Урок русского языка в 4 классе (УМК "Школа России" , Учебник Т.Г. Рамзаевой) на тему "Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Тимофеева Ирина Витальевна

Урок посвящен дню космонавтики (50-летие первого полета человека в космос)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_4_klasse_na_temu.docx40.71 КБ
Файл urok_assambleya.pptx916.93 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе на тему:

«Правописание безударных личных окончаний глаголов

в настоящем и будущем времени»

Цель: создать условия для знакомства учащихся со способами определения спряжения глаголов;

организовать деятельность учащихся по формированию универсальных учебных действий вида:

регулятивных, познавательных, личностных учебных действий, коммуникативных учебных действий

Планируемые результаты:

  • предметные:
  • формировать умение распознавать спряжение глагола по суффиксу неопределенной формы;
  • отрабатывать практические навыки правильного написания безударных личных окончаний глаголов;
  • личностные: 
  • учить обучающихся приемам осмысленного чтения информационного текста;
  • способствовать формированию умения сравнивать, обобщать, группировать, анализировать; формулировать свои мысли, высказывать их вслух;
  • коммуникативные: 
  • содействовать воспитанию культуры общения через работу в парах.

Задачи (шаги достижения целей)

  • Организовать пространство поиска, диалога, творчества.
  • Организовать обмен содержанием субъективного опыта между учениками.
  • Общение с учениками выстраивать на принципах сотрудничества.
  • Организовать атмосферу включённости каждого ученика в работу класса.

Оборудование:

  • компьютер, проектор, экран;
  • карточки с заданиями;
  • презентация 21 слайда  (среда POWER POINT);
  • учебник русского языка, Т.Г. Рамзаева /М. «Дрофа», 2007 год;
  • справочное пособие по русскому языку, 4 класс О.В. Узорова, Е.А. Нефедова/М. 2006г.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

1.

Организационно – мотивацион-ный этап

Знакомство. Приветствие.

- Добрый день, уважаемые коллеги, дорогие ребята. Меня зовут Ирина Витальевна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Надеюсь на плодотворное сотрудничество.

2.

Целеполага-ние

- Давайте определим тему урока.  Прочитайте стихотворение.

- Чему посвятим урок?

- Что за день сегодня?

- Посмотрите на первое слово.

- Что вы можете о нем сказать?

(- Какая часть речи?

- В какой форме стоит?)

- Что еще заметили? Почему пропущена буква? Поставим ударение.

- В какой части слова она находится?

- Надо нам уметь правильно писать безударные окончания?

- Попробуйте сформулировать тему урока.

-  Поставьте учебную задачу. Чему мы должны научиться?

- Что надо уметь делать, чтобы правильно писать безударную гласную в окончании?

Дети читают сначала про себя, а потом вслух

Дню космонавтики.

Сегодня исполняется 50 лет со дня полета в космос  первого космонавта Земли Юрия Гагарина.

Это глагол, потому что отвечает на вопрос (что делает?) и обозначает действие предмета. Он стоит в форме 3 лица, ед. числа, в настоящем времени

Буква пропущена, потому что она безударная, а безударным гласным доверять нельзя.

Безударная гласная находится в окончании.

Правописание безударных окончаний глаголов

Научиться правильно писать безударные окончания глаголов.

Уметь определять спряжение глагола

Появляется ударение.

Появляется

окончание

На слайде появляется тема урока.

На доске:

Задачи урока: 1) научиться правильно выбирать безударную гласную в окончаниях глаголов.

2) уметь определять спряжение

3

Актуализа-ция знаний.

Я буду называть глаголы. Если услышите глаголы 1спряжения -хлопайте, если 2 - топайте.

Колоть, плясать, ходить, терпеть, считать, носить, рычать 

- Расскажите, какие глаголы относятся к 1 и 2 спряжению

- Легко ли вам было определять спряжение у данных глаголов? Почему?

Все глаголы на - ить – 2 спр.

Остальные глаголы – 1 спр.

Окончания ударные.

4

Распознава-ние спряжения глаголов.

Проблемная ситуация

- Посмотрите на слайд. Сформулируйте задание.

 - От чего зависит написание безударных гласных е и и в окончаниях глаголов?

