Рабочая программа по русскому языку (1 класс) УМК "Перспективная начальная школа"
рабочая программа по русскому языку (1 класс) по теме

Михайлова Светлана Станиславовна

Материал содержит пояснительную записку и развёрнутый календарно-тематический план с УУД

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon rus_yazyk_1_pnsh.zip61.56 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по предмету «Русский язык»

УМК «Перспективная начальная школа»

1 класс (50 часов в год/ 5 часов в  неделю/ в 3-4 четвертях)

Авторы: Н.Г.Агаркова, М.Л.Каленчук, Н.А.Чуракова, О.В.Малаховская, Т.А.Байкова,Н.М.Лаврова

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      Рабочая  программа по русскому языку для 1 класса общеобразовательной школы разработана на основе  Федерального государственного  образовательного стандарта  начального общего образования и авторской программы Н.Г.Агарковой, М.Л.Каленчук, Н.А.Чураковой и др. «Русский язык» (УМК «Перспективная начальная школа»).

     Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы.

Цели и задачи курса:

        В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:

  • познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учеников;
  • социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

        Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  • освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
  • овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты - описания и повествования небольшого объема;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

  В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета «Русский язык» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.

      ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.

Начальным этапом в первом классе является курс «Обучение грамоте».

Систематический курс русского языка

        Учет психологической характеристики современного школьника потребовал пересмотра некоторых важных теоретических позиций, продумывания особого гуманитарного статуса учебно-методического комплекта по русскому языку, включения в его корпус той словарной и орфоэпической работы, которая никогда ранее не практиковалась как система.

        1. А. Обязательный учет реальных норм произношения на территории огромной страны. Это касается разных сторон преподавания языка — и практической, и теоретической. Например, рассмотрения одной из ведущих орфографических проблем — проблемы безударных гласных. Для многих территорий, на которых распространено полногласие, нет проблемы чередования звуков [о] и [а] в первой предударной (и даже во второй предударной!) позиции. Поэтому традиционный вариант рассмотрения проблемы безударных гласных здесь не срабатывает, является неубедительным. Это касается и теоретических проблем, поскольку отражается на формировании понятийного аппарата. При учете существования территорий, на которых распространено полногласие, невозможно пользоваться определением орфограммы, к которому мы привыкли. Это понятие должно быть ориентировано не на подчеркивание расхождения между произношением и написанием, а на существование вариантов произношения и необходимость правильного выбора написания.

        Б. Учет реальных норм произношения предполагает и учет статистики самых частотных ошибок произношения, связанных, во-первых, с неправильным ударением, а во-вторых, с искажением произношения отдельных звуков. Это требует организации специальной работы, связанной с неоднократным возвращением к одним и тем же лексическим единицам, употребляемым в разном контексте для реального освоения норм правильного произношения. Это требует и введения в обиход (и включения в корпус УМК) орфоэпического словаря, к которому школьник постоянно отсылается для решения конкретной орфоэпической задачи.

        2. Учет того, что с каждым годом в классах растет процент учащихся, для которых русский язык является вторым, а не первым языком, на котором они говорят. Не учитывать этого в структуре материала учебника означает не только игнорировать важнейшую проблему адаптации этой части класса к доминирующей языковой среде, но и искусственно тормозить языковое развитие русскоговорящей части класса.

           3. Учет того, что практически каждый ребенок, приходящий в начальную школу, — это ребенок со своим набором логопедических проблем, потребовал разработки специальной системы упражнений, цель которой — усиленное формирование фонематического слуха на протяжении первых двух лет обучения. В течение первого года обучения каждый школьник осваивает базовые звуковые оппозиции (к которым относятся гласные и согласные, а внутри гласных — [а]-[о]; внутри согласных — [м]-[п], [т’]-[д’], [д]-[н] и др.). В течение второго года обучения школьники переходят к закреплению базовых оппозиций, а также к тренировке различения периферических оппозиций, которые важны для усвоения круга орфограмм 2 класса, связанных с правописанием шипящих, звонких-глухих парных согласных, разделительных знаков. Это, прежде всего, оппозиции: свистящие-шипящие, шипящие между собой, свистящие между собой, звонкие-глухие парные согласные. Без внимания не остаются также оппозиции [р]-[л], [л]-[л’], [л’]-[в’], [л]-[й’], [р]-[й’], [р’]-[л’], [г]-[х], [в]-[д], [ф]-[п], [ш]-[ф], [ч’]-[т’] и др. Из большого числа периферических оппозиций предпочтение отдано именно тем, неразличение которых дает максимальное количество дисграфических ошибок. Разработанная система упражнений (включающая так называемую звукобуквенную зарядку и последовательную работу с орфоэпическим словарем) постепенно подводит школьников к пониманию многих фонетических закономерностей, например: в каких случаях пишутся разделительные ь и ъ знаки; почему парные звонкие согласные на конце слова заменяются глухими; как и почему используются приставки о- и об-, и др. Эта система работы в итоге приводит к правильному определению корней слов и — что очень важно — к правильному выделению окончаний.

