Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.
план-конспект урока (русский язык, 2 класс) на тему

Гладышева Марина Владимировна

 

Цель  урока:              

   Формирование умения  писать слова  с сочетаниями  жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Задачи:

1) вспомнить понятие «шипящие согласные звуки»;

 2) объяснить, почему написание буквосочетаний ЖИ — ШИ, ЧА — ЩА, ЧУ — ЩУ носит традиционный характер и является орфограммой;

3) составить алгоритм написания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу;

4) научить писать слова  с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу;

 5)  развивать речь учащихся при составлении словосочетаний и предложений из заданных слов;

6) воспитывать уважительное отношение к языку и его традициям.

Для достижения данных задач используются электронно-образовательные ресурсы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_uroka.doc103.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

«Правописание буквосочетаний  ЖИ — ШИ, ЧА — ЩА, ЧУ — ЩУ»

ФИО (полностью)

Гладышева Марина Владимировна

Место работы

Филиал МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» в селе Старосеславино Первомайского района

Должность

Учитель начальных классов

Предмет

Русский язык

Класс

2

Тема и номер урока в теме

Правописание буквосочетаний жи-ши, ча,ща, чу,-щу,

 урок № 1

Базовый учебник

Русский язык. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.1 Л.Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина. – М.: изд-во «Просвещение, 2012.

  1. Цель  урока:              

   Формирование умения  писать слова  с сочетаниями  жи-ши, ча-ща, чу-щу.

  1. Задачи:

1) вспомнить понятие «шипящие согласные звуки»;

 2) объяснить, почему написание буквосочетаний ЖИ — ШИ, ЧА — ЩА, ЧУ — ЩУ носит традиционный характер и является орфограммой;

3) составить алгоритм написания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу;

4) научить писать слова  с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу;

 5)  развивать речь учащихся при составлении словосочетаний и предложений из заданных слов;

6) воспитывать уважительное отношение к языку и его    традициям.

  1. Планируемые результаты

Знать:

Особенности шипящих согласных звуков.

Правило написания буквосочетаний жи – ши, ча- ща, чу- щу.

Уметь:

Находить изученную орфограмму в слове.

Писать слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, используя правило.

Находить в тексте слова с изученными орфограммами.

  1. Тип урока                    

Урок освоения новых знаний

  1. Формы работы учащихся

Индивидуальная, парная, групповая, фронтальная

  1. Необходимое техническое оборудование          

 Интерактивная доска, компьютеры, проектор, аудиоколонки

  1. Структура и ход  урока

Таблица 1

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Вре-мя

(в мин)

2

3

4

5

6

1.






Целеполагание и мотивация





























Приветствует обучающихся, настраивает на работу.

- Добрый день, ребята!

Начинается урок.

Он пойти вам должен  впрок.


Организует проверку рабочих мест обучающихся.

- Проверьте, как организовано ваше рабочее место, как расположены на парте учебник, тетрадь, пенал. Почему это важно?






Организует каллиграфическую минутку.

- Повторим алгоритм написания букв ч, щ. у.

Дети приветствуют учителя.






Обучающиеся проверяют правильность расположения учебников и школьных принадлежнос-тей,  высказывают свои мысли о необходимости правильной организации рабочего места.



Дети проговаривают алгоритм написания букв ч, щ,.у. Самостоятельно записывают в тетради.  Самопроверка по образцу.


2

2.

Актуализация опорных знаний и фиксация затруднений

ЭОР №1

« Особые звуки»


Организует повторение о согласных шипящих звуках.

Демонстрация   текста/иллюстрации.



















Организует индивидуальную работу. Игра «Буква потерялась»

- Вставьте в слова пропущенные буквы:

ж…раф, ч_дак, щ_ка,  маш…на, ч_шка.

- Запишите  пропущенные  буквы на планшетках.

- У кого нет ответа? Что вы не смогли сделать?





- У кого есть ответы, покажите их.

Учитель выставляет разные ответы детей на доску.

- Буквы   ч,   щ,   ж,   ш   обозначают   шипящие  согласные звуки.

- Буквы   ч,   щ  всегда  обозначают  мягкие согласные   звуки.   Эти   звуки   не имеют пары   по  твёрдости.

- Буквы   ж,   ш   всегда  обозначают   твёрдые  согласные    звуки.    Эти    звуки  не имеют  пары  по  мягкости.


Дети работают индивидуально.










- Не смогли определить, какие буквы нужно вставить в данные слова.



У-ю, а-я, и-ы.



7

3.

Выявление места и причины затруднений

- У вас получились разные ответы. Кто    считает, что его ответ правильный?

Обоснуйте свое мнение.


- Посмотрите внимательно на слова,  чем они похожи?


- Значит, какая цель нашего сегодняшнего урока?

- Мы не можем обосновать, мы не знаем правила.




- В них есть шипящие согласные звуки.


-  Научиться писать слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.

2

4.

Построение проекта выхода из затруднений






ЭОР №2                         «Жи-ши»

- Кто-нибудь из вас знает или догадывается, как пишутся эти буквосочетания?


Учитель демонстрирует   текст/иллюстрацию «Жи-ши».





- Какие же буквы нужно было вставить в  слова: жираф, чудак, машина, щука,  чашка?








- А как вы будете действовать?


- Посмотрите, все согласны с записанным алгоритмом?

Определи опасное место


Произнеси слово


Обозначь орфограмму


Примени правило!


- Предлагаю вам  посовещаться  и восстановить алгоритм правильного написания слов  с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.


- Предлагаю каждой паре представить свой вариант алгоритма и доказать,  почему последовательность шагов будет именно такой.


