ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА "Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Филатова Ирина Николаевна

Этот урок формирует умение правильно писать слова с непроизносимыми согласными в корне.Развивает умение отличать слова,в которых при сочетании согласных нет непроизносимого согласного,от слов,в которых в тех же сочетаниях согласных есть непроизносимый согласный.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА  УРОКА

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. 

ФИО (полностью)

Филатова Ирина Николаевна

Место работы

Ивановская СОШ, Истринского района, Московской области

Должность

Учитель начальных классов

Предмет

Русский  язык

Класс

3

Тема и номер урока в теме

Урок №1 «Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне».

Предметная программа и её автор

Русский язык, В. П. Канакина, В. Г. Горецкий

Цель (и)  урока:

1.Формирование умения правильно  писать слова с непроизносимыми согласными в корне.

2.Развитие умений отличать слова, в которых при сочетании согласных нет непроизносимого согласного, от слов, в которых в тех же сочетаниях согласных есть непроизносимый согласный.

Тип урока

Изучение нового материала

Модель организации УПД младших школьников

АРМ учителя - класс,

ИД, работа в парах, фронтальная работа

Работа с карточками

Необходимое оборудование

ИД Smart Board, колонки, проектор, компьютер, ноутбуки

Структура и ход  урока

Планируемые результаты:

Предметные:

-умение писать слова с орфограммой-буквой непроизносимого согласного, обосновывать свой выбор на письме. 

Метапредметные:

Познавательные УУД: 

-умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;

-извлекать информацию, представленную в разных формах;

-представлять информацию в виде схемы (алгоритма). 

Регулятивные УУД: 

-умение проговаривать последовательность действий на уроке;

-обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;

-определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

-высказывать свою версию;

-работать по плану;

-находить и исправлять ошибки самостоятельно;

Коммуникативные УУД: 

-умение совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им;

-работать в группе;

- оформлять свои мысли в устной форме;

Личностные: 

-умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве.

Таблица 2.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап

урока

Решаемая задача

Деятельность ученика

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Название используе-мых ЭОР

Время

(в мин.)

1

2

3

4

5

6

7

1

I

АДАПТАЦИОН-НЫЙ ЭТАП

1 задача: адаптировать учащихся к деятельности на уроке

1.1. Мотивация к учебной деятельности

– Ребята, я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне. Улыбка поможет согреть других своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить всем настроение. Говорят, что хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов.

– Постараемся проверить это правило на сегодняшнем уроке.

1

2 задача: выявить предварительные знания учащихся и определить их границы:

интеллектуальное затруднение (создание проблемной ситуации)

1.2. Организация проверки домашнего задания /проектная  работа. Выступления по группам/

‒Каким было ваше домашнее задание?

2

2

II

ОСНОВНОЙ

 ЭТАП

нц

1 задача: формирование знаний, отношений, действий, опыта.

Запись слов

Формулирование учебной проблемы

Планирование деятельности

2.1. Создание проблемной ситуации /фронтальная  работа/ .   Листы.

 Образуйте от существительных имена прилагательные.

1. прелесть  -     _____________________

    грусть  -      ______________________

    известие -    _______________________

    На какой вопрос они отвечают?

К какой части речи  относятся?

Подберите к этим словам однокоренные прилагательные.

Произнесите их медленно.

Что заметили?

От чего это зависит?

Проверка.

2

 2 задача: разрешение интеллектуального затруднения - находится ответ на проблемный вопрос

Исследовательская работа

Анализ и сравнение

Составление алгоритма

2.2.  Исследовательская  работа. Наблюдение  над произношением  слов с непроизносимыми согласными.  

 /Проверка на доске/. Работа с карточками.

 

2.   Соедините стрелками   проверяемые слова с проверочными и вставь пропущенные буквы.

сер.це                                                             звёзды                                            вкус.ный                                                         радости                                           радос.ный                                                       сердечный                      

 звёз.ный                                                         вкусы

   

 -Соединяем  пары слов. К доске пойдёт …                                                                                                    

 - Давайте  прочитаем  слова в левом столбике. Что вы заметили? (не все согласные звуки в корне  слова произносятся). 

-Что нужно сделать, чтобы проверить написания слов  с непроизносимыми согласными?  (нужно подобрать к этим словам однокоренные  слова так, чтобы согласный  звук произносился отчётливо).

-Как проверить слова, в которых согласный звук не произносится и не пишется?

   

          3

ФИЗМИНУТКА

2.3. Работа со словами из  словаря.

Запишите Словарная  работа.

Запишите слова через запятую. Обозначьте орфограммы.

1.Внутреннее переживание человека (чувство) 

2.Сооружение в виде ступеней или перекладин для подъёма или спуска (лестница). 

3. Радостное событие (праздник).

4. Слово, обозначающее приветствие (здравствуй)

-На какое правило все эти слова? (непроизносимый согласный звук в корне слова).

Как можно проверить написанные слова?

Проверьте, откройте орфографический словарь в учебнике на стр. 150-151.

- С одним из слов составьте  предложение.                                                                    - Прочитайте(2-3 уч-ся)

-Пользовались ли вы правилом для написания непроизносимого согласного, которое узнали сегодня на уроке? Применимо ли оно для этих слов?

