовательное, невосклицательное, нераспространённое.

У. Как соединяются простые предложения в сложном?

Д. Предложения соединяются интонацией.

У. А как ещё могут соединяться?

Д. Предложения могут соединяться  с помощью союзов.

У. В каком времени употребляются глаголы? Почему?

     Какие признаки глаголов можно определить?

Д. Глаголы прошедшего времени изменяются по родам и числам.

Д. Ревела- ж.р. ед.ч., окончание а;  шумел- м.р.ед.ч., окончание нулевое.

У. Ребята, а теперь прочитаем строки из стихотворения А.С.Пушкина. (слайд4)

         Уж небо осенью дышало,

         Уж реже солнышко блистало 

о

У. Расскажи о глаголах в этих строчках.Д. Глаголы стоят в прошедшем времени, имеют окончание

У. Почему? Докажите.

У. Сделайте вывод о глаголах прошедшего времени.

Д. Глаголы в прошедшем времени в единственном числе изменяются по родам: в мужском роде они имеют нулевое окончание, в женском –а, в среднем –о.

IV. Наблюдение за глаголами во множественном числе.

           Во  мраке  молнии  летали,

           И  ветры  в  дебрях  бушевали.

У. Найдите и дайте характеристику глаголам в предложениях.

Д. Глаголы – летали, бушевали, прошедшего времени, множественного числа.

У. Выделите и назовите окончание глаголов.

и

Д. Окончание – У.Дополните  вывод о глаголах прошедшего времени.

Д.  Во множественном числе все глаголы имеют окончание  -и, род глагола не определятся.

V.Физкультминутка.

Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп! Хлоп!
По коленкам – шлёп, шлёп, шлёп!
По плечам теперь похлопай!
По бокам себя пошлёпай!
Можем хлопнуть за спиной!
Хлопай перед собой!
Вправо можем! Влево можем!
И крест – накрест руки сложим!

VI. Закрепление.

         1.  Работа с учебником, стр. 63, упражнение 83.

У. Прочитайте  шуточные стихотворения. Как будете выполнять?

Вот настал...  утро,

Солнышко  пригрел…,

От  жары Мартышка

Сразу  разомлел… .

Д. Глаголы –настало , пригрело– ср.р., разомлела- ж.р.

Как-то незаметно

Время пролетел…,

Как-то незаметно

Небо почернел.. .

Д. Глаголы –пролетело , почернело– ср.р.

Если  б мыло

Приходил…

По утрам ко мне в кровать

И само меня бы мыл… -

Хорошо бы это было!..

Если б ручку мне в придачу,

Чтоб могла

Решить задачу,

Написать диктант любой –

Всё сама,

Само собой!..

Вот была бы красота!

Вот бы жизнь тогда настал..!

Знай, гуляй да отдыхай!

Тут и мама перестал…

Говорить, что я лентяй…

Д. Глаголы –приходило ,мыло– ср.р., настала , перестала- ж.р.

У.Выпишите глаголы, выделите окончания.

У. Объясните смысл фразеологизмов (слайд5)

     Какой фразеологизм подходит к одному из этих отрывков.

Сложа руки.

Палец о палец не ударить.

По щучьему веленью.

Гнаться за двумя зайцами.

  2.  Работа с учебником, стр. 64, упражнение 84.

У. Прочитайте . Как будете выполнять?

Д. Будем заменять глаголы настоящего времени на глаголы в прошедшем времени.

         Стоит ясная погода. (Стояла ясная погода.) Автобус отъезжает от остановки. (Автобус отъезжал от остановки). Дорога сворачивает направо. (Дорога сворачивала направо).  Кругом сияет осенняя красота. (Кругом сияла осенняя красота). В лесу поблёскивает паутина. (В лесу поблёскивала паутина). Время подходит к полудню. (Время подходило к полудню)

 

    3. Самостоятельная работа (в парах)

    У. Ребята, а сейчас работаем с текстом. Первый ряд –находит предложения с глаголами  прошедшего времени среднего рода, второй ряд- с глаголами прошедшего времени женского рода, третий ряд-с глаголами прошедшего времени множественного числа. Подчеркните предложения. Выделите окончания.

