Знакомство с орфограммой «Буква Ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Конспект урока русского языка (использование технологии деятельностного метода).

Логическая основа урока

Новое знание – способ определения написания Ь в глаголах.

Пробное действие – запишите слова, вставив, где это необходимо, букву Ь. Объясните, почему вставили Ь?

Фиксация затруднения – Кто не смог выполнить задание? Почему? А те, кто справился, можете  ли  вы объяснить, каким правилом воспользовались? В чем затруднение?

Причина затруднения – Где возникло затруднение? Почему не смогли полностью справиться с этим заданием?

Формулирование цели деятельности – Сформулируйте цель нашей работы. Что мы должны сегодня узнать?

Фиксация нового знания – в виде алгоритма .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока.

Русский язык, 4 класс.

Тема урока: «Знакомство с орфограммой «Буква Ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа».

Тип урока: ОНЗ.

Основные цели:

  1. Сформировать умение правильно писать глаголы 2-го лица ед. ч.
  2. Закрепит умение правильно писать безударные личные окончания глаголов, умение определять спряжение глаголов, умение обосновать правильность написания безударных личных окончаний глаголов, знания о глаголах-исключениях.
  3. Тренировать мыслительные операции, орфографическую зоркость.

Демонстрационный материал: 1) солнце на доске, 2) 2 плаката – улица «Время» и улица «Неопределенная форма»

Раздаточный материал: 1) алгоритм №1 «Определение безударных личных окончаний глаголов»,  2) учебник Бунеев Р. Н. «Русский язык 4 класс» ч.3, 3) эталон для самопроверки самостоятельной работы в парах; 4) задание для самостоятельной работы с эталоном для самопроверки на обратной стороне листа, 5) карточка с дополнительными заданиями.

Ход урока

- Ребята, мы сегодня с вами отправимся дальше путешествовать по городу «Глагол». Пройдемся по улицам города, уже знакомым нам.

 

М.р    Ж.р.   С.р.                                                1 лицо        2 лицо - ?         3 лицо                          

ед.ч.                                                                               ед. ч.    мн.ч.

мн.ч.

 

 

-ТЬ,  -ТИ, -ЧЬ.                                                                  

                                                                                                   -ТЬ,  -ТИ, -ЧЬ.                          

                                                                             

- А почему у 2-го лица появился знак вопроса? (наверное, появится еще один алгоритм, который мы пока не знаем)

- Скажите, как вы думаете, чему будем посвящен наш урок? (глаголу, его признакам…)

- А как вы узнаете новое на уроке? (Сначала повторим то, что нам понадобиться, обобщим, выполним пробное задание, у нас может не получиться, мы остановимся, подумаем и сами откроем новый способ, знание)

- Как вы будете работать? (самостоятельно)

- Хорошо. А у нас на доске висит солнышко, которое нам дарит хорошее настроение. А хорошее настроение позволит нам успешно работать и принесет радость общения друг с другом.

- Желаю удачи – и в путь.

- Чтобы узнать что-то новое, что надо делать сначала? (повторить те знания, которые нам понадобятся на уроке).

- Пройдемся по «лесенке» глаголов, воспользовавшись алгоритмом №1.

«Лесенка»

___________

Корм…т

___________

Мечта…т

___________

Дыш…т

___________

Дума…т

___________

Стро…т

___________

Пиш…т

- Что поможет в работе? (Алгоритм)

«Определение безударных личных окончаний глаголов»

Безударное окончание?

Поставь в неопределенную форму

Глагольный суффикс И                                   Глагольный суффикс НЕ  И

+ глаголы-исключения:                                     + глаголы-исключения:

 Смотреть, видеть, ненавидеть,                                                         брить, стелить

Терпеть, вертеть, зависеть, обидеть,

Дышать, держать, гнать, слышать.

               II спр.                                                                 I спр.

- Молодцы!

- А теперь запишем в тетради:

 

- Запишите слова. Вставьте, где необходимо, букву «Ь»: играт…, смотрет…, видиш…, думаеш… .

- Поднимите те, кто не смог полностью выполнить задание. Почему? (я не могу вставить в слова мягкий знак).

- А те, кто справился, можете объяснить, каким правилом воспользовались? (я не могу сказать…)

- Что же надо сделать дальше? (остановиться и подумать).

- Какое задание выполняли?

- Как вы рассуждали? На какой эталон вы опирались в своих действиях?

- Подошел ли к вашему заданию известный эталон? (Нет).

- Где возникло затруднение? ( С глаголами 2-го лица).

- Почему же вы не смогли полностью справиться с этим заданием? (Мы не знаем правила написания Ь в глаголах).

- Прежде чем продолжить работу дальше, что надо сделать? (Поставить цель).

- Сформулируйте цель своей деятельности. (Узнать алгоритм написания  глаголов 2-го лица единственного числа).

- Вы будете открывать новый алгоритм или уточнять уже известный (открывать новый).

- Сформулируйте тему урока. (Глаголы 2-го лица единственного числа.)

- Вы сегодня на уроке будете не просто изучать глаголы 2-го лица, а познакомитесь с новым алгоритмом, поэтому тема урока будет звучать так: «Знакомство с орфограммой «Буква Ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа».

- Что вам надо сделать сейчас? (Составить план дальнейшей работы)

На доске фиксируется план:

  1. Проанализировать название новой орфограммы.

