Технологическая карта изучения темы "Глагол как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Трач Елизавета Николаевна

Главная проблема урока : Глагол как часть речи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glagol_kak_chast_rechi.docx50.86 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Глагол».

Тип урока: открытие новых знаний.

Цели:

 образовательные: сформировать четкое грамматическое понятие «глагол», закрепить знания о существенных признаках глагола, вывести алгоритм нахождения глагола среди других частей речи, развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщать;

воспитательные: воспитывать любовь к родному языку, способствовать развитию речи уч-ся

Задачи:

образовательные: обобщение, систематизация и актуализация имеющихся знаний о глаголе, формирование умения выделять глагол среди других частей речи;

развивающие: развитие устной и объяснительной речи уч-ся , умение сравнивать, обобщать, группировать, анализировать, формировать свои мысли, высказывать их вслух;

воспитательные: создание условий для коммуникативных умений, воспитывать учебную активность, учить ставить цели своей деятельности.

УУД.

Познавательные: уметь выделять признаки глагола как части речи, делать выводы, выделять главное.

Личностные: самооценка на основе критериев спешности, применять навыки делового сотрудничества в группе.

Коммуникативные: высказывать свою точку зрения с достаточной полнотой и ясностью.

Регулятивные: планировать учебное  сотрудничество, оценивать результаты своей деятельности.

Целеполагание

относительно педагога: вовлечь каждого ученика в активный познавательный творческий процесс; воспитывать у детей интерес к творческому взаимодействию при совместной работе; развивать умение размышлять в контексте изучаемой темы, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы.

относительно учащихся: расширить имеющиеся знания об изменении глаголов по числам, формировать умение в определении и изменении числа глаголов; учить применять свои знания в новых условиях

 Главная проблема урока:  Глагол как часть речи

 Название компетенций: информационная, учебно-познавательная, коммуникативная.

 Круг реальных объектов действительности, по отношению к которым формируются компетенции. Части речи: существительное, глагол.

Перечень знаний, составляющих компетенцию: теоретические знания: орфограммы корня,  что такое глагол, главные члены предложения, связь слов в предложении, как определить число глагола; правила работы в группе, в парах и самостоятельно.

 Умения и навыки, относящиеся к компетенции: выполнение инструкций; элементарное обоснование высказанного суждения; учебное сотрудничество: умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности; умение находить недостающую информацию в справочнике по русскому языку.

 Личностная значимость компетенции (зачем ученику необходимо быть компетентным?).

Эмоционально – ценностное отношение к языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты.

 Каким образом будет организована образовательная ситуация? (эвристическое задание, проблемный вопрос, эвристический вопрос) Проблемный вопрос (От чего зависит число глагола?)

 Какие способы деятельности по отношению к выбранному кругу реальных объектов будут применены? Способы решения поставленной задачи: анализ, сравнение, выявление особенностей

Этап урока

Цели

Содержание учебного материала

Методы и приемы

ФОУД

Организационный

Подготовка учащихся к работе на занятии для быстрого  включения в деловой ритм

- Здравствуйте, ребята.

- Для того, чтобы наш настрой на работу был отличным (настроение улучшилось), попробуйте на счёт “раз” хлопнуть в ладоши, а на счёт “два” хлопнуть ладошкой по ладошке соседей. Приготовились?

- “РАЗ”, “ДВА”! Молодцы!

Беседа

Ф

Языковая разминка

эффективно тренировать устойчивость внимания детей, оперативную память, умение сосредоточиваться

- Ребята, вы слышите? Что это?

-Правильно, капель. Это наступает весна.

(Учитель читает отрывок из стихотворения И.С.Никитина)

-Полюбуйся: весна наступает.

Журавли караваном летят,

В ярком золоте день утопает,

И ручьи по оврагам шумят.

- Так показывает свою любовь к весне И.С.Никитин.

- Ребята, а вам нравится весна? Чем она вас привлекает? Что происходит весной?

- Природа просыпается, оживает, ведь весна – это жизнь, движение, действие. А какая часть речи передаёт действие? (глагол)

- Как вы думаете, всё ли вы знаете о глаголе?

