Безударные гласные, не проверяемые ударением, в словах, называющих птиц
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Чёрненькая Инна Викторовна

План-конспект урока русского языка во 2 классе по УМК "Планета знаний" (автор учебника "Русский язык" Л.Я. Желтовская) с указанием формируемых УУД на каждом этапе урока. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока русского языка во 2 классе

(УМК «Планета знаний», автор учебника «Русский язык» Л.Я. Желтовская)

Тема урока

Безударные гласные, не проверяемые ударением, в словах, называющих птиц

Цель урока

Создание условий для ознакомления учащихся с новым для них способом проверки написания безударных гласных в корне слова, не проверяемых ударением, в словах, называющих птиц, через наблюдение за звуками, которые издают пернатые.

Задачи урока (планируемые результаты обучения)

Личностные УУД:

формировать внутреннюю позицию учащихся на уровне положительного отношения к школе, ориентировать на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего учащегося»;

формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

формировать знание основных моральных норм и ориентацию на их выполнение;

формировать умение ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;

формировать чувство прекрасного и чувство ответственности на основе ознакомления с миром природы;

формировать установку на здоровый образ жизни и его реализацию;

формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

учить в сотрудничестве с учителем определять тему урока и ставить новые учебные задачи;

учить учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

учить проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

учить осуществлять констатирующую и итоговую рефлексию, а также актуальный контроль на уровне произвольного внимания.

Познавательные УУД:

учить стоить речевые высказывания в устной и письменной форме;

учить основам смыслового чтения текста, его анализу, выделению главной мысли, определению темы и нахождению изобразительно-выразительных средств языка;

учить осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям;

учить устанавливать причинно-следственные связи и строить простые рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях;

учить обобщать на основе выделения существенных связей.

Коммуникативные УУД:

учить формулировать и аргументировать собственную точку зрения;

учить договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

учить задавать вопросы, осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь;

учить адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, а также владеть монологической и диалогической формой речи.

Основные понятия

Безударная гласная в корне слова, не проверяемая ударением; способы проверки безударной гласной, звукоподражание как один из способов проверки безударной гласной в корне слова.

Межпред-метные связи

«Окружающий мир» (Раздел «Природа вокруг нас», тема «В мире живой природы»); «Музыка» (Тема «Звуки природы и музыки»).

Тип урока

Урок уточнения и конкретизации открытого ранее способа проверки безударных гласных, не проверяемых ударением.

Ресурсы

Карточки для различных форм работы, компьютер, мультимедийный проектор, презентация, магнитола, CD диск «Музыка счастья», аудиокассета «Шум леса», учебники.

        Ход урока        

Этапы рока

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оргмомент

Коммуни

кативные, регулятив

ные

Проверяет готовность учащихся к уроку

Хоровое проговаривание слов: «Долгожданный дан звонок, начинается урок»

Психологический настрой на урок

Коммуникативные, познавательные,

личностные

Просит к детей сесть, улыбнуться друг другу, сесть поудобнее, положить руки на парту, голову на руки, закрыть глаза и повторять за учителем под «Музыку счастья» следующие слова:

- Я в школе на уроке.

- Сейчас я начну учиться.

- Я радуюсь этому.

- Внимание моё растёт.

- Я всё замечу.

- Память моя крепка.

- Голова мыслит ясно.

- Я хочу учиться.

- Я очень хочу учиться.

- У меня полная готовность к работе.

- Я работаю.

Предлагает сесть правильно.

Хоровом проговаривают-повторяют слова учителя. Осуществляют положительный самонастрой на работу на уроке.

Принимают правильную рабочую позу за партой.

Актуализация знаний, какография

Личностные

Представляет текстна доске с ошибками на изученные орфограммы с установкой на поиск и обязательное аргументированное исправление всех ошибок для фронтальной работы.

Создаёт ситуацию успеха.

По очереди выходят к доске, исправляют найденные в тексте ошибки, доказывая верность своего варианта написания подбором проверочных слов.

Текст. (Зема. В лису замило дорошки. Не знаешь, что тоит в себе каждый сугроп. Только сарока не дремлет)

Проживают ситуацию успеха.

Определение темы, целеполагание и мотивация

Регулятивные

Предоставляет языковой материал для дифференциации проверяемых и непроверяемых орфограмм в словах, называющих птиц, и формулировки выводов для работы в малых группах.

Предлагает детям высказать свои предположения о теме, цели урока и ходе дальнейших действиях по достижению цели.

Слайд 1. «Тема урока»

Все известные способы проверки орфограмм безударной гласной в корне слова фиксирует на дополнительной классной доске (поставь в форму ед. числа, поставь в форму мн. числа, назови ласково).

Записывает вопрос, на который надо ответить в конце урока: «Существуют ли другие способы проверки и какие они?»

«Шум леса» (аудиокассета)

В группах по 5 человек (совместно-распределённая деятельность) дети рассуждают, распределяют слова в два столбика (с проверяемой и непроверяемой орфограммой). Слова (снегири, вороны, сороки, синицы, клесты, соловьи, воробьи, скворцы).

