Технологическая карта урока русского языка в 4 классе
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Фомкина Татьяна Александровна

Разработка технологической карты урока - требование современного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologicheskaya_karta_uroka_fomkina_t.a._2014god.docx38.53 КБ

Предварительный просмотр:

Итоговый проект стажёра

Фомкиной Татьяны Александровны,

учителя начальных классов

МБОУ «Бурлинская средняя (полная) общеобразовательная школа»

Бурлинского района Алтайского края

Тема итогового индивидуального проекта:

«Проект технологической карты урока

 с позиции формирования у учащихся УУД»

Сроки выполнения индивидуального проекта: 26.04.20014г. – 05.05.2014г.

с.Бурла, 2014г.

МБОУ «Бурлинская средняя (полная) общеобразовательная школа»

Бурлинского района Алтайского края

2013 – 2014 учебный год

Учитель высшей квалификационной категории Фомкина Татьяна Александровна

«Проект технологической карты урока (русский язык, 3 класс) с позиции формирования у учащихся УУД»

УМК «Школа России», предмет – «Русский язык» В.П.Канакина, В.Г.Горецкий

Класс – 3-б, количество учащихся - 25

Тема урока: «Обобщение знаний об имени прилагательном».

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений; урок развивающего контроля

Общедидактическая цель: создание условий для систематизации изученного материала по теме «Имя прилагательное»; выявление уровня овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.

Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Технологии: игровая, сотрудничества, ИКТ, здоровьесберегающая.

Методы обучения: словесный, наглядно-образный, частично-поисковый, системно-деятельностный.

Формы организации деятельности: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, мультимедийная презентация в программе Power Point, рабочие листы, таблицы.

Формирование универсальных учебных действий:

  1. Личностные УУД: формирование мотивации к обучению и познанию; адекватной самооценки; готовности открыто выражать свою позицию на уроках, адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебном процессе.
  2. Регулятивные УУД: формирование умения удерживать цель деятельности до получения ее результата; умения видеть ошибку; умения оценивать результат своей деятельности, аргументировать своё мнение и позицию, самоконтроль процесса и результатов деятельности.
  3. Познавательные УУД: формирование знаний об имени прилагательном, как части речи, его морфологических признаках;

           осуществление  поиска и умение выделять конкретную информацию.

  1. Коммуникативные УУД: формирование культуры межличностного общения через организации групповой, парной и индивидуальной работы.

Структура урока:

  1. Самоопределение к деятельности. Мотивация учебного занятия.
  2. Постановка учебной задачи. Целеполагание.
  3. Учебные действия по реализации плана. Обобщение и систематизация знаний и умений: теоретический и практический блок. 
  4. Динамическая пауза.
  5. Домашнее задание.
  6. Контроль и оценка знаний. Выводы. 
  7. Рефлексия.

Технологическая карта учебного занятия

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

Дополнение

1.Самоопределение к деятельности. Мотивация учебного занятия.

Слайд № 1, №2

- Я часть речи интересная,

Широко в миру известная:

Опишу любой предмет –

В этом равных со мной нет.

Речь со мною выразительна,

И точна, и удивительна.

Чтоб красиво говорить,

Мною надо дорожить!

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь.

Меня вам надо знать, беречь.

(О.Головко)

- Какая часть речи может так себя характеризовать?

- Почему у этой части речи такое название? К чему оно прилагается?

 - С какой частью речи оно дружит?

- Давайте сформулируем тему нашего урока.

- Запишите на рабочем листе тему урока.

- слушают

- отвечают

- рассуждают

- имя прилагательное

- прилагается к имени существительному

- дружит с именем существительным

«Имена прилагательные»

Запись темы на рабочем листе.

Познавательные УУД:выдвижение гипотез и их обоснование;

извлечение необходимой информации из текста

Словарь Даля: «Прилагательное имя, прилагаемое к существительному для обозначения свойства или качеств его».

У каждого ученика на столе лежат:

Рабочие листы.

Таблицы самоконтроля.

2.Постановка учебной задачи. Целеполагание.

Слайд №3

- Сегодня у нас обобщающий урок по теме имена прилагательные.

- Как вы считаете, что мы должны проверить, показать на этом уроке?

Итак, нам нужно проверить свои знания и умения по теме «Имя прилагательное».

У каждого на столе лежит таблица самооценки и самоконтроля. Просмотрите её.

- Предположите, как будем  с ней работать?

Если вы ответили всё верно ( +),

с ошибками  ( + -),

всё неверно (-).

-ответы учащихся

(Что такое? На какие? Как изменяются? Для чего?)

-рассматривают таблицу

Регулятивные УУД: постановка учебной задачи; определение последовательности действий; прогнозирование.

Личностные УУД: смыслообразование

3.Обобщение и систематизация знаний (теоретический блок). 

Слайд №4

Работа в паре

Начинаем работать в рабочих листах.

- Прочитайте первое задание. Выполните его.

- Расскажите, что у вас получилось. Что это?

- Самопроверка по слайду.

Продолжите фразу:

« Я (не) знаю правило о…».

-Вы работали с мини-проектами по теме нашего урока. Предложите своему другу по парте найти в вашей работе и подчеркнуть имена прилагательные.

После завершения работы проведите взаимопроверку.

- В рабочих листах задание №2 написаны высказывания. Среди них верные и неверные утверждения.

Ваша задача: прочитать утверждения и, если оно верное напишите «да», если неверное - «нет».

Проверка по слайду.

Продолжите фразу:

«Выполняя упражнение я понял(а), что мне необходимо…»

-выполняют №1

-это правило об имени прилагательном.

- читают, выполняют

- ответы, обоснование

-выводы индивидуально

Познавательные УУД:структурирование знаний; синтез-составление целого из частей, достраивание.

Коммуникативные УУД: 

- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации со сверстниками и учителем.

УУД регулятивные - строят речевое высказывание, отвечают на вопросы

Отметьте результат в таблице.

Отметьте результат в таблице.

Отметьте результат в таблице.

4.Обобщение и систематизация знаний (практический блок).

М/ч!

Задание № 3

Слайд № 5

Задание № 4

Слайд № 6

Динамическая пауза

Задание № 5

Слайд № 7

Устная работа

(проблема?)

Слайд № 8

Задание № 6

Слайд № 9 (картинка весенняя)

Д/задание

Слайд № 10

Выводы.

Контроль и оценка знаний.

- На какие вопросы отвечают им.прилаг?

- Какие окончания могут у них быть?

- Прочитайте и выполните задание

№ 3.

- Проверим, что у вас получилось.

- Дополните фразу: «Я (не) допустил(а) ошибок, потому что…»

- Для чего нужно знать, как пишутся окончания имён прилагательных?

- Предлагаю вам проверить свои знания о правильном употреблении окончаний им.прилаг.

-У кого нет ошибок? Кто допустил ошибки? Какие?

-Как доказать, что окончание написал правильно?

Дополните предложение: «Я (не) допустил(а) ошибки, так как…»

-Прочитайте отрывок из стих. А.Л.Барто «Верёвочка».

- Выполните задание.

- Объясните.

-Кто выполнил верно?

- Кто допустил ошибку?

- Послушайте стихотворение  Е.Руженцева.

- Подумайте, зачем я предложила вам именно это стихотворение? Как оно связано с темой нашего урока? (См.приложение)

- Да, верно, имена прилагательные делают нашу речь и жизнь красивее, ярче, образнее, интереснее.

- Предлагаю вам игру «Укрась слово» по теме «Весна-красна в гости к нам пришла!»

- Для начала нужно отгадать загадку и вы получите слово.

-Загадываю каждой группе загадку. (См.приложение)

- Как вы украсили своё слово?

- Какую роль в нашей речи играют им.прилаг?

- Составьте красивое  предложение на весеннюю тему.

- Запишите его.

-Прочитайте предложение. Назовите словосочетание с прилагательным.

- Ребята, нравится ли вам весна?

-Как вы относитесь к этому времени года?

- Я восхищаюсь…

- Я доволен…

- Меня удивляет…

- Мне приятно…

- Мне нравится…

-Напишите дома сочинение о весне.

- Какая часть речи вам особенно поможет в описании весны?

- Давайте подведём итог нашей совместной работы по теме «Имя прилагательное».

- В конце вашего рабочего листа вы прочитаете, какие виды деятельности мы сегодня выполняли на уроке.

- Поставьте числа так, чтобы стало понятно, что вы уже усвоили очень хорошо, а над чем предстоит ещё поработать.

- ответы детей

- выполнение задания

-дети называют записанные окончания, проверяют себя по слайду

-ответы детей

-ответы детей

-выполнение задания

№ 4

-Самопроверка.