- В русском языке ещё много тайн, которые вам предстоит открыть. Хочется вам этого? Тогда вперёд!

п

Актуализация знаний

Актуализация изученного материала, необходимого для «открытия новых знаний»)

- Ребята, вспомните всё, что вы знали раньше о глаголе и  составьте схему.

Гр

Формулирование проблемы, планирование деятельности

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения

 

Нужно обязательно читать книги! Для чего?  А чтобы больше знать, научиться думать, понимать , чувствовать.

Кто действующее лицо, когда происходит действие? (Нельзя ответить.)

– На какие вопросы отвечают эти глаголы?

– Что ещё у них общего? (Оканчиваются на -ть.)

Читать (что делать?), знать (что делать?) и т.д.

– Можно ли определить число, время  у этих глаголов? (Нет.)

Продолжи запись : перечисли, что обычно любят делать мальчики и девочки

Мальчики обычно любят ( что делать ?) бегать,…..

Девочки обычно любят ( что делать ?) шить,  …..

Что общего у всех записанных вами глаголов?

Физкультминутка.

 Потренируемся в определении лексич. значения глаголов.

Если я произношу действие, называющее то, что происходит в природе- вы поднимаете руки вверх и хлопаете.

Если же действие связано с состоянием человека- прыжок вверх.

Действие, связанное с трудовой деятельностью- маршируем.

Копать, любить, смеркается, вязать, подморозило, стирать, ненавидеть, холодает, болеть.

рассказать       нести             беречь

сделать             идти             стеречь

придумывать  ползти          увлечь

подсказывать вести печь

Почему глаголы записаны в три столбика?

– В чём сходство всех глаголов в этом упражнении? (Отвечают на вопрос что делать?)

– Как называется такая форма? Где можно найти ответ? (В задании сказано: «Это глаголы в начальной форме», посмотреть в тексте в рамке.)

Вывод по наблюдениям: о каких глаголах мы говорили, что у них есть общего?

Глаголы отвечают на вопросы что сделать? что делать?, у них нельзя определить время и число. Они оканчиваются на -ть, -ти, -чь.

Что это за глаголы, у которых нельзя определить время и число?

- А теперь попробуйте сформулировать тему урока. Поставьте перед собой цель.

Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопрос

что делать? или что сделать?

Это начальная форма глагола.

Она называется неопределённой, потому что по ней нельзя

 определить ни время, ни число глагола.

Неопределённая форма глагола имеет суффиксы

 -ть-, -ти- либо оканчивается на -чь.

Перед суффиксом -ть- стоят глагольные суффиксы

 -а-, -я-, -и-, -у-, -о-, -е-.

Прблемно-диалогический

Практическая работа

Гр

 Первичная проверка понимания

Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция

Прочитайте. Найдите четвёртый лишний глагол в каждой группе. Почему он лишний? Объясните.

играть, гулять, думал, петь;

читает, пишет, считает, дружить;

привезти, привести, отпустил, вынести;

рассказал, поссорил, расцвести, рассадил.

Упр.317  стр.179

Упр. 318 стр.179

Ф

п

Подведение итогов занятий

Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы

Закончите предложение: Я понял…

Я узнал…

Я научился …

Рефлексия контроль

Ф


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологические карты уроков к теме "Части речи". 4 класс

В работе представлены технологическае карты уроков к теме "Части речи" (Повторение.)...

Технологическая карта «Имя существительное как часть речи, его грамматические признаки»

«Имя существительное как часть речи, его грамматические признаки»...

Технологическая карта по русскому языку "Части речи"

Урок для 2 класса УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока "Глагол как часть речи"

Технологическая карта урока по русскому языку в 4 классе "Глагол как часть речи"...

Технологическая карта урока русского языка части речи 3 класс Батищева Н.А

Технологическая карта урока русского языка части речи 3 класс Батищева Н.А...

Технологическая карта урока "Что такое части речи"

Технологическая карта урока "Что такое части речи", 2 класс "Перспектива"...

Технологическая карта урока русского языка «Части речи. Закрепление.» (УМК «Школа России», 3 класс)

Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока:  совершенствование знаний учащихся о частях речи; формирование умений распознавать части речи.Задачи урокаДидактические:Совершенство...