Доклад на тему: "Творческие работы младших школьников на уроках русского языка".
учебно-методический материал по русскому языку по теме

Хамцова Наталья Николаевна

Здесь описаны такие виды творческих работ как сочинение,творческие диктанты,свободные диктанты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Доклад17.42 КБ

Предварительный просмотр:

  Доклад на тему: « Творческие работы младших школьников на  уроках русского языка».  

Сочинения в школе занимают особое место: им подчинены  другие речевые упражнения. Начинаясь в 1 классе в виде небольших устных управлений или эмоциональных рассказов, сочинение постепенно перерастает в серьёзную работу.

     Сочинение служит эффективным средством воспитания. Оно возбуждает эмоции, приучает детей осмысливать и оценивать виденное и пережитое, развевает наблюдательность, учит находить  причинно-следственные связи, сопоставлять и сравнивать, делать выводы. Оно дисциплинирует мысль, рожает у школьников веру в себя.

     Сочинение -творческая работа. Оно требует самостоятельности школьника, активности, увлечённости, внесение чего-то  своего, личного в текст. Оно способствует становлению личности учащихся. Выбор слов, оборотов речи и предложений, обдумывание композиции рассказа, отбор материала, установление логической связи, проверка орфографий весь этот сложный комплекс действий требует от ребёнка высокого напряжения всех его творческих сил.

      В сочинении для ученика обротает смысл орфография, все изучаемые грамматические правила! Только в сочинении письмо осознаётся школьниками не как учебное упражнение, а как средство правильного оформления собственных мыслей, выраженных в письменной форме.

       Дети любят сочинения за то, что в нём можно проявить творческий характер, самостоятельность, писать своё.

       Готовясь к устному рассказу и письменному сочинению, школьники учатся:

  1. понимать заданную тему или находить свою собственную, определять её объём, границы, содержание;
  2. подходить оценочно к материалу, к теме в целом, выражать своё отношение к изображаемому, передавать в тексте сочинения, рассказа собственную позицию;
  3. накапливать материал наблюдать, выделять из своего опыта главное-то, что относится к данной теме; описывать, передавать свои знания, чувства намерения;
  4. располагать материал в нужной последовательности, составлять план и придерживаться его в конструировании связанного текста, а в случае необходимости изменять последовательность;
  5. отбирать нужные слова и другие средства языка, строить связный текст;
  6. орфографически и каллиграфически  правильно записывать текст, расставлять знаки препинания, делить текст на абзацы, соблюдать красную строку, поля и другие требования;
  7. обнаруживать недочёты и ошибки в своём сочинении и в речи других учащихся, исправлять свои и чужие ошибки.

      Сочинения как устные (т.е. рассказы), так и письменные различаются по  ИСТОЧНИКАМ  МАТЕРИАЛА, по СТЕПЕНИ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ, по СПОСОБАМ ПОДГОТОВКИ, по ЖАНРУ и по ЯЗЫКУ.

      В зависимости от источников материала выделяются, во-первых, сочинения о пережитом, увиденном, слышанном самими учащимися, т.е. сочинения на материале труда, экскурсий, походов, наблюдений; во-вторых, сочинения на книжном материале, по картине, фильму; в-третьих, сочинения, где используется материал разных источников.

      Особо хочется отметить сочинения на основе творческого воображения- по сюжетной картине, по данному началу или концу.

        По степени самостоятельности, по методам подготовки различаются сочинения  коллективные, проводимые на общую для всех тему и требующие общеклассной  подготовки, и сочинения индивидуальные.

       По типам текста связные тексты делятся на  ПОВЕСТВОВАНИЯ, ОПИСАНИЯ и РАССУЖДЕНИЯ, причём чаще всего встречаются сочинения смешанного текста: ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЕ с ЭЛЕМЕНТАМИ ОПИСАНИЯ И РАССУЖДЕНИЯ.

       По  языку (стилю) сочинения подразделяются на ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОБРАЗНЫЕ, близкие к художественным, и ДЕЛОВЫЕ, близкие к научным.

       Первые – это рассказы о событиях и описания природы; вторые – записи по наблюдениям, планы, отчёты, ДЕЛОВЫЕ ОПИСАНИЯ, ОБЪЯСНЕНИЯ. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ И Т. Д.

