Урок обобщения знаний. Путешествие в страну "Руссляндию"
методическая разработка (русский язык, 3 класс) на тему

КУЗНЕЦОВА ЕЛЕНА ЮРЬЕВНА

Урок обобщения знаний.

ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ «РУССЛЯНДИЮ»

Цели: прививать любовь к русскому языку;  формировать интерес к происхождению русского языка, русских слов, к чтению книг русских авторов; учить бережному отношению к книге.

Ход урока-путешествия

Сегодня первый урок будет посвящен самому важному – это русскому языку. Мы узнаем много интересного о русском языке, его происхождении, а также, почему мы так говорим.

Знакомство с русским языком мы начнем с путешествия. А на чём? Это вы узнаете, разгадав кроссворд (кроссворд-презентация «Сложные слова») САМОЛЁТЕ. Но для этого нам нужны лекарственные растения для нашей медицинской аптечки. Собрав аптечку и сложив первые буквы в названиях лекарственных растений, вы узнаете, как будет называться самолёт.

1.              Это высокое растение с яркими цветами, можно увидеть на опушках леса, на полянах. У него двойное имя. Одно из них дано за то, что из его листьев приготавливают чай. (Иван-чай)

2.              Ветвистый кустарник высотой до 2 м с душистыми листьями. Плод - многосемянная ягода черного и красного цвета. Цветет в мае-июне, плодоносит в июле-августе. (Смородина)

3.              Эта болотная ягода может заменить лимон. (Клюква)

4.              Родина следующего растения — Африка. В народе его называют столетником и разводят как комнатный цветок. (Алоэ)

5.              Народное название: круглый огурец. Родина - Америка. Применяют крупные белые семечки. (Тыква)

6.              Полукустарник с ползучими, шиповатыми, покрытыми белым налетом побегами. Листья тройчатые, с ромбически-яйцевидными листочками. Цветки белые, с многими тычинками и пестиками, собраны в щитовидные кисти. Плоды — черные с сизым налетом, сборные костянки. (Ежевика)

7.              Это растение растет на пустырях, вблизи жилья, по обочинам дорог, окраинам полей, на сорных местах и среди кустарников. Оно имеет большие, широкие листья. Как лекарство используют корень и сам лист. (Лопух)

8.              Последняя буква в названии корабля не имеет звука. (ь) ИСКАТЕЛЬ

В мире есть очень много языков и наречий: английский, немецкий, украинский, белорусский.… Для нас с вами родным является русский язык. Среди вас есть ученики, для которых русский язык является иностранным. А какой язык для вас является родным? Все, кто живет в России и обучается в школе, институте, говорит на русском языке. И книги мы с вами читаем на русском языке. И при этом мы пользуемся литературным русским языком.

О русском языке писали поэты многих национальностей. Послушайте стихотворение украинского поэта Ростислава Братунь.

Я с детских лет язык России

По сказкам Пушкина учил

Он свет мечты неугасимой

Навек мне в сердце поселил.

Львов утопал в осенней ночи,

И дождь, и снег, и мрак густой…

Мне виделись Татьянины очи,

Полтавы полдень золотой…

Олег дружинников сзывает.

В бой Пугачев ведет людей,

Волшебной сказкой озаряет

Мне детство

Пушкин – чародей.

А “буря мглою небо кроет…”,

Но солнце – верилось – взойдет…

День брезжит новою зарею –

К нам Русь на выручку идет!

Та книга до сих пор со мною,

Меня отец учил по ней

Любить Россию всей душою,

Ее язык, ее людей.

В народе издавна говорят: “Грамота – второй язык”. Многовековая мечта, глубокая мудрость, ясный ум и тонкая наблюдательность трудового народа заключены в этой меткой пословице.

Простые люди в царской России мечтали об умении читать и писать. Тянулись к знаниям. Прекрасно понимая, что “без грамоты, как без свечки в потемках” и что “ученье – свет, а неученье - тьма”. Но народные мечты долгое время оставались мечтами.

В наши дни грамотность стала всеобщей.

В нашей стране для всех открыт широкий доступ к просвещению и культуре. Право всех граждан на образование закреплено Конституцией РФ.

Когда говорят грамотный человек. То всем понятно, что речь идет о человеке, умеющем читать и писать. Но как понять:

-грамотный инженер (обладающий необходимыми сведениями, знаниями в определенной области),

-грамотное сочинение (не содержащее грамматических и стилистических ошибок),

-грамотный чертеж (выполненный со знанием дела),

-грамотный ученик (умеющий грамматически правильно писать и говорить)?

- Какую роль в письменном общении играет почерк?

СКАЗКА «О грамоте и больной ноге»

Один неграмотный пришел с поклоном к грамотею:

- Будь другом, напиши письмо, а то я не умею…

- Нет, не могу. Нога болит, - ответил хмуро тот. –

Через неделю приходи, авось, болезнь пройдет.

- Да разве пишешь ты ногой? – неграмотный спросил.

