Разработка по русскому языку 2 класса по теме: "Корень слова".
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Цель:

  • Дать представление о корне;
  • Ознакомление  с  тем,  что  корни  в   однокоренных  словах пишутся одинаково.

Оборудование:

Картинки с ребусами; таблица «Словесное дерево», карточки «Светофоры».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Ход урока.21.48 КБ
Файл Презентация к уроку70.92 КБ

Предварительный просмотр:

2 класс             Тема: «Корень»

Цель:

  1. Дать представление о корне;
  2. Ознакомление  с  тем,  что  корни  в   однокоренных  словах пишутся одинаково.

Оборудование:

Картинки с ребусами; таблица «Словесное дерево», карточки «Светофоры».

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы урока.

  1. Ребята, сегодня на уроке вы узнаете о корне слова и познакомитесь с тем, что корни в родственных словах пишутся одинаково.
  2. А какие слова мы называем родственными? (примеры из упр. 112)

III.        Чистописание.

Лл // Лл// ли ло ла

Березки надели золотые платья.

IV.        Словарная работа.

•        Разгадайте ребусы. Напишите в тетради слова-отгадки,
выделите непроверяемые безударные гласные, поставьте
ударение.

( 1).горох, 2).кровать, 3).картофель, 4).огород, 5).улица, 6). картина.)

V.        Работа над новым материалом.

1. Знакомство с корнем (беседа) •  Все на свете из чего-либо состоит. Облако - из

множества водяных капель, лес - из деревьев. Из чего

состоит наша речь? (из предложений). А предложения? (из слов).

  1. Слова тоже сделаны из своего «строительного материала» И каждая из частей вносит в слово свою часть смысла - «смыслиночку».
  2. Много лет назад появилось на свете слово «сад». Нашли его люди и думают: «Что с ним делать?» А слово это и говорит: «Посадите меня и я разрастусь в большое красивое дерево». Посадили люди слово сад, и стало оно расти. Сначала один росток пустило, потом 2-й, 3-й... Много ростков появилось от слово сад. Все они на него похожи, но и свое в каждом есть. Вот какое дерево выросло! Посмотрели люди, сравнили все слова и увидели, что у всех у них есть одна общая часть. И решили люди назвать общую часть этих слов корнем. И правильно сделали: от нее, как от корня дерева образуются новые родственные слова.

  1. Чтение правила, с.44
  2. Запишите слова с этого словесного дерева, поставьте ударение. (Сад, посадка, рассада, высадить, подсадка, полисад, садовник, садовод и др.)

  1. У слов корень - это самое важное, самое главное. Ведь он берет на свои плечи смысл нескольких родственных слов.
  2. Из глубокого уважения к родителю однокоренные родственные слова соорудили корню домик, вот такой округлый и уютный:
  3. Какой корень в этих словах? Постройте ему домик.

Упражнения.

1. Запись текста с выборочным комментированием. Родиной мы зовем нашу страну, потому что мы в ней родились, потому что в ней говорят на родном языке и все в ней для нас родное.

•        Найдите в тексте однокоренные слова, обозначьте
ударение. Отыщите корни слов. У кого ответ готов?
Сравните, как произносятся корни слов (по-разному) и
как пишутся (одинаково).

Вывод: корни могут произноситься по-разному, но пишутся одинаково.

2.        Игра «Третий лишний» (устно) (Слайд №1)
На доске:

Белка, беленький, белить,

Водяной, вода, водить,

Лось, лоскут, лосенок.

•  Где слова родные, однокоренные? Почему?

3.        Самостоятельная работа.

Упражнение 119 (1в. - 1 и 2 предложения, Пв. - 3 и 4

предложения).

Проверка.

4.        Письмо по памяти.

В лесу осиновом Дрожат осинки, Срывает ветер        С осин косынки.

•        Сколько в тексте предложений? Назовите известные
вам правила в словах.

5.        Игра «Кто больше?»

  1. На какие вопросы отвечают слова, обозначающие признак предмета? Действие предмета?
  2. Корень слова - значимая часть. Над словами родственными Держит власть.

Выясни умело линию родства -

Однокоренные подбери слова.

               I в. - соль - (соленый, солить и т.д.)                 II в. –зим -(зимний, зимовать и т.д.)

  1. Как пишутся корни родственных слов?
  2. О чем вы всегда должны помнить при подборе родственных слов? (сходство по смыслу и наличие одинакового корня).

6.        Написать отгадки, приписать родственные слова,
выделить корень.(Слайд №2)

1).Лежал, лежал, а весной в реку побежал.

(снег - снежок, снежинки, снеговик, снеговой...) 2).Невидимкой осторожно

Он является ко мне,

И рисует, как художник

Он узоры на окне, (мороз - морозец, заморозки, морозить, морозный)

3).Кто, угадай-ка,

Седая хозяйка:

Тряхнет перинки,

Над миром пушинки? (зима - зимушка, зимний, зимовать, зимующие).

VII.        Домашнее задание:

упр. 120; правило, с.44

VIII.        Итог урока.

IX.        Оценки.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Белка Беленький Белить Водяной Вода В одить Лось Лоскут Лосенок «Третий лишний»

Слайд 2

Напиши отгадки и родственные слова, выдели корень Лежал, лежал, а весной в реку побежал. (снег-снежок, снежинки, снеговик, снеговой…) Невидимкой осторожно он является ко мне, И рисует, как художник он узоры на окне. (мороз,-морозец, заморозки, морозить, морозный) Кто, угадай-ка, седая хозяйка: тряхнет перинки, Над миром пушинки? (зима-зимушка, зимний, зимовать, зимующие)

Слайд 3

Домашнее задание Упр.120, правило с.44 Автор: учитель начальных классов ГБОУ СОШ №1155 Пешехонова А.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗРАБОТКА УРОКА Предмет: русский язык Класс: 2 Тема: Корень слова. Однокоренные слова.

РАЗРАБОТКА УРОКАучителя начальных классов МОУ гимназии № 35 г. о. Тольятти Цветковой Ирины Юрьевны.Предмет: русский языкКласс: 2Тема: Корень слова. Однокоренные слова. ...

Учебно-методическая разработка Урок русского языка 3 кл :Тема «ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ В КОРНЕ СЛОВА»

Конспект урока  в 3 классе по любому УМК по русскому языку .Тема "ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ В КОРНЕ СЛОВА"  Разработка содержит  материал по развитию речи на данную...

Методическая разработка урока русского языка "Знакомство с понятием "сложные слова" (3 класс)

Методическая разработка урока русского языка "Знакомство с понятием "сложные слова" (3 класс)....

Урок русского языка во 2 классе по теме: "Корень. Однокоренные слова."

Конспект урока по русскому языку во 2 классе. "Корень. Однокоренные слова."...

Урок русского языка во 2 классе по теме: "Корень. Однокоренные слова."

Презентация к уроку русского языка во 2 классе. "Корень. Однокоренные слова."...

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме "Корень. Родственные слова"

В технологической карте урока урока подробно описаны деятельностная и предметно-дидактическая цели, задачи, планируемые образовательные результаты, методы обучения, средства обучения и конспект по тем...