Урок русского языка в 4 классе по теме "Обобщение и систематизация знаний о глаголе"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Евсюкова Ольга Юрьевна

Предлагаю модель проблемно-диалогического урока русского языка по теме "Обобщение и систематизация знаний о глаголе" в 4 классе по ФГОС. К уроку предлагается красочная презентация. Изюминкой урока является этап рефлексии , на котором с помощью нехитрой схемы проверяется уровень усвоения материала учащимися, причем эта схема является универсальной и подходит для проверки усвоения любого материала по русскому языку!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glagol_ppt.rar2.16 МБ

Предварительный просмотр:

Тема : «Глагол»

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Форма урока: групповая

 Задачи урока: 

Образовательные:

    - обобщить и систематизировать знания учащихся о глаголе;

    -развивать умения употреблять глаголы в речи;

  Развивающие

  -развивать умение мыслить, рассуждать, делать выводы ;

   - развивать умение работать с различными источниками информации; развивать личностные    качества (мышление, внимание, общение, эмоционально-чувственное восприятие);

Воспитательные:

-повышать мотивацию к учебно-познавательной деятельности, побуждать к установлению конструктивных межличностных отношений;

-воспитывать любовь к родному языку;

-воспитывать любознательность, интерес к поисковой работе, стремление самостоятельно находить истину, интерес к учёбе

Планируемые результаты  урока

( УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ-УУД):

ЛИЧНОСТНЫЕ:

-развитие доброжелательности , доверия и внимательности к людям,

-сформированность  учебных мотивов,

-интерес к способу решения и общему способу действия

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:

-структурирование знаний,

-понимание  места «Глагола» в системе частей речи русского языка,

-понимание общих  признаков глагола,

-синтез целого из частей,

-выдвижение гипотез и их обоснование

 

РЕГУЛЯТИВНЫЕ:

-выделение и осознание учащимися того , что уже усвоено и что еще подлежит усвоению,

-планирование  работы  в группе,

-контролирование   затраченного  времени  на задание,

-оценивание своей  работы на уроке

КОММУНИКАТИВНЫЕ:

-эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества,

-умение слушать собеседника,

-учет разных мнений и умение обосновать собственное

ПРЕДМЕТНЫЕ:

-уметь работать с литературой(словари, хрестоматия, учебник)

-уметь  мыслить , рассуждать, делать выводы

1.Организационный этап (Психологическая установка)

Сегодня на уроке у нас гости, поприветствуйте их.

А теперь представьте, что у вас на ладошке сидит солнечный зайчик, улыбнитесь ему и подарите тихонько кому-нибудь из класса вашего зайчика. Я рада видеть ваши улыбки! И мне очень бы хотелось, чтобы вы, изучая русский язык, любили его и гордились тем, что вы граждане  великой страны России. (ЛУУД)

Сегодня на уроке мы будем говорить…….

О какой части речи идет речь? (глагол)

А что вы ждете от сегодняшнего урока?

-Перед вами листочки, подумайте и продолжите предложение

« Я хочу на сегодняшнем уроке……»(ЛУУД –смыслообразование)

2.Проблемма

Посмотрите ребята, кто это? (появление домовенка)

- Ой , горе – то какое, ой бяда, бяда, огорчение, не уберег я информацию важную , налетела вьюга –вьюжная, унесла все листочки в космос далекий, не узнаете вы теперь  ничего!!!

-Ребята, какая у нас проблема? (хотим узнать информацию , а ее нет)

- А  как ее можно  решить? ( Можно найти интересующую нас информацию)

Версии

-А где ее можно найти?

- А о чем эта информация? ( о глаголе)

3.Актуализация знаний

-Домовенок, а ты поможешь ребятам найти информацию?

- Конечно, помогу. Мы с вами полетим на сказочные планеты.

-Начинаем отсчет времени: если вы согласны с утверждением, поднимите красный кружок, если нет -синий

10. Глагол обозначает действие предмета.( да )

9.Глаголы изменяются по падежам.  (нет)

8.Не с глаголами пишется раздельно. (да)

7. Глаголы имеют три спряжения. (нет)

6. Глаголы прошедшего времени изменяются по родам. (да)

5.Глаголы в н.ф , оканчивающиеся на –ить , относятся ко II спряжению.(нет)

4.В предложении глагол чаще всего выполняет роль подлежащего .(нет)

3.Инфинитив- это начальная форма глагола.(да)

2.Глаголы в н.ф , оканчивающиеся на –еть , относятся к 1 спр (да)

1.Глаголы бывают только настоящего и будущего времени (нет)

Молодцы, полетели

(Домовенок)

-Подождите, здесь на Земле осталась информация по одному трудному вопросу .Мне одному не справиться. Оставьте мне помощников.

-Хорошо  Домовенок , часть детей останется на Земле и будет работать группой.

(дети отправляются за столы и работают  над спряжением: Михайлов, Андронов, Сухинина)

4. Поиск решения .

