Тема урока: Сочиняем басню по картине Готфрида Минда «Кошка в клетке».
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Воронина Ольга Геннадьевна

1.     Создать  условия для того, чтобы школьники самостоятельно составили письменное сочинение басни на основании своих наблюдений по картине;

2.     Задействовать ранее полученные знания о басне (похожа на сказку, композиционно состоит из двух частей: повествования и морали).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл koshka_v_kletke.rar465.52 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективная начальная школа

урок  развитие речи

Учимся сочинять басню по картине

Готфрида Минда «Кошка в клетке».

 

Приложение 1.

Тема урока: Сочиняем  басню по картине

Готфрида Минда «Кошка в клетке».

Цели урока:

  1. Создать  условия для того, чтобы школьники самостоятельно составили письменное сочинение басни на основании своих наблюдений по картине;
  2. Задействовать ранее полученные знания о басне (похожа на сказку, композиционно состоит из двух частей: повествования и морали).

УУД:

Личностные: соотносить поступок с моральной нормой,

оценивать свои и чужие поступки,

выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, стремление больше узнать,

 оценивать собственную УД

Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата, анализировать собственную работу

Познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи,

приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений, высказывать предположения

Коммуникативные: воспринимать текст с учетом поставленной задачи, выбирать вид пересказа в соответствии с поставленной целью,

оставлять небольшие монологические высказывания,  писать сочинения

Оборудование:

Учебник: М.Л.Каленчук «Русский язык» 3класс.

Учебник :Н.А.Чуракова «Литературное чтение» 3класс.

Репродукция картины Готфрида Минда «Кошка в клетке».

Список пословиц.

Варианты начала басни.

Текст сказки «СКАЗКА О МЫШАХ И КОШКЕ»

Лупы, рамочки

Ход урока

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

- Поприветствуйте гостей. Улыбнитесь друг другу, пожелайте успеха. Сегодня нам он понадобится, потому что у нас непростая, но очень интересная работа.

2. Формулирование темы и целей урока.

Слайд 1

- Попробуйте сами определить, о чем на уроке будет идти разговор.

- Да – Крылов, Эзоп, Лафонтен, Михалков – это баснописцы. В том ли порядке они написаны? Почему? Как нужно?

- Если забыли, где это можно уточнить?

(В учебнике «Литературного чтения» стр. 37 – лента времени)

Слайд 2

- Ребята, а почему лента времени показана в виде стрелки?

(Потому что на этом не заканчивается сочинение басен, будет продолжение). - А, может быть, кто-то из вас станет последователем Сергея Михалкова.

- Хотите попробовать?

Слайд 3

- Прочитайте тему урока.

- Как вы думаете, это трудно?  

- Что нужно для того, чтобы сочинить басню?

(Вспомнить, что же такое басня)

- Что такое басня? Если забыли, можно посмотреть в словаре происхождения слов. (стр.      )

- Как строится басня?

- Ребята, а кто-то может вспомнить басню и прочитать нам?

- Итак, сегодня мы будем по картине сочинять басню. Для этого нам надо помнить о построении басни: т.е. суметь красиво и грамотно рассказать историю (случай) и сделать вывод(мораль).

- Пора идти в «Музейный Дом»

Слайд 4

- Найдите в «Музейном Доме» картину Готфрида Минда «Кошка в клетке»

Слайд 5

3. Работа с картиной

- Как вы думаете, какие отношения между кошкой и мышами: обычные или нет? Кто из них, как правило, сильный, а кто слабый? Что же на картине непривычного?

- Может ли кошка быть угрозой для этих мышей? Почему?

(Отношения между кошкой и мышами необычные. Кошка, которая, как правило,  сильнее мышей и представляет для них угрозу, сидит в клетке и не может причинить им  никакого вреда)

- Как ведут себя мыши? Они чувствуют себя в безопасности? Найдите мышей, которые рассматривают кошку.

(Мыши чувствуют себя в полной безопасности. Они занимаются своими делами: чистят шкурку, едят зернышки. Некоторые из мышей рассматривают кошку)

- Рассмотрите в лупу мышей. Выделите в рамку фрагмент картины «Мышки едят зернышки», «Мышка чистит шкурку», «Кошка в клетке»

- Как вы думаете, что чувствует кошка? Как об этом узнали? (Обратите внимание на её позу и взгляд.)

(Кошка явно чувствует себя неуютно, ей тесно в клетке. И в то же время она очень сердита на мышей)

- Что сделала бы кошка, если бы не была заперта в клетке? Видно ли это по её позе?

(Судя по ее позе, кошка готова была бы броситься на мышей, если бы ей не мешали прутья клетки)

- Хотите послушать сказку, которую придумала, глядя на эту картину, знакомая нам Волшебница?

4. Слушание сказки «СКАЗКА О МЫШАХ И КОШКЕ»(раскрытие интриги)

5. Беседа по содержанию сказки и сравнение её с басней.

- Вам понравилась сказка? Чем эта сказка напоминает басню, а чем от неё отличается?

(Сказка напоминает басню, потому что ее героями являются животные и потому что в ней есть поучительный смысл: в конце сказки хитрая обманщица кошка была разоблачена и наказана.