После этого один человек от каждой группы представляет версию выполнения задания на доске, а участники остальных групп участвуют в обсуждении с помощью знаков «согласен» и «не согласен».

Затем коллективно формулируют вывод, определяют тема, цель и план урока

Физкультминутка

Личностные

Высказывает благодарность всем участникам групповой работы и предлагает немного отдохнуть, выполняя движения с проговариванием стихотворного текста.

Наблюдает и обращает внимание учащихся на важность выполнения движений с полной амплитудой и бодрым настроением.

Хором проговаривают слова: «Я здоровье берегу – сам себе я помогу».

Выполняют упражнения с одновременным проговариванием следующих слов:

Совушка-сова

Большая голова.

На суку сидит,

Головой вертит.

Крыльями хлоп-хлоп,

Лапками топ-топ.

Работа учащихся по «открытию» нового способа проверки

Познавательные, регулятивные

Предлагает сесть правильно, записать в тетради число, название месяца и слова «Классная работа», прописать каллиграфически материал минутки чистописания, а затем работать в тетради с каждым словарным словом (воробей, ворона, синица, снегирь, сорока), начиная с новой строки.

Во время самостоятельного выполнения детьми упражнения из учебника проводит дифференцированную работу со склонными к одарённости учащимися, предлагая им выполнить более объёмное и сложное задание на карточке

Хором проговаривают слова: «Сяду тихо, не согнусь, за работу я возьмусь».

Выполняют запись в тетради числа, названия месяца и слов «Классная работа». Перед минуткой чистописания хором проговаривают слова

Мы в лес за наукой Сегодня пойдём

Смекалку, фантазию нашу возьмём,

Но чтобы скорее до леса дойти,

Должны мы по тропке красиво пройти!

Выполняют аналогичную словарную (лексико-орфографическую работу) над каждым из 5-ти изучаемых на данном уроке слов с непроверяемой гласной по плану:

Слайды 2-21.

- разгадывают загадку о птице, правописание названия которой надо запомнить;

- рассматривают изображение птицы и одновременно слушают звуки, которые она издаёт, читают краткие научные тексты и акцентируют внимание на интересных фактах и соотнесении названия птицы и звуков, которые она издаёт;

- орфографически проговаривают слово-название птицы и запоминают его правильное написание с опорой на звуковую ассоциацию;

- работают над фразеологизмами и поговорками с изучаемым словом и записывают их в тетрадь.

Формулировка выводов

Личностные

Предлагает побеседовать по таким вопросам:

-Чем необычны слова, которые мы сегодня изучали?

Воробьи, стрижи, пингвины,

Снегири, грачи, павлины,

Попугаи и синицы –

Одним словом – это птицы!

-Как проверять написание таких слов?

- Почему птиц называют пернатыми?

- Что вы о них ещё знаете?

- Как и почему надо к ним относиться?

У деревьев нет больницы, их на месте лечат птицы.

Думают, рассуждают, устанавливают причинно-следственные связи, обобщают, формулируют выводы, отвечая на поставленные вопросы

Первичное закрепление и взаимопроверка

Регулятивные, личностные, коммуникативные

Слайд 22 (Изображение леса).

Каждому учащемуся предлагает карточку с уже написанными изученными словами-названиями птиц, в которых пропущены непроверяемые гласные. Нужно вписать правильно пропущенную букву.

Слайд 23, на котором изображены все 5 изученных на уроке слов.

Предлагает обменяться с соседом по парте листочками, осуществить взаимопроверку, взаимооценку по указанным на доске критериям (без ошибок – отметка «5», 1 ошибка – отметка «4», 2 ошибки – отметка «3» и более двух ошибок – отметка «2») и вернуть листочек.

Под аудиозапись «Шум леса» вписывают буквы на месте пропусков.

Обмениваются листочками

и осуществляют взаимопроверку и взаимооценку по указанным учителем на доске критериям оценивания, после чего возвращают работы друг другу.

Дифференцированное домашнее задание

Личностные, регулятивные

Предлагает дифференцированное домашнее задание в конвертах:

«От совы»: для тех, кто легко и безошибочно умеет решать орфографические задачи.

«От снегиря»: для тех, кто умеет решать орфографические задачи, но не совсем уверен в своих силах.

«От воробья»: для тех, кому трудно, кто не готов к серьёзным испытаниям.

Выполняют предварительную самооценку, а потом выходят к доске, где расположены конверты с домашними заданиями и выбирают себе задание «по силам» от соответствующей птицы

Обобщение знаний,

открытых на уроке

Регулятивные

Предлагает следующие вопросы для обобщающей беседы:

- Что мы сейчас изучаем на уроках русского языка?

- Кто помнит? Какой сегодня вопрос мы поставили в начале урока?

-Кто может ответить на него?

-Зачем мы всё это изучаем?

- А зачем нам нужно быть грамотными?

Думают, рассуждают, обобщают, формулируют выводы

Подведение итогов урока

Личностные

Высказывает слова благодарности всем без исключения учащимся за работу на уроке.

Поздравляет каждого с замечательной отметкой за урок, а ребят, работавших с карточками – с двумя высокими отметками.

