Методическая разработка урока русского языка "Письмо строчной буквы “ Щ".
методическая разработка по русскому языку (1 класс) на тему

Пахомова Татьяна Ивановна

Методическая разработка урока русского языка  для учеников 1 класса с целью научить писать букву  «щ», различать твёрдые и мягкие согласные, закрепить навыки комментированного письма

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bukva_shch.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 12"

Урок русского языка.

Тема

Письмо строчной буквы   “ Щ".

г. Губкин 2014 г.

Цель урока:

-научить писать букву  «щ»;

-закрепить навыки комментированного письма;

-научить различать твердые и мягкие согласные звуки;

-учить находить в предложении  главные слова;

 -развивать мелкую моторику, глазомер, речь, мышление, память учащихся;

-воспитывать аккуратность, внимание, любознательность, любовь к                            природе;

Оборудование:

 Пластинка, алфавит,  лента букв, пропись;

картинки: кот Леопольд,  мыши, яблоня, яблоки;

 схемы-слияния; плакат "Давайте жить дружно!";

таблица  рыб: щуки,  ерша,  ча-ща,  чу-щу

Ход урока

Организационный момент

Учитель Сегодня по щучьему веленью, по нашему хотенью мы отправляемся в мультфильм, с героем которого будем учиться писать строчную букву «щ». А что это  за мультфильм – вы без труда догадаетесь.

Звучит песня из мультфильма "Приключения кота Леопольда".

У. Итак, отправляемся! А по дороге давайте вспомним алфавит. Ребята! А кто герои этого мультфильма?

Дети. Кот Леопольд,  мыши.

На доске написаны слова и прикреплена картинка кота.

У. Какие правила нужно помнить, чтобы без ошибок написать эти слова?

Ученик на доске подчеркивает правила: имена собственные, ши пишется с «и , ь» смягчает предшествующий согласный звук.

– Назовите первую букву в каждом из этих слов. Какие звуки обозначает каждая буква?

Дети характеризуют каждый звук.

Д. К [к] – согласный,  твердый  глухой  парный.

– Л [л’] – согласный, мягкий звонкий непарный (сонорный).

– М [м] – согласный, твердый звонкий непарный (сонорный).

У. Придумайте слова-предметы на эти буквы.

Дети выполняют задания.

– Придумайте такое слово, к которому можно задать вопрос: кто? или что?

Д. Кукла.

У. Теперь слово с буквой л.

Д. Лента.

У. От придуманного слова нужно задать вопрос - какая?

Д. Лента - какая? Яркая.

У. Придумайте слово, начинающееся с буквы М, от придуманного слова задайте вопрос: что делает?

Д. Музыка что делает? Звучит.

У. Молодцы!

Работа в прописи

У. Вот мы и добрались до мультфильма. Встречает нас кот Леопольд.

На доске открывается картинка с изображением кота Леопольда.

– Вы знаете, что коты любят рыбу и иногда ходят на рыбалку? Леопольд рассказал нам о своей прошлой рыбалке и назвал, кого он поймал. Слушайте внимательно. Что "лишнее"?

 Щука, окунь, карась, Мурзик, лещ, плотва, ерш.

Д. Мурзик – это кличка кота, а все остальные слова – это названия рыб.

У. В прописи обведем рыбок, которых поймал Леопольд.

Дети распознают звук [щ’].

У. С какой буквой вы познакомились на уроке чтения?

Д. С буквой щ.

У. Какой звук она обозначает?

Д. Звук [щ’].

У. Какой он?

Д. Согласный, глухой непарный, всегда мягкий.

У. Я еще раз назову рыбок, которых поймал Леопольд. Если услышите звук [щ’], хлопайте в ладоши.

Учитель повторяет слова: щука, окунь и т.д.

Дети хлопают.

– Скажите, а какой Леопольд?

Д. Добрый, умный, внимательный.

У. В знак уважения давайте на верхней строке в прописи красиво напишем, как его  зовут.

Дети пишут: Леопольд.

У. Леопольд рассказал, что в последнее время у него была не совсем удачная рыбалка: рыбки срывались с крючка. Мы можем ему помочь, если научимся красиво писать букву «щ».

показывает, как пишется буква щ.

Образец написания буквы «щ»

Учитель показывает образец написания буквы «щ» на доске  и указывает на возможные ошибки

Письмо строчной буквы «щ»

Дети обводят по контуру элементы буквы и узор в широкой строке, а затем пишут целую строку.

У. Какую букву, изученную ранее напоминает буква щ?

Д.  Букву «ц».