       Стоял… раннее утро. Солнце освещал… верхушки высоких сосен. Длинные тени лежал… на песке. Лёгкая волна набегал… на берег. Море сверкал… в лучах солнца. На берегу сидел… белая чайка.

VII. Итог урока. Рефлексия

         - О чём расскажете своим родителям?

Домашнее задание: написать несколько предложений на тему

                                 «Осень во дворах»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Добро пожаловать!

Слайд 2

Б…седа, б… ография , бле … ть , б…лото Л

Слайд 3

Ревела буря, дождь шумел; Во мраке молнии летали; Бесперерывно гром гремел, И ветры в дебрях бушевали…- КОНДРАТИЙ ФЁДОРОВИЧ РЫЛЕЕВ ревела шумел летали гремел бушевали

Слайд 4

«Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам»

Слайд 5

Ревела буря, дождь шумел .

Слайд 6

Уж небо осенью дышало Уж реже солнышко блистало

Слайд 7

Во мраке молнии летали, И ветры в дебрях бушевали .

Слайд 8

В верх ладошки! Хлоп! Хлоп! Хлоп! По коленкам – шлёп, шлёп, шлёп! По плечам теперь похлопай! По бокам себя пошлёпай! Можем хлопнуть за спиной! Хлопай перед собой! Вправо можем! Влево можем! И крест – накрест руки сложим!

Слайд 9

Вот настал… утро, Солнышко пригрел…, От жары Мартышка Сразу разомлел… .

Слайд 10

Как-то незаметно Время пролетел…, Как-то незаметно небо почернел… .

Слайд 11

Если б мыло Приходил… По утрам ко мне в кровать И само меня бы мыл… - Хорошо бы это было!.. Если б ручку мне в придачу, Чтоб могла Решить задачу, Написать диктант любой – Всё сама, Само собой!.. Вот была бы красота! Вот бы жизнь тогда настал..! Знай, гуляй да отдыхай! Тут и мама перестал… Говорить, что я лентяй…

Слайд 12

Сидеть сложа руки. Палец о палец не ударить. По щучьему веленью. Гнаться за двумя зайцами .

Слайд 13

Стоял… раннее утро. Длинные тени лежал… на песке. Лёгкая волна набегал… на берег. Море сверкал… в лучах солнца. На берегу сидел… белая чайка . Лучи солнца освещал… верхушки сосен.

Слайд 15

Учитесь с улыбкой, Шутите, учась! Любая ошибка Исчезнет, боясь Веселой науки И радостных глаз. Учитесь без скуки – Как я! В добрый час!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока: "Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам"

План-конспект урока: "Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам"....

Урок в 4 «А» классе по теме: «Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.»

Урок в 4 «А» классе по теме: «Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.»...

Технологическая карта по русскому языку на тему "Изменение глаголов прошедшего времени по родам" УМК "Перспектива" 3 класс

Цели деятельности учителя:·        знакомство обучающихся с изменением глаголов прошедшего времени единственного числа по родам.Планируемые результаты...

Технологическая карта по русскому языку на тему "Изменение глаголов прошедшего времени по родам.2" УМК "Перспектива" 3 класс

Цели деятельности учителя: формирование умений изменять глаголы прошедшего времени по родам; закрепление уже имеющихся знаний.Планируемые результатыПредметные:- знать определение понятия «глагол...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание глаголов прошедшего времени", 4 кл., УМК "Школа России"

Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: создание условий для совершенствования умения образовывать глаголы прошедшего времени, грамотно писать окончания глаголов прошедшего врем...

Урок русского языка в 4 классе ( УМК "Школа России") по теме «Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам »

Тема: Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.Цель урока: развивать умение различать временные формы глагола и правильноих употреблятьОбразовательные задачи:развивать умение правильно ...