        4. Учет того, что ученик начальной школы — это не только городской, но и сельский ребенок, привел к тому, что в качестве того жизненного опыта, на который ориентировались авторы комплекта, был выбран жизненный опыт ребенка, проживающего в провинции и в сельской местности.

         5. Учет неврологического образа современного ребенка вызывает к жизни работу в нескольких направлениях.

        А. Изучение всего материала строится не на искусственных языковых моделях и примерах, а на реальных коротких стихотворных, часто шуточных, текстах, которые: а) представляют собой реальные высокохудожественные, доступные возрасту образцы речи, б) способны удержать внимание ребенка своей эмоционально-образной системой и поддержать его интерес к рассматриваемой проблеме.

        Б. Система заданий представляет собой пошаговое продвижение в рассмотрении языковой проблемы, а сама проблема складывается как система конкретных наблюдений. Только движение от конкретных наблюдений к обобщению и только пошаговое рассмотрение материала соответствуют возрастным особенностям младшего школьника и создают условия ненасильственного изучения материала.

        В. Свойственная возрасту и современному неврологическому состоянию сознания неспособность младшего школьника долго удерживать внимание на чем-то одном, а также удерживать в памяти открытую закономерность или правило требует многократного возвращения к уже завоеванным позициям на протяжении всего периода обучения. Любое изученное правило, каждая открытая языковая закономерность через определенный отрезок времени вновь и вновь предъявляются школьнику — но не для того, чтобы он ее вспомнил, а для того, чтобы он ею воспользовался как инструментом для решения текущей языковой задачи.

        6. Для создания условий выживания в мире информации, поток которой постоянно возрастает, в УМК продумана система работы, побуждающая школьника постоянно самому добывать информацию и оперировать ею. Речь идет о системе словарей, которые включены в особый том учебника (начиная со 2 класса) и к которым школьник вынужден постоянно обращаться, решая конкретные языковые задачи. Разработана система заданий, не позволяющая школьнику ответить на вопрос или выполнить задание, пока он не добудет недостающий кусочек знаний в «другой» книге.

        7. Для создания или восстановления целостной картины мира в учебнике продумана внешняя интрига, герои которой будут сопровождать школьника на протяжении 4-х лет обучения. Эти герои — действующее интеллектуальное окружение школьника, они не только наравне с ним решают те же задачи, но и завязывают с ним содержательную переписку, смысл которой не только в том, чтобы создать интерактивную форму обучения русскому языку, но и в том, чтобы возродить почти утраченную культуру переписки, возродить почти утраченную культуру клубной работы для младших школьников, восстановить тот воспитательный потенциал (без прежней идеологической подоплеки), который несли в себе прежние идеологические объединения школьников.

Для построения целостной картины мира, формирования речевой культуры младших школьников, поддержания интереса к занятиям по развитию речи в УМК по русскому языку разработана система работы с живописными произведениями, которая проводится на материале репродукций, помещенных в учебнике «Литературное чтение».

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с Учебным планом образовательного учреждения, использующего УМК «Перспективная начальная школа»,  курс русского языка  представлен в предметной области «Филология», изучается с 1 по 4 класс по 5 часов в неделю. Программа 1 класса рассчитана на 50 часов (5 часов в неделю) в 3-4 четвертях.  

      Количество часов в год   -              50 ч.

      Количество часов в неделю  -         5 ч.

      Количество часов  в   III четверти -  10 ч.

      Количество часов  в   IV четверти -  40 ч.

ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

        В результате изучения курса русского языка и родного языка обучающиеся на ступени начального общего образования научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнёт формироваться позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому и родному языку, стремление к его грамотному использованию, русский язык и родной язык станут для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.