- Кто знает , что такое «Обобщение» ???? , а «Систематизация»?????? Где мы можем найти ответ на этот вопрос????

-Кто у нас быстро сможет слетать на  « Словарную»  планету  и выяснит значение этих слов?

( Баранов -в толковом словаре, Евсюков- в интернете)

Пока мальчики занимаются поиском информации, мы с вами отправляемся на  планету «Глагольная» и выясним наши знания о глаголе.

Слайд (написаны гл.: лениво, выражать, думы, понимать, сверкать, рассказы, сочинить, сухой, сочинение, развиваться, радостный, развиваться, мысли, )

-На этой планете могут жить только глаголы, только как узнать их среди других слов?

(Репина о глаголе).

- Угадайте о каком слове так говорят: «Ярко сиять переливчатым светом» Сверкать

                                                                     «Колыхаться на ветру,»  Развеваться

                                                                     «Составить , написать какой-нибудь текст»Сочинить

                               «Уяснить значение чего-нибудь, смысл слов, поступков» Понимать  

                               «Становиться сильнее, стать сознательнее, культурнее, созреть

                               духовно»  Развиваться

(На компьютере дети подчеркивают угаданные слова )

-Как называются эти слова одним словом? ( глаголы)

-А еще как? ( словарные)

- А каким методом мы можем воспользоваться , чтобы запомнить эти слова?

Слайд ( на  слайде написаны эти глаголы , но с пропущенными буквами)

-Откройте свои бортовые журналы и запишите в них число, классная работа , и эти словарные слова.

-Молодцы и мы заработали первый информационный лист ( Определение глагола)

- Ребята, давайте послушаем наших знатоков,

«Обобщение»-

«Систематизация»-

- А для чего нам вся информация о глаголе? (Чтобы проверить свои знания по этой теме, убедиться , что мы запомнили, а что еще надо подучить)

-Вперед, на следующую планету «Временная».

Слайд

-Перед вами стихотворение. Внимательно прочитаем его (Погодина)

Прошедшее время –

То , что прошло:

«Вчера мы писали»,

«Солнце ушло».

Настоящее время

Приходит теперь:

«Мы пишем имя»,

«Бегает зверь».

Будущее время

Еще не пришло:

«После уроков

Пойдем мы в кино»

- Сейчас работаем в парах . Как вы думаете, что надо сделать с этими словами?

( выпишите глаголы в три колонки: н.п.б. вр. )

-Что можно еще узнать у глаголов пр.в (род, число, лицо).

  1. написать
  2. поменяться бортовыми журналами
  3. зеленой ручкой проверить
  4. нарисовать карандашом улыбки или огорчения

-Молодцы, кто хочет получить информацию?

(Агаркова идет к доске , но неожиданно информация падает и учитель просит ее восстановить- Аня работает у доски)

- А мы пока послушаем , как работала наша группа

-А у нас уже вернулась группа с нашей планеты Земля

ГРУППА (спряжение)

-Мы работали над темой спряжение и у нас получился такой алгоритм (спр.)

(Маша  рассказывает по алгоритму про спряжение)

-Давайте сравним с эталоном( на доске образец)

-Ребята, молодцы, прикрепляйте на доску вашу информацию.

-Аня тоже уже закончила, спасибо за работу.

ДОМОВЕНОК

-А я бы хотел проверить, как дети поняли  спряжение и приготовил им задание.

СЛАЙД

-Чего не хватает у глаголов? (личных окончаний)

-Что надо сделать в этом задании?

( написать, выделить окончания, отметить спр)

-В бортовых журналах сделайте необходимую запись, поменяйтесь тетрадками , проверьте, отметьте значками резульнат)

( У перевернутой доски Михайлов )

-Давайте сравним результат.

( это глагол 2 спр.-----вставляю букву и в окончание)

Физминутка

Давайте слетаем все на планету «Отдыха».

-Делай так , как я скажу , а не так, как покажу- так называется наша игра .А проверим мы с вами, умеете ли вы различать действия, совершаемые одним предметом, от действий , совершаемых группой предметов.

Если предмет один- руку к козырьку

Если предметов много- показываем руками ( «Боцманы-капитаны»)

( летят, бежит, гудит, блестели, купит, надел, летят, выдумали, подобревший!!!, устают, выступит)

 -О каком морфологическом признаке шла речь в физминутке? О числе

-Вы так хорошо делали задания , что с планеты отдыха мы привезем еще информацию

(Лавицкий  у доски, выбирает необходимую информацию и прикрепляет ее на стенд)

- А мы отправляемся дальше по нашей волшебной Галактике.

