Правописание буквосочетаний чк, чн, чт, щн, нч. Произношение слов с этими буквосочетаниями.
план-конспект урока (русский язык, 2 класс) по теме

Урок актуален, так  как  дети не только  знакомились  с орфограммой, учились  писать слова с  ней, но и учились произносить  слова с  буквосочетаниями, работать  в парах, развивали  свою речь, а главное,  ребята занимались поисковой работой, они  работали со  словарями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Аннотация  к уроку: урок актуален, так  как  дети не только  знакомились  с орфограммой, учились  писать слова с  ней, но и учились произносить  слова с  буквосочетаниями, работать  в парах, развивали  свою речь, а главное,  ребята занимались поисковой работой, они  работали со  словарями.

    Тема: Правописание  буквосочетаний  чк, чн, чт, щн, нч. Произношение слов с этими буквосочетаниями.

          Цель: развивать навыки правописания  слов  с сочетаниями  ЧК, ЧН, ЧТ, НЧ, НЩ;   учить определять орфограмму в слове: правильно произносить слова с этими  буквосочетаниями, развивать  мышление, речь.

          Планируемые результаты: учащиеся  научатся писать в словах сочетания  ЧК, чн, чт, щн,  нч. обосновывать написание  слов с этой  орфограммой,  определять произношение слова  по орфоэпическому  словарю.;  находить  орфографические  ошибки  в чужой и своей работе.

          Оборудование:  Презентации «Словарные  слова» , «Буквосочетание ЧК, чн, чт, нщ, нч», электронное приложение к учебнику   «Русский  язык»   2  класс, выполнено  по заказу  ОАО «Издательство»Просвещение».                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  картина «Снегирь»., карточки.

                           Ход  урока.

  1. Организационный  момент.

1.Актуализация  знаний.

  Назовите признаки согласного звука ?

 Какими  буквами обозначаются  на письме согласные  звуки?

Чего больше звуков или букв?

 Почему?    

Выбрать слова, в которых есть буквы, не обозначающие звуки:

Подъезд,  синий, пальто, замерзли, откопали, сильный, любят, любить.

 

2.Проверка  домашнего  задания:  

На доске один ученик написал слова, которые он составил  с сочетаниями ча, ща, чу, шу,

Дети добавляют, какие слова можно еще было составить.  

3. Словарная  работа. Презентация.   «Словарные  слова».

   А.  . Словарные слова                  в.р.бей               в.р.на              с.р.ка

                                                              Воробей            ворона           сорока

     Что общего у этих слов?

         - они обозначают  названия  птиц;

         - имеют общую орфограмму  написание  -оро-;

     А какое  слово можно  назвать  лишним?

            -( воробей)  в этом  слове больше букв, чем в других  словах.

Б.   Сегодня познакомимся  еще с одним словом, обозначающим название птицы.

            (Картинка. На ней изображен снегирь)

 Кто знает эту птицу?  Как она называется?

       Запись  с пропущенной безударной гласной   сн…гирь.

 Какой  звук вы слышите на месте пропущенной буквы? Кто слышит звук (э)? Кто слышит- (и)?

         Как  же  нам  узнать точно какую букву писать,  если у слова нет проверочного слова и слова    помощника?

(Обратиться к словарю)      К какому словарю?  Как он называется?  На какой странице находиться?      (Находим  словарь,  читаем еще  раз  его название,  объясняем  значение)

В  словаре находим слово     СНЕГИРЬ,  убеждаемся  в  его  написании.

В.  Откройте стр. № 7.  Упр. № 9.

      Прочитайте.

       О какой  волшебной  полочке говорится в тексте?

      Найдите  предложение, где рассказывается о снегире.

       Что мы о нем узнали. Запишите.

4.Самоопределение   к  деятельности.

  Из упражнения 9 выписать слова с буквой ч в  середине слова.

        На  что  вы обратили  внимание?   (Нет  ь знака)

        С каким буквосочетаниями мы уже знакомы  с первого  класса?   (чк,чн)

   5. Работа над новым  материалом.

    1.Кто  догадался,  о чем мы будем сегодня говорить и чему будем учиться.                      (  Дети читают  название темы урока и его задач на странице стр. 4, стр.3 )

.   Электронное приложение к учебнику русского языка . 2 класс. Тема № 21.

Анимация, часть 1.

 Б. Упражнение  4 стр.5.

           - читаем  текст;

           -  что такое цыпочки?

                  ФИЗМИНУТКА.

Покачайтесь,  покружитесь,
Потянитесь,    распрямитесь,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте,
Встаньте на цыпочки,
Встаньте на  пяточки,

А потом в присядочку.

Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните,
Все  в порядок приведите

И писать,  друзья, начните.

         Назовите слова из физминутки, в которых есть буквосочетания, над которыми мы будем сегодня работать.  (Дети называют, один ученик записывает на доске, затем дети пишут эти слова в тетрадь)

Знакомство с правилом написания буквосочетаний  . Слайд.

Упражнение 5 стр.5   согласно заданию по вариантам

                              1 В.   – 1 строка

                              2 В –   2 строка

Упражнение 7 стр. 6  объяснить пропущенные орфограммы.    Выписать предложение о лисичке.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

       Вывод.     Презентация.  № 2

Сегодня мы не только  научились писать слова с буквосочетаниями, но и научимся произносить слова с ними.

    .   Электронное приложение к учебнику русского языка . 2 класс. Тема № 21.

Анимация, часть 2

 -  Слушаем

 - Анализируем

 - Слушаем, повторяем

 - Находим в орфоэпическом  словаре.

Домашнее задание

Рефлексия

Работа в парах

     - чтение  слов по карточкам (карточки на столах)

 скучно, нарочно, конечно. скворечник, помощник, яичница, что, чтобы

     - диалог со словами  карточки.

Итог урока

Как называется  орфограмма, с которой мы познакомились?

Что мы о ней узнали?

Что вам понравилось больше всего на уроке?

Кто доволен своей работой. Покажите смайлики.

       

                           

 

                 

                                                                                   

Сн…гирь

безударные гласные

удвоенные   согласные

буквосочетания

ЧК ЧН ЧТ ЩН НЧ

Ч (ч )

Щ(щ )

чн чт щн

(шн)

(шн)

(шт)

                         Нарочно,  скучно,  чтобы,  скворечник,

                     помощник, что,  конечно, яичница.

                             Нарочно,  скучно,  чтобы,  скворечник,

                     помощник, что,  конечно, яичница.

                           Нарочно,  скучно,  чтобы,  скворечник,

                     помощник, что,  конечно, яичница.

                            Нарочно,  скучно,  чтобы,  скворечник,

                     помощник, что,  конечно, яичница.

                            Нарочно,  скучно,  чтобы,  скворечник,

                     помощник, что,  конечно, яичница.

                           Нарочно,  скучно,  чтобы,  скворечник,

                     помощник, что,  конечно, яичница.

                               Нарочно,  скучно,  чтобы,  скворечник,

                     помощник, что,  конечно, яичница.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЧК ЧН ЧТ ЧВ ЩН НЩ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка, 2 класс УМК «Школа 2000-2100, Наблюдение над написанием и произношением слов с безударными гласными в корне

Работая по УМК «Школа 2000–2100» мною были определены основные линии развития учащихся в рамках предмета «Русский язык», на которых строится непрерывный курс: овладение функциональной грамотностью; на...

Правописание буквосочетаний чк, чн, чт, щн, нч. Произношение слов с этими буквосочетаниями.

Урок актуален, так как дети не только знакомились с орфограммой, учились писать слова с ней, но и учились произносить слова с буквосочетаниями, работать в парах, развивали свою речь, а главное, ребята...

Тренировочные задания по теме "Произношение слов"

Тренировочные задания по теме "Произношение слов"...

Наблюдение над написанием и произношением слов с безударными гласными в корне

Урок русского языка предназначен для учащихся 2-го класса, на котором ими изучается новый материал по написанию и произношению слов с безударными гласными в ...