- Попробуйте определить  спряжение этих глаголов, выполнив задание в карточке № 1

Проверка

- Называйте глагол и его спряжение

- Проблема:

строят или строют;

колят или колют? Как быть?

- Помогут ребята из 2 варианта.

- Как вы определили спряжение?

Вывод:

- Как определить спряжение глаголов?

- Есть еще один способ определения спряжения, когда не надо ставить глагол ни в неопределенную форму, ни в форму 3 лица мн. числа. Хотите его узнать?

- Посмотрите на основу глаголов 1 спряжения. Что объединяет эти слова?

Какую особенность вы заметили у данных глаголов?

Вывод:

- Какое можем сделать заключение?

- Каких слов не хватает?

-  В слове «строить» есть гласная перед окончанием, но оно и еще слово «клеить» относятся ко 2 спряжению. Это исключение.

Вывод 2: 

- Давайте полностью сформулируем это правило. (Глаголы, у которых перед личными окончаниями стоит гласная буква, относится к 1 спряжению, кроме глаголов строить, клеить) 

- Запишите слова в тетрадь, вставляя пропущенные окончания.

Проверка:

- Итак, какие гласные вставили

в окончания глаголов?

- Кто пилотировал  первую ракету № 1?

- А вы знаете, кто был вторым космонавтом? Хотите узнать?

- Решим кроссворд.

- Составьте предложение о первых космонавтах.

Спишите предложение, вставьте пропущенные буквы.

Сегодня международный экипа… к…смонавтов  пилотиру…т  ракету имени Юрия Гагарина.

От того, какое спряжение у глагола

Каждый ученик работает по карточке №1:

Проверяют друг у друга

Потом по слайду Правильно написать безударное окончание глаголов

.

Выполняют задание по вариантам

в карточке № 2

1 и 2 слово – называют дети 1 варианта, 3 и 4 слово – дети 2 варианта

5 и 6 слово – 1 вариант

Что делать?

Колоть – 1 спр.

Строить – 2 спр.

Спряжение глагола определяем по неопределенной форме и по форме 3 лица мн. ч

Основа оканчивается на гласную.

Глаголы, у которых перед личным окончанием стоит гласная буква, относятся к первому спряжению

Строит, колет

Глаголы, у которых перед личными окончаниями стоит гласная буква, относится к 1 спряжению, кроме глаголов строить, клеить 

Записывают слова в тетрадь

Называют слово и гласную

Юрий Гагарин

Записывают слова в тетрадь: Терешкова, орбита, телескоп, «Восток», вселенная.

Записывают в тетрадь:

Космонавты Ю.Г. и Г. Т. первыми проложили дорогу в космос.

Записывают в тетрадь

Слайд № 3

Слайд № 4

На слайде появляются стрелки

Слайд № 5

На слайде

карточки только 1 и 2 спр. И появляются обозначения спряжений на ракетах.

На слайде появляются слова «строить», «клеить».

На слайде появляются слова

Слайд № 5 - 10

5

Самостоя-тельная работа

- Выполните задание на карточке № 3.

Проверка выполнения на слайде

- Какие шаги вы сделали, чтобы правильно написать безударное окончание?

Выполняют задание парами

Называют слово, спряжение и выбранную безударную гласную

Поставили глаголы в неопределенную форму, и в форму 3 лица мн. ч, определили спряжение, выбрали нужную букву.

Карточка желтого цвета

6

Физкульт-минутка

- Я называю глагол, а вы выполняете действие:
Встать, потянуться, распрямиться, присесть, подняться, улыбнуться, сесть.

- Как живешь? -     

 - Как идешь? – 

- А бежишь?    

- Ночью спишь?    

- Как берешь?

- А даешь?

- Как шалишь?

- А грозишь?

Вот так! (Показ большого пальца.)
Вот так!

- Вот так!

7

Работа с текстом

У каждого из вас в карточке № 4 дан текст. Прочитайте и вставьте попущенные окончания

Проверка:

Проверьте друг у друга

- Что нового узнали из текстов?

Каждый выполняет в своей карточке.

Взаимопроверка

8

Рефлексия

- Посмотрите на слайд

Скажите

Я знаю…

Я умею…

Я затрудняюсь…

Физкультминутка. 

