Рабочая программа по русскому языку, 1 класс "Школа 21 века"
рабочая программа по русскому языку (1 класс) на тему

Епифанцева Ирина Валерьевна

Рабочая программа составлена к учебнику 1 класса "Русский язык" - Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И.  ,  "Пропись" -  М.М.Безруких, М.И.Кузнецова  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_progr_rus_yaz_1_klass.docx55.97 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по русскому  языку,  1 класс УМК «Начальная школа XXI века»

Учитель:  Епифанцева Ирина Валерьевна

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена  на основе Концепции стандарта второго поколения,  требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования, фундаментального ядра содержания общего образования, примерной программы по  русскому языку,  авторской программы «Русский язык. Обучение грамоте» для 1 класса Л.Е. Журовой  и   авторской программы «Русский язык 1-4 классы» С.В. Иванов , Кузнецова, Евдокимова с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий. Состоит из двух взаимосвязанных курсов «Русский язык. Обучение грамоте» и «Русский язык».

Цели и задачи, особенности программы

   Курс «Русский язык. Обучение грамоте» является первым этапом в системе изучения русского языка и литературного чтения в начальной школе.  В процессе обучения грамоте начинается реализация положений системно-деятельностного подхода — основы Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:

  • учет индивидуальных, возрастных и психологических особенностей обучающихся;
  • учет различных видов деятельности учащихся и форм общения педагогов с детьми для решения целей образования и воспитания;
  • обеспечение преемственности дошкольного и начального образования.

Эти положения стандарта нашли свое отражение в ориентации на свойственные первоклассникам возрастные особенности мышления и деятельности:

  • переход от свойственного дошкольникам наглядно-образного мышления к логическому;
  • переход от ведущей в дошкольном возрасте игровой деятельности к деятельности учебной.

   Ценностные ориентиры содержания учебного предмета  «Русский язык. Обучение грамоте»:

  • формирование у первоклассников умения учиться;
  • формирование коммуникативной компетенции учащихся — развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также первоначальных навыков грамотного письма;
  • формирование наглядно-образного и логического мышления учащихся;
  • формирование личностного смысла учения и развитие учебной мотивации;

Учебный курс «Русский язык» реализует основную цель обучения:

- сформировать у обучающихся начальной школы познавательную мотивацию к изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научиться использовать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и познакомиться с основами научного описания родного языка.                                                                                                                    

Формирование познавательной мотивации осуществляется в процессе достижения предметных целей изучения русского языка — социокультурной и научно-исследовательской.

Социокультурная цель изучения русского языка достигается решением задач развития устной и письменной речи учащихся и формирования у них основ грамотного, безошибочного письма.

Грамотное письмо и правильная речь являются обязательным элементом общей культуры человека. Формируя навыки безошибочного письма, развивая письменную и устную речь обучающихся, мы стремимся к тому, чтобы ученик стал культурным человеком.

Для реализации этой цели необходимо учитывать следующее:

  • грамотное, безошибочное письмо должно формироваться с учетом индивидуальных особенностей ученика: развитой зрительной или моторной памяти, логического мышления или репродуктивного воспроизведения полученных знаний;
  • навык грамотного письма формируется только при регулярном выполнении заданий и упражнений, предусмотренных методическим аппаратом средств обучения;
  • разнообразные виды деятельности при обучении грамотному письму должны опираться не только на контроль со стороны учителя, но и на самоконтроль ученика;
  • научить правильной речи — это научить правильному отбору языковых средств исходя из условий речевой ситуации.

Научно-исследовательская цель реализуется в процессе ознакомления обучающихся с основными положениями науки о языке.

Знакомя обучающихся с тем, как устроен язык, на котором они говорят, мы формируем у них научное представление о системе и структуре родного языка, развиваем логическое и абстрактное мышление младших школьников, представляем родной (русский) язык как часть окружающего мира. Основные задачи организации учебной деятельности для реализации этой цели — нахождение, вычленение и характеристика языковой единицы изучаемого уровня — звук, часть слова (морфема), слово, предложение, а также их классификация и сравнение. При этом важнейшим условием успешного решения поставленных задач является следование закономерностям науки о языке, что обеспечивает не только сохранение лингвистической логики, но и поступательное развитие языкового мышления ученика.