Отличия: басня обычно короче и состоит из двух частей – из собственно сказочной истории (сюжета)и поучительного вывода (морали). )

- Какие герои чаще всего действуют в басне?

- Только ли о животных говорится в басне?

- Можно ли на основе этой сказки сочинить сказку?

(Да. Для этого нужно коротко изложить главные события сказки и подобрать соответствующий вывод – мораль.)

6. Работа с  пословицами:

Слайд 6

1. На каждую хитрость есть ещё одна хитрость.

2. Видит око, да зуб неймёт.

3. Близко локоть, да не укусишь.

4. Не давай себе воли, не будешь терпеть и неволи.

5. Отольются  кошке мышкины слёзки.

6. И через золото слёзки текут.

7. Не всё коту масленица!..

8. Не рой  яму другому – сам в неё попадёшь.

- Какие из этих пословиц можно использовать в качестве морали к басне «Про мышей и кошку»?

- Прочитайте первую пословицу. Найдите в списке ещё одну, которая очень близка ей по смыслу.

(Первая и восьмая обладают сходным смыслом. В них речь идет о том, что замышляя или делая что-то недоброе, человек рискует сам оказаться в ситуации жертвы. Обе эти пословицы подходят в качестве морали к басне: кошка хотела обхитрить мышей, но сама попалась на их хитрость. Кошка рыла яму мышам (вредила им), но сама оказалась в неприятной ситуации.

- Прочитайте вторую пословицу. В какой пословице речь идёт о том же самом?

(Вторая и третья. Речь идет об одном и том же: что-то кажется близким и доступным, но дотянуться до этого, заполучить это невозможно эти пословицы тоже можно использовать в качестве морали к басне «Про мышей и кошку». Басня будет заканчиваться как раз такой ситуацией, которая изображена на картине «Кошка в клетке»: кошка видит мышей очень близко от себя, но не может до них дотянуться, так как заперта в клетке. )

- Как вы понимаете смысл четвёртой пословицы? Можно ли её применить как мораль для этой истории?

(Речь в ней идет о том, что если не будешь делать ничего плохого, то не придется за это и отвечать. Если бы кошка не вредила мышам, то не оказалась бы в клетке.)

- Пятая и седьмая пословицы даже сюжетно схожи с басней.

- Шестая

(Кошка сидит в красивой золоченой клетке, но ей не радостно. Не в богатстве счастье. Даже в окружении дорогих вещей бывает грустно.)

7. Физминутка

Вышли мыши как-то раз

 Посмотреть – который час?

 Вдруг раздался страшный звон!

 Убежали мышки вон.

8. Сочинение басни

- Придумайте короткую басню, используя «Сказку о мышах и кошке», которую рассказала Волшебница.

Для этого постарайтесь пересказать сказку как можно короче. Выбирайте из неё самое главное. Не забудьте подобрать к своей басне подходящую мораль из списка пословиц.

Подсказка для тех учащихся, кому трудно сочинить басню:

Слайд 7

Маша начала свою басню так:

«Хитрая кошка жила рядом с мышами и уверяла их, что питается травкой и яблоками. Однако мыши всё время куда-то пропадали. Тогда мыши тоже решили пойти на хитрость…»

- Продолжи и закончи Машин вариант басни. Не забудь завершить басню моралью. Используй  для этого пословицу.

Или продолжи Мишину басню:

«Однажды мыши, которых обижала кошка, лестью заманили её в клетку. Они сказали ей, что…»

9. Самостоятельная работа учащихся – сочинение и запись басни

10. Заслушивание и анализ нескольких работ

Слайд 8

11. Итог  урока

Теперь я знаю, что…..

Теперь я умею…..

Настроение у меня …..

12.  Выставление оценок

- Какую оценку вы поставили бы себе за работу на уроке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе по теме "Как ухаживать за собакой и кошкой"

Данный материал знакомит учащихся с различными породами собак, кошек, их многообразием....

Презентация к уроку ИЗО "Рисуем животных. Рисуем кошку."

Автор данной презентации учитель начальной школы ГБОУ СОШ №840 г. Москвы Зыкова Галина Ильинична. Эту презентацию можно использовать на уроках изобразительного искусства по теме "Рисуем животных" в на...

Методическая разработка урока в 1 классе "Рисуем кошку".

Методическая разработка урока  по изобразительному искусству в1 классе.Презентация к уроку....

Урок математики «Черчение прямоугольника на бумаге в клетку по заданным направлениям»

Урок математики        «Черчение прямоугольника на бумаге в клетку ...

Тема урока: «Клетки – маленькие лаборатории»

По 1 –линии развития (объяснять мир)1.Познакомиться со строением клеток растений...

Технологическая карта урока русского языка в 3-м классе по теме «Сочиняем басню по картине Готфрида Минда «Кошка в клетке».

Технологическая карта урока русского языка (развития речи), 3 класс УМК «Перспективная начальная школа» Тема урока: «Сочиняем басню по картине Готфрида Минда «Кошка в клет...

Тема урока: Анималистическая лепка Изделеие: «Кошка и мышка»

Тема урока: Анималистическая лепкаИзделеие: «Кошка и мышка»...