  • I вариант присядет если назову глаголы I спряжения
  • II вариант присядет если назову глаголы II спряжения

Идёшь, шумишь, поёшь, шуршите, звенят, плывут, лежит, цветёт, растёшь, горишь, кричишь, говорит.

Пилотируемый космический корабль Союз ТМА-21, названный именем Юрия Гагарина в честь полувекового юбилея первого полета в космос, пристыковался к Международной космической станции. Это произошло на девять минут раньше плана. На борту корабля российско-американский экипаж, которому предстоит проработать на орбите пять месяцев. Союз доставил на станцию командира корабля Александра Самокутяева, бортинженера Андрея Борисенко и астронавта NASA Рональда Гэрана, который также является новым борт-инженером МКС. Космонавты взяли с собой на орбиту фильм о Юрии Гагарине и икону.

Ранее сообщалось, что полет экипажа продлится около полугода. За это время космонавты примут два американских шаттла и три российских грузовых корабля. Кроме того, планируется осуществить выход в открытый космос по российской программе.

В ходе экспедиций МКС-27 и МКС-28 планируется реализовать 725 сеансов по 50 научным экспериментам. Корабль получил собственное имя Гагарин в честь 50-летия первого полета в космос Юрия Гагарина.

Экипаж взял с собой фильм о Гагарине, посмотреть который планируется 12 апреля, уже на орбите. Фильм О 108 минутах Юрия Гагарина, подготовленный студентами МАИ и молодежной командой Российской аэрокосмической инициативы, был заблаговременно передан космонавтам экипажа корабля Союз ТМА-2

Карточка № 1

  1. Часть речи, которая обозначает действие  _____________и отвечает на вопросы _________________________  называется ______________________ . 
  2. Глаголы в неопределённой форме имеют суффиксы _____________________. 
  3. Глаголы  изменяются по _____________________ и __________________, а в  прошедшем времени по _____________ .
  4. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем  и будущем времени  -это ____________________. 
  5. Лицо и число глагола определяются по _______________ и ___________ глагола.
  6. Спряжение глаголов с ударными окончаниями определяют по _______________.

Карточка № 1

  1. Часть речи, которая обозначает действие  _____________и отвечает на вопросы _________________________  называется ______________________ . 
  2. Глаголы в неопределённой форме имеют суффиксы _____________________. 
  3. Глаголы  изменяются по _____________________ и __________________, а в  прошедшем времени по _____________ .
  4. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем  и будущем времени  -это ____________________. 
  5. Лицо и число глагола определяются по _______________ и ___________ глагола.
  6. Спряжение глаголов с ударными окончаниями определяют по _______________.

Карточка № 1

Поставьте глаголы в форму 3-е лица множественного числа, определите спряжение.

Глагол

3 лицо мн. ч. (они)

Спряжение

друж[и]т

чита[и]т

люб[и]т

помога[и]т

стро[и]т

кол[и]т

Карточка № 1

Поставьте глаголы в форму 3-е лица множественного числа, определите спряжение.

Глагол

3 лицо мн. ч. (они)

Спряжение

друж[и]т

чита[и]т

люб[и]т

помога[и]т

стро[и]т

кол[и]т

Карточка № 1

Поставьте глаголы в форму 3-е лица множественного числа, определите спряжение.

Глагол

3 лицо мн. ч. (они)

Спряжение

друж[и]т

чита[и]т

люб[и]т

помога[и]т

стро[и]т

кол[и]т

Карточка №1

Поставьте глаголы в неопределённую форму, определите спряжение.

Глагол

Неопределённая форма

 (что делать?)

Спряжение

друж[и]т

чита[и]т

люб[и]т

помога[и]т

стро[и]т

кол[и]т

Карточка № 1

Поставьте глаголы в неопределённую форму, определите спряжение.

Глагол

Неопределённая форма

 (что делать?)

Спряжение

друж[и]т

чита[и]т

люб[и]т

помога[и]т

стро[и]т

кол[и]т

Карточка № 1

Поставьте глаголы в неопределённую форму, определите спряжение.

Глагол

Неопределённая форма

 (что делать?)

