Словообразование имён прилагательных
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Тип урока: ОНЗ в технологии деятельностного метода

Основные цели:

1) формировать умение образовывать имена прилагательные с помощью суффиксов;

2) содействовать развитию  умения работать в паре, в группе, самостоятельно строить и применять новое знание;

3)  содействовать воспитанию трудолюбия на уроке, чуткого, уважительного отношения друг к другу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovoobrazovanie_imyon_prilagatelnykh.docx51.84 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Словообразование имён прилагательных

Тип урока: ОНЗ в технологии деятельностного метода

Автор: Гирфанова Г.С.

Основные цели:

1) формировать умение образовывать имена прилагательные с помощью суффиксов;

2) содействовать развитию  умения работать в паре, в группе, самостоятельно строить и применять новое знание;

3)  содействовать воспитанию трудолюбия на уроке, чуткого, уважительного отношения друг к другу.

Оборудование:  учебник «Русский язык» 3 класс, 2 часть, авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.Е. Пронина;  компьютер, проектор,  экран;  индивидуальные планшеты.

Демонстрационный материал:  презентация;    эталоны; ребусы

Раздаточный материал:   рабочие   листы для групповой работы для этапа 5; цветные магниты, толковые словари,

Этапы  урока

открытия нового знания в ТДМ

УУД,  выполняемых обучающимися на соответствующих этапах

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (1-2 мин)

- Чему были посвящены наши последние уроки?

- Сегодня мы продолжим наше знакомство с именами прилагательными  и откроем ещё одно новое знание.

- Как  вы будете это делать? Назовите 2 способа учебной деятельности.  (Сначала выясним, что мы не знаем, затем сами построим новое знание)

- Что нужно делать, если хочешь получить новые знания? (трудиться, работать самому)

- Давайте вспомним правило  (терпение в работе, к  другим)

- Я желаю вам преодолеть все трудности на уроке и открыть новые знания. Теперь в путь, друзья. Улыбнитесь друг другу и пожелайте успеха.

- самоопределение (Л);

- смыслообразование (Л);

- планирование учебного сотрудничества (К)

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (5-6 мин.)

- С чего начнём работу на уроке?

(С повторения)

- При помощи каких частей слова образуются новые слова? (Приставки, суффикса )

- Какие вы знаете суффиксы имён существительных?

- Разберите 2 любых  слова по составу:

Головушка, ежонок, писатель, малинник, ключик, подушка, умненький

(Дети разбирают слова на листочках, комментируют)

- мотивационная основа учебной деятельности (Л);

- смыслообразование (Л);

- анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия (П);

- использование знаково-символических средств (П);

- построение логической цепи рассуждений (П);

- достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К);

- постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем (Р);

- волевая саморегуляция (Р)

3. Выявление места и причины затруднения (4-5 мин.)

− Какое задание вы выполняли?

− В чем ваше затруднение? (Мы не знаем с помощью каких суффиксов образуются прилагательные)

− Почему же возникло затруднение? (У нас нет способа (эталона) образования прилагательных.)

 учебно-познавательный интерес (Л);

- смыслообразование (Л);

- волевая саморегуляция (Р);

- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П);

- постановка и формулирование проблемы (П);

- учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К)

4. Построение проекта выхода из затруднения (3-4 мин.)

− Какую цель вы поставите перед собой на уроке? (Узнать с помощью каких суффиксов образуются прилагательные)

− Сформулируйте тему урока. (Образование имён прилагательных)

− Чтобы вы смогли сами открыть правило, я вам предлагаю работать по плану.

На доску вывешивается план:

  1. Понаблюдать за составом слов – имён прилагательных
  2. Обобщить результаты наблюдений, сделать вывод: как образуются имена прилагательные
  3. Создать эталон (правило) образования имён прилагательных

- постановка познавательной цели (П);

- познавательная инициатива (Р);

- планирование, прогнозирование (Р);

- построение логической цепи рассуждений (П);

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К);

5. Реализация построенного проекта (3-4 мин)

−Я предлагаю вам работать в группах.

(В случае необходимости актуализируются правила работы в группах)

.

− Выполните задания в группах.

(Ответственный от каждой группы получает лист с заданием для работы в группах и лист для оформления ответов)

        

Грязь              грязный

Ум          ?

Лес         лесистый

Гора          ?

Май         майский

Город         ?

Вывод: Прилагательные образуются от основ существительных с помощью суффиксов –н-,

 -ск-, -ист-

Новый             новенький

Белый          ?

Серый          сероватый

Седой           ?