- чтение с экрана

-выполнение на рабочем листе

-объяснение

- слушают

- думают

- отвечают

-делятся на 3 группы

-отгадывают слово

- получают картинку

- зачитывают словосочетания

- ответы детей

- составляют предложение устно

- записывают

- прочитывают

- называют словосочетания

- ответы детей

-ранжируют свои ответы

Познавательные УУД:

- анализ с целью выделения главных признаков;

- умение структурировать знания.

УУД регулятивные – умение осуществлять действия по образцу и заданному правилу

УУД познавательные- осуществляют поиск и выделяют конкретную информацию

УУД коммуникативные- взаимодействуют со сверстниками, распределяют роли, умеют договариваться.

УУД регулятивные – планируют свои действия в соответствии с заданием учителя

Коммуникативные УУД:

умение выражать свои мысли.

УУД регулятивные - строят речевое высказывание, отвечают на вопросы

Регулятивные УУД:

- оценка того, что усвоено, осознание качества и уровня усвоения.

Отметьте результат в таблице.

Отметьте результат в таблице.

Отметьте результат в таблице.

Отметьте результат в таблице.

5.Рефлексия

Оцените свою работу. Нарисуйте своё настроение

Коммуникативные УУД:

умение выражать свои мысли.

Проранжируйте виды деятельности по степени усвоения и привлекательности для вас:

- знаю все изученные правила об имени прилагательном;

- умею применять эти правила при выполнении упражнений;

- умею правильно согласовывать в словосочетании им.сущ.+им.прилаг.;

- умею оценивать роль прилагательных в речи;

- умею находить признаки прилагательных;

- умею оценивать свои знания и знания других ребят;

- умею работать в паре, в группе.

Дополните фразу: «Я понял (а), что знания по теме «Имя прилагательное» ….

Приложение 1

Отрывок из стихотворения А.Л.Барто «Верёвочка»

«Весна, весна на улице,

  Весенние деньки!

  Как птицы, заливаются

  Трамвайные звонки!»

Приложение 2

  Стихотворение Е.Руженцева.

Если б всё на свете было одинакового цвета,

Вас бы это рассердило или радовало это?

Кто решился бы отныне, приходя усталым,

На зелёной спать перине под зелёным одеялом?

И зелёною водою на рассвете умываться,

И зелёным-презелёным полотенцем утираться?

Любоваться, как над вами, зеленея, птицы реют,

Над зелёными холмами ярко солнце зеленеет?

Видеть мир привыкли люди белым, чёрным, жёлтым, красным.

Пусть же всё вокруг нас будет удивительным и разным!

Приложение 3

«Весна - красна в гости к нам пришла!»

Загадки:

  1. Жёлтый, яркий колобок по небу катается, людям улыбается.
  2. Тает снежок, зеленеет лужок, день прибывает, когда это бывает?
  3. Весна, весна идёт, на опушке ещё снег, а он уже цветёт.

                                                                  (Солнышко, весна, подснежник).

Рабочий лист по русскому языку

учени__   3-б класса  ____________________________________________

Тема урока: __________________________________________________________

Задание № 1

- Внимательно прочитайте  и дополните предложения.  Допишите слова.

Имя прилагательное – это часть ___________, которая отвечает на вопросы __________? ____________? _____________? ___________ ? и обозначает

________________________ .

Продолжите фразу:

« Я (не) знаю правило о…».

Отметьте результат в таблице.

Работа в паре с мини-проектами.

Отметьте результат в таблице.

Задание № 2

В этом задании  написаны высказывания. Среди них верные и неверные утверждения.

Ваша задача: прочитать утверждения и, если оно верное напишите «да», если неверное –«нет».

  1. Имя прилагательное изменяется по числам. _____________
  2. Имя прилагательное изменяется по родам в единственном числе. ____________
  3. Имя прилагательное изменяется по родам во множественном числе. _________
  4. Имя прилагательное может иметь окончания: в ж.р.- ая/- яя; в м.р. – ой/-ый/ -ий;

в ср.р. – ое/ - ее; во мн.ч. – ые/ - ие. ____________

Отметьте результат в таблице.

Продолжите фразу:

«Выполняя упражнение я понял(а), что мне необходимо…»

Задание № 3

Минутка чистописания.

Прочитайте слова, запишите только окончания имён прилагательных:

Холодная, ранняя, весна, яркое, светит, небо, синее, тёплый, зелёная, ручьи, звонкие.

________________________________________________________________________

Отметьте результат в таблице.

- Дополните фразу: «Я (не) допустил(а) ошибок, потому что…»

Задание № 4

Раскройте скобки, запишите правильно словосочетания.

Определите род имён прилагательных, выделите окончания.

(весенний) погода _______________________________________

(весенний) солнце _______________________________________

(весенний) денёк ________________________________________

Самопроверка.

Отметьте результат в таблице.

Дополните предложение: «Я (не) допустил(а) ошибки при выполнении задания, так как…»

Задание № 5

-Прочитайте отрывок из стихотворения  А.Л.Барто «Верёвочка».  (На экране)

- Найдите и запишите словосочетание с именем прилагательным.

- Определите число и род имени прилагательного.

Отметьте результат в таблице.

_______________________________________________________

Задание № 6

- Составьте красивое  предложение на весеннюю тему.

- Запишите его.

-Прочитайте предложение. Назовите словосочетание с прилагательным.

Д/задание: -Напишите дома сочинение о весне. Оформите на листочке.

Проранжируйте виды деятельности по степени усвоения и привлекательности для вас. 

- Поставьте числа так, чтобы стало понятно, что вы уже усвоили очень хорошо, а над чем предстоит ещё поработать:

______   - знаю все изученные правила об имени прилагательном;

______   - умею применять эти правила при выполнении упражнений;

______   - умею правильно согласовывать в словосочетании им.сущ.+им.прилаг.;

______   - умею оценивать роль прилагательных в речи;

______   - умею находить признаки прилагательных;

______   - умею оценивать свои знания и знания других ребят;

______   - умею работать в паре, в группе.

Дополните фразу: «Я понял (а), что знания по теме «Имя прилагательное» ….

__________________________________________________________________________

- Оцени свою работу на уроке.                                         - Нарисуй своё настроение.

Таблица самооценки и самоконтроля

учени___   3-б класса  _____________________________________________________

Я …

(всё верно)

+

(есть ошибки)

 +   -

(всё неверно)

-

1

Знаю определение имени прилагательного

2

Умею находить имена прилагательные в тексте

3

Знаю правило о родовых окончаниях имён прилагательных

4

Умею находить окончания имён прилагательных

5

Умею согласовать в словосочетании им.сущ.+им.прилаг.

6

Знаю, что им.прилаг. во множественном числе не изменяется по родам

7

Знаю, что им.прилаг. украшают нашу речь, делают её выразительнее

8

Умею правильно употреблять им.прилаг в речи

ИТОГО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока Русский язык. 4 класс. ОС «Школа 2100» Учитель ГБОУ лицея №64 Кузнецова Татьяна Григорьевна Урок № 31

Тема:  Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью.Цель: Сформировать умение ставить знаки препинания (запятую) в сложном предложении с бессоюзной ...

Итоговая работа по теме: «Проектирование современного урока, направленного на формирование УУД с учётом требований ФГОС» (Технологическая карта урока русского языка 1 класс УМК «Перспектива»)

laquo;Формирование  универсальных  учебных действий  на уроках в начальной школе».    Главная  цель работы над темой:Создание условий  для формирования у...

Технологическая карта урока русский язык ,3 класс по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР. Тема урока : Как найти в слове корень?

Технологическая карта урока  русский  язык ,3 класс по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР. Тема урока : Как найти в слове корень?...

Технологическая карта урока русского языка. 3 класс. Однородные члены предложения. Урок - фольклорный праздник "За околицей".

Представлена технологическая карта урока русского языка. 3 класс. Однородные члены предложения....

Технологическая карта урока русского языка.3 класс.Тема урока: «Повторяем фонетику и состав слова»

Тема урока:  «Повторяем фонетику и состав слова»Тип урока: отработки умений и рефлексииУМК: «Начальная школа XXI века»; учебник: С.В.Иванов «Русский язык» 3 кл...

Технологическая карта урока «Русский язык» 1 класс обучающиеся с УО интеллектуальными нарушениями Учитель начальных классов Фатеева Н.А

Тема: «письмо изученных строчных и заглавных букв»Тип урока: ЗакреплениеЦель: Создать условия для формирования умения писать заглавные и строчные буквы; способствовать развитию моторики, ф...