Спряжение

друж[и]т

чита[и]т

люб[и]т

помога[и]т

стро[и]т

кол[и]т

Карточка № 2

Определите спряжение, вставьте  безударное окончание

                                   _н. ф.___________________

желте[и]шь                                                                                              желте__шь

                                   _3 л. мн. ч.______________

                                   __________________

ход [и]шь                                                                                            ход__шь

                                   __________________

                                   __________________

игра[и]т                                                                                             игра__т

                                   __________________

                                   __________________

чист[и]м                                                                                            чист__м

                                   __________________

Карточка № 2

Определите спряжение, вставьте  безударное окончание

                                   _н. ф.___________________

желте[и]шь                                                                                              желте__шь

                                   _3 л. мн. ч.______________

                                   __________________

ход [и]шь                                                                                            ход__шь

                                   __________________

                                   __________________

игра[и]т                                                                                             игра__т

                                   __________________

                                   __________________

чист[и]м                                                                                            чист__м

                                   __________________

Карточка №3

Прочитай текст, вставь пропущенные окончания глаголов

 Ни на один час не прекраща____тся работа на космической станции. Один экипаж сменя___т другой. Один  космонавт наблюда____т за звёздами, планетами, Солнцем, фотографиру____т и изуча_____т Землю. Космонавт – биолог  ухажива____т за растениями и животными, которые живут на станции. Бортинженер  ремонтиру_____т  космический дом,  провод______т  много различных научных опытов. За космическим полётом следят с Земли из Центра управления.

Вопрос: Что делают космонавты на космической станции?

Карточка №3

Прочитай текст, вставь пропущенные окончания глаголов

 Ни на один час не прекраща____тся работа на космической станции. Один экипаж сменя___т другой. Один  космонавт наблюда____т за звёздами, планетами, Солнцем, фотографиру____т и изуча_____т Землю. Космонавт – биолог  ухажива____т за растениями и животными, которые живут на станции. Бортинженер  ремонтиру_____т  космический дом,  провод______т  много различных научных опытов. За космическим полётом следят с Земли из Центра управления.

Вопрос: Что делают космонавты на космической станции?

Карточка №3

Прочитай текст, вставь пропущенные окончания глаголов

 Ни на один час не прекраща____тся работа на космической станции. Один экипаж сменя___т другой. Один  космонавт наблюда____т за звёздами, планетами, Солнцем, фотографиру____т и изуча_____т Землю. Космонавт – биолог  ухажива____т за растениями и животными, которые живут на станции. Бортинженер  ремонтиру_____т  космический дом,  провод______т  много различных научных опытов. За космическим полётом следят с Земли из Центра управления.

Вопрос: Что делают космонавты на космической станции?

Карточка №4

Прочитай текст, вставь пропущенные окончания глаголов

В космосе одновременно  и сильный холод, и невыносимая жара. На солнце припека___т, а в тени всё замерза___т. Единственный выход – скафандр.
         Скафандр – это специальный герметичный костюм. В нём температура, как в комнате, и дышится легко. Если Солнце свет___т ярко, то можно в шлеме опустить шторки. В скафандре есть радио, по которому можно разговаривать с товарищами, оставшимися на станции.
        Правильнее было бы назвать скафандр отдельной кабиной. Только эта кабина сделана из мягкого материала и сшита по росту.

Вопросы:

1. Как называется одежда космонавтов?
2. Зачем нужен скафандр?

Карточка №4

Прочитай текст, вставь пропущенные окончания глаголов

В космосе одновременно  и сильный холод, и невыносимая жара. На солнце припека___т, а в тени всё замерза___т. Единственный выход – скафандр.
         Скафандр – это специальный герметичный костюм. В нём температура, как в комнате, и дышится легко. Если Солнце свет___т ярко, то можно в шлеме опустить шторки. В скафандре есть радио, по которому можно разговаривать с товарищами, оставшимися на станции.
        Правильнее было бы назвать скафандр отдельной кабиной. Только эта кабина сделана из мягкого материала и сшита по росту.

Вопросы:

  1. Как называется одежда космонавтов?
    2. Зачем нужен скафандр?

Карточка №4

Прочитай текст, вставь пропущенные окончания глаголов

В космосе одновременно  и сильный холод, и невыносимая жара. На солнце припека___т, а в тени всё замерза___т. Единственный выход – скафандр.
         Скафандр – это специальный герметичный костюм. В нём температура, как в комнате, и дышится легко. Если Солнце свет___т ярко, то можно в шлеме опустить шