Подготовительная работа перед написанием сочинения в 2-3 классах.
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс) по теме

Романовская Ирина Сергеевна

Для младшего школьника, словарный запас которого невелик и речь ещё недостаточно хорошо развита, вызывает затруднения составлять устные рассказы и письменные сочинения. Поэтому необходимо провести подготовительную работу, которая   направлена на  развитие речи учащихся;  развитие универсальных учебных действий: анализа, сравнение; развитие коммуникационных умений учащихся; развитие и стимулирование творческой активности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sochinenie_andr.docx18.5 КБ

Предварительный просмотр:

В 1-4 классах нет специальных уроков, отводимых  только на развитие речи, поэтому работа над сочинениями  и устными рассказами проводится на уроках русского языка и литературного чтения. Перед тем, как написать сочинение или составить рассказ проводится подготовительная работа. Она включает в себя разнообразные упражнения  со словом и словосочетанием . К концу подготовительных упражнений у детей появляется своеобразная копилка. В ней собраны слова, которые потом пригодятся  детям в работе над сочинением.

  1. Упражнения со словом.
  • Работа над синонимами. ( Задание. В данных предложениях заменить глаголы синонимами.)

Мы катились с горы на санках.( неслись, летели)

Собака выбежала из-за угла.( выскочила)

Мальчики слепили снеговика из снега.(сделали)

  • Работа над антонимами.(Подбери противоположные по смыслу слова)

пожилой –(молодой)

редкий –(частый)

трудно – (легко)

  • Многозначные слова.

ударил клюшкой – ударил мороз

звезда пела – звезда на небе

шёлковый платок – шёлковая трава

  • Однокоренные слова.(Подобрать как можно больше однокоренных слов)

Снег- снеговик, снежинка, заснеженный, снежок.

Поле – полевой, полянка, полюшко.

  • Перифраз.(Скажи по-другому)

Радуют глаз цветы.(нравятся)

Особенно трудно было пожилым людям.( было тяжело)

                       Скоро придёт зима.(наступит)

  1. Работа со словосочетаниями и предложениями.
  • Со словами, собранными в копилку  слов можно составить словосочетания.
  • Подобрать слова, которые можно  употребить с существительными:

Зима – наступила, началась, пришла, морозная, настоящая, дружеская, суровая…

Игра – интересная, полезная, познавательная…

Яблоки – ароматные, красные, кислые, крупные…

  • Подобрать глаголы или существительные, которые можно употребить со словами:

дружно, весело ,старательно, после уроков, на огороде (работали)

быстрые, говорливые, шумные, весенние(ручьи)

  • Отредактировать  предложения.(Убери лишнее.)

Максим – он больше всех подтягивался на перекладине.

Хитрый хитрец шёл по дороге навстречу нам.

Мы шли быстро бегом к вокзалу.

  • Лишнее слово. (Замени правильным словом.)

Мы шли по собаковым следам.

Боря прожевает кусок мяса.

Маша наигровывает на гитаре.

  • Большое значение имеет работа над фразеологизмами. Используя жизненный опыт детей, сначала объясняем значение фразеологизмов самостоятельно. А потом находим объяснение в словаре. Предлагаю детям, составить свой словарик. Постепенно записываем  фразеологизмы. Устно составляем  предложения, мини – сочинения .

Язык точно примёрз, пальцем в небо, не смел дохнуть,

задать стрекоча, выбился из сил, бить баклуши,

выскочить из кожи, замертво свалился и др.

Такие задания следует практиковать при подготовке к сочинениям на разные  темы. Их можно использовать на любом уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовительные упражнения при обучении написанию сочинений по картине.

Тема по самообразованию"Работа над сочинением, как средство развития речи младших школьников"...

Урок развития речи.Написание сочинения - миниатюры "Ландыш" (3 класс)

  Сочинение на уроках  русского  языка      Сочинения занимают особое место в школе. Сочинение – творческая рабо...

Система работы по обучению учащихся второго класса написанию сочинения.

Методическая разработка  заданий, направленных на формирование умения создавать текст- описание,упражнения на обучение формулированию мыслей,задания  на наблюдение за употреблением средств я...

Развитие речи учащихся с помощью системы работы над обучающим сочинением(подготовительные упражнения)

В этой работе представлены виды упражнений, подготавливающие к написанию сочинений учеников начальной школы. Также дана характеристика видов сочинений, и требования, которым должно отвечать сочинение ...

Подготовительная работа к сочинению

Для написания сочинения требуется качественная подготовка. Вариант такой работы представлен вашему вниманию....

Обобщение опыта работы «Создание текста при написании сочинений по картинам художников»

В современной школе приоритетной задачей ставится развитие речи учащихся, умение работать с текстом, строить связное устное и письменное высказывание, опираясь на богатства русского языка, накопленные...

Тема: написание сочинения по картине «Кружевница» Класс 4

Тема: написание сочинения по картине «Кружевница»Класс 4Учебник «Русский язык. 4 класс» автор В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, стр.130, упр.247Цель:- продолжать работу по формирован...