 (Глаголы  какого лица? Числа? Оканчиваются на какую согласную? Надо писать мягкий знак?)

  1. Продумать и сформулировать алгоритм действий для правильного написания глаголов этой формы.
  2. Составить опорный сигнал, алгоритм.

– Хорошо. Работать вы будете в группах, поэтому сначала вспомните основные правила работы в группе.

На работу в группах отводится 3 минуты.

− Представьте свои результаты. Объясните свои действия.

У доски отвечают по одному представителю от группы.

− А теперь сформулируйте общий алгоритм.

Учитель на доске фиксирует эталон – алгоритм:

Глагол

2-е лицо

ед. число

после шипящей

пишу Ь

- Скажите, как мы напишем слова видишь, думаешь? Докажите.

- Скажите ребята, мы сняли затруднение?

Физкультминутка.

- Можно ли сказать, что вы уже все сделали на уроке? (Нет.)

- Какую цель вы поставите на оставшиеся этапы? (Научиться применять построенный алгоритм при написании слов-глаголов.)

− Что для этого надо сделать? (Потренироваться в использовании нового алгоритма.)

Выполним упражнение 278.

- Прочитайте задание.

- Посмотрите на образец.

(Выполняем упражнение комментировано по цепочке.)

- Что поможет правильно писать глаголы 2 лица, единственного числа после шипящей?

- Вы поработали все вместе, а как надо поработать теперь? (В парах.)

- Прочитайте отрывок из произведения Александра Сергеевича Пушкина.

- Найдите  глаголы-исключения в тексте, поставь их во 2 лицо единственное число  (записываем). Первые две строчки поясняет первый вариант второму, а последние две строчки -  второй вариант первому.

К морю лишь подходит он,

Вот и слышит будто стон…

Смотрит-видит: дело лихо:

Бьётся лебедь средь зыбей.

Их он кормит и поит,

И ответ держать велит…

- Проверьте по эталону, если верно поставьте плюс над словом.

К морю лишь подходит он,

Вот и слышит будто стон…       СЛЫШИШЬ

Смотрит-видит: дело лихо:       СМОТРИШЬ, ВИДИШЬ

Бьётся лебедь средь зыбей.

Их он кормит и поит,

И ответ держать велит…          ДЕРЖИШЬ

Те ребята, которые допустили ошибки, проговаривают правильное написание  вслух, находят место ошибки, анализируют ее и исправляют.

− Вы поработали вместе, в парах, а что теперь необходимо сделать? (Поработать самостоятельно.)

− С какой целью вы будете работать самостоятельно? (Мы должны для себя выяснить, понятен ли нам новый алгоритм, можем мы им самостоятельно пользоваться.)

Задание: Спиши пословицы,  вставь пропущенную буквы, обозначь орфограмму.

Не   разгрызёш_    ореха, не съеш_   ядра.

Тише ед_ш_  , дальше буд_ш_.

Самопроверка:  переверните листочки и сверьте с эталоном.

- У кого получился другой ответ – поставьте «?», найдите место в слове, где допущена ошибка, объясните.

- Кто справился с заданием без ошибок? Поставьте себе «+».

- Какие цели вы сегодня ставили на уроке?

− Достигли вы этих целей? Докажите.

− У кого остались затруднения? Над чем еще вам надо будет поработать?

− Можно ли сказать, что сегодня вы были настоящими учениками? (Да.)

− Докажите.

− Оцените свою работу на уроке, используя шкалу на полях.

Домашнее задание.

Правило с.86. упр.279,

Найти пословицы, поговорки с этой орфограммой.

- Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Правописание мягкого знака в глаголах 2-го лица единственного числа."

Урок русского языка направлен на формирование самостоятельной поисковой деятельности, умение работать в парах....

Развитие умений писать слова с орфограммой "Буква ь после шипящих на конце имен существительных"

Урок русского языка в 4 классе позволяет научить детей действовать по алгоритму, уметь полно выражать свои мысли....

Открытый урок русского языка. Употребление мягкого знака в глаголах 2-го лица единственного числа

Открытый урок русского языка. Употребление мягкого знака в глаголах 2-го лица единственного числа...

Урок английского языка в 3 классе по теме "Окончание глаголов 3-го лица единственного числа" (УМК "Rainbow English")

Хочу поделиться разработкой урока по УМК "Rainbow English" (О.В. Афанасьева, И.В. Михеева). Урок разработан в соответствии с ФГОС НОО....

Презентация: Развитие умений писать слова с орфограммой «Буква ь после шипящих на конце имён существительных», графически обозначать выбор написания (4 класс).

Презентация по русскому языку для 4 класса : Развитие умений писать слова с орфограммой «Буква ь после шипящих на конце имён существительных», графически обозначать  выбор написания ....

Технологическая карта урока русского языка для 4 класса на тему "Правописание Ь в окончании возвратных глаголов 2-го лица единственного числа".

Урок по системе Л.В. Занкова. Автор учебника - Н.В. Нечаева. В соответствии с ФГОС. С приложениями к уроку....

Урок русского языка в 4-м классе "Буква Ь после шипящей в глаголах 2-го лица единственного числа"

·         знакомить учащихся с новой грамматической ролью Ь знака с новой орфограммой;·         научить правильно, писат...