Успешная реализация заявленных целей возможна только при условии осознанной деятельности обучающихся на уроке: ученики должны понимать, зачем они знакомятся с основными положениями науки о языке, учатся писать без ошибок и правильно составлять собственные тексты.

Такое осознание возможно только в том случае, если на каждом уроке, при выполнении любого задания или упражнения у  обучающихся сформулированы следующие целевые установки:

  •  «Я хочу научиться писать без ошибок, правильно говорить и составлять письменные тексты, так как хочу быть культурным человеком»;
  • «Я хочу узнать, как устроен язык, на котором я говорю, потому что этот язык — часть окружающего меня мира, а научное знание об устройстве мира характеризует меня как современного, образованного человека. Кроме того, русский язык — это государственный язык страны, в которой я живу, родной язык русского народа».

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Русский язык». Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у обучающихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

В процессе изучения русского языка у обучающихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры человека. На уроках русского языкаобучающихсяполучают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.

Русский язык является для обучающихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.

        

Учебно-тематический план

Русский язык. Обучение грамоте.

№ п/п

Содержание программного материала

Количество часов

1

Добуквенный период

13

2

Основной период

51

итого

64

Русский язык.  

№ п/п

Содержание программного материала

Количество часов

1

Фонетика и орфоэпия.

13

2

Графика и орфография.

13

3

Слово и предложение. Пунктуация.

16

4

Развитие речи.

23

итого

65

 

  Cодержание   программы

1 полугодие

Слово и предложение

Выделение предложений из речевого потока. Слово как объект изучения, материал для анализа. Значение слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка, распространение и сокращение предложения.

Универсальные учебные действия:

моделировать состав предложения;

  • корректировать предложения, содержащие смысловые ошибки; выделять существенные признаки, синтезировать их: различать слово и предложение; определять, находить задуманное слово по его лексическому значению;
  • контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания.

Фонетика

Единство звукового состава слова и его значения. Интонационное выделение звуков в слове. Звуковой анализ. Последовательность звуков в слове. Изолированный звук (выделение, называние, фиксация фишкой). Сопоставление слов, различающихся одним звуком (мак — рак). Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых и мягких, звонких и глухих.

Построение моделей звукового состава, отражающих качественные характеристики звуков (гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки). Подбор слов, соответствующих заданной модели.

Ударение. Самостоятельная постановка ударения в слове; выделение ударного гласного звука.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Слоговой анализ слов: установление количества слогов в слове. Соотнесение произносимого слова со слогоударной схемой.

Универсальные учебные действия:

  • моделировать звуковой состав слова, отражая в модели качественные характеристики звуков;
  • сравнивать, сопоставлять слова, различающиеся одним или несколькими звуками;
  • классифицировать: звуки по заданному основанию (твёрдые и мягкие согласные звуки; гласные — согласные и т. д.); слова по количеству слогов и месту ударения;
  • анализировать предложенную модель звукового состава слова, подбирать слова, соответствующие заданной модели;
  • обосновывать выполняемые и выполненные действия;
  • осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную модель с образцом;
  • контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания;
  • находить и исправлять ошибки, допущенные при проведении звукового анализа, ошибки, допущенные при делении слов на слоги, в определении ударного звука;
  • объяснять причину допущенной ошибки.

Графика

Различение звука и буквы: буква как знак звука. Позиционный способ обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твердости — мягкости предшествующих согласных звуков. Функции букв е, ё, ю, я. Обозначение буквами звука [й’] в разных позициях. Сравнительный анализ буквенных записей слов с разными позициями согласных звуков.

         Русский алфавит как последовательность букв. Функции небуквенных графических средств: пробел между словами, знак переноса, абзац. Знаки препинания в конце предложения (ознакомление).

