Русский язык "Правописание частицы не с глаголами" 4 класс, система Л.В.Занкова
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Биркле Галина Алексеевна

 

Материал содержит конспект урока русского языка по теме «Правописание не с глаголами» в 4 классе по системе Л.В.Занкова. Урок может быть использован учителями начальных классов по любой программе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_russkogo_yazyka.docx70.06 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3», г.Бийск

Конспект урока русского языка в 4 классе (Система Л.В.Занкова)

по теме:

«Правописание не с глаголами»

Подготовила: учитель начальных классов Галина Алексеевна Биркле

Аннотация.

Материал содержит конспект урока русского языка по теме «Правописание не с глаголами» в 4 классе по системе Л.В.Занкова. Урок может быть использован учителями начальных классов по любой программе.

Пояснительная записка.

Пояснительная записка к уроку русского языка по теме: «Правописание частицы не с глаголами».

Цель данной работы:

Продемонстрировать умения организовывать урок  в системно-деятельностном  подходе.

Современный этап развития общества характеризуется повышенным вниманием к совершенствованию процесса образования, воспитания.

В настоящее время в практике преподавания учебных предметов наметились тенденции к созданию новых технологий, в частности технологий, связанных с построением дидактико – методических систем обучения.

Главная цель современной школы заключается в эффективной передаче наиболее ценного и актуального опыта, накопленного предыдущими поколениями, так, чтобы ученики смогли максимально качественно овладеть им.

Предлагаемая методическая разработка урока русского языка представляет собой мини- технологию по использованию современных средств организации учебной деятельности учащихся начальной школы и ориентированную на формирование у школьников предметных компетенций, поискового стиля мышления, обучение пользоваться мультимедийными средствами, развитие широкого кругозора, а также навыков визуально- образного мышления.

Современные информационные технологии предоставляют учителю большой резерв технической и технологической поддержки, высвобождающей значительную часть его времени именно для живого общения с учениками, и дает возможность сделать это общение более близким и человечным, чем ранее. Их применение даёт возможность  использовать многообразные формы предъявления материала.

В основу настоящей разработки урока учебной темы положена совместная деятельность учителя и учащихся в ходе изучения учебной темы «Правописание частицы не с глаголами» в 4 классе. Урок разработан в соответствии с программой русского языка для общеобразовательной четырехлетней начальной школы по системе Л.В.Занкова.

Тема урока: «Правописание частицы не с глаголами».

В этом уроке использовались карточки-эталоны с целью решения следующих педагогических задач:

- организация контроля по усвоению учащимися пройденного материала;

- организация самостоятельной работы учащимися к уроку и поддержания интереса в ходе урока;

По своей структуре данный урок является уроком открытия новых знаний.

Контроль  за деятельностью учащихся проводится в ходе всего урока. Оценки выставляются после проверки самостоятельной работы с дифференцированным заданием.

                  Для закрепления материала использовались следующие формы работы:

  • индивидуальная,
  • работа в парах,
  • самостоятельная работа

      Был использован дифференцированный подход ( разноуровневое задание)

На уроке  используется компьютер и мультимедиа проектор , подготовлена мультимедийная презентация, помогающая обобщить знания детей о глаголе. На уроке применялась интерактивная доска. На ней фиксировались основные этапы урока: задание для орфографической минутки – для ясности и чёткости видения слов , букв для самопроверки; фиксации цели и задач урока, темы, интерактивные модели ( предлоги, союзы, частицы) на этапе постановки проблемы с целью активизации познавательной деятельности учащихся и экономии времени на уроке.

Предполагаемые результаты:

Формирование языковой компетенции:

Закрепление знаний учащихся о значении глаголов в речи. Формирование умений правильно писать не с глаголами. Закрепление навыков грамотного письма.

Формирование коммуникативной компетенции:

Формирование правильной речи. Обучение умению слушать чужую речь и излагать свои мысли в правильной форме. Формирование умения работать с мультимедийным оборудованием.

Урок является первым в теме: «Правописание не с глаголами». С предыдущими связан целью обучения, теоретическим материалом, графическими требованиями к выделению орфограмм и морфем.  Урок опирается на знания, умения, полученные ранее. «Работает» на последующую тему «Часть речи - глагол». Специфика урока в использовании парной работы и использовании здоровьесберегающих методик. Применяются развивающие технологии.

Конспект урока русского языка

Ф.И.О. учителя: Галина Алексеевна Биркле

Класс: 4

Предмет: русский язык  

Тема урока: "Правописание частицы не с глаголами".

Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме.