СЛАЙД

-А мы на пути к планете «Неопределенная»

-На слайде и у вас на столах послание с этой планеты. Внимательно прочитайте, о чем оно.( дети читают, выясняют основную мысль: Автор призывает быть внимательными)

Текст про милосердие

-Как бы вы озаглавили этот текст

(Милосердие, Будь милосердным)

- А что такое «Милосердие» ? где найдем информацию (Андронов ищет)

Милосердие- готовность помочь или простить из сострадания

-Какая часть речи активно используется в тексте? (глаголы)

-Как вы думаете, почему?(глаголы выражают действия , поступки людей)

- Можно ли у этих глаголов определить  лицо, число,  время ?

(один пример)

-А что можно определить у глагола слышать например? (это н.ф.)

- Спишите 3 абзац в свои бортовые журналы , отметьте глаголы в н.ф. .

- Пока вы работаете Домовенок прикрепит информацию о н.ф на стенд(делает ошибку)

- Посмотрите , все правильно? (исправляют)

5.Выражение решения . Применение нового знания

- Что может показать, насколько правильно вы поняли эту тему? (с.р)

СЛАЙД

- Перед вами слова для разбора с номером 3. Кто помнит, что это за разбор?(морфологический).

-Отправляемся на  «МОРФОЛОГИЧЕСКУЮ»  планету

-Что нужно хорошо знать, чтобы выполнить разбор?( знать схему разбора)

-На этой планете живут очень забывчивые герои, и на всякий случай , они оставили несколько морфологических признаков.

- Как же нам быть ? Что можно придумать?( Выбрать только нужное)

СЛАЙД

1.Общее значение

предмет

признак предмета

действие предмета

2. Морфологические признаки

Начальная форма

И.п., ед.ч.

И.п., ед.ч., м.р.

Неопределенная форма глагола

Постоянные

Собственные, нарицательные
одушевленные, неодушевленные
род
склонение

Качественные, относительные, притяжательные


вид
спряжение

Непостоянные

Падеж
число

Степени сравнения
краткая и полная форма
падеж
число
род


время
число
лицо
род

3. Синтаксическая роль

Чаще всего

Подлежащее, дополнение

Определение

Сказуемое

(У доски работает Баранов )

 Итог урока :

СЛАЙД

-А теперь , когда мы вернули всю информацию на место, возвращаемся на нашу планету.

Проверим , как работает наше сердце после полета, сделаем еще кардиограмму.

Я читаю слова по вариантам, а вы ставите точку на графике(цифры на графике соответствуют словам.

1.В.
смотрит
строишь
едем
думает
красит
бегаешь
чертит
сияет
ругает
зеленеет

2.В.
вертят
рубишь
мокнет
откроет
возит
бреет
схватит
плавает
делает
оденут

 

-У вас получился график работы сердца . Вот как должна выглядеть идеальная работа вашего сердца.

Теперь я предлагаю каждому оценить свои знания по изученной теме : “Глагол”.

Зеленый кружок возьмет тот, кто при изучении темы “Глагол” получил прочные знания и не допускает ошибки при выполнении заданий.

Желтый – кто имеет хорошие знания, но иногда допускает ошибки.

Розовый – кто не усвоил материал и испытывает трудности при выполнение заданий.

На доске листы А4 – на одном контур круга зеленого цвета, у другого – желтый, у третьего – розовый.

Домашнее задание: -Домовенок приготовил вам задание : сделайте морфологический разбор глаголов( спешить, ловить, кусают), подготовьтесь к сам. работе по теме глагол

-Спасибо всем за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 4 класс ( программа Л. В. Занкова ) Тема: Правописание глаголов 2 лица единственного числа.

Урок открытия новых знаний предполагает получение детьми необходимой и достаточной информации по теме. Учитель не преподносит информацию в чистом виде, а школьники добывают её самостоятельно. На уроке...

Самоанализ урока русского языка 3 класс УМК "Школа России" по теме:"Число глагола".

В публикации дан подробный  анализ урока русского языка....

Урок русского языка 3 класс УМК Гармония тема: "Правописание суффиксов в глаголах прошедшего времени"

Предмет: Русский языкУМК  «Гармония»Учебник: Русский язык Авторы: М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко.Класс: 3Тип урока: Урок изучения нового материала     Тема: Размы...

Урок русского языка 4 класс. Тема: "Отработка навыков написания личных окончаний глаголов".

Урок русского языка 4 класс. Тема: "Отработка навыков написания личных окончаний глаголов".Урок закрепления изученных знаний.Программа "Перспектива"....

конспект урока русского языка 4 класс по теме "Правописание -тся, -ться в глаголах"(урок ЭОР)

Конспект урока русского языка . Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний, с технологией ЭОР. Это удобный вариант для дистанционного обучения школьников, имеющих проблем...

Урок русского языка, посвящённый Дню победы. "Обобщение и систематизация знаний о глаголе". 3 класс. "Школа России".

Урок, посвящённый Дню Победы в ВОВ. Обобщение и систематизация знаний обучающихся о глаголе, о его роли в речи в 3 классе. Программа "Школа России". учебник Канакиной В.П....