Обобщение знаний о падежах
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Фадеева Ирина Ивановна

Урок обобщения и закрепления знаний о падежах с использованием экологических терминов, понятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx17.36 КБ

Предварительный просмотр:

 Открытый урок по русскому языку с использованием        экологических знаний

       тема: обобщение знаний о падежах

цели: 1) систематизировать и обобщить теоретические знания об изменении имен существительных по падежам, упражнять в словоизменении;

            2) развивать навыки рассуждения, аргументированного доказательства высказанных мыслей;

            3) познакомить с этимологией слова «экология», формировать экологическое мировоззрение;

            4) воспитывать чувство ответственности за свое поведение в природе и в окружающей действительности.

оборудование: карточки падежей, уголки, плакат с изображением настроения человека, животных и растений, воды, воздуха, памятка

                                        сообщение темы и целей урока

-На этом уроке русского языка мы вспомним все, что знаем об изменении имен существительных по падежам, поговорим о значении слова «экология» и о проблемах связанных с ней.

1. Повторение изученного о падежах.

 -Я называю вопросы, вспомогательные слова, предлоги, а вы определяете падеж.

       а) кому?

       б) на, за, под, про, через, в

       в) нет

       г) щедрый падеж

       д) без предлога не употребляется

      е) подлежащее

      ж) кого?

      З) падеж-работяга

      и) два предлога

      к) о, об

      л) провинившийся падеж

      м) без предлога

      н) откуда?

      о) местный падеж

      п) падеж родства

-Сколько падежей в русском языке? А в английском? В татарском? В каком языке один падеж?

-Почему не может быть языков с одним падежом?

2. Беседа по вопросам.

-Как называется словоизменение имен существительных? (Изменение по падежам).

-Изменение имен существительных по падежам – это словообразование?

Объясните.

-Как надо действовать, чтобы определить падеж имени существительного? ( Надо использовать вспомогательные слова, вопросы предлоги).

-Как можно отличить Р. п. от В. п. у одушевленных существительных мужского рода?

-Как не спутать Им.п. с В.п. у существительных мужского рода с нулевым окончанием?

-Каких ошибок можно избежать, зная историю падежей?

3. Работа над развитием учебно-научной речи. Составление устного рассказа об изменении имен существительных по падежам. ( Работа в группах).

4. Физминутка. (Дыхательная гимнастика).

5.Практическое применение теоретических знаний.

1. Работа в тетрадях.

Экология – «экос» - дом, «логос»- наука, наука о доме. Эколог, экологический. Экология – это все что нас окружает: и дерево, и парк, и птицы, и сам человек.

2. Изменение по падежам. ( двое у доски )

I вариант                                         II вариант

Ж.р. экология                                м. р. эколог

3. Составление словосочетаний глагол + существительное с этими словами.

Думать об экологии – П.п.

Заниматься экологией – Т.п.

Любить  экологию – В.п.

Ценить экологию – В.п.

Разочароваться в экологии – П.п.

Радоваться экологии – Д.п.

И т. д.

4. Рассказ об истории термина «экология».

Термин «экология» существует давно. Его ввел в науку германский ученый Эрнст Геккель еще в 1865 году для обозначения отношений между растениями и животными. И в течение 100 лет за исключением лишь некоторых ученых-биологов его никто не знал. Все резко изменилось в 1972 году, когда правительства 106 стран мира забили тревогу и собрались на конференцию, долго совещались и решили, что экологическое состояние окружающей среды стало угрожающим для здоровья человека и для существования человечества

5. Морфологический разбор слова.

Для существования  (для чего?) – сущ., н. ф. (что?) существование, ср. род, ед. ч., Р.п., дополнение.

6.Работа с уголками.

Для здоровья, за здоровье, к здоровью, здоровьем, есть здоровье , о здоровье.

                   1           2      3     4     5     6

И.п.

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п.

Самопроверка .

V. Подведение итогов урока.

-О том, что дальше  произошло с термином «экология» мы узнаем на уроках окружающего мира. Попытаемся решить некоторые проблемы связанные с водой, воздухом и почвой. А пока подведем итоги этого урока.

-Что нового узнали?

-Для чего нужно знать падежи?

-И закончить урок хотелось бы прекрасными словами из книги                       Е. Прасоловой:    

           Я сорвал цветок – и он увял.

          Я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони. И тогда я понял,

          Что прикоснуться к красоте можно только сердцем.

Оставим эти слова без комментариев.

VI. Домашнее задание: составить загадку о падеже.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. Тема: "Обобщение знаний о падежах имён существительных".

УМК "Школа России".Урок русского языка-4 класс.Применение деятельностного метода на уроке, технологии сотрудничества способствует повышению познавательного интереса обучающихся....

"Обобщение знаний о падежах"

Урок русского языка в 4 классе по программе "Школа 2100"....

Тема: Урок – игра «Банк знаний» по теме« Обобщение знаний о падежах»

Задачи:Образовательные:1.     Проверить знания, умения, навыки по теме «Обобщение знаний о падежах»2.     Устранить пробелы в знаниях.Развивающие:1....

Урок русского языка в 3 классе "Все падежи.Обобщение знаний о падежах" УМК "Школа России"

Урок - путешествие по "Городу падежей!" Цель: обобщение знаний о падежах имен существительных....

"Все падежи. Обобщение знаний о падежах", 3 класс, "Школа России"

Цель: Создать условия для обобщения и закрепления знаний о падежах имён существительных, падежных вопросах и предлогах, употребляемых с падежами, формирования навыков распознавания падежей имён с...