      Планируя сочинения на длительный период, не следует увлекаться опосредованными источниками материала- книгами, фильмами. Сочинения учащихся, особенно  устные рассказы, должны быть отражением их жизни, интересов, труда взрослых и детей, их личного опыта и знаний. Обучаясь связной речи, школьники проходят путь от коллективных  работ к самостоятельности, т. Е. степень самостоятельности детей возрастает.

     В начальных классах сочинения проводятся как обучающие упражнения. Однако и обучающие сочинения с целью поощрения оцениваются учителем: никакое другое упражнение так всесторонне не выявляет знаний и умений по языку, как сочинение.  В начальных классах, особенно в 1 и  2 , не рекомендуется ставить за сочинения неудовлетворительные оценки.

     Устные рассказы проводятся с первых дней обучения в школе, а письменные- несколько позднее. Чем раньше будет введена самостоятельная устная и письменная речь учащихся, тем легче она будет развиваться впоследствии.

      Устные рассказы в 1 классе в период обучения грамоте невелики по объёму, просты по содержанию, они ситуативны. Нужно научить детей рассказывать на заданную тему, не отклоняться, доводить рассказ до конца, правильно строить предложения, выбирать слова.

     Исключительно велика роль картин, прогулок, экскурсий, которые дают детям не только материал для  высказываний, но и настраивают их на рассказывание; возникают мотивы, рождаются потребности. У детей возникает желание поделиться с другими увиденным и пережитым.

     На уроках русского языка учителя проводят различные творческие диктанты, при записи которых учащиеся, опираясь на данные слова или словосочетания, самостоятельно создают текст. Творческие диктанты способствуют развитию самостоятельности учащихся, их речи и мышления и служат средством повторения и закрепления изученного материала. Материал для проведения таких диктантов должен постоянно усложняться. Сначала диктанты представляют собой слова для составления отдельных предложений или начало предложения, которое нужно закончить. Затем учащимся могут быть предложены опорные слова, с которыми нужно составить предложения. Первые предложения, составленные детьми, обязательно подвергаются разбору.

    Творческие диктанты по данному началу – это интересный для учащихся вид работы. Учитель читает начало текста, а ученики составляют предложения, которые являются продолжением прочитанного. В предложения, придуманные детьми, должны войти слова на повторяемые правила.

    При написании СВОБОДНЫХ ДИКТАНТОВ  нужно запомнить не одно, а несколько предложений, связанных одной мыслью. Детям предоставляется право свободно выбирать слова и словосочетания при сохранении общего смысла предложений. Ценность данного вида диктантов в том, что он способствует как совершенствованию навыков грамотного письма и правильного употребления грамматических форм, так и развитию письменной речи.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад:"Интеллектуальное развитие младшего школьника на уроках русского языка"

В докладе показаны примеры и задания, с помощью которых учитель развивает интеллектуальные способности учащихся, согласно требованиям новых стандартов. ...

Презентация - обобщение опыта работы по теме "Работа над предложением как средство развития речи младших школьников на уроках русского языка"

Презентация по обобщению опыта по теме"Работа над предложением как средство развития речи младших школьников нв уроках русского языка"...

Обобщение опыта работы: русский язык. Тема: «Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и во внеурочное время посредством использования элементов устного народного творчества»

В целостном педагогическом процессе формирование творческих способностей — это необходимое условие всестороннего развития личности. Творческая активность ребенка - это проявление го...

Доклад "Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка".

           Общество 21 века нуждается в интеллектуально развитой личности. Существует ряд приёмов для решения этой проблемы....

Словарно-орфографическая работа младших школьников на уроках русского языка.

В современных условиях очень важно, чтобы учитель не давал ученикам готовых знаний, а указывал путь к приобретению знаний, учил добывать знания. Современная начальная школа видит одной из главных зада...

Доклад на тему: «Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка»

Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка – одна из основных проблем формирования навыков грамотного письма....

О возможностях использования дидактических средств обучения при организации самостоятельной работы младших школьников на уроках русского языка

В данной работе рассматривается понятие, виды самостоятельной работы, особенности использования дидактических средств для организации самостоятельной работы на уроках русского языка при изучении имени...