Вывод: Прилагательные образуются от основ прилагательных с помощью суффиксов –оват-,

 -еват-, -еньк-

- Как проверить свое открытие? (свериться с эталоном, со способом образования прилагательных)

- использование знаково−символических средств (П);

- моделирование и преобразование моделей разных типов (предметы, схемы, знаки и т.д.) (П);

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации (П);

- построение логической цепи рассуждений, доказательство (П);

- осознание ответственности за общее дело (Л);

Физминутка

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (4-5 мин.)

− Закрепить умение  образовывать прилагательные нам поможет следующее упражнение: с.85 упр. 338, 339

- Запишите слова вместо вопросительного знака

- Расскажите друг другу как образовались эти слова

(затем несколько учеников проговаривают вслух)

- построение логической цепи рассуждений, доказательство (П);

- использование критериев для обоснования своего суждения (К);

- управление поведением партнёра (К);

- осознание ответственности за общее дело (Л); контроль (Р);

- коррекция (Р);

- волевая саморегуляция (Р);

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (4-5 мин.)

− Разобрались? Как проверить, усвоили вы новую тему или нет? (Надо выполнить самостоятельную работу и сопоставить её с эталоном для самопроверки.)

Картон  (картонный)

Синий  (синеватый)

Молоко (молочный)

Грусть (грустный)

Луч  (лучистый)

- использование знаково−символических средств (П);

- выполнение действий по алгоритму (П);

- доказательство (П);

- контроль (Р);

- коррекция (Р);

- оценка (Р);

- волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

. Включение в систему знаний и повторение (7-8 мин.)

− Скажите, ребята, где мы будем применять новые знания?

- Разгадайте ребусы

- Составьте и запишите словосочетания, укажите род.

- Запишите новое словарное слово коричневый

-Вы знаете почему этот цвет так называется?

- А где можно узнать?

- Найдите в толковом словаре объяснение этого слова.

 (Объясняют, после рассказывают по схеме)

- поиск и выделение необходимой информации (П);

- моделирование, преобразование модели (П);

- построение речевых высказываний (П);

- подведение под понятие (П);

- выведение следствий (П);

- доказательство (П);

- планирование учебного сотрудничества (К);

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

- адекватное использование речевых средств  для решения коммуникационных задач (К);

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (2-3 мин.) 

− Что необходимо сделать, прежде чем мы закончим урок? (Подвести итог нашей работы.)

– Какую цель вы поставили в начале урока?

− Вы достигли поставленной цели?

− В чём у вас было затруднение?

-  С помощью каких суффиксов образуются прилагательные

− Что вам помогло открыть новое знание?

– Молодцы!

-  Если   вам удалось сделать открытие самому, затруднений не возникало , правильно выполнили самостоятельную работу и можете объяснить другому – возьмите зелёный магнитик.

 - Если  вам ещё трудно образовывать прилагательные и вам нужно ещё потренироваться – возьмите жёлтый магнитик.

-  Если вы не сделали никакого открытия для себя  - возьмите  красный магнитик.

- Прикрепите магнитики на лесенке успеха

Д/з  5 прилагательных на стыке корня и суффикса, * какие суффиксы ещё встречаются у прилагательных

- самооценка на основе критерия успешности (Л);

- рефлексия способов и условий действия (П);

- адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л);

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);

- формулирование и аргументация своего мнения (К);

- планирование учебного сотрудничества (К)

Приложение.

Рабочий   лист для групповой работы

Грязь               грязный

Ум                           ?

Лес                         лесистый

Гора                 ?

Май                         майский

Город         ?            

Прилагательные образуются от основ _______________________

с помощью суффиксов ____________________________________

Новый                    новенький

Белый          ?           

Серый                         сероватый

Седой              ?

Прилагательные образуются от основ _______________________

с помощью суффиксов ____________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словообразование имён прилагательных

Урок русского языка по ОС "Школа 2100", з класс. Раздел "Имя прилагательное" Тема урока "Словообразование имён прилагательных".Тип урока: "ОНЗ в технологии деятельностного метода"...

Урок русского языка в 3 классе по теме "Словообразование имён прилагательных" по УМК "Школа 2100"

Представлен урок русского языка  в 3 классе с учётом ФГОС .Тип урока: ОНЗ в технологии  деятельностного метода....

Урок русского языка «Разбор имён прилагательных по составу. Словообразование имен прилагательных»

Цели: 1.    Учить морфемному анализу слова на основе словообразовательного анализа имени прилагательного, продолжать учить работе с орфографическим словарём, учебником.2....

Словообразование имён прилагательных.

Словообразование имён прилагательных....

Конспект урока Словообразование имён прилагательных

План-конспект урока для 3 класса "Словообразование имён прилагательных" Тип урока: ОНЗ в технологии деятельностного метода....