- Алгоритм готов.

 

Дети высказывают свои предположения.


Дети знакомятся с правилом написания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.


- Используя правило, в словах чудак и щука  пишется буква у, в слове  чашка пишется буква а, в слове жираф и машина  – буква и.


- По алгоритму.


- Нет. Шаги алгоритма стоят не по порядку.








Дети  работают в группах.



Каждая группа представляет свой вариант алгоритма и доказывает  его правильность.

10

5.

Физкультми-нутка

Проводит физкультми-нутку.

Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнись.

Декламируют стихотворение и выполняют движения.

2

6.

Первичное закрепление и проговарива-ние во внешней речи

Организует работу по учебнику.

Дети выполняют упражнение № 105  на доске и в тетрадях с комментирова-нием.

6

7.

Самостоятель-ная  работа с самопроверкой по эталону.

ЭОР №3

 «Чу-щу»

Организует индивидуальную работу. Демонстрирует   интерактивное задание.


- Поднимите руку,  у кого рыбалка была очень удачной, кто не допустил не одной ошибки? Молодцы!


- У кого были ошибки,  можно  еще раз  выполнить    это задание.


Дети работают индивидуально.












Дети, которые выполнили задание верно,  выступают в роли консультантов.

3

8.

Включение в систему знаний и повторение








ЭОР №4

«Ча - ща,

чу - щу и жи – ши»

Организует  работу по РТ -  №59 с. 33. Игра «Кто быстрей»





Демонстрирует интерактивное задание.


Организует самостоятельную работу по учебнику – упр.109 с. 75


- Составьте из слогов слова. Запишите их. Подчеркните слоги с буквами шипящих согласных звуков.

Дети работают в парах, вставляют в слова пропущенные буквы.


Работают индивидуально.



Дети работают самостоятельно.

10

9.

Рефлексия учебной деятельности на уроке













ЭОР  № 2

«Жи –ши»

- С каким затруднением на уроке вы столкнулись?



- Какую цель ставили на уроке?





- Достигли цели?


Учитель демонстрирует   текст/иллюстрацию «Жи-ши».

- Как пишутся буквосочетания  жи-ши, ча-ща, чу-щу?


- Оцените свою работу. Напишите слово « Я»  на той шкале, которая соответствует уровню приобретенных вами знаний.

Понял


Понял, но …


Не понял

-  А я хочу  поблагодарить вас, дети, за активную  и творческую работу на уроке.

- Не знали, как написать слова с буквосочетаниями  жи-ши, ча-ща, чу-щу.

- Выяснить, как пишутся слова с  этими буквосочетаниями.

- Да.



Проговаривают правило.







Определяют уровень освоения нового материала на уроке.

3

        Продолжительность урока во 2 классе 45 минут, на использование ЭОР – 10 минут.

Таблица 2

Приложение к плану-конспекту урока

«Правописание буквосочетаний  ЖИ — ШИ, ЧА — ЩА, ЧУ — ЩУ»

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

Особые звуки

(N 193409)

Текст с иллюстрация-ми

Иллюстрация

(1мин)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6af5e312-efb7-4db9-a0ef-22f5e4362106/%5BNS-RUS_2-13%5D_%5BTQ_023%5D.swf

2.

Жи - ши

(N 193402)

Текст с иллюстрация-ми

Иллюстрация

(1 мин)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5c434425-8282-46a3-be48-d8887af56f56/%5BNS-RUS_2-13%5D_%5BTE_024%5D.swf

3.

Чу - щу

(N 193621)


Интерактивное задание

Тест

(4 мин)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/48d5eb89-1163-4d6f-9532-7a226bb5db02/%5BNS-RUS_2-13%5D_%5BIP_026%5D.swf

4.

Ча - ща,

чу - щу и жи – ши

(N 193850)

Интерактивное задание

Демонстрация

(3 мин)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e0f12735-6ca5-4420-9f65-651c65b367dd/%5BNS-RUS_2-13%5D_%5BIG_027%5D.swf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка."Правописание буквосочетаний с шипящими звуками" 2 кл. (УМК "Школа Рсссии"авт. В.П.Канакина)

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме « Правописание буквосочетаний с шипящими звуками»....

Урок по теме" Правописание буквосочетаний жи-ши,ча-ща, чу-щу" 1 класс УМК "Перспектива"

Конспект содержит подробные рекомендации по проведению урока по данной теме. Используется электронное приложение к учебнику. Предлагаются различные формы работы....

Тренажёр "Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ" (Русский язык, 1-2 класс)

В данном ресурсе предлагается два тренажёра.1 тренажёр:Предлагается 16  слов, где нужно вставить пропущенную букву.  Для проверки правописания используется прием «Волшебная труба». Пер...

Тренажёр "Правописание буквосочетаний ЧУ-ЩУ" (Русский язык, 1-2 класс)

В данном ресурсе предлагается два тренажёра. 1 тренажёр:Предлагается 16 слов, где нужно вставить пропущенную букву. Для проверки правописания используется прием Волшебная труба. Перемещение объек...

Правописание буквосочетаний чк, чн, чт, щн, нч. Произношение слов с этими буквосочетаниями.

Урок актуален, так  как  дети не только  знакомились  с орфограммой, учились  писать слова с  ней, но и учились произносить  слова с  буквосочетаниями, работать...

Правописание буквосочетаний чк, чн, чт, щн, нч. Произношение слов с этими буквосочетаниями.

Урок актуален, так как дети не только знакомились с орфограммой, учились писать слова с ней, но и учились произносить слова с буквосочетаниями, работать в парах, развивали свою речь, а главное, ребята...