- Нет, мне по адресу с письмом ходить не хватит сил.

Почерк у меня такой, трудись хоть целый год,

Но без меня мое письмо никто не разберет.

- Объясните пословицу «Писать – то я пишу, а читать в лавочку ношу».

НАГРАЖДЕНИЕ ЛУЧШИХ «ПИСЦОВ»

- Можете ли вы себе представить, какой была древнерусская школа?

Вот как она изображена на одной из гравюр 1634 года. Длинный стол, между столом и стеной лавка. На стене полка с книгами и обязательная плетка. На лавках сидят ученики. Они все босы. Значит, это школа не для богачей, а для простых детей. За столом сидит учитель. Перед ним на коленях ученик отвечает урок. Все следят за его ответом по своим книгам. Тут же другой ученик, в чем-то провинившийся, ожидает наказания.

Учебный день продолжался долго. Занятия начинались с 7 часов утра и продолжались до самого вечера (с 2-х часовым обеденным перерывом).

Так от темна до темна шли уроки в древнерусской школе. Каждый ученик получал от учителя персональное задание: один делал первые шаги, другой перешел уже к “складам”, третий уже читал “Часослов”. И все следовало выучить “назубок”, “вызубрить”. Каждый свое учил вслух. Недаром пословицу сложили: “Азбуку учат – во всю избу кричат”.

                                                            Как церковный грамотей в старину учил детей

В старину учились дети -

Их учил церковный дьяк,-

Приходили на рассвете

И твердили буквы так:

А да Б – как Аз да Буки,

В – как Веди, Г – Глаголь.

И учитель для науки

По субботам их порол.

Вот такой чудной в начале

Наша грамота была!

Вот каким пером писали –

Из гусиного пера!

Этот нож не без причины

Назывался “перочинным”:

Очиняли им перо,

Если не было остро.

Трудно грамота давалась

Нашим предкам в старину,

А девицам полагалось

Не учиться ничему.

Обучались лишь мальчишки.

Дьяк с указкою в руке

Нараспев читал им книжки

На славянском языке.

1.      Как и кто обучал детей грамоте в старину?

2.      Почему “трудно грамота давалась нашим предкам в старину”?

3.      Что это за перья “из гусиного крыла”?

4.      Почему нож назывался “перочинным”?

5.      Кому не полагалось учиться?

Основной фонд нашего языка – это исконно русские слова. По подсчетам ученых, они “составляют более 90% слов, употребляющихся в настоящее время в нашем языке”.

Среди исконно русской лексики различают:

общеславянские слова;

древнерусские и

собственно русские слова.

Как известно, слова с противоположным смыслом называются … антонимы. Антонимы употребляются для большей выразительности, для сопоставления и противопоставления.

-Подберите антонимы:

Низкий –

Правая –

Ученье –

Сытый –

Добрый –

Здоровый –      

Черный -

Нашего -

Старые -

Веселые -

Грустно –

Как известно, слова, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по значению, называются … омонимы.

Омографы – слова, одинаковые по написанию, но разные по произношению. Определить их точное значение можно только при помощи ударения.

Например: мукА – мУка, прИстань – пристАнь.

- Приведите свои примеры.

Русский язык очень богат фразеологизмами. Так, например, только с одним словом рука имеется более 50 фразеологических оборотов. Вот некоторые из них:

Всё из рук валится – не клеится, не работается

Голыми руками взять – легко одолеть

Дать по рукам – наказать, отучить

Дать руку на отсечение – поручиться

Как без рук – беспомощно

Мастер на все руки – умелец

Подать руку – помочь

К фразеологическим выражениям большинство ученых относят пословицы, поговорки, крылатые выражения.

Пословицы и поговорки создавались многими поколениями людей. Они появились еще в то время, когда не было письменности. В течение столетий народ совершенствовал, отшлифовывал художественную силу и выразительность пословиц и поговорок.

Существует много пословиц о книгах. “Кто много читает, том много и знает”, - говорит народная пословица. И это так. Книги рассказывают нам о нашей родине, о лучших ее людях, учат разбираться в них.

Мы читаем книги, которые позволяют нам стать грамотными людьми, а это позволит нам осознанно выбрать профессию, когда мы станем взрослыми людьми.

Люди с уважением относятся к пословицам, часто употребляют их в своей речи, много пословиц и о том, что чтение лучшее учение.

- А кто из вас знает на эту тему пословицы?

Игра “Кто быстрее соберет пословицу”.

Конкурс “Гора пословиц”.

- Этот конкурс состоит из двух частей. Вы получите конверт, в котором находятся карточки со словами. По моей команде вы должны будете собрать из этих слов пословицу, поднимаете руки, когда будет готово. Затем нужно прочитать ее хором и объяснить смысл.

- В доме ни одной книжки – плохи у хозяина детишки.

- Книга не самолет, а за тридевять земель унесет.

- Будешь книги читать – будешь все знать.

- Книга книгой, а своим умом двигай.

- Книги читай, а о деле не забывай.

