Словообразование имён прилагательных
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Кашапова Гульназ Фаргатовна

Тип урока ОНЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon slovobrazovanie_imen_prilagatelnyh.zip60.47 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                   

Кашапова Гульназ Фаргатовна

Учитель начальных классов

 МБОУ «Шахмайкинская средняя общеобразовательная

школа Новошешминского муниципального района РТ»

Тема:  Словообразование имён прилагательных

Тип урока: ОНЗ

Основные цели:

1) формировать представление о словообразовании имён прилагательных

2) формировать умение образовывать имена прилагательные с помощью суффиксов,  самостоятельно строить и применять новое знание;

Оборудование:  учебник «Русский язык» 3 класс, 2 часть, авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.Е. Пронина;  

Демонстрационный материал:  толковые словари;    эталоны; ребусы, карточки.

Ход урока

  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

- Начинаем урок   русского языка.  Чему были посвящены наши последние уроки? (Знакомились с именами прилагательными).

- Чем мы будем заниматьсясегодня (узнаем новое о прилагательных)

- Как  вы будете это делать? Назовите 2 способа учебной деятельности.  (Сначала выясним, что мы не знаем, затем сами построим новое знание)

- Что нужно делать, если хочешь получить новые знания? (работать самому)

- Я желаю вам преодолеть все трудности на уроке и открыть новые знания. Теперь в путь, друзья. Улыбнитесь друг другу и пожелайте успеха.

  1. Актуализация знаний.

- С чего начнём работу на уроке? (С повторения)

- При помощи каких частей слова образуются новые слова? (Приставки, суффикса )

- Есть ли у нас эталон? (Да)

Задание: по эталону образуют и разбирают существительные по составу.

- Какие вы знаете суффиксы имён существительных?

- Что мы повторили.(Словообразование имен существительных)

Пробное действие

- Разберите 2 любых  слова по составу:

Длинный, умненький, дружеский, малиновый, золотистый.

- Время вышло(проверка по эталону)

− Кто поставил  +

- Докажите, что ваша форма записи верная. (Правильность доказать мы не можем)

- У кого возникли вопросы?

− В чем ваше затруднение? (Мы не знаем с помощью каких суффиксов образуются прилагательные)

  1. Проблемное объснение нового знания

− Почему же возникло затруднение? (У нас нет способа (эталона) образования прилагательных.) 

− Какую цель вы поставите перед собой на уроке? (Узнать с помощью каких суффиксов образуются прилагательные)

− Сформулируйте тему урока. (Образование имён прилагательных)

- Что нам поможет узнать с помощью каких суффиксов образуются прилагательные.(Правило или алгоритм).

- Значит, какая наша цель? (Составить алгоритм или вывести правило.) 

− Чтобы вы смогли сами открыть правило, я вам предлагаю работать по плану.

На доску вывешивается план:

  1. Понаблюдать за составом слов – имён прилагательных
  2. Обобщить результаты наблюдений, сделать вывод: как образуются имена прилагательные
  3. Создать эталон (правило) образования имён прилагательных.

−Я предлагаю вам работать в группах.

(В случае необходимости актуализируются правила работы в группах)

− Выполните задания в группах.

 (Ответственный от каждой группы получает лист с заданием для работы в группах и лист для оформления ответов).

 Грязь              грязный

Ум          ?

Лес         лесистый

Гора          ?

Май         майский

Город         ?

Вывод: Прилагательные образуются от основ существительных с помощью суффиксов –н-, -ск-, -ист-

Новый             новенький

Белый          ?

Серый          сероватый

Седой           ?

Вывод: Прилагательные образуются от основ прилагательных с помощью суффиксов       –оват-, -еват-, -еньк-

- Мы сформулировали правило?(Да.)

- Сумели вы справиться с затруднением? (Да.)

- Молодцы!  Как проверить свое открытие? (свериться с учебником, со способом образования прилагательных) 

Физминутка

  1. Первичное закрепление во внешней речи

- Какой следующий шаг? (Закрепить умение  образовывать прилагательные , используя новое правило).

- В этом − нам поможет следующее упражнение: с.85 упр. 338, 339

- Запишите слова вместо вопросительного знака.

- Расскажите друг другу как образовались эти слова.

(затем несколько учеников проговаривают вслух).

- У кого есть ошибки? Где ошиблись? Почему?

- Кто все написал правильно?

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой

- Какой следующий шаг вашей работы? (Написать самостоятельную работу. Проверить, как каждый из нас научился применять правило.)

- Из данные слов с помощью суффиксов образуйте имена прилагательные.

Картон  (картонный)

Синий  (синеватый)

Молоко (молочный)

Грусть (грустный)

                   Луч  (лучистый)

- Есть вопросы?

После выполнения задания учащиеся проверяют себя по эталону для самопроверки.

- У кого все правильно?

- У кого остались вопросы?

- Какие встретились затруднения?

  1. Включение в систему знаний и повторение

− Скажите, ребята, где мы будем применять новые знания? ( в повседневной речи)

Выполнение упражнений по учебнику.

- Составьте и запишите словосочетания, укажите род.

- Запишите новое словарное слово коричневый

-Вы знаете почему этот цвет так называется?

- А где можно узнать?

- Найдите в толковом словаре объяснение этого слова.

 (Объясняют, после рассказывают по схеме)

  1. Итог урока.

− Что необходимо сделать, прежде чем мы закончим урок? (Подвести итог нашей работы.)

– Какую цель вы поставили в начале урока? (Узнать с помощью каких суффиксов)

− Вы достигли поставленной цели? (Да.)

  -  С помощью каких суффиксов образуются прилагательные         (н-, -ск-, -ист-, –оват-, -еват-, -еньк-)

-  Если   вам удалось сделать открытие самому, затруднений не возникало , правильно выполнили самостоятельную работу и можете объяснить другому – возьмите зелёный магнитик.

 - Если  вам ещё трудно образовывать прилагательные и вам нужно ещё потренироваться – возьмите жёлтый магнитик.

 -  Если вы не сделали никакого открытия для себя  - возьмите  красный магнитик.

Домашнее задание.

* подобрать 5 прилагательных на стыке корня и суффикса.

- Я очень рада, что вы так удачно поработали, достигли цели урока, сумели преодолеть трудности. Удачи вам и  на других уроках!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словообразование имён прилагательных

Урок русского языка по ОС "Школа 2100", з класс. Раздел "Имя прилагательное" Тема урока "Словообразование имён прилагательных".Тип урока: "ОНЗ в технологии деятельностного метода"...

Урок русского языка в 3 классе по теме "Словообразование имён прилагательных" по УМК "Школа 2100"

Представлен урок русского языка  в 3 классе с учётом ФГОС .Тип урока: ОНЗ в технологии  деятельностного метода....

Словообразование имён прилагательных

Тип урока: ОНЗ в технологии деятельностного методаОсновные цели:1) формировать умение образовывать имена прилагательные с помощью суффиксов;2) содействовать развитию  умения работать в паре, в гр...

Урок русского языка «Разбор имён прилагательных по составу. Словообразование имен прилагательных»

Цели: 1.    Учить морфемному анализу слова на основе словообразовательного анализа имени прилагательного, продолжать учить работе с орфографическим словарём, учебником.2....

Словообразование имён прилагательных.

Словообразование имён прилагательных....

Конспект урока Словообразование имён прилагательных

План-конспект урока для 3 класса "Словообразование имён прилагательных" Тип урока: ОНЗ в технологии деятельностного метода....