        В процессе изучения русского языка и родного языка обучающиеся получат возможность реализовать в устном и письменном общении (в том числе с использованием средств ИКТ) потребность в творческом самовыражении, научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий. Они получат начальные представления о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета, научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, что станет основой выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи при составлении несложных устных монологических высказываний и письменных текстов. У них будут сформированы коммуникативные учебные действия, необходимые для успешного участия в диалоге: ориентация на позицию партнёра, учёт различных мнений и координация различных позиций в сотрудничестве, стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции, умение задавать вопросы.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Русский язык» к концу 1-го года обучения

     Содержательная линия «Система языка»

Раздел «Фонетика и графика»

Учащиеся научатся:

  • различать звуки и буквы;
  • различать буквы и их основные звуковые значения;
  • различать гласные и согласные звуки; звонкие и глухие согласные; мягкие и твердые согласные; парные звонкие-глухие согласные; только твердые и только мягкие согласные;
  • делить слова на слоги, определять ударный слог;
  •  способом обозначения твердых согласных с помощьюпользоваться гласных первого ряда (а, о, у, э, ы) и способами обозначения мягких согласных с помощью гласных второго ряда (я, е, ю, ё, и) и мягкого знака;
  • пользоваться способом обозначения звука [й,] в начале слова (с помощью букв е, ё, ю, я);
  • пользоваться алфавитом, быстро находить нужную букву в алфавитном столбике; использовать последовательность букв в русском алфавите для расположения заданных слов и фамилий в алфавитном порядке.

Раздел «Орфоэпия»

Учащиеся получат возможность научиться:

  • соблюдать известные орфоэпические нормы речи;
  • устному повседневному общению со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета.

     Раздел «Синтаксис»

Учащиеся научатся:

  • различать предложение и слово;
  • определять характер предложения по цели высказывания как в устной, так и в письменной речи (без применения терминологии).

      Содержательная линия «Орфография и пунктуация»

 Учащиеся научатся:

  • определять границы предложения как в устной, так и в письменной речи; правильно обозначать на письме границы предложения (прописная буква в начале и знаки в конце предложения);
  • писать прописную букву в именах собственных;
  • делить слова на слоги, определять ударный слог, правильно переносить слова по слогам с одной строчки на другую;
  • писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, ци-це под ударением;
  • писать словарные слова, определенные программой;
  • писать под диктовку текст объемом  18 – 20 слов в соответствии с изученными правилами  правописания;
  • списывать небольшой текст по правилам списывания;
  • читать и составлять простейшую графическую схему слова и предложения.

Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 1-го года обучения

      В области общих учебных действий школьник должен научиться:

  • ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и на развороте; находить нужную дидактическую иллюстрацию;
  • первоначальным навыкам инструментального освоения алфавита: представлять на уровне прикидки, какие знаки и группы знаков (буквы) находятся в его начале, конце, середине;
  • работать с двумя источниками информации (учебной книгой и тетрадью для самостоятельной работы): сопоставлять условные обозначения учебника и тетради.

      В области коммуникативных учебных действий школьник должен уметь:

      а) в рамках коммуникации как сотрудничества:

  • работать с соседом по парте: договариваться о распределении работы между собой и соседом, выполнять свою часть работы, пробовать проверять часть работы, выполненную соседом;
  • выполнять работу по цепочке;

      б) в рамках коммуникации как взаимодействия:

  • видеть разницу двух заявленных точек зрения, двух позиций и понимать необходимость присоединиться только к одной из них.

      В области контроля и самоконтроля учебных действий школьник должен:

  • понимать, что необходимо выполнения работы над ошибками;

 - выполнять работу над ошибками с помощью взрослого.

СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК» 1 класс (50 ч)

Материал курса «Русский язык» представлен  следующими содержательными линиями:

  • система языка (основы лингвистических знаний): фонетика, графика, орфоэпия, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
  • орфография и пунктуация;
  • развитие речи.

        Языковой материал призван сформировать научное представление о системе и структуре русского языка с учетом возрастных особенностей младших школьников, а также способствовать усвоению норм русского литературного языка.

        Изучение орфографических и пунктуационных правил, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся как будущих членов общества.

Фонетика и графика (28 час[1]*)

        Алфавит. Правильное название букв.  Расположение слов в алфавитном порядке. Практическое использование последовательности букв алфавита.

        Знакомство со звуковым столбиком.  Гласные и согласные звуки. Различение буквы и звука. Ударные и безударные гласные. Слог. Ударение. Согласные звуки: звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Звуковой анализ слов. Звуковая схема слова.

