Имена существительные собственные и нарицательные
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Куковякина Ксения Юрьевна

Урок разработан по программе "Перспектива" для второго класса. Включает в себя повторение и обобщение уже имеющихся знаний у детей, а так же введение новых понятий и их закрепление в занимательной форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_russkogo_yazyka_vo_2_klasse.docx26.14 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка во 2 классе.

Тема: Собственные и нарицательные имена существительные.

Цель: Познакомить детей с новыми терминами -  существительные собственные и нарицательные.

Задачи:

1) вспомнить функциональные различия между именами собственными и нарицательными;

2) активизировать навык употребления заглавной буквы при написании имен собственных;

3) обобщить все известные учащимся способы употребления заглавной буквы;

4) обогащать речь детей именами собственными разных тематических групп;

5) развивать логическое мышление учащихся при распределении имен собственных по тематическим группам.

Оборудование: интерактивная доска,  мультимедийный проектор, мобильный компьютерный класс, презентация, сигнальные карточки, карточки со словами, учебник Л.Ф.Климанова «Русский язык» для 2класса.

Ход урока:

1. Орг. момент

-Доброе утро!

Сегодня встретились мы не в первый раз,            

И от меня вы можете не прятать

Сиянье ваших умных глаз

Пусть будут поиски, сомненья,

И как ни краток встречи срок,

Быть может, мы сойдемся в мненьях

И вместе проведем урок.  

-  Нарисуйте, с каким настроением вы начинаете урок, схематически  изобразив на листке бумаги солнышко или тучку, раскрашивать не надо. На эту работу вам 30 секунд.

- Отложите листочки на край стола, мы ещё к ним вернемся.

2. Словарно–орфографическая работа.    

 

- Найдите в этой записи два слова из словаря (корова, собака).

- В чем смысловое сходство слов корова и собака? (Домашние животные).

- Что вы еще можете сказать о данных словах? (В этих словах три слога, ударение падает на второй слог, безударная гласная «о»).

- Запишите в тетрадь слова «корова, собака». Поставьте ударение, подчеркните безударную гласную «о».

 - Составьте предложение с этими словами, дав животным клички.

  - Как пишутся клички животных?

Всегда все клички до одной

Пишут с буквы прописной.                          

3.  Актуализация знаний

А ещё в каких словах мы пишем заглавные буквы?

Ещё с заглавной буквы пишутся:

•        Имена, фамилии, отчества

•        Имена  сказочных героев

•        Названия  областей, городов, рек, морей, океанов, гор…,

     то есть  географические  названия

а) Работа в группах с таблицей

Распределите  слова по этим группам.

У каждого карточка определенного цвета. У кого розовая карточка, тот выписывает в тетрадь имена, фамилии, отчества, у кого желтая, имена сказочных героев, у кого оранжевая, географические названия, у кого белая – все остальные слова.

1.

Имена, фамилии, отчества

2.

Имена сказочных героев

3.

географические названия

4.

        

        

             Слова для справок: Россия, Пушкин Александр Сергеевич, Корней  

            Иванович Чуковский, Буратино,  Незнайка, Иванов Михаил, Москва, Золушка,  

            берёза, сирень, дуб, река, Петрова Мария, Санкт-Петербург, Благовещенск.

Проверка каждого задания у доски, вычеркнуть лишние слова в каждом столбике

   б) Фронтальный опрос учащихся.

Какие слова остались не вставленными в таблицу у 1 группы? 2 группы? 3 группы? Давайте соберём их в отдельный 4 столбик.

 Внимательно ещё раз рассмотрите таблицу и скажите, чем отличаются слова  трёх первых столбиков от слов 4 столбика? (Написанием)

А ещё можно найти отличия?

Какое общее название можно дать словам с заглавной буквы?

Какой частью речи являются эти слова?

В русском языке для обозначения этих существительных давно придуманы специальные термины. Это - имена существительные собственные и нарицательные.                  

«Собственные имена существительные выделяют предмет из числа одинаковых и пишутся всегда с заглавной буквы, а нарицательные имена существительные называют предметы в числе одинаковых и пишутся со строчной буквы».

Давайте выделим с вами ключевые слова в этом определении.

4.        Постановка темы урока

   Попробуйте назвать тему нашего урока (Тема урока «Имена существительные собственные и нарицательные)              

 Физкультминутка.

- Я буду читать стихотворение. Если прозвучит слово, которое пишется со строчной  буквы, вам надо присесть. Если услышите слово, которое пишется с заглавной буквы, надо хлопнуть в ладоши над головой.

