Урок в 4 классе "Склонение имен прилагательных в множественном числе"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Цель: Формирование умений  склонять и правильно писать окончания имён  прилагательных  во множественном числе.

Задачи:

ü  Организовать деятельность учащихся по знакомству и отработке навыков правописания падежных окончаний имен прилагательных во множественном числе.

ü  Создать содержательные условия с целью развития у детей умений находить и анализировать познавательный объект; способствовать развитию логического мышления.

Воспитывать интерес к обучению, любовь и уважение к русскому языку; чувства сотрудничества и сплоченности, культуры общения и поведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ ООШ №37 п.Балакирево Владимирской области, Александровского района

 «Склонение  и правописание имен прилагательных во множественном числе»

Конспект урока русского языка

(четвертый класс)

Автор: Блинова Тамара Анатольевна,

учитель начальных классов,

первая   категория

п.Балакирево, 2014 год

ХОД УРОКА

  1. Самоопределение к учебной деятельности

     Я очень хочу, чтобы вы улыбались,

     Работаю нашей довольны остались.

     Пусть этот урок нас порадует всех

     И каждый из нас ощутит свой успех.

ІІ. Актуализация знаний

 Минутка чистописания

СЛОВАРЬ       Cлайд2

Россия, город, коньки, эстафета, победа, спортсмен, хоккей, желтый, черный.

Новое слово зашифровано:  Слайд 3 АТ    БИ    ЛОН

Почему биатлонисту нужно быть не только сильным, ловким, быстрым, но и зорким и внимательным?

 Биатлон – (би + греч. аtlon – состязание) современное зимнее двоеборье – лыжная гонка со стрельбою из винтовки (стоя и лежа).

Как вы думаете, какому важному событию соответствуют наши словарные слова - существительные?

Где будет проходить зимняя олимпиада?

Когда?

Что необходимо для проведения именно зимней олимпиады? ( cнег) Слайд 4

Сс Сс Сс

Идет пуш...ст... сне.. .

Дети комментируют орфограммы, вспоминают правило о правописании падежных окончаний имен прилагательных в единственном числе.

 III. Творческая работа

-  Что вы знаете  о правописании этого слова?

- Давайте назовем признаки снега (мягкий, пушистый, легкий, колючий, липкий, мохнатый, сильный, обильный, мокрый, вчерашний, талый, искристый, блестящий, чистый, грязный, белый).

- Какие прилагательные может употреблять диктор телевидения в сводке погоды для описания снегопада? (обильный, мокрый)

- Какая часть речи помогла вам в описании? Что вы о ней знаете? (Вспомнить о прилагательном

4. Посмотрите на доску: Слайд 5. Флаг олимпиады

Синий – цвет Европы

Черный – Африка

Красный – Америка

Желтый – Азия

Зеленый – Австралия

ІV. Работа по теме урока. слайд6

Заготовила зима 
Краски все для всех сама. 
Полю — лучшие белила,   
Зорям — алые чернила.     
Всем деревьям — чистые 
блестки серебристые

 

1. о каком времени года говориться в стихотворении?

Слайды 7.8.9.

2. ПОДБЕРИТЕ однокоренные слова к слову зима.

( зимний,  зимовать, зимующие, зимовка,  зимушка, зимовье)

3. Запишите прилагательные и существительные. Разберите их по составу.

– Что можно сказать о теме урока? Что будем изучать? (Прилагательные в форме множественного числа.) Почему так решили? (В стихотворении пропущены окончания прилагательных во множественном числе.)

Слайд 10
– Как определили, что это прилагательное во множественном числе? (По вопросу – Какие?; по сущ., с которыми эти прилагательные связаны, они также употреблены во множественном числе.)
– Известны ли нам окончания прилагательных в форме множественного числа в именительном падеже? (Да , -ые, -ие.)
– Как вы думаете, что еще мы узнаем о прилагательных в форме множественного числа?
(Окончания в остальных падежах, падежные вопросы).

-  Какие цели вы поставите перед собой на данном уроке?

Слайд11

V.Постановка учебной задачи

          1. Наблюдение над склонением прилагательных во множественном числе

На доске записаны словосочетания:

- Поставьте словосочетание в форму множественного число и просклоняйте (Задание выполняется по вариантам, у доски работают 2 человека)

1 вариант: белый пушистый снег;

2 вариант: яркий зимний день;

- Что вы можете сказать об этих словосочетаниях? (в них есть прилагательные  с твёрдой и мягкой основой  и одушевленные , неодушевленные имена существительные , с которыми имена прилагательные связаны )

-  Что вы заметили? (Учащиеся анализируют, делают вывод)

Вывод:  имена прилагательные во множественном числе изменяются по падежам. Падеж имени прилагательного во множественном числе можно узнать по падежу имени существительного)

 2. Проверка по  таблице окончаний  

Слайд 12

Вывод: на правописание  падежных окончаний прилагательных  множественного числа влияет тип основы и одушевлённое или неодушевлённое это прилагательное. ,

VI. ФИЗМИНУТКА

7 февраля начнется олимпиада в Сочи. Нашим спортсменам тяжело бороться за медали. Представьте, что вы: лыжники. хоккеисты,фигуристы.