        Звук [й’] и буква Й. Работа букв Ю, Я, Е, Ё. Работа букв Е, Ё, Ю, Я  в начале слова.          Твёрдые и мягкие согласные звуки. Мягкие и твёрдые согласные в начале и середине слова. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Обозначение на письме твёрдых и мягких согласных звуков. Распознавание   твёрдых и мягких согласных.         Особенности звуков [ж], [ш]. Сочетания ЖИ-ШИ, ЖЕ-ШЕ. Особенности звука [ц].  Сочетания ЦИ, ЦЕ, ЦЫ. Особенности звуков [ч’], [щ’]. Сочетания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.  

        Работа букв Ь и Ъ. Мягкий знак на конце и в середине слова. Парные по звонкости-глухости согласные на конце слова.

        Основные виды учебной деятельности обучающихся:

Осознавание алфавита как определённой последовательности букв и воспроизведение его. Восстановление алфавитного порядка слов.

Различение звуков (разных их качеств) и буквы. Различение  гласных и согласных звуков.

Классификация ударных и безударных гласных, звонких и глухих согласных звуков (парных и непарных), твёрдых и мягких согласных звуков (парных и непарных).

Объяснение (характеристика) особенностей  гласных, согласных звуков.

Уточнение особенностей разных звуков в ярком зрительном образе путём многократного обращения к звуковому столбику. Определение звука по его характеристике.  Соотношение звука и его характеристики. Устная характеристика  звука. Группировка звуки по заданному основанию.

Оценивание правильности предложенной характеристики звука, умение находить допущенные в ней ошибки.

Нахождение (из ряда предложенных) слова с заданными характеристиками.

Чтение и составление звуковой схемы слова. Анализ заданной звуковой схемы слова. Соотношение  звучащего слова с его звуковой схемой.

        Решение  звукобуквенной проблемы («Давайте найдём, как обозначаются эти звуки в звуковом столбике!»)

        Деление слова на слоги.

        Умение обнаруживать особенности русской графики: работа Ь и букв Е, Ё., Ю, Я.

        

        Орфоэпия[2]**

        Орфоэпические нормы речи. Нормы речевого этикета. Нормы речевого этикета в ситуациях общения (приветствие, прощание и т.д.)

        Основные виды учебной деятельности обучающихся:

        Соблюдение орфоэпической нормы речи.

        Морфология (4 час*)

        Слова-названия предметов.   Слова-названия действий. Слова-названия  признаков. Слово-предмет, на которое направлено действие.  Слова-помощники. Графическая схема слова.

        Основные виды учебной деятельности обучающихся:

        Нахождение основания для классификации слов-названий предметов, действий, признаков.

        Различение слов-предметов главных и неглавных.

        Определение в тексте слов-помощников.

        Синтаксис (6  час*)

        Предложение. Речь письменная и устная. Первое знакомство с особенностями устной речи, которые не подтверждаются письменно (выделение слова голосом, ударение). Знакомство с особенностями письменной речи, которые не подтверждаются устно (письменная форма слова, которая не подтверждается на слух; прописная буква в начале предложения и в именах собственных). Особенности устной речи, которые дублируются письменно (разница предложений по цели высказывания и по интонации, выражение этой разницы знаками препинания). Предложение по цели высказывания и по интонации. Прописная буква в начале предложения. Знаки в конце предложения. Графическая схема предложения.

        Основные виды учебной деятельности обучающихся:

        Различение особенностей письменной и устной речи. Чтение предложений с разными логическими ударениями.

        Чтение и составление графической схемы предложения.

        Анализ текста: определение границы предложения, выбор знака в конце предложения.

        Определение (и чтение) в тексте предложения по цели высказывания, по интонации.

        Орфография и пунктуация (6 час**)

        Прописная буква в именах собственных.

        Правило переноса слов: по слогам с одной строчки на другую.

        Правописание слов с сочетаниями ЖИ-ШИ, ЖЕ-ШЕ, ЦИ- ЦЕ-ЦЫ.

        Правописание слов с сочетаниями ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

        Правило написания буквы парного согласного на конце слова.

        Написание Ь как обозначающего мягкость согласных на конце слов и в середине слов перед согласными.

        Правильное обозначение на письме границы предложения (прописная буква в начале предложения и знаки препинания в конце предложения).

        Правописание словарных слов.

        Правила списывания текста.

        Основные виды учебной деятельности обучающихся:

        Объяснение написания слов. Соотносить звучание и написание слова, объяснять случаи расхождения звучания и написания. Обосновывать написание слов.

        Контроль правильности написания слова и  записи текста.

        Оценка собственной работы (диктанта), анализ допущенных ошибок.

        Различение деление слова  на слоги и деление для переноса.

        Развитие речи (6  час[3]*)

        «Азбука вежливости»: несколько формул речевого этикета (ситуации встречи, расставания, просьбы, поведения за столом, совершенного проступка), их использование в устной речи при общении со сверстниками и взрослыми.