Вот какие «щ» и «ц»:

С коготочком на конце

Коготок- царапка,

Как кошачья лапка.

У. Давайте на следующей строчке напишем слог. Почему он у меня записан в рамочке?

Д.  Это орфограмма. Чу, щу пиши с «у».

У. Постарайтесь не забывать это правило.

Буква щ удалась; Леопольду попались лещь и карась. Напишите эти слова, первое – слева, второе – справа от рамочки.

Дети записывают слова.

– А теперь вспомните, как писали букву «щ», и посмотрите, как ее соединять с другими буквами: щи, щу – написать по два раза.

Дети выполняют задание.

– А кто еще попался на крючок к Леопольду? Прочитайте прописи.

Дети читают слова.

– В слове щука какой звук обозначает каждая из букв?

Дети характеризуют звуки.

– Напишите красиво по одному разу слова в прописи и самостоятельно раскрасьте схему. Проверьте.

Дети выполняют задания.

Физкультминутка

Рыбки плавали, купались

В теплой свеженькой воде.

То сойдутся, разойдутся,

То нырнут, то окунутся,

То зароются в песке.

Дети изображают движения рыбок.

Работа над предложением

У. Вы справились с заданием, а Леопольд в это время наловил рыбы. Давайте запишем предложение о его рыбалке.

Дети читают: Леопольд поймал щуренка.

Предложение записывается с комментируемым управлением (ведет ученик).

– Записали? Проверим. О ком это предложение?

Д. О Леопольде.

У. Проверим: кто? Леопольд – подчеркиваем одной чертой. Леопольд что сделал? поймал – подчеркиваем двумя чертами. Итак, здесь основа предложения: Леопольд поймал.

Дети списывают с печатного текста.

У. Ребята! Леопольд очень добрый. И конечно же мышей простил. Вспомните, а что он обычно им говорил?

Д. "Давайте жить дружно!"

На доске открывается плакат.

У. Перепишите это предложение к себе в пропись.

Дети записывают предложение.

Закрепление

У. В саду у кота Леопольда росла яблоня. И Леопольд решил угостить нас яблоками.

На доске появляется картинка яблони.

– Но яблоня была волшебная. Яблоки она давала только за правильно выполненные задания. Поэтому проверьте, как вы выполнили задания. Кто выполнил без ошибок – у того в прописи окажется яблоко от Лео-польда.

У. Леопольд снова хотел отправиться на рыбалку, но колеса у его велосипеда оказались спущенными. Как вы думаете, кто это пошалил?

Д. Мыши.

У. Верно.

На доске открываются картинки с мышами.

– Чтобы накачать колеса, нужно в предложении, которое написано у вас в прописях, подчеркнуть буквы, обозначающие гласные звуки, красным цветом, а буквы, обозначающие твердые согласные звуки, – синим, мягкие звуки – зеленым. Прочитаем хором предложение.

Дети читают: Ёрш, щука – хищные рыбы.

Далее они списывают это предложение, объясняя в нем орфограммы.

У. Чтобы по щучьему веленью, по нашему хотенью вернуться домой, нужно красиво написать буквы щ, и, ц, ш.

Дети пишут буквы.

Итог урока

 У.А теперь давайте вспомним, где мы побывали и что делали.

Д. Мы были в гостях у кота Леопольда, научились писать букву щ.

– Помогли Леопольду наловить рыбы.

– Мы вспомнили, что чу – щу пишется с буквой у.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка: обучение грамоте в 1 классе по теме : «Строчная и заглавная буквы О,о».

Урок разработан на основе учебно-методического комплекта «Школа России». Тип урока- изучение нового материала. В процессе урока использованы шаблоны, позволяющие активно вовлечь обучающихся в тв...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока № 5:"Письмо строчных букв "у ц щ", заглавных "Ц Щ".

Цели урока:-письмо букв 3-й группы т.е. букв включающих петли и уже хнакомые элементы букв  и ш у ц щ.- выявить общность движения руки при письме этих букв и разницу в исполнении петель....

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока № 9: "Письмо строчных букв "а д ".

Сообщение темы и цели урока:- письмо букв включающих овалы и их соединений- подготовиьельные упражнения для кисти и пальцев руки: обведение росчерков в прописи....

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока № 12: "Письмо строчной буквы В"

Сообщение темы и цели урока:- письмо нового варианта буквы  В и соединения с другими буквами в словах (верхнее и среднее соединения)- подготовительные упражнения для кисти и пальцев руки с целью ...

Методическая разработка урока русского языка "Заглавная буква"

Технологическая карта урока русского языка по теме "Заглавная буква" , 1 класс по УМК "Школа России"....