А теперь аплодируем  нашим спортсменам.

  VII.  Первичное закрепление        

        4. Работа с учебником – Откройте учебник на с 34 и прочитайте правило

- Как определить падеж прилагательных во мн. числе? ( по падежу имени существительного)

- Как проверить безударные окончания прилагательных во множественном числе?

- Как в шутливой форме можно сформулировать это правило? (Не хочешь остаться с носом, проверяй окончание вопросом.)

- В каких падежах прилагательные мн. числа имеют одинаковые окончания?

- Стр. 34, упр.343

. Выпишите словосочетания прилагательных с существительными, у прилагательных ед. числа выделите окончания и укажите род и падеж, а у прилагательных множественного числа выделите  окончания и укажите  только  падеж.

Взаимопроверка.

-Кто выполнил упражнение  без ошибок? С 1 или 2 ошибками? Оцените работу товарищей

VІII.  Работа в группах с самопроверкой по эталону.     

                                      На практике проверить можно точно,

                                      кто смог теорию усвоить прочно.

Выполнение упражнения по группам (дифференциация по степени сложности и объема)

- Оцените свои возможности и выберите уровень задания, соответствующий им.

Уровень 1

а) Спишите.

На мёрзл.. землю легла зима. Гибк.. стволы над лесн… дорогами согнулись кружевн… арками. В зимн.. лесу много зверин.. и птичь.. следов. По краю глубок.. оврага стоят огромн.. осины.

б) Определите падеж и выделите окончания имён прилагательных.

Уровень 2

а) Поставьте и запишите слова в скобках в нужном падеже.

Любовались (белоснежные равнины), подъехали к (высокие горы), рисовали на (холодные стёкла), летали около (стройные сосны), блестит (разноцветные огни), вьют на (высокие деревья).

б) Определите падеж и выделите окончания имён прилагательных.

Уровень 3

а) Составьте и запишите по 4 словосочетания прилагательное + существительное из каждой строчки :  мужского рода в Р.п., женского рода в П.п., среднего рода в Д.п., множественного числа в В.п.

Хороший (люди, настроение, подарок, песня).

Синий (колокольчик, река, озёра, небо).

Ранний (завтрак, утро, прогулка, всходы).

б) Выделите окончания имён прилагательных.

Самопроверка по эталону. Самооценка.

IX. Рефлексия учебной деятельности  слайд 16

- В начале урока мы ставили перед собой цель выяснить, как склоняются имена прилагательные во множественном числе. Достигли мы поставленной цели?

- Кому урок показался интересным?

- Мне сегодня удалось …

- Я сегодня доволен тем, что …

-  Мне понравилось …

-  Мы учились…

- Улыбнитесь пожалуйста. Слайд 17

X. Домашнее задание

Чтобы прочными были ваши знания,

даю вам домашнее задание. Слайд 18

стр.34 – правило и таблиц окончаний, стр.36 Упр.346

Слайд 19

Список использованной литературы

  1. Рамзаева Т.Г.. Русский язык: 4 класс. – М.: «Дрофа», 2010. – 33-34с.
  2. Гараева Я.Ш. Поурочные разработки по русскому языку к учебнику Т.Г. Рамзаевой: 4 класс. – М.: «ВАКО», 2004. – 400 с.
  3. Волина В. Веселая грамматика. – М.: «Знание», 1995.- 300 с.

Приложение 1

Уровень 1

а) Спишите.

На мёрзл.. землю легла зима. Гибк.. стволы над лесн… дорогами согнулись кружевн… арками. В зимн.. лесу много зверин.. и птичь.. следов. По краю глубок.. оврага стоят огромн.. осины.

б) Определите падеж и выделите окончания имён прилагательных.

Уровень 2

а) Поставьте и запишите слова в скобках в нужном падеже.

Любовались (белоснежные равнины), подъехали к (высокие горы), рисовали на (холодные стёкла), летали около (стройные сосны), блестит (разноцветные огни), вьют на (высокие деревья).

б) Определите падеж и выделите окончания имён прилагательных.

Уровень 3

а) Составьте и запишите по 4 словосочетания прилагательное + существительное из каждой строчки :  мужского рода в Р.п., женского рода в П.п., среднего рода в Д.п., множественного числа в В.п.

Хороший (люди, настроение, подарок, песня).

Синий (колокольчик, река, озёра, небо).

Ранний (завтрак, утро, прогулка, всходы).

б) Выделите окончания имён прилагательных.

Приложение 2                                                                      

Оценочный лист

      Работа над предложением

                            Разбор слова  cоставу

                            Работа в парах

Оценка

Приложение 2                                                                      

Оценочный лист

         Работа над предложением

Разбор слова  cоставу

                             Работа в парах

Оценка


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Правописание падежных окончаний имен прилагательных единственного и множественного числа » МБОУ ООШ №37 Александровский район, Владимирская область Автор: Блинова Тамара Анатольевна, учитель начальных классов, первая категория Балакирево 2014 год

Слайд 3

СЛОВАРЬ Р осс ия, гор о д, к о ньки, эст а фета, п о беда, сп о ртсмен, х окк ей, ж е лтый, ч е рный.

Слайд 4

АТ БИ ЛОН БИАТЛОН Биатлон – ( би + греч. а tlon – состязание) современное зимнее двоеборье – лыжная гонка со стрельбою из винтовки (стоя и лежа).

Слайд 6

ОЛИМПИЙСКИЙ ФЛАГ

Слайд 7

Заготовила зима Краски все для всех сама. Полю — лучш … белила, Зорям — ал … чернила. Всем деревьям — чист … блестки серебрист … .

Слайд 11

Заготовила зима Краски все для всех сама. Полю — лучш … белила, Зорям — ал … чернила. Всем деревьям — чист … блестки серебрист … .

Слайд 12

,, Заготовила зима Краски все для всех сама. Полю — лучш ие белила, Зорям — алые чернила. Всем деревьям — чист ые блестки серебрист ые

Слайд 13

Тема урока Склонение и правописание окончаний имён прилагательных множественного числа

Слайд 14

Падеж Вариант 1 Вариант 2 Им.п. сильн ые быстр ые спортсмены Ярк ие зимн ие дни Р.п. сильн ых быстр ых спортсменов Ярк их зимн их дней Д.п сильн ым быстр ым спортсменам ярк им зимн им дням В.п. сильн ых быстр ых спортсмен ов Ярк ие зимн ие дни Т.п сильн ыми быстр ыми спортсменами ярк ими зимн ими днями П.п. о сильн ых быстр ых спортсменах о ярк их зимн их днях

Слайд 15

Алгоритм правописания падежных окончаний имен прилагательных во множественном числе. Определи, к какому существительному относится прилагательное. Задай вопрос от существительного к прилагательному. Посмотри, какое окончание имеет падежный вопрос прилагательного. Напиши окончание прилагательного: если с твердой если с мягкой основой Ы основой И

Слайд 16

Рефлексия. Кому урок показался интересным? Мне сегодня удалось … Я сегодня доволен тем, что … Мне понравилось … Мы учились …

Слайд 17

Улыбнитесь вместе с солнышком!

Слайд 18

Домашнее задание. с 34 правило и таблица окончаний, С. 3 упр. 346.

Слайд 19

МОЛОДЦЫ!

Слайд 20

Графические ресурсы: http://dubskoeschool.ucoz.ru/book.png https://encrypted-tbn0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcSsVKwwd3wH_4iXSRGSX6G6BLVNw_sz-ApoKJt9q66qGMl6ZMhH https://encrypted-tbn1.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcR2WfgWPshV2leQN-_PAh6TWQm0n9pWhLRWjvh1iumVCSeRKhEo http://liubavyshka.ru/_ph/87/1/541053636.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока: "Склонение имен прилагательных во множественном числе."

Цель: создание условий, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения по теме «Склонение имен прилагательных во множественном числе»....

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: "Склонение имен прилагательных во множественном числе"

Русский язык занимает важное место в системе школьных предметов, так как он является не только объектом изучения, но и средством обучения, ибо на уроках русского языка учащиеся приобретают необходимые...

Урок по русскому языку в 4 классе "Склонение имен прилагательных во множественном числе"

Урок по русскому языку в 4 классе "Склонение имен прилагательных во множественном  числе"...

Открытый урок по русскому языку с презентацией в 4 классе по теме « Склонение имен прилагательных во множественном числе».

Тип урока: открытие новых знанийОборудование:·        интерактивный комплекс,·        карточки с разноуровневыми заданиями,·...

Урок русского языка в 4 классе "Склонение имен прилагательных во множественном числе"

Урок русского языка в 4 классе "Склонение имен прилагательных  во множественном числе"...