Универсальные учебные действия:

  • соотносить звук и соответствующую ему букву;
  • обозначать гласные звуки буквами, объясняя выбор буквы гласного звука в зависимости от твердости или мягкости предшествующего согласного;
  • соотносить звуко-буквенную модель (модель звукового состава слова с проставленными в ней гласными буквами) со словами — названиями картинок;
  • дифференцировать буквы, обозначающие близкие по акустико-артикуляционным признакам согласные звуки; буквы, имеющие оптическое и кинетическое сходство;
  • классифицировать слова в зависимости от способа обозначения звука [й’];
  • структурировать последовательность слов в алфавитном порядке;
  • находить и исправлять ошибки, допущенные при обозначении звука буквой;
  • объяснять причину допущенной ошибки.

Чтение

Соотношение между звуковой и буквенной формой слова. Позиционный способ обозначения звуков буквами и обусловленный им способ чтения: чтение слога с ориентацией на букву, обозначающую гласный звук. Чтение слов, словосочетаний, коротких предложений и текстов. Понимание предложений, небольших рассказов и стихотворений при самостоятельном чтении вслух и при прослушивании.

Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами как результат совершенствования механизма чтения. Обучение орфоэпическому чтению при переходе к чтению целыми словами. Скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом ребенка. Чтение с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Выборочное чтение с целью поиска ответа на поставленный вопрос по данному тексту. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Чтение по ролям.

Использование орфографического чтения как средства самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Универсальные учебные действия:

  • применять знание позиционного принципа чтения при чтении прямых слогов;
  • сравнивать слова, получающиеся при изменении одной гласной буквы;
  • осознавать смысл прочитанного;
  • находить содержащуюся в тексте информацию;
  • определять основную мысль прочитанного произведения;
  • обсуждать прочитанный текст с одноклассниками;
  • аргументировать свое мнение при обсуждении содержания текста;
  • формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте;
  • интерпретировать информацию, представленную в тексте в явном и неявном виде;
  • использовать два вида чтения: орфографическое и орфоэпическое в зависимости от целей.

Восприятие художественного произведения

Восприятие художественного произведения, читаемого взрослым или одноклассником.

Понимание текста: тема, главная мысль, герой, основная сюжетная линия. Работа с воображаемыми ситуациями («что бы ты сделал на месте героя, как бы ты себя вёл»).

Первоначальное знакомство с литературными жанрами — стихи, рассказы, сказки (народные и авторские), загадки, пословицы и др.

Универсальные учебные действия:

  • осознавать смысл текста при его прослушивании;
  • понимать информацию, содержащуюся в воспринимаемом на слух тексте;
  • определять основную мысль текста;
  • различать стихотворения, рассказы, сказки на основании отличительных особенностей данных жанров.

Письмо

Практическое освоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться в пространстве. Поэлементный анализ букв. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Различение букв, имеющих оптическое и кинетическое сходство.

Письмо слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Овладение разборчивым аккуратным письмом.

Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Списывание слов, предложений, небольших текстов. Приемы и последовательность действий при списывании.

Универсальные учебные действия:

  • анализировать систему ориентиров на страницах прописей (точка начала движения, стрелка, указывающая направление движения) и следовать данным ориентирам;
  • составлять алгоритм предстоящих действий;
  • объяснять последовательность своих действий;
  • моделировать буквы из набора элементов;
  • анализировать деформированные буквы, определять недостающие элементы, реконструировать буквы; 
  • группировать буквы по разным основаниям: по наличию в них определенных элементов; по сходству обозначаемых ими звуков;
  • осознавать смысл написанного;
  • контролировать собственное написание, сравнивая его с предложенным образцом;
  • контролировать этапы своей работы при списывании;
  • принимать участие в обсуждении критериев для оценивания написанного;
  • оценивать собственное написание с учетом выработанных критериев (разборчивое аккуратное начертание букв).