Осуществляют итоговую рефлексию с опорой на недосказанные предложения

«Сегодня на уроке я»:

- научился(лась) …

- понял(а) …

- впервые узнал(а) …

- затруднялся(лась) …

- радовался(лась) …

Наводят порядок на парте и готовятся к концу урока.

Хором проговаривают в конце урока слова:

Прозвени-ка дружок,

Голосистый звонок.

Перемену ждут ребята:

Поиграть, попрыгать надо.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Безударные гласные, не проверяемые ударением, в словах, называющих птиц

Слайд 3

Маленький мальчишка В сером армячишке По дворам шныряет – Крохи собирает.

Слайд 4

АРМЯК В переводе с тюркского языка - «халат ». Традиционная мужская верхняя одежда — долгополый кафтан халатного покроя, без сборок. Подпоясывался широким цветным поясом – кушаком. В 19 веке армяк стал повседневной крестьянской одеждой.

Слайд 5

Маленькая серо-коричневая птичка. Живёт вблизи домов человека. Средняя продолжительность жизни - от 9 месяцев до 2 лет.

Слайд 6

В О Р О БЕЙ

Слайд 7

Стреляный воробей. Воробью по колено. Воробьиный шаг.

Слайд 8

Окраской - сероватая, Повадкой - вороватая Крикунья хрипловатая. Известная персона. Это - …

Слайд 9

Всеядная птица семейства вороновых. Хорошо приручается и поддаётся дрессировке. Любит дразнить других животных и отбирать у них еду.

Слайд 10

В О Р О НА

Слайд 11

Считать ворон. Каркает как ворона. Пуганая ворона и куста боится.

Слайд 13

Я, как сажа черна, Как сметана, бела. Люблю всем в лесу рассказать, где была.

Слайд 14

Птица из семейства вороновых с белыми перьями в хвосте и крыльях, не улетающая на зиму в теплые края, при строительстве гнезда укладывает в него сорок веточек.

Слайд 15

С О Р О КА

Слайд 16

Трещит как сорока. Сорока на хвосте принесла. Заладила сорока Якова одно про всякого.

Слайд 17

Спинкою зеленовата, Животиком желтовата, Чёрненькая шапочка И полоска шарфика.

Слайд 18

Относятся к отряду воробьиных. Истребляют вредных насекомых и тем самым приносят неоценимую пользу человеку. Гнездятся в дуплах.

Слайд 19

С И НИЦА

Слайд 20

Лучше синица в руках, чем журавль в небе. Синица в руках лучше соловья в лесу.

Слайд 21

Зимой на ветках яблоки! Скорей их собери! И вдруг вспорхнули яблоки. Ведь это …

Слайд 22

Прилетает с севера вместе со снегом. Передразнивает свистовые фразы песен других птиц и иные звуки. Быстро привыкает к домашним условиям содержания.

Слайд 23

СН Е ГИРЬ

Слайд 24

Снегирь под окном чирикает - к оттепели.

Слайд 26

В О Р О БЕЙ В О Р О НА С О Р О КА С И Н И ЦА СН Е ГИРЬ

Слайд 27

Сегодня на уроке я: научился( лась ) … понял(а) … почувствовал(а) … в первые узнал(а) … з атруднялся( лась ) … р адовался( лась ) …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Безударные гласные, не проверяемые ударением".

Закрепить знания, умения, навыки правописания слов спроверяемыми и непроверяемыми орфограммами; совершенствованиетехники письма; развитие орфографической зоркости, внимания, устной vписьменной р...

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 3 классе по теме "Безударная гласная, не проверяемая ударением"

Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку на тему "Безударная гласная, не проверяемая ударением" содержит интересный и познавательный материал не только для быстрого усвоения  указанной...

Занятие для обучающихся 2 классов (ФФНР) "Развитие сложных форм фонематического анализа на материале слов называющих птиц"

ТЕМА:  Развитие сложных форм фонематического анализа на материале слов называющих птиц. ЦЕЛЬ: Развивать фонематические обобщения в процессе упражнений по звуковому анализу и синтезу слов. За...

Занятие для обучающихся 2 классов (ФФНР) "Развитие сложных форм фонематического анализа на материале слов называющих птиц"

ТЕМА:  Развитие сложных форм фонематического анализа на материале слов называющих птиц. ЦЕЛЬ: Развивать фонематические обобщения в процессе упражнений по звуковому анализу и синтезу слов. За...

урок по русскому языку 3 класс .Правописание безударных гласных и проверяемых согласных в корне слова

правописание безударных гласных  и проверяемых согласных в корне слова...

Карточка № 2 "Правописание слов с безударными гласными, не проверяемыми ударением" (3 класс)

Словарные слова, как и таблицу умножения, надо знать наизусть. Вот только таблица умножения помещается на половине тетрадной страницы, а словарные слова составляют огромный словарь: их надо учить и уч...

Урок по русскому языку во 2 классе. Тема "Правописание слов с буквами безударных гласных звуков, непроверяемых ударением"

На уроке обучающиеся знакомятся с новыми словами из словаря (январь, февраль, месяц). Цели урока: формировать умение находить ранее изученные и запоминать новые слова с непроверяемыми безударными...