Конкурс “Загадки в пословицах и поговорках”.*

- Отгадай загадку по пословицам и поговоркам:

Добрая пословица не в бровь, а прямо в него бьет.

Они – зеркало души.

У семи нянек дитя без него.

За чужой щекой он не болит.

Дареному коню в них не смотрят.

Ему не прикажешь.

Без него и трава не растет.

Он и железо рвет и на лету птицу бьет.

Вот и подошло к концу наше путешествие. Что нового вы узнали на уроке? Какие изученные на уроках русского языка темы помогли вам в этом путешествии?

Примерные групповые задания

СОСТАВЬ ПОГОВОРКУ

владеет мал да всем язык, телом

  1. Как и кто обучал детей грамоте в старину?
  2. Почему “трудно грамота давалась нашим предкам в старину”?
  3. Что это за перья “из гусиного крыла”?
  4. Почему нож назывался “перочинным”?
  5. Кому не полагалось учиться?

ПОДБЕРИ АНТОНИМЫ – ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ПО СМЫСЛУ СЛОВА

Старые -

Веселые -

Грустно –

Белый -

ОБЪЯСНИ

Мастер на все руки –

Подать руку помощи–

Отгадай загадку по пословицам и поговоркам:

У семи нянек дитя без него.

Дареному коню в них не смотрят.

СОСТАВЬ ПОГОВОРКУ

языком, не делом торопись спеши

Как и кто обучал детей грамоте в старину?

  1. Почему “трудно грамота давалась нашим предкам в старину”?
  2. Что это за перья “из гусиного крыла”?
  3. Почему нож назывался “перочинным”?
  4. Кому не полагалось учиться?

ПОДБЕРИ АНТОНИМЫ – ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ПО СМЫСЛУ СЛОВА

Низкий –

Правая –

Ученье –

Сытый –

ОБЪЯСНИ

Всё из рук валится–

Голыми руками взять –

Отгадай загадку по пословицам и поговоркам:

Добрая пословица не в бровь, а прямо в него бьет.

За чужой щекой он не болит.

СОСТАВЬ ПОГОВОРКУ

языка русского без не сапога сколотишь и

  1. Как и кто обучал детей грамоте в старину?
  2. Почему “трудно грамота давалась нашим предкам в старину”?
  3. Что это за перья “из гусиного крыла”?
  4. Почему нож назывался “перочинным”?
  5. Кому не полагалось учиться?

ПОДБЕРИ АНТОНИМЫ – ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ПО СМЫСЛУ СЛОВА

Добрый –

Здоровый –        

Черный -

Нашего -

ОБЪЯСНИ

Дать руку на отсечение –

Как без рук –

Отгадай загадку по пословицам и поговоркам:

Они – зеркало души.

Ему не прикажешь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon презентация "Сложные слова"531.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе Б. Тема урока: "Обобщение знаний об имени существительном"

Урок русского языка по теме: "Обобщение знаний об имени существительном"Урок - презентация состоит из 3 частей. Каждая часть продолжение урока. Интересные виды работы. Физминутка для глаз....

Урок обобщения знаний по теме "Глагол. Повторение, обобщение изученного" 4 класс

Подробный конспект урока, презентация к уроку, индивидуальные раздаточные карточки, поезд-домино (локомотив + вагоны) и  глаголы-исключения,(для каждой пары учеников),тест,  рейтингова...

Конструкт: Урок - игра по предмету «окружающий мир» в 4-м классе. Образовательная программа «Гармония» Тип: урок-обобщение. Тема: «Путешествие по поверхности и недрам России». Составитель: Крохалева Наталия Михайловна, учитель нач. классов МКОУ СОШ № 23

Конструкт: Урок - игра по предмету  «окружающий мир» в 4-м классе.Образовательная программа «Гармония»Тип: урок-обобщение.Тема: «Путешествие по поверхности и недрам России».Составитель:...

Урок русского языка во 2 классе по программе "Школа России". Тема урока "Обобщение знаний о глаголе как части речи".

Урок русского языка во 2 классе по программе "Школа России". Тема урока "Обобщение знаний о глаголе как части речи". На этом уроке идёт обобщение и систематизация полученных знаний о глаголе, совершен...

Урок русского языка в 4 классе Урок обобщение знаний

ТЕМА. Повторение изученного материала.Цели: - обобщить знания, усвоенные учащимися в процессе изученияотдельных тем;- установить связи между ними;- развивать умение применять знания при решении разноо...

Урок русского языка в 4 классе. Тема урока: « Обобщение знаний о глаголе». Совершенствование комплекса формируемых умений.

Цели урока:Закрепить знания о способах определения спряжения глаголов; отрабатывать умение писать безударные    личные окончания глаголов; развивать память, умение обосновывать правильн...

Урок обобщения знаний Тема: «Обобщение по теме « Склонение имён существительных»

На этом уроке были поставлены учебные задачи, направленные на достижение  метапредметных результатов обучения: формирование умения работать  статичных  парах группах в режиме интер...