Орфография и пунктуация

Знакомство с правилами правописания и их применение:

  • раздельное написание слов;
  • обозначения гласных после шипящих (ча – ща, чу – щу, жи – ши);
  • прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
  • перенос слов по слогам без стечения согласных;
  • знаки препинания в конце предложений.

Универсальные учебные действия:

  • группировать слова, которые пишутся с заглавной или со строчной буквы. Объяснять свои действия;
  • применять изученные правила при списывании слов и предложений, при письме под диктовку;
  • осознавать алгоритм списывания;
  • контролировать и уметь объяснить собственное написание, соответствующее изученным правилам;
  • использовать орфографическое чтение как средство контроля за правильностью написанного;
  • исправлять допущенные на изученные правила ошибки и объяснять свои действия.

                                                Развитие речи

Слово. Предложение. Речь. Восприятие речи учителя и одноклассников.

Практическое овладение учебным диалогом: «присвоение» (отнесение к себе) вопроса, заданного всему классу; осознание смысла вопроса; умение задавать вопрос в целях получения необходимой информации.

Культура речи: соблюдение норм русского литературного языка в условиях бытового и учебного общения.

Составление небольших рассказов описательного и повествовательного характера (на материале чувственного опыта, игр, занятий, наблюдений). Составление рассказов по серии сюжетных картинок.

Универсальные учебные действия:

  • строить устное речевое высказывание;
  • составлять небольшой текст с опорой на серию сюжетных картинок; на сюжетную картинку;
  • составлять небольшие описательные и повествовательные рассказы;
  • участвовать в учебном диалоге;
  • осознавать недостаточность имеющейся информации, задавать учителю и одноклассникам вопросы;
  • включаться в совместную работу;
  • высказывать собственное мнение и обосновывать его.

2 полугодие

Фонетика и орфоэпия

Звуки речи. Гласные и согласные звуки. Различение ударных и безударных гласных звуков. Различение твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков. Звуковой анализ слова, работа со звуковыми моделями: построение модели звукового состава слова, подбор слов, соответствующих заданной модели.

          Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги (без    стечения согласных). Ударение.

           Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

Графика и орфография

Различение звуков и букв. Обозначение на письме мягкости согласных звуков. Функции ь:

 1) показатель мягкости предшествующего согласного;

 2) разделительный.

Русский алфавит: правильное называние букв, знание их последовательности. Использование алфавита для упорядочения списка слов.

Письмо слов и предложений с соблюдением гигиенических норм.

Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста. 

Ознакомление с правилами правописания и их применение:

  • раздельное написание слов;
  • прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
  • обозначения гласных после шипящих (ча – ща, чу – щу, жи – ши);
  • сочетания чк,чн;
  • перенос слов;
  • непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определенные программой);
  • знаки препинания в конце предложения.

      Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением.

Слово и предложение. Пунктуация

Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Слова, называющие предметы, действия и признаки. Словообразовательные связи между словами. Родственные слова. Наблюдение за использованием в тексте многозначных слов, синонимов, омонимов (ознакомление без введения терминологии).

Работа с предложением: замена слов, восстановление деформированных предложения. Знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи

Осознание цели и ситуации устного общения. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание, задать вопрос и т.п. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Сочинение небольших рассказов (по материалам собственных игр, занятий, наблюдений). Восстановление деформированного текста повествовательного характера.

Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Русский язык. Обучение грамоте» и «Русский язык»

Ученик научится:

- называть все звуки и буквы русского языка, осознавать их основные различия;

-вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность;

- различать гласные и согласные звуки и буквы;

-соблюдать правила посадки, положения тетради, ручки в руке;

- четко писать строчные и заглавные буквы, соединения, слова;

- выделять  предложения, слова из потока речи;

- правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом

- под руководством учителя создавать короткие устные и письменные высказывания;

- различать слово и предложение;

- правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова в алфавитном порядке;

- правильно обозначать твердость и мягкость согласных звуков и звук й.

