Обобщение знаний о глаголе. Конспект по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Паюнен Галина Владимировна

Обобщение знаний  о глаголе. Конспект по русскому языку

Цели урока:

1.     совершенствовать знания о глаголе;

2.     совершенствовать умения изменять глагол по временам, правильно определять число, лицо и время глагола;

3.     совершенствовать умение правильно употреблять глаголы в предложении;

4.     развивать монологическую речь учащихся;

5.     развивать умение работать  в группе;

Оборудование:

 

Карточки с заданиями, жетоны для выставления баллов, плакат с названием игры.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_po_russ.yaz_._obobshchenie_o_glagole.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока  по русскому языку,

проводимый в 4 классе 281 школы

Адмиралтейского  района

Паюнен Галиной Владимировной

Тема: Обобщение знаний учащихся о глаголе

Санкт - Петербург

2007 год

Цели урока:

  1. совершенствовать знания о глаголе;
  2. совершенствовать умения изменять глагол по временам, правильно определять число, лицо и время глагола;
  3. совершенствовать умение правильно употреблять глаголы в предложении;
  4. развивать монологическую речь учащихся;
  5. развивать умение работать  в группе;

Оборудование:

Карточки с заданиями, жетоны для выставления баллов, плакат с названием игры.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Проверка готовности учащихся.

  1. Сообщение темы урока.

Ребята, сегодня у нас с вами пройдёт урок в необычной форме. Успех его будет зависеть от каждого из вас. В процессе него мы узнаем много интересного. На предыдущих уроках мы с вами изучали тему: «Глагол». А сегодня предстоит вспомнить всё, что мы знаем про глагол,  и ответить на вопрос: «Является ли глагол важнейшей частью речи?» (вопрос записывается на доске) Ответ на вопрос мы сможем найти в процессе нашей игры: «Час мудреца»

  1. Проверка домашнего задания.

Учащиеся предварительно делятся на три команды (по колонкам). Каждая группа проводит исследование на заданную тему:

  1. Происхождение слова «Глагол»;
  2. Роль глагола в речи;
  3. Многозначность глагола (с примерами из художественной и другой литературы).

(Учащиеся работают со словарями, художественной, научно - популярной литературой).

От каждой команды  выступает один человек, остальные дополняют.

Примерные ответы:

  1. «Глагол» - с латинского означает «слово, речь»

В словаре Даля это слово означает:

  1. слово, речь;
  2. часть речи, разряд слов, выражающих действие, состояние.
  1. Глагол может выражать бесчисленное количество действий, сопровождающих человека и его деятельность. По частоте употребления  занимает второе место после существительных. При этом от одного глагола можно образовать множество других глаголов. Самыми употребляемыми глаголами являются: мочь, сказать, говорить, знать, стать, видеть.
  2. Один и тот же глагол может выражать множество значений. Например, глагол «держать». Держать книгу – обозначает непосредственное действие с книгой. Держать речь – выступать. Так держать! – используется, когда хотят подбодрить человека. Держать в секрете – хранить тайну. Держать в доме – иметь что – либо. Держать путь – направляться.

(В конце проверки домашнего задания команды получают баллы, которые суммируются в конце урока и по итогам игры выбирается победитель, также отмечаются наиболее активно работавшие учащиеся. Критерии оценки сообщаются в начале урока)

  1. Работа по теме урока.
  1. Разминка.

Вы все отлично справились с подготовкой домашнего задания, а теперь каждой команде предстоит ответить на ряд вопросов по теме «Глагол»(Каждой команде по цепочке задаётся по три вопроса, каждый правильный ответ команда получает жетон. В конце разминки участники команд подсчитывают баллы, итог записывается на доске учителем)

Вопросы для разминки:

  1. Что такое глагол? (Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать?...)
  2. Какие постоянные признаки вы знаете у глагола? (Вид, спряжение)
  3. Что такое спряжение глагола? (Спряжение глагола – это изменение окончания глагола по лицам и числам)
  4. Какие глаголы относятся ко второму спряжению? (Глаголы, которые оканчиваются на  -ить- , 11 глаголов исключений)
  5. Каким членом предложения является глагол чаще всего? (Чаще всего глагол является главным членом предложения - сказуемым)
  6. Сколько спряжений у глаголов? (2)
  7. На какие вопросы отвечают глаголы в неопределённой форме? (Что делать? Что сделать?)
  8. В форме какого времени может быть употреблён глагол? (Настоящее, прошедшее, будущее)
  9. Что такое грамматическая основа? (Грамматическая основа  - это главные члены предложения: подлежащее и сказуемое)

Правильный ответ на каждый вопрос оценивается в 1 балл.

  1. Игра  «Краткость – сестра таланта»

Участникам команд выдаются карточки с фразеологизмами. Каждой команде в процессе обсуждения необходимо заменить фразеологизмы подходящими по смыслу глаголами в неопределённой форме. Оценивается быстрота и правильность подбора глаголов. Возможны варианты ответов, которые соотносятся с фразеологизмами. Каждый ответ оценивается в 1 балл (участникам команды выдаются жетоны). Затем участники команд подсчитывают баллы, итог записывается на доске.

