Урок русского языка во 2 классе с использованием информационных технологий . Правописание безударной гласной в корне слова. Кодирование.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Никифорова Татьяна Сергеевна

Цели:

°         Знать последовательность действий при определённой безударной гласной в корне слова;

°         Знать способы и значение кодирования;

°         Уметь определять правильное написание безударной гласной в корне слова;

°         Использовать кодирование слов.

Оборудование:

              Таблицы с алгоритмами, схемами, знаками, предметные картинки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Правописание безударной гласной в корне слова. Кодирование.

(Урок русского языка во 2 классе с использованием информационных технологий )

Цели:

  • Знать последовательность действий при определённой безударной гласной в корне слова;
  • Знать способы и значение кодирования;
  • Уметь определять правильное написание безударной гласной в корне слова;
  • Использовать кодирование слов.

Оборудование:

              Таблицы с алгоритмами, схемами, знаками, предметные картинки.

Ход урока:

1. Организационный момент:

А сейчас проверь дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке:

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь отметку «пять»!

 Учитель: Ребята, вы подготовились к уроку русского языка, но сегодня мы его объединим с уроком информатики. Попрошу вас быть внимательными и сообразительными. Без вашей помощи мне будет очень трудно.

2. Чистописание:

(Цель: упражнение в написании строчных букв, установлении закономерности.)

Учитель: Пишем за мной.

а бб ввв гггг …

Продолжите ряд букв самостоятельно ещё на четыре позиции. Что заметили? ( Закономерность. Увеличивается ряд на одну букву. Движение по алфавиту.)

Назовите, какие гласные вы написали. ( а е ё )

Что вы узнали о гласных на прошлом уроке? ( Гласные бывают ударные и безударные, проверяемые и непроверяемые.)

3. Словарная работа:

(Цель: работа над кодирование слов.)

Учитель: посмотрите на запись:

[й’аблака]             яблоко

[й’агада]               ягода

[р’ибина]              рябина

[б’ир’оза]             берёза

Знакома ли вам такая запись слов в квадратных скобках? ( это транскрипция)

Для записи произношения разработана специальная система, называемая транскрипцией.

ТРАНСКРИПЦИЯ – это кодирование букв звуками.

При изучении какого предмета, используется кодирование? (информатики)

Задание:

  • Прочитать слова и грамотно их записать.
  • Поставить ударение и выделить орфограммы, проверить их написание.

Яблоко, ягода, рябина, берёза.

Вывод: Перед нами слова с непроверяемой безударной гласной в корне слова.

4. Актуализация знаний:

Учитель: что написано на доске?

Однажды Ваня  взял     и  пошёл  в      за  .

(Это предложение.)

Что необычного в его записи вы заметили? (Вместо слов рисунки.)

Прочитайте и запишите предложение самостоятельно, обозначьте орфограммы.

Однажды Ваня взял корзину и пошёл в лес за грибами.

Какие слова при записи могут вызвать затруднения? Почему?

Какая орфограмма встречалась чаще? (безударная гласная в корне слова.)

На какие два множества можно разбить данную орфограмму? (1.- безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением; 2.- безударная гласная в корне слова не проверяемая ударением.)

Вывод: Безударные гласные бывают проверяемые и непроверяемые.

5. Сообщение темы и цели урока:

Учитель: Как вы считаете, какая тема по информатике помогает нам при изучении сегодняшней  темы по русскому языку? (Кодирование)

Для чего необходимо кодировать? (Легко и быстро можно передать информацию.)

А как можно связать эту тему с предметом русского языка? Какими условными обозначениями мы пользуемся на уроках русского языка? (Это схемы.)

 (слово, слог, ударение)

Какова тема урока русского языка? (Правописание безударной гласной в корне слова.)

Какие виды работ будем выполнять по теме урока и используя кодирование? (Писать слова с безударной гласной и кодировать, расшифровывать слова и предложения, разгадывать ребусы.)

6. Работа над новым материалом:

Учитель: Зачитайте из предложения слова с безударной гласной в корне слова.(один ученик работает у доски)

Однажды, корзина, (за) грибами.