        Основные виды учебной деятельности обучающихся:

        Наблюдение над использованием в жизни норм речевого этикета.

        Наблюдение над использованием в жизни норм речевого этикета. Умение обосновывать целесообразность выбора

Словарь

        Адрес, алфавит, город, дежурный, карандаш, карман, картина, картон, картофель, квадрат, квартира, компот, коньки, косынка, лимон, линейка, морковь, Москва, облако, окно, пальто, пенал, пирог, платок, портфель, Россия, сапог, телевизор, телефон, улица, яблоко (31 слово).

Содержание программы по разделам

№ п/п

Темы разделов

Количество часов

1

 Глава 1.Волшебный лес в опасности

1

2

 Глава 2. Дети осваивают алфавит

2

3

 Глава 3. Маша и Миша знакомятся с миром слов

4

4

 Глава 4. Тайны устной и письменной речи

4

5

 Глава 5. Маша и Миша знакомятся со звуковым столбиком

1

6

 Глава 6. Дети учатся различать согласные звуки

1

7

 Глава 7. Загадка звука [й] и буквы «Й»

3

8

 Глава 8. Твердые и мягкие согласные звуки

4

9

Глава 9.  Маша и Миша прислушиваются к гласным и согласным звукам

4

10

Глава 10. Дети знакомятся с твердыми согласными, у которых нет мягкой пары

5

11

Глава 11. Маша и Миша узнают о существовании непарных  мягких согласных

4

12

Глава 12. Почему Ь  называют мягким, а Ъ  – твердым?

5

13

Глава 13. Очередное открытие: парные звонкие на конце слов заменяются глухими

5

14

Глава 14. Предложения по-разному произносятся и по-разному записываются.

7

Итого:

50

Содержание проверочных работ по курсу «Русский язык»

№ п/п

Виды деятельности

III четверть

IV четверть

год

1

Самостоятельная работа

1

1

2

2

Контрольное списывание

1

1

3

Контрольная работа (диктант)

1

1

4

Итоговая комплексная работа

1

1

СИСТЕМА ЗАДАНИЙ, ОРИЕНТИРОВАННЫХ НА  ФОРМИРОВАНИЕ УУД

Личностные УУД

        Самоопределение (связано с коммуникацией как взаимодействием)

        Система заданий, нацеленная на децентрацию младшего школьника, ориентирующая его на учет чужой точки зрения, на оказание интеллектуальной помощи сквозным героям учебников, которые в этом нуждаются при решении трудных задач.

        Задания типа «Помоги Маше (Мише) объяснить что-то, или подтвердить её/его точку зрения, или доказать что-то, или ответить на данный вопрос»: с. 20, 23, 34, 35, 40, 46, 48, 57, 69.

        Смыслообразование (связано с коммуникацией как кооперацией)

        Организация участия детей в действиях интриги, содержащей гуманистический пафос; восстановление нарушенного порядка; любви ко всему живому, ориентирующей младшего школьника помогать героям-животным, попавшим в плен, и решать с этой целью разные интеллектуальные задачи.

        Задания типа «Помоги Маше (Мише) навести порядок в библиотеке: расставить книги на полки»; «Помоги Маше (Мише) выручить этих животных (вернуть им способность действовать, вернуть им их признаки, освободить их детенышей из плена и т. д.). Для этого тебе надо сделать/освоить то или это»: с. 7, 11, 14, 15, 44, 55, 56, 59, 87, 89.

        Контроль процесса и результатов деятельности

        Задания типа «Миша сказал, что ему два раза встретился звук [о] в детских именах. Проверь: прав ли Миша? Для этого вернись к звуковой записи слов»; «Маша сказала, что каждому твердому согласному звуку обязательно соответствует мягкий согласный звук. Проверь: права ли Маша? Исследуй для этого звуковой столбик».

        Самоконтроль процесса и результатов деятельности

        Задания типа «Проверь, на какие буквы на твоих полках нет фамилий писателей? А у твоего соседа?»; «Тяни первый слог. Что у тебя получилось? Проверь: совпадает ли это с указанием звукового столбика?»; «Вернись к упражнению 26. Перечитай слова, выделенные жирным шрифтом. Какие два слова ты теперь сумеешь записать правильно?»: с. 9, 29, 34, 36, 38, 47; 57, 58, 60, 61, 63, 64, 66, 69/69, 71, 74, 78, 79, 90/90, 92 (рефлексия).

        Познавательные УУД

        Общеучебные универсальные действия

        • Обучение работе с разными видами информации:

        а) формирование умения поиска начала урока по условным обозначениям: символу главы и порядковому символу урока, а также умения соотносить эти обозначения в учебнике и тетради: с.5, 8, 9, 14, 15, 16, 18, 21, 25, 28, 29, 32, 35, 37, 40, 42, 45, 47; 49, 53, 56, 60, 62, 64, 66, 68, 71, 73, 74, 76, 79, 81, 83, 85, 86, 87, 90;

        б) формирование умения читать дидактические иллюстрации с размещенными внутри словами и словосочетаниями: с.5, 7, 8–9, 12–13, 18, 21, 40, 41, 81;

        в) обучение работе с вертикальным звукобуквенным столбиком (удержание заданного аспекта и выбор информации по заданному аспекту): с. 6, 8, 10, 12, 29, 30, 32, 35, 37, 38, 39, 40, 43; 57, 78, 90– 91;

        г) обучение работе с информацией, представленной в графической форме: с. 42. 52, 60, 65, 72.

        • Знаково-символическое моделирование: с. 14, 15/15, 16, 17, 18/18, 19, 20, 25, 40, 41, 42, 47/47, 75/75, 79.

        • Умение применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями. Задания типа «Из всех слов, выделенных жирным шрифтом, выпиши только те, которые подтверждают новое правило»; «Вернись к столбику-списку животных. Примеряй к каждому из них указанные слова-названия признаков. Выписывай подходящие по смыслу»; «Вернись к схемам на странице 6. Уточни, на какие согласные показывают буквы И и Е. Работает ли это правило в данном случае?»: с. 15, 16/16, 17/17, 20/20, 29, 30, 35, 38, 39, 40; 52, 57, 58, 60/60, 62, 65/65, 68, 72/72, 80, 90/90, 92/92.

        Универсальные логические действия

        • Подведение под понятие:

        1) подведение конкретного языкового материала под лингвистическую схему: с. 15, 16/16, 17/17, 18/18, 19, 20/20, 25, 41, 42, 47/47; 52, 62/62, 65/65, 72, 75/75, 90/90;

        2) подведение под правило: с. 60, 66, 67.

        • Установление причинно-следственных связей.

        Например: ребенок должен установить связь между отсутствием некоторых букв на библиографических табличках в библиотеке и отсутствием фамилий, начинающихся на эти буквы; связь между местом ударения в слове и значением слова; связь между сменой логического ударения в предложении и изменением смысла предложения; связь между количеством гласных в слове и количеством слогов; связь между использованием прописной буквы в словах, являющихся именами собственными, и отсутствием ее в словах, омонимичных данным словам; связь между местоположением в слове буквы гласного второго ряда и количеством звуков, которые она обозначает; зависимость качества согласного звука (по линии звонкости/глухости) от его местоположения в слове; зависимость произношения слов от особенностей написания (с Ь и Ъ или без них); зависимость между целью предложения и знаком (а также между интонацией и знаком), с помощью которого эта цель (или эта интонация) оформляется на письме, и т. д.: с. 9, 15, 16/16, 17/17, 23, 24, 26, 27, 28/28, 29, 36-37, 38/38, 39/39, 41/41, 42, 43, 45/45; 50,51, 53, 55/55, 56, 58, 61, 66, 67, 68, 73/73, 80–82, 85, 87, 90/90.

        Постановка и решение проблемы  базируется в 1-м классе на сформированности логических операций.

        Формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное: с. 19, 23, 24, 25, 26, 28/28, 29, 30/30, 31/31, 33, 34/34, 36, 38/38, 39/39, 42/42, 43, 45, 47/47, 49, 50/50, 51/51, 52, 53/53, 54, 55/55, 56, 57, 62, 65, 68, 70, 71/71, 73/73, 74, 76, 77.

        Постановка и решение проблемы как некоего целого, включающего целый ряд логических шагов:

        а) проблема использования в предложении предлога: с. 19–20;

        б) проблема установления качества звука [й’]: с. 35–37.

        

        Коммуникативные УУД

        Коммуникация как кооперация

        Задания, требующие распределения работы с соседом по парте: с. 8, 11, 28, 30, 44, 46, 48, 61, 67.

        Коммуникация как взаимодействие (интеллектуальный аспект коммуникации) – учёт позиции собеседника.

        Задания типа «Должен ли Миша по-разному ответить на этот вопрос в каждом из трёх случаев? Помоги ему это сделать»; «Маша растерялась. Помоги ей решить эту проблему»: с. 20, 23, 29, 34, 35, 40, 46, 48/48, 65, 81, 84.

        РАБОТА с информацией по другим основаниям:

        • поиск и фиксация информации (1);

        • понимание и преобразование информации (2);

        • применение и представление информации (3);

        • оценка достоверности получаемой информации (4).

        (1) Формирование умения искать информацию в учебной книге: все задания, где необходимо вернуться на определенные страницы для выполнения задания. Например, нужно будет с разных страниц учебника вернуться к КАРТЕ ЖИВОТНЫХ, чтобы выручить из беды очередную группу пленников: с. 11(3), 35, 40, 44 (15), 46(18), 67(32), 69(34). Кроме этого: с. 15 (возврат к списку на с. 14), 20 (возврат к иллюстрации на с. 18); 58–59 (поиск текста в учебнике «Литературное чтение»), 62 (возврат к схемам на с. 52), 65 (возврат к схемам на с.52), 72 (возврат к упр. 36), 76 (возврат к правилу на с. 30), 80 (возврат на с. 30), 92 (работа с учебником «Литературное чтение»). Кроме этого, все задания, где необходимо искать определенную группу звуков на отдельно выделенном вертикальном звуковом столбике (это делается на 14 занятиях, и об этом уже сказано выше).

        (2) Задания, нацеленные на проверку понимания информации: с. 7 (достройка алфавитного списка: вставка 5 пропущенных знаков), 8–9 (примерки фамилий писателей к звеньям алфавита на библиографических табличках (по 12 примерок делает каждый ребенок

из пары), 15 (примерки подходящих признаков к списку из 6 животных), 19 (выбор верного высказывания из 4-х вариантов; выбор нужного предлога для трех вариантов), 21 (выбор нужного из 2-х вариантов), 23 (выбор нужного из 3-х вариантов), 24 (сравнение 3-х разных, но похожих вариантов), 25 (реконструкция трех разных, но похожих вариантов), 26 (сравнение сначала 3-х омографов, а затем 2-х омонимов), 28(9) (работа с пятью парами омонимов), 34 (сравнение двух пар слов, имеющих фонетическое сходство), 36 (сравнение двух пар похожих слов, имеющих разную слоговую структуру), 38–39 (сравнение трех пар фонетических слогов, имеющих сходный звук), 40 (сопоставление 4-х звуковых моделей с их буквенным обозначением и способность найти подходящие примеры); 41 (сопоставление букв гласных второго ряда в начале слов с их звуковыми эквивалентами), 42–43 (сходные задания), 43 (различение парных согласных звуков по твердости/мягкости); 44–48 (сходные задания); 47 (соотнесение слова с подходящей звуковой схемой; соотнесение простого предложения, состоящего из основы, с подходящей схемой); 49–51 (сравнение ударных гласных звуков, обозначенных на письме разными буквами); 52 (выбор слов для подтверждения закономерностей, указанных в схеме), 53 (поиск фонетической закономерности в системе маркирования букв в списке слов), 54 (сравнение трех столбиков слов по предложенным основаниям), 55–56 (различение парных согласных звуков по твердости/мягкости); с. 61, 62, 63, 65, 66 (способность осознать исключения из правил).

        (3) Задания, нацеленные на применение полученной информации: с. 40 (применение звуковой модели к конкретному лексическому материалу), 39 (применение полученных фонетических знаний к записи своего собственного имени с помощью значков транскрипции); 52 (способность проиллюстрировать фонетическую закономерность, отраженную в схеме, выбранными примерами), 58 (способность произнести вновь предъявленные звуковые сочетания на старинный лад), 59(25) (способность применить правило), 60, 61, 63, 66 (способность применить правило, способность следовать инструкции), 67 (способность следовать инструкции) и т. д.

        (4) Задания, нацеленные на создание условий для оценки и проверки достоверности получаемой информации. Это задания типа «Миша нашёл пять таких слов, Маша – только четыре. Как ты думаешь, кто из них прав?», «Миша предположил, что не бывает фамилий на такие буквы. Прав ли Миша?»: с. 9, 49, 51, 60, 63, 64, 66.

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

В условиях безотметочного обучения обучающихся 1 класса (Письмо Министерства образования Российской Федерации от 03.06.2003г. №13-51-120/13 “О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях”) проверка знаний проводится с использованием контрольных измерителей, составленных в соответствии с разделами и темами программы “Перспективная начальная школа” по русскому яязыку.

Данные контрольные измерители позволяют учителю располагать данными об уровне общеучебных умений, развитии самостоятельности учебных действий младших школьников, развитии навыков самооценки своих достижений, установить пробелы в знаниях, упущения в навыках с тем, чтобы можно было своевременно оказать помощь учащимся. С этой целью используется пособие: Лаврова Н.М. Русский язык. Сборник проверочных и контрольных работ. 1–2 классы: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник, 2011.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Концептуальные и теоретические основы

УМК «Перспективная начальная школа»

  1. Чуракова Р.Г. Пространство натяжения смысла в УМК «Перспективная начальная школа» (Концептуальные основы личностно-ориентированной постразвивающей системы воспитания и обучения). -  М.:Академкнига/Учебник.
  2. Чуракова Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе. - М.: Академкнига/Учебник.
  3. Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения/ Под ред. Р.Г. Чураковой - М.: Академкнига/Учебник.

Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:

Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного на класс)

К – полный комплект (на каждого ученика класса)

Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух учеников)

П – комплект для работы в группах (один на 5-6 учащихся)

Наименования учебного оборудования

Единицы

Отдельные замечания

               Книгопечатная продукция

1.

1. Чуракова Н.А. Русский язык. 1 класс: учебник/ Н.А. Чуракова; под ред. М.Л.Каленчук.— М.: Академкни-га/Учебник, 2011 г.

  2. Гольфман Е.Р. Русский язык. 1 класс: тетрадь для самостоятельных  работ/ Е.Р. Гольфман.  — М.: Академкнига/Учебник, 2014 г.

3. Чуракова Н.А. Русский язык. 1 класс: методическое пособие для учителя/ Н.А. Чуракова, Е.Р. Гольфман. — М.: Академкнига/Учебник, 2011г.

4. Лаврова Н.М. Русский язык. Сборник проверочных и контрольных работ. 1–2 классы: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник, 2011.

5. Программы по учебным предметам: 1-4 кл. 1 часть / Сост. Р.Г. Чуракова. – М.: Академкнига/Учебник, 2011.

Стандарт начального образования по русскому языку.

Примерная программа начального образования по русскому языку.

К

К

Д

Д

Д

Д

Д

В библиотечный  фонд входят комплекты учебников, рекомендованные или допущенные МОН РФ.

Печатные пособия

2.

Дидактические материалы, определенные в стандарте НОО

Словари.

Репродукции картин и художественные фотографии

К

Д

Технические средства обучения

3.

Классная доска с набором приспособлений для крепления картинок

Мультимедийный проектор

Персональный компьютер

Экспозиционный экран

Сканер

Принтер

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Экранно-звуковые пособия

4.

Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения (по возможности).

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения

Д

Д

Игры и игрушки

5.

Настольные развивающие игры,  викторины

Ф

Оборудование класса

6.

Ученические столы 1-  местные с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

Ф

Д

Д

Д

     

     


[1]*        Количество часов считается примерным.

[2]*        *        Количество часов не указывается, т.к. Содержательная линия реализуется в рамках других разделов.

[3]*        Количество часов считается примерным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 1 класс УМК "Начальная школа XXI века" с учетом ФГОС

Рабочая программы составлена с учетом требований ФГОС НОО и рассматривает планируемые результаты, календарно-тематическое планирование, содержание программы, формы и средства контроля, материально-тех...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс (УМК "Начальная школа XXI века")

Календарно-тематическое планирование по учебному предмету "Русский язык" 3 класс ( УМК "Начальная школа XXI века"). Программа расчитана на 170 часов....

Рабочая программа по русскому языку, 3 класс, УМК "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа учебного курса по русскому яэыку составлена на основе ФГОС второго поколения и программы "Русский язык", автор Иванов С.В. к УМК "Начальная школа 21 века" под редакцей Виноградовой Н...

Рабочая программа по русскому языку. 3 класс. УМК "Начальная школа XXI в."

Рабочая программа составлена в соответствии с расчасовкой уроков русского языка учебно-методического комплекта (авт. С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецов, Ф.Ю. Романова) реализует модель ...

Рабочая программа по русскому языку. 2 класс. Перспективная начальная школа

Рабочая программа разработана с учетом изменений ФГОС 2015 г. (4 часа в неделю)...

Рабочая программа по русскому языку 2 класс УМК "Начальная школа 21 века" с учетом ФГОС

Программа по русскому языку составлена с учетом современных требований в соответствии с ФГОС НОО...

рабочая программа по русскому языку 1 класс УМК "Начальная школа ХХI века"

Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных  стандартов второго поколения и  программы УМК  «Начальная  ...