Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа.
методическая разработка по русскому языку по теме

Тимошенко Наталья Ивановна

 

Цели урока:

Формировать представление об именах существительных, которые имеют форму только единственного числа;

Развивать творческую фантазию учащихся, способность представлять отвлеченные понятия;

Воспитывать интерес к урокам русского языка.

 

Оборудование: тестовые задания на каждый стол, листы-бланки для выставления баллов, сигнальные карточки.

 

Вид: парная групповая работа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 37_suedh.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 32 Белоглинского района».

   

Урок русского языка в 5 классе.

Тема: Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа.

Учитель русского языка

 и литературы

Тимошенко Н.И.

                                         Ст. Успенская.

Цели урока:

Формировать представление об именах существительных, которые имеют форму только единственного числа;

Развивать творческую фантазию учащихся, способность представлять отвлеченные понятия;

Воспитывать интерес к урокам русского языка.

Оборудование: тестовые задания на каждый стол, листы-бланки для выставления баллов, сигнальные карточки.

Вид: парная групповая работа.

Ход урока:

1.Организационный момент. Проверка готовности к уроку.

2. Повторение пройденного.

А) Проверка выполнения домашней работы.  Упр. 510 (взаимопроверка).

Учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют домашнюю работу соседа. После проверки ставят оценку и комментируют ее.

Б) Тест по теме «Имя существительное» (раздается на каждый стол и ребята в паре работают над заданиями).

1. Найдите неверное утверждение.

А.  Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет.

Б.  Имена существительные изменяются по родам.

В.  Собственные имена существительные пишутся с большой буквы.

Д.  В предложении имена существительные могут быть сказуемым.

2. Определите, в каком столбике а,б,в,г – указание на род соответствует роду данных существительных:

                            а    б     в     г

Рояль                 ж.   м.   ж.   м.

Лосось               м.   ж.   ж.   м.

Кофе                  м.   ср.  ср.  м.

Янтарь               ж.   ж.   м.   м.

3. Укажите, где верно указана форма мн.ч. существительных:

А.  директоры;                                        г. торты;

Б.  профессора;                                       д. выговора;

В.  тренеры;                                            е.  маляра.

4. Где нужен ь?

                                  а    б    д    г

Трикотаж..                -    ь    ь    -

Удач..                        -     ь    -    ь

Роскош..                   ь     ь    -    -

Гореч..                      ь     -     -   ь

Проверка работы осуществляется следующим образом: учитель читает ответы, ученики проверяют и в бланки заносят баллы (5 баллов - за правильное выполнение; 4 балла - за одно исправление; 3 балла – за два исправления; 0 баллов – за три и более исправлений).

В) Синтаксическая пятиминутка.

Запись под диктовку предложение

   У плетня заросшая крапива обрядилась ярким перламутром и, качаясь, шепчет шаловливо: «С добрым утром!».

Учащиеся составляют схему, выписывают существительные, в которых нужно определить их род, число.

Проверка: вызванный ученик чертит на доске схему, называет существительные, указывает их род и число, остальные – проверяют и оценивают свою работу так же, как  в задании Б.

- Можно ли образовать от этих существительных форму множественного числа?

3. Новая тема.

Наблюдения на с.206 учебника.

Опрос учащихся.  Учащиеся читают текст. После чтения отвечают на вопросы:

- В каком числе употребляется слово погода?

- О каких существительных говорилось в предыдущем параграфе?

- Чем существительное погода отличается от них?

- Сделайте вывод.

- Прочтите вывод в учебнике.

4. Закрепление темы.

1) Напиши слово. На доске записаны глаголы. Образуйте от них имена существительные с помощью суффикса –ени-. Разберите их по составу, определите род. Все ли из этих существительных образуют форму множественного числа? Какое окончание они имеют? (Работа в парах.)

Увлекать, сожалеть, удивлять, сотрясать, дрожать, объявлять, разъяснять, раздражать, сокращать.

Проверка: вызванный ученик объясняет, как он работал, остальные проверяют свои работы и записывают баллы.

2) «Кубанская речь». Найдите существительные, которые в литературном языке употребляются в ед. ч. Что обозначает на Кубани выделенное слово?

1. – Как там наша Кубань? А помнишь, какие там зеленя? 2. С гарбузами женихи скиснут, как жмыхи. 3. Неправда и зло, они как ржа, любые железа точат. 4. И бегут мои годы по жизни, как быстрые воды, и шумят мои волосы в небе, как ковыли. 5. Под рукою плывут ячмени. 6. Наша улица широка - бурьянами поросла. 7. С крыши капали капели.

3) Грамматическое задание.

Образуйте от данных слов соответствующие грамматические формы.

Р.п. ед ч. – волки, арбуз, ноготь, мох, лен, рот, лоб, вор.

Им.п. мн.ч. – хозяин, брат, область, ремень, ухо.

Р.п. мн.ч. – мысль, отрасль, волосы, куры.

4).Игра «Ты – мне, я – тебе»

а) Подберите к существительным антонимы, которые употребляются только в единственном числе.

Сила,  правда, богатство, слезы,  веселье, старость, злость, белизна, беготня, свет, застой.

б).   Подберите к существительным антонимы, которые употребляются только во множественном числе.

Оттепель, праздник, встреча, рассвет.

5. Итог урока. Рефлексия.

 - Назовите слова которые употребляются только в ед.ч.

 - Будьте внимательны при употреблении таких слов в своей речи.

 - Какая работа на уроке понравилась больше всего, какая работа была трудной?

6. Домашнее   задание: §  95,   упр. 515.

№п.п.

Задание.

Баллы.

Кол – во

набранных баллов

Оценка.

1

Проверка

домашней работы.

5

33-35

5

2

Тест.

5

29-32

4

3

Синтаксическая пятиминутка.

5

25-28

3

4

Напиши слово.

5

24 и меньше

2

5

«Кубанская речь».

5

6

Грамматическое задание.

5

7

Игра «Ты – мне, я – тебе».

5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа.

Цели и задачи: формировать умение определять число имен существительных; знать существительные, которые имеют форму только множественного числа.уметь употреблять эти существительные в речи;приви...

Открытый урок на тему «Имена существительные, которые отвечают на вопрос кого?»

Тема урока: «Имена существительные, которые отвечают на вопрос кого?»Предметная область: русский языкКласс: 3 классАвтор УМК: Русский язык 3 класс Г.М.Селиверстова,Ф.Т.МанзановаТип урока: урок усвоени...

Открытый урок русского языка в 4 классе "Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах в единственном числе"

Разработка урока русского языка в 4 классе по теме "Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах в единственном числе" (повторение и обобщение) в форме путешествия....

Презентация к уроку русского языка в 4 классе "Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах в единственном числе"

Слайдовая презентация к уроку русского языка в 4 классе "Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах в единственном числе"....

Безударные окончания существительных 3-го склонения в единственном числе

Тема русского языка "Безударные окончания существительных 3-го склонения в единственном числе"...

Имена существительные, которые не изменяются по числам

Урок русского языка в 3 классе с использованием образовательной онлайн- платформы«Учи. ру», цифровой платформы «Яндекс. Учебник» и    РЭШ. Урок 52....