Расскажите, как надо действовать, чтобы правильно написать слова с безударной гласной в корне слова. ( Использовать алгоритм написания. Вспомнить правило.)

Безударный гласный звук,

Разберёшься с ним не вдруг:

Гора, моря, трава, дела –

Как правильно писать слова?

- Чтобы не было сомненья,

Ставьте звук под ударенье:

Горы, травы, море, дело,

А теперь пишите смело!

Используя алгоритм, поработаем над словами с безударной гласной в корне слова, которые встретились в предложении… Какие слова мы смогли проверить, а какие нет? Вспомните, как нужно действовать, если вам встретилось слово с безударной гласной в корне, не проверяемой ударением. (Эти слова нужно проверить по словарю и/или запомнить.)

7.Физкультминутка:

Будьте внимательны, некоторые слова будут зашифрованы картинками.

Зайцы утром рано встали,

Весело в лесу играли.

По дорожкам прыг-прыг-прыг!

Кто к зарядке не привык?

(прыжки на месте)

Вот лиса идёт по лесу,

Кто там скачет, интересно?

(ходьба на месте)

Чтоб ответить на вопрос,

Тянет лисонька свой нос.

(потягивания  - руки вперёд)

Но зайчата быстро скачут.

Как же может быть иначе?

(прыжки на месте)

Тренировки помогают!

И зайчата убегают.

(бег на месте)

Вот голодная лиса

(ходьба на месте)

Грустно смотрит в небеса.

(потягивания  - руки вверх)

Тяжело вздыхает,

(глубокий вдох и выдох)

Садится, отдыхает.

(дети садятся за парты)

8. Первичное закрепление:

Русский язык упр.144.

(Цель: учиться подбирать проверочные слова и кодировать их, используя алгоритм.)

Д?жди – дождь – дожди. ( Выделяя корень и ударение.)

… и т.д.

Вывод: как надо действовать, чтобы правильно написать безударную гласную  в корне слова? (Дети повторяют правило).

9. Занимательные задания по информатике:

Разгадывание ребусов, отгадка которых соответствует теме урока.

 волна, моряк, свеча, коза и др.

10. Итог урока:

Чем мы сегодня занимались? (Поработали над безударной гласной в корне слова, подбирали проверочные слова, кодировали их, расшифровывали слова, пользовались алгоритмом.)

Достигли мы цели урока? (Да.)

Выбери ту оценку, на которую ты сегодня поработал («светофор» самооценки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ахмаева О. А. Конспект урока русского языка (развитие речи) с использованием проектной методики: « Правописание безударных гласных, непроверяемых ударением. Проект « Краткость речи – сестра таланта»

Идея этого урока будет близка и понятна коллегам, которые любят украшать свою речь (в данном случае, используя фразеологические обороты) и прививают любовь к красоте русского языка своим ученикам...

Разработка урока по русскому языку во 2 классе по теме: "Упражнение в правописании безударных гласных в корне слова"

Предмет: Русский язык "Школа России"Класс 2Тема: "Упражнение в правописании безударных гласных в корне слова"ФГОС...

Урок русского языка. 3 класс. УМК «Школа России» Тема: правописание непроизносимых согласных в корне слова.

Тема: правописание непроизносимых согласных в корне слова.Цель: учить определять  слова с непроизносимой согласной в корне слова, упражнение в подборе проверочных слов к данным словам, упражнение...

Конспект урока по русскому языку в 3 классе для детей с ТНР "Правописание безударных гласных в корне слова"

Конспект урока по русскому языку в 3 классе для детей с ТНР "Правописание безударных гласных в корне слова"...

Технологическая карта урока по русскому языку во 2 классе по теме "Упражнение в правописании безударных гласных в корне слов"

Урок закрепления пройденного материала. Цель: Способствовать закреплению и контролю знаний учащихся по теме "Правописание безударных  гласных в корне "...

Урок-соревнование во 2 "а" классе по русскому языку. Тема: "Закрепление знаний о проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова".

Цели:1. Закрепить знания, умения, навыки учащихся по данной теме.2. Активизировать познавательную деятельность через групповую форму работы, использование элемента соревнования.3. Пробуждать интерес к...