Задание для первой команды:

Совать нос  -  (любопытничать)

Бежать со всех ног - (торопиться)

Задание для второй команды:

Распускать руки – (драться)

Повесить голову – (приуныть, расстроиться, загрустить)

Задание для третьей команды:

                  Держать язык за зубами – (молчать)

Водить за нос – (обманывать)

Правильный подбор глагола отмечается одним баллом. После выполнения задания проводится обсуждение с целью выявления зависимости между подобранным глаголом и фразеологизмом. Работа ведётся в тетради.

  1. Игра «Самый разговорчивый»

Игра строится на основе того, что в начале урока учащиеся подводятся к тому, что глагол является часто употребляемой частью речи и из одного глагола с помощью приставок и суффиксов можно составить множество новых глаголов. Участникам команд предлагается образовать с помощью приставок  и суффикса «ся» как можно больше новых глаголов от глагола «говорить». Образованные глаголы записываются в тетрадь. Выигрывает та команда, которая сможет придумать наибольшее количество глаголов.

Говорить

договорить

наговорить

заговорить

уговорить

разговорить

переговорить

наговориться

сговориться

поговорить

уговориться

договориться

уговориться

проговориться

приговорить

В процессе обсуждения учащиеся дописывают недостающие глаголы, параллельно ведётся запись глаголов на доске. Далее учащиеся подбирают синонимы к слову «говорить». Слова записываются в три столбика (под номерами команд).

(Говорить – произносить, замечать, беседовать, отмечать, доказывать, болтать)

  1. Работа с деформированным текстом.

Спишите, изменяя форму глагола.

        На маленьком озере у берегов (нарастать) стеклянная полоска льда. Лёд тонкий. Мы (видеть) в воде у берега стайку рыб и (бросать) в них маленький камень. Камень (падать) на лёд. Мы (обламывать) руками кусочки льда. Они (хрустеть) и (оставлять) на пальцах запах снега.

Обозначьте время, лицо, число и спряжение глаголов.

Правильное выполнение задания:

На маленьком озере у берегов нарастает (наст. вр., 3 л., ед.ч., I спр. )стеклянная полоска льда. Лёд тонкий. Мы видим (наст. вр., 1 л., мн. ч., II спр.) в воде у берега стайку рыб и бросаем (наст. вр., 1 л., мн. ч., I спр.) в них маленький камень. Камень падает (наст. вр., 3 л., ед.ч., I спр. ) на лёд. Мы обламываем (наст. вр., 1 л., мн.ч., I спр. ) руками кусочки льда. Они хрустят (наст. вр., 3 л., мн.ч., I спр. )  и оставляют (наст. вр., 3 л., мн.ч., I спр. ) на пальцах запах снега.

После выполнения задания проводится самопроверка (образец на доске) участники команд сами выставляют себе оценку за выполнение задание. Затем, с помощью устного опроса выясняется, в какой команде больше участников оценили выполнение задания на «отлично». Она получает три балла, и, соответственно, две другие команды 2 балла и 1 балл. Итоги записываются на доске.

        Далее проводится подведение итогов игры. Команды участников получают грамоты и медали с надписью: «Команда мудрецов»

Можем ли мы сейчас ответить на вопрос, поставленный в начале урока?

Какой вывод можно сформулировать по итогам урока? Возможна ли русская речь без глаголов?

Итог урока.

Что узнали нового?

Какие вопросы возникли?

Какие задания вызвали наибольшие трудности?

Какие задания понравились?

  1. Домашнее задание.

Образовать с помощью приставок как можно больше новых глаголов от глагола «смотреть», подобрать к данному глаголу синонимы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка "Обобщение знаний о глаголе как части речи"

На уроке происходит обобщение и систематизация знаний учащихся о глаголе как части речи, продолжается работа по формированию умения выделять глаголы из текста, подбирать синономы, антонимы к данным гл...

Конспект урока русского языка «Глагол. Обобщение» 4 класс УМК "школа 2100"

Урок построен с доминирующей деятельностью обучающихся в форме деловой игры «Заседание редакционного совета журнала «Глагол», где использовалась фронтальная, групповая, индивидуальная работа и ав...

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Обобщение знаний по теме «Глагол»

Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС, содержит приёмы ТРКМ....

конспект урока русского языка по теме "Обобщение изученного о глаголе"

На уроке учащиеся обобщают и закрепляют знания о глаголе как части речи, неопрнделённой форме глагола, временах глагола, спряжении, правописании безударных личных окончаний, воспитываеться любовь к ру...

Конспект урока русского языка в 4 классе.Тема: Глагол.Обобщение.

Конспект урока русского языка в 4 классе.Тема: Глагол.Обобщение....

План-конспект урока русского языка в 4 классе "Обобщение и повторение знаний о спряжении глаголов" (система Л.В.Занкова)

Предмет: русский языкКласс: 4 «Система развивающего обучения Л.В. Занкова»Тема урока: «Обобщение и повторение знаний о спряжении глаголов»Форма урока: урок-рефлексияМетоды и пр...