Кошка Пушинка,

Собака Смешинка,

Петух Крикун,

Козёл Бодун,

Воробей Тишка,

Поросёнок Гришка,

Красивая синичка.

Как напишешь клички?

5. Постановка проблемы

 Сегодня утром я встретила почтальона. Ему нужно отправить письмо. Но почтальон никак не может понять, куда и кому адресовано письмо, потому что на конверте вот такая запись.                                            

КУДА: орел,

ул. зеленая, 5

КОМУ: мишкиной соне.

- Почему почтальон не может понять адрес? (Почтальону непонятно: Орел – это город или птица, Зеленая – это улица или цвет, Мишкина Соня – это фамилия и имя).

- Так почему же запутался почтальон? (Отправитель не знает, какие слова надо писать с заглавной буквы.)

- Объясните почтальону, как пишутся имена собственные?

- Расскажите, какие имена собственные пишутся с заглавной буквы?                                                                              

Раз автор письма не знает правила употребления большой буквы, наверное, и письмо его понять сложно. Давайте попробуем разобраться.

Здравствуй, соня! Привет тебе из сибири!  Живу я хорошо. Я очень рад. Ведь теперь у меня есть дружок ! Я очень люблю с ним играть. Твой брат лев.

Давайте откроем свои ноутбуки , найдем на рабочем столе документ под названием «Письмо», откроем его и справим все ошибки, что бы письмо было написано правильно.

6. Создание проблемной ситуации

Как бы вы написали слово «дружок» в  предложении?

Правильно думают все! Получается, что одно  слово можно написать и со строчной (маленькой) и с заглавной буквы? Наверное, есть причина разного написания  одного и того же слова!

Нам надо выяснить, от чего зависит разное написание одного и того же слова.

7.  Совместное «открытие»  новых знаний.

       Обсуждение - фронтальный опрос

Что имели в виду, дети, которые написали слово с заглавной буквы? (Кличку животного- имя собственное.)

А что имели в виду те, которые написали  со строчной (маленькой)? (Приветливое, ласковое обращение к другу, товарищу  - имя нарицательное.)

Чем отличаются эти слова?(Смыслом, обозначением, значением.)

Вы все правы! А ещё точнее -  эти слова отличаются лексическим значением

Физкультминутка для глаз        

8.  Первичное закрепление новой темы.

Работа по учебнику

Упр.107

9.  Рефлексия.

Покажите, пожалуйста, карточки с вопросительным  знаком те, кто не понял новую тему.

А теперь сравните своё настроение с рисунками. Если урок вам понравился и вы довольны своей работой, дорисуйте  солнечный лучик, если вы собою недовольны  - то капельку дождя.

10. Домашнее задание

Написать письмо другу.

Если останется время, можно поиграть с сигнальными карточками. Я называю слова, если это слово пишется с заглавной буквы, то дети должны показать красный сигнал, а если со строчной, то зеленый:

Краснодар, город, Россия, школа, Елена, Шарик, шарик, воробей, Катя, мама, улица, Марина, солнце, Райчихинск.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Имена существительные: собственные и нарицательные».

Открытый урок включает правила имен собственных и нарицательных. Идет как экскурсия по городу Альметьевск....

«Имена существительные собственные и нарицательные» Урок русского языка во 2 классе

  Данный урок разработан по программе «Школа России», авторы учебника «Русский язык»,  2 класс,  Л.М.Зеленина, Т.Е ХохловаДанный урок находится в разделе «Части речи. Имя с...

План –конспект урока по русскому языку. 2 класс. «Имена существительные собственные и нарицательные»

План –конспект урока по русскому языку. 2 класс.  «Имена существительные собственные и нарицательные»  УМК Школа Росии. Автор учебника Зеленина Л.М....

Имена существительные собственные и нарицательные

Технологическая карта урока русского языка (УМК "Начальная школа XXI века")...

Технологическая карта урока русского языка на тему «Имена существительные собственные и нарицательные»

Технологическая карта урока на тему «Имена существительные собственные и нарицательные». Предмет: русский язык..  УМК «Начальная школа 21 века»....

Тема "Имена существительные собственные и нарицательные". «Эстафета олимпийского огня»

Урок по русскому языку по теме "Имена существительные собственные и нарицательные". «Эстафета олимпийского огня», проводиться в преддверии Олимпийских игр в городе Сочи. Урок составлен по учебнику Л.Ф...