Цель: организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению орфограммы «частица не с глаголами»

Задачи:

Предметно-содержательная: формирование умения написания частицы не с глаголами

Деятельностно-коммуникативная: содействовать развитию орфографической зоркости,

Ценностно-ориентированная: способствовать воспитанию отношений сотрудничества  через работу в паре.

Тип урока: открытия новых знаний.

Оборудование: мультимедийный проектор презентация на ИД, учебник «Русский язык», 4 класс, А.В.Полякова,

Карточки

1.Карточка-эталон для проверки на этапе актуализации знаний

сварить

холодеть

встречать

свистеть

глядеть

удивить

2.Карточки для работы в паре при выполнении пробного действия

Карточка 1 ..Прочитай слова. Это глаголы?                     (не)цветёт       (не)навидит                                  

(не)пришёл      (не)годовать

         2. Произнеси без не.

        3.  Есть такое слово в речи?

                Если       да – пишу как?

                 Если       нет – пишу как?          

.      Карточка 2 (разрезные) ( Предлоги, союзы, частица не)                    

                                                                             

3.Карточки для дифференцированной работы.

Карточка 3.

Уровень 1 Запишите глаголы, раскрывая скобки.

(Не)мог, (не)свекает, (не)годовать, (не)волить, (не)белеют, (не)хотел,(не)взлюбила, (не)доумевать, (не)искали.  

Уровень 2. Ответьте на вопросы, используя данные в скобках глаголы с частицей не.

Как школьники относятся к книге? (рисуют на страницах).

Как ты относишься к малышам?(обижаю)

Как относилась мачеха к падчерице в сказке «Двенадцать месяцев»?(любила)

Уровень 3. Допиши к выражениям глаголы  с частицей не

Водой (…) – крепкая дружба.

Зуб на зуб (…) – сильно замёрзнуть.

В рот (…) – еда приготовлена невкусно.

(…) броду – (…) лезь в воду – предупреждение о принятии поспешных решений.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1

Оргмомент. Мотивация к учебной деятельности

Цель: обеспечить готовность к уроку, снятие напряженности .

Ожидаемый результат: включение учащихся в учебную деятельность.

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

Сегодня урок я хотела бы начать с пословицы. ---Прочитайте на доске:

Слайд 1 . Не стыдно не знать, стыдно не учиться. 

- Объясните смысл? Сегодня на уроке мы и будем учиться, открывать новые знания.

- Какое задание хотели бы выполнить?

Учащиеся объясняют смысл пословицы, выражая готовность начать урок.

Настрой  на позитивное восприятие урока

УУД

Личностные: самоопределение

Регулятивные: целеполагание

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2

Актуализация знаний.

Цель: подготовка к изучению новой темы, систематизировать знания учащихся о глаголе, подвести учащихся к формулированию темы и постановке задач урока.

Ожидаемый результат: умение высказывать свое мнение, умение планировать свою учебную работу

Педагогические приемы: фронтальная беседа

Орфографическая минутка

Взаимопроверка.

Актуализация знаний.

 А) - Рассмотрите данные слова :

св…рить          

х…л…дить        

встр…чать  

гл…деть                

 св…стеть  

 уд…вить    

Слайд 3  - Какое задание предлагаете выполнить?

   -На какую орфограмму слова? (без.глас.)

-Какие действия нужно выполнить, чтобы правильно выписать буквы?

 -Запишите буквы гласных на полях .

Обменяйтесь тетрадями. Проверьте с доски. (открыть шторку в Инт .доске)

-Кто выполнил правильно? Оцените работу.

- Какое правило нужно было помнить?

В ходе орфографической минутки учащиеся предлагают вставить пропущенные буквы, определяют последовательность работы при проверки безударных гласных в корне слов.

УУД

Личностные: самоопределение

Регулятивные: целеполагание

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Регулятивные УУД, формирование самооценки, взаимоконтроля.

Самоопределение к деятельности.

Б) - Прочитайте вновь слова. Что общего? (гл.н.ф.) Докажите.

- Что знаете о глаголах? - Как вы думаете, всё ли вы знаете о глаголе? Начертите на полях под буквами лесенку знаний. Обозначьте, на какой ступени вы находитесь?

- Хотите узнать что- то новое?

Слайд 4.Тем , кто затрудняется, я предлагаю опереться на слова.

Карта мыслей                                                               

                                         

 Имеет           отвечает

         глагол 

                  обозначает      изменяется  

в предложении                 ?

- Обсудите в паре, что знаете о глаголе и приготовьтесь рассказать.

Учащиеся по «Карте мыслей» обсуждают в паре постоянные и непостоянные признаки глагола.