- обнаруживать в словах изученные орфограммы;

- правильно  оформлять границы предложений;

- обозначать пробелами границы слов;

- писать большую букву в именах собственных;

- соблюдать правило переноса слов;

- писать гласные после шипящих (ча-ща, чу-щу, жи-ши);

- писать слова с проверяемыми парными согласными на конце слова;

- не употреблять  ь в сочетаниях чк, чн, нщ щн и др.;

- списывать и писать текст под диктовку;

Ученик получит возможность научиться:

- грамотно записывать под диктовку учителя и самостоятельно отдельные слова и простые   предложения (текст 15-17 слов) с изученными орфограммами;

- адекватно воспринимать звучащую речь (высказывания взрослых и сверстников, детские передачи);

- соблюдать орфоэпические нормы;

- создавать в устной и письменной форме предложения по рисунку;

- пользоваться нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения.

- находить слова, значение которых требует уточнения, и уточнять их значение по тексту или с помощью толкового словаря;

- использовать алфавит при работе со словарями и справочниками;

- переносить слова по слогам без стечения согласных;

- различать слова, называющие предметы, действия и признаки;

- задавать вопросы к словам;

- выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи;

- участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- соблюдать орфоэпические нормы и правильную интонацию

                     

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Русский язык. Обучение грамоте»

Личностные результаты:

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  • формирование уважительного отношения к иному мнению;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Метапредметные результаты:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи      учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  •  использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов;
  • использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Предметные результаты:

    Ученик научится:

различать, сравнивать:

  • звуки и буквы, гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки;
  • звук, слог, слово;
  • слово и предложение;

кратко характеризовать:

  • звуки русского языка (гласные ударные/безударные, согласные твердые/мягкие);
  • условия выбора и написания буквы гласного звука после мягких и твердых согласных;

решать учебные и практические задачи:

  • выделять предложение и слово из речевого потока;
  • проводить звуковой анализ и строить модели звукового состава слов, состоящих из четырех — пяти звуков;
  • плавно читать по слогам слова, предложения, небольшие тексты;
  • осознавать смысл прочитанного;
  • правильно писать сочетания ча – ща, чу – щу, жи – ши под ударением;
  • писать прописную букву в начале предложения и в именах собственных;
  • ставить точку в конце предложения;
  • грамотно записывать под диктовку учителя и самостоятельно  

    отдельные слова и простые предложения (в случаях, где орфоэпия и  

    орфография совпадают) объемом 10–20 слов.

Ученик получит возможность научиться:

  • различать и сравнивать звонкие и глухие согласные звуки;
  • читать целыми словами и предложениями;
  • самостоятельно читать небольшие по объему художественные произведения;
  • выделять в словах слоги в устной работе;
  • правильно называть буквы русского алфавита, знать их последовательность;
  • переносить слова (в случаях однозначного деления слова на слоги);
  • участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • соблюдать орфоэпические нормы.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Русский язык».

Личностные результаты:

- осознание языка как основного средства человеческого общения;                                                                                                                                    -восприятие русского языка как явления национальной культуры;                                                                                                                                                    -понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека;                                                             -способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.  

Метапредметные результаты:

- умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;

-способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;

-умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные, монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций

общения;            

-понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;

- стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.

Предметные результаты:

- овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;

-умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов;

- умение проверять написанное;

-умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;

-способность контролировать свои действия, проверять написанное.