(Нет. Написание этих слов надо запомнить).

Поменяйтесь  работами, проверьте написание.

Итак, мы выяснили, что непроизносимые согласные бывают:

1) проверяемые. Например,…

2) непроверяемые. Например, …

Ф  И  З  М  И  Н  У  Т  К  А

Интерактивная доска

-музык-ная физминутка

2

3

III

ТВОРЧЕСКИЙ

ЭТАП

1 задача: первичное  закрепление знаний, действий, отношений, опыта на основе их применения

Проговаривание алгоритма

Запись слов в тетради

Подбор проверочных слов

Работа в парах

Проверка

3.1. Организация работы с текстом в паре. Письмо с окошками.

Подчеркни слова  с орфограммой « Непроизносимые согласные  звуки».

Редко светит солнце. Стоят ненастные дни. Грустно в эту пору в лесу.

- То что написано в карточке – это текст? (да)

-Докажите. (предложения связаны по смыслу)

-Прочитайте. Подчеркните слова с непроизносимым согласным.

- Назовите эти орфограммы ( непроизносимые согласные в корне слова).

-Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните.

- Проверьте друг у друга.

- А теперь проверим вместе.

−Какие слова нашли, докажите. Проверьте друг у друга. Оцените карандашом.

й

5

      3

2 задача:  повышение уровня формируемых знаний на основе применения  разноуровневых и творческих заданий

Работа на ИД.

Оценивание

3.2. Работа на ИД.

 Задание (Лоси). Помоги лосям спуститься на землю

3.3. Проверь работу и исправь ошибки.

Кончились  ненасные дни. Ночи стали звёзными. Ярое сонце осветило окресность. Громко свиснула синица.

Работа  на ИД

3

Итог урока

Примечание:

Составление вопросов по теме

Формулировка конечного результата своей работы на уроке

Осуществление самооценки

1. Итоги

- Давайте подведём итоги.

- Какова тема нашего урока? (Написание непроизносимых  согласных  в корне слова.)

- Каковы задачи  нашего урока? (Учились проверять и грамотно писать слова с непроизносимым согласным в корне слова.).

- Как не ошибиться в написании слов с непроизносимым согласным звуком?

(Посмотреть на сочетаемость согласных в слове. Нужно подбирать проверочное однокоренное слово так, чтобы звук стал произносимым.)

- Достигли мы цели? (Да. Нет. Не совсем.)

- На следующих уроках мы будем дальше работать над темой и всё запомним.

- Где мы можем применить новые знания? (В письменной речи на разных уроках: написание сообщений, писем, сочинений...)

2. Д/з

упр. 232. Объяснение

3. Рефлексия

Продолжите предложения:

Проводится с опорой на таблицы.

- Выбери ответ и обоснуй.

1

1

1

Итого: 45 мин.

 

Девятое  декабря.

Классная  работа.

Тема « ___________________________________________________________________________»

 1. Образуйте от существительных имена прилагательные.

    прелесть  -     _____________________

    грусть  -      ______________________

    известие -    _______________________

2.   Соедините стрелками   проверяемые слова с проверочными и вставь пропущенные буквы.

сер.це                                                             звёзды                                            вкус.ный                                                         радости                                           радос.ный                                                       сердечный                      

 звёз.ный                                                         вкусы

   

3. Словарь: ________________________________________________________________-

4. Подчеркни слова  с орфограммой « Непроизносимые согласные  звуки».

Редко светит солнце. Стоят ненастные дни. Грустно в эту пору в лесу.

5. Проверь работу и исправь ошибки.

Кончились  ненасные дни. Ночи стали звёзными. Ярое сонце осветило окресность. Громко свиснула синица


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе "Правописание слов с непроизносимой согласной в корне слова"

Урок-закрепление, с использованием ИКТ. форма - деловая игра.Цель:закрепить знания учащихся о правописании непроизносимой согласной....

Методическая разработка по теме "Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне слова".Школа России, 3 класс

В этой разработке показана технология АМО: "В гостях у снежной Королевы", "Апплодисменты", "Зимние орфографические снежки", карта личных достижений учащегося. Этот материал может пригодиться учителям ...

Наблюдение за словами с непроизносимыми согласными в корне слова

«Школа 2100»  3, класс. Урок с технологией проблемного обучения....

Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова. Конспект урока во 2 классе.

Конспект урока во 2 классе. УМК "Начальная школа XXI века".Задачи. Обучающие:формирование умения постановки орфографической задачи, связанной с  опознаванием орфограммы «непроизносимая согласная ...

Слова с непроизносимыми согласными в корне слова

познакомить с правилом проверки написания слов с непроизносимыми согласными, формировать умение писать слова с непроизносимыми согласными, сопоставлять слова по произношению и написанию; развивать мел...

Учебно-методическая разработка Урок русского языка 3 кл :Тема «ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ В КОРНЕ СЛОВА»

Конспект урока  в 3 классе по любому УМК по русскому языку .Тема "ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ В КОРНЕ СЛОВА"  Разработка содержит  материал по развитию речи на данную...

Технологическая карта "Наблюдение над словами с непроизносимыми согласными в корне слова"

Наблюдение над  словами с непроизносимыми  согласными в корне  слова...