Актуализация знаний по теме «Глагол»

УУД

Регулятивные: целеполагание

Коммуникативные: постановка вопросов,

Познавательные: формулирование познавательной цели, логические формулипрование проблемы

3.Постановка учебной задачи. (формулирование цели темы урока.)

Цель: формирование умения обозначить цель и тему урока, прогнозировать результат

Выявление места и причины затруднения.

- Послушайте пословицы. Запишите глаголы.( 2 чел на закрытой доске)

Правда в огне не горит и в воде не тонет.

Кто кого обидит, тот того и ненавидит.

- -Какие слова вы записали? (некоторые дети выписали глаголы без частицы не) Проверяем с помощью сигналов

-В чем вы не согласны со своим товарищем? (). Подчеркните орфограммы.

- Что мы еще не   знаем?-

Слайд 5. Цель : определить, как пишется не с глаголами.

- Назовите тему урока.

Слайд 6. Тема: Правописание не с глаголами.

Все включены в поисковую деятельность-

Надо писать их глаголы с  не

Ошибка  замечена и исправлена.

Формулирование темы и целей урока.

Создание проблемной ситуации, развитие умения строить речевые высказывания

УУД: регулятивные, коммуникативные, познавательные

3. «Открытие» новых  знаний. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: вызов устойчивого интереса к теме урока, развитие коммуникативных навыков,

Педагогические приемы: создание проблемной ситуации.

-Выясним , какой частью речи является слово не.

- Даны карточки. Разделите слова на группы, Объясните свой выбор, опираясь на признаки глагола.(обозначает, отвечает, в предложении…).

Слайд 6.

- Все слова распределили? Какое осталось лишним? Почему? Как бы назвали эту часть речи? Что выражает это слово, если стоит перед глаголом?

Работа в паре с карточками предлогов и союзов.

1 ученик работает на интерактивной доске-  маркером делит слова на группы. В ходе обсуждения выясняется, что не- частица, придает словам отрицательный смысл.

Доказывают.

  1. Нельзя поставить вопрос.
  2. Не обозначает предмет, действие, признак.
  3. Предлоги служат для связи слов в предложении. Союзы соединяют части сложного предложения.
  4. Не являются членами предложения.

УУД

Регулятивные: планирование, прогнозирование, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез, доказательство,

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

4.Первичное закрепление.

Цель: отрабатывать умение правильно писать не с глаголами .

Педагогические приемы: самостоятельная работа с текстом, работа с шифровкой, самоконтроль, работа в группах.

Ожидаемый результат: Умение преодолевать трудности, самостоятельно работать,  применяя новые правила.

 1.Работа с правилом.

Вы самостоятельно вывели правило о правописании не с глаголом. Где можно проверить наши утверждения? Откройте стр. 91 учебника и прочитайте правило. Правильный ли вывод мы сделали?

Что нового вы узнали о глаголе из учебника?

Учащиеся читают правило в учебнике, соотносят вывод, находят новое.

УУД

Регулятивные:контроль, оценка, коррекция

Познавательные:

Общеучебные: умения структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач,

Коммуникативные: управление поведением партнёра, контроль, коррекция, оценка действий партнёра

Давайте придумаем схематичное изображение орфограммы, для того, чтобы лучше его запомнить. - Вернёмся к пословицам. Как же надо писать не с глаголами? Какие действия вы выполняли

2.  Простановка проблемного вопроса.

- Всегда ли не с глаголами пишется раздельно?

2. Составление алгоритма написания не с глаголами.

- Пользуясь планом, попробуйте разобраться с глаголами, когда нужно писать не слитно, когда раздельно.

Карточка 1.

1.Прочитай слова. Это глаголы?

(не)цветёт       (не) навидит

(не)пришёл      (не) годовать

         2. Произнеси без не.

        3.  Есть такое слово в речи?

 Если       да – пишу как?

 Если       нет – пишу как?

Проверка работы в парах

-Что выясняли? Как объясняли? Что сначала сделаем? Какой шаг следующий?

-К какому выводу пришли?

-Назовите алгоритм.

Работа в паре.

Составление схемы для правила по теме.

Работа в паре.

Учащиеся объясняют правило написания и схему.

Запись на доске.  

  1.Глагол.

 2.Есть в речи –

  не

3.Нет в речи   -       не

Развитие умения применять знания на практике

УУД: познавательные, коммуникативные, личностные, регулятивные

5.

Самостоятельная работа .

Цель: отрабатывать умение правильно писать не с глаголами, закрепление нового

Педагогические приемы: самостоятельная работа с текстом, дифференциация, самоконтроль.

УУД: Умение преодолевать трудности, самостоятельно работать,  применяя новые правила.

- Следующее задание выполните по карточкам. У каждого карточка. Выберете себе задание по силам. Прочитайте и запишите в тетради.

 Карточка 3.

Уровень 1 Запишите глаголы, раскрывая скобки.

(Не)мог, (не)свекает, (не)годовать, (не)волить, (не)белеют, (не)хотел,(не)взлюбила, (не)доумевать, (не)искали.  

Уровень 2. Ответьте на вопросы, используя данные в скобках глаголы с частицей не.

Как школьники относятся к книге? (рисуют на страницах).

Как ты относишься к малышам?(обижаю)

Как относилась мачеха к падчерице в сказке «Двенадцать месяцев»?(любила)

Уровень 3. Допиши к выражениям глаголы  с частицей не

Водой (…) – крепкая дружба.

Зуб на зуб (…) – сильно замёрзнуть.

В рот (…) – еда приготовлена невкусно.

(…) броду – (…) лезь в воду – предупреждение о принятии поспешных решений.

Учащиеся выбирают задание по силам, повторяют этапы работы по  алгоритму написания  не с глаголами .

Развитие умения применять знания на практике

УУД:

регулятивные: контроль, коррекция того, что усвоено, осознание качества и уровня усвоения нового

личностные:

     самоопределение

6.Проверка самостоятельной работы.

Цель: формирование умения соотносить работу с эталоном, выявлять места ошибок, затруднений.

1 уровень.- сверка с эталоном. Кто выполнил правильно? Какие нормы оценок знаем?

2 уровень. Зачитать. Оценка –аналогично.

3 уровень – Зачитать. Оценка – аналогично.

Выводы : Чему учились на этом задании? (Писать не с глаголами.)

-Как действовали?

1 уровень –учащиеся сверяют по эталону работу.

не мог

не сверкает

негодовать

неволить

 не белею

 не хотел невзлюбила недоумевать

не искали

УУД : познавательные , регулятивные (самоконтроль

Самооценка)

8.Рефлексия учебной деятельности на уроке. Итог урока.

Цель: Осмысление полученных знаний, формулирование трудностей, возникших на уроке и путей их решения.

Умение дать оценку учебной деятельности

- Вернёмся к цели урока.

- Какую цель ставили?

- Какие открытия сделали?

- Какие действия выполняли для этого?

- Какие оценки получили?

Среди глаголов-исключений есть слово - нездоровится. Ему желают- не болеть. В местах посещения туристов есть «Дерево желаний», обычно на него привязывают лоскутки из ткани, а мы на листиках  напишем друг  другу пожелания из глаголов с не и прикрепим на своё дерево. Пусть ваши пожелания сбудутся, а знания будут применяться.

Учащиеся пишут пожелания с глаголом с не и вывешивают листики на «Дерево желаний»

Обобщение материала, выводы, самооценка

УУД

Коммуникативные:

Умение выражать свои мысли,

Познавательные: рефлексия

Личностные: смыслообразование

9.

Домашнее задание.

Дома вы можете выполнить упражнение № 126, составить правила поведения в лесу с такими глаголами или найти пословицы по теме урока.

Диференцированное домашнее задание.-по выбору.

Регулятивные -самоопределение познавательные УУД.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Служебные части речи" 3 класс, система Л.В.Занкова

Урок русского языка отвечает современным требованиям. В нем расписаны все УУД, как того требует ФГОС....

Рабочие программы по окружающему миру, математике, литературному чтению, русскому языку и информатике для 3 класса. Система Л.В.Занкова

Рабочие программы содержат развернутое КТП с указанием возможных видов деятельности обучающихся на уроке. Планирование по литературному чтению к учебнику В.Ю.Свиридовой. Русский язык - программа Н.В.Н...

Урок письма в 1 классе (Система РО Л. В. Занкова)

Научить писать прописную букву и, работать над формированием умений выполнения действий по образцу. Развивать навык грамотного письма, умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать....

Итоговое тестирование по окружающему миру за 3 класс (система развивающего обучения Л. Занкова)

Работа  составлена  для  проведения  итогового тестирования по окружающему миру для учащихся 3 класса, обучающихся по система развивающего обучения Л. Занкова.Цель проведения:...

Конспект урока "Решение составных уравнений" 4 класс. Система РО Л. В. Занкова

Урок "Решение  составных уравнений"  проведён с использованием элементов рейтинговой системы оценивания....

Рабочая программа по математике 3 класс.Система СРО Л.В.Занкова

Рекомендуется для учителей начальных классовКалендарно-тематический план по математике 3 класс .СРО Л.В.Занкова 2013-2014 уч.г. сНаименованиетем  уроков Кол-вочас. ДатапроведенияОс...