       К концу обучения в первом классе обучающиеся научатся:

различать, сравнивать:

  • звуки и буквы;
  • гласные и  согласные  звуки;
  • ударные и безударные гласные звуки;
  • твердые и мягкие согласные звуки, глухие и звонкие согласные звуки;
  • звук, слог, слово;
  • слово и предложение;

кратко характеризовать:

  • звуки русского языка (гласные ударные/безударные, согласные твердые/мягкие, согласные звонкие/глухие);
  • условия выбора и написания буквы гласного звука после мягких и твердых согласных;

решать учебные и практические задачи:

  • выделять предложение и слово из речевого потока;
  • проводить звуковой анализ и строить модели звукового состава слов, состоящих из четырех — пяти звуков;
  • выделять в словах слоги;
  • правильно называть буквы русского алфавита, знать их последовательность;
  • правильно писать сочетания ча - ща, чу - щу, жи - ши под ударением;
  • переносить слова;
  • писать прописную букву в начале предложения и в именах собственных;
  • правильно писать словарные слова, определенные программой;
  • ставить точку в конце предложения;
  • грамотно записывать под диктовку учителя и самостоятельно отдельные слова и простые предложения (в случаях, где орфоэпия и орфография совпадают);
  • безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 15-30 слов;
  • осознавать цели и ситуации устного общения;
  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета.

 К концу обучения в первом классе обучающиеся  получат возможность научиться:

  • выявлять слова, значение которых требует уточнения, и уточнять их значение по тексту или с помощью толкового словаря;
  • использовать алфавит при работе со словарями и справочниками;
  • различать слова, называющие предметы, действия и признаки; задавать вопросы к словам;
  • выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи;
  • участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • соблюдать орфоэпические нормы и правильную интонацию.

Оценка достижений учащихся. 

Педагогический мониторинг проводится в форме индивидуальных и фронтальных устных проверок, выполнением графических и практических работ. При обучении грамоте предусмотрены текущие и итоговые проверки навыка чтения вслух, уровня начитанности и работы с детскими книгами. Эти проверки проводятся в виде диагностических работ, составленных в нескольких вариантах, и оцениваются словесно. Диагностические задания, направленные на изучение учебной и читательской деятельности, помогут учителю контролировать уровень самостоятельности учащихся, способы работы, сформированность самоконтроля и самооценки, а самое главное – развитие младших школьников в процессе овладения ими учебной деятельностью.

        Особое внимание  в изучении курса уделяется формированию навыков самоконтроля – при введении нового материала, взаимоконтроля – в процессе его отработки.

В соответствии с письмом Министерства общего профессионального образования РФ от 25.09.2000 №2021/11-13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы» в 1-м классе  исключается система балльного оценивания, домашние задания не задаются, в I полугодии контрольные работы не проводятся.

В 1 классе проводится педагогическая диагностика.

Педагогическая диагностика успешности обучения младших школьников разработана в рамках УМК «Начальная школа ХХI века». Авторы: Журова Л.Е., Евдокимова А.О.,Кузнецова М.И., Кочурова Е.Э.

Педагогическая диагностика – это совокупность специально подобранных и систематизированных заданий, которые позволяют:

  • определить особенности усвоения учащимися предметных знаний;
  • выявить характер трудностей ученика и установить их причины;
  • установить уровень овладения учебной деятельностью;
  • оценить изменения, происходящие в развитии учащихся.

Каждая диагностическая работа включает в себя разные по форме задания: задания с выбором ответа (выбор одного из предложенных вариантов ответа имеет качественную характеристику, он определенно указывает, в чем ошибочность рассуждений ученика), задания с кратким ответом, задания на классификацию, задания на установление соответствия.

Каждое задание оценивается от 0 до 3 баллов. Затем определяется соответствующий уровень.

Отметки в первом классе не ставятся. Оценка ответов, самостоятельных работ проводится только словесно. Учитель положительно оценивает любую удачу ученика, если даже она весьма незначительна. Тематические проверочные работы содержат несколько заданий по одной теме с целью выявления картины усвоения каждым учеником изученного материала;

Источники информации для оценивания:

  • деятельность учащихся (индивидуальная и совместная);
  • статистические данные;
  • работы учащихся;
  • результаты тестирования.

Методы оценивания:

  • наблюдение
  • открытый ответ
  • краткий  ответ
  • выбор ответа
  • самооценка        

. 

Основными формами текущего контроля являются:

  • устный опрос
  • тестовые задания
  • проверочные работы

Итоговый контроль - комплексная работа и контрольная работа, в соответствии с требованиями Федерального государственного  образовательного стандарта начального общего образования.

Учебно – методическое обеспечение 

  1. Русский язык. Обучение грамоте. Программа.  Автор Л. Е. Журова .  Изд. центр «Вентана - Граф». Москва.2013.
  2. Русский язык. Обучение грамоте. Методические комментарии к урокам. 1 класс. Авторы Л. Е. Журова, А. О. Евдокимова М.И.Кузнецова  .  Изд. центр «Вентана - Граф». Москва.2013.
  3. Букварь (1, 2 часть). Авторы Л.Е.Журова, А.О.Евдокимова. Изд. центр «Вентана - Граф». Москва.2012.
  4. Прописи. 1 класс. №1, 2, 3.  Авторы: М.М.Безруких, М.И.Кузнецова  Изд. центр «Вентана - Граф». Москва.2013.
  5. Русский язык. Обучение грамоте (обучение письму) поурочные разработки 1 класс. Авторы И.Г. Смирнова, С.В. Николаева, Изд Учитель, Волгоград, 2012
  6. 5000 примеров по русскому языку: контрольное списывание. М.И. Кузнецова, изд. «Экзамен», Москва, 2013
  7. Русский язык,  1-4 классы. Программа, планирование, контроль. Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И  М.: Вентана – Граф, 2013
  8. Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. Русский язык: 1 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Под ред. Л.Е. Журовой и С.В. Иванова. - М.: Вентана-Граф, 2011.
  9. Иванов С.В. Русский язык: 1 класс: рабочая тетрадь № 1 и № 2 для учащихся общеобразовательных учреждений / С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова; - М.: Вентана-Граф, 2011.
  10. Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. Русский язык: 1 класс: комментарии к урокам. Изд. центр «Вентана - Граф». Москва.2013.
  11. Русский язык, поурочные разработки 1 класс. Авторы И.Г. Смирнова, С.В. Николаева, Изд Учитель, Волгоград, 2013

Цифровые образовательные ресурсы:

  1. Электронный образовательный ресурс для работы в классе. Русский язык 1 класс  Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И
  2. Диск Школа Кирилла и Мефодия. Обучение грамоте.
  3. Диск Школа Кирилла и Мефодия. Русский язык 1 класс.
  4. Диск «Азбука»
  5. Материалы Интернета
  6. Самостоятельно разработанные презентации

Оборудование:

  • Учебные столы
  • Доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления).
  • Мультимедийный проектор
  • Компьютер
  • Экран
  • МФУ

Дидактические материалы:

  • фишки звуков;
  • полоски для обозначения слов, предложений;
  • схемы - опоры;
  • касса букв;
  • лента букв;
  • дидактические игры;
  • предметные и сюжетные картинки;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по русскому языку для 3 класса по программе Начальная школа 21 века

 Рабочая программа курса «Русский язык» разработана на основе авторской программы С. В. Иванова. (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXIвека». –3-е издание, доработанное и дополне...

Рабочая программа по русскому языку по ФГОС для 2 класса по программе "Начальная школа 21 века"

Рабоая программа для национальных школ  где рус. яз 3 часа в неделю...

рабочая программа по русскому языку, 4 класс, программа "Начальная школа 21 века"

Данная программа может быть использована учителями, работающими по программе "Начальная школа 21 века"...

рабочая программа по русскому языку, 4 класс, программа "Начальная школа 21 века"

Данная программа может быть использована учителями, работающими по программе "Начальная школа 21 века"...

Рабочая программа по русскому языку. Программа: "Начальная школа XXI" века. 1 класс

Рабочая программа по русскому языку соответствует ФГОС...

Рабочая программа по русскому языку (обучение грамоте, русский язык). 1 класс. УМК "Начальная школа XXI века"

Рабочая программа по русскому языку (обучение грамоте, русский язык). 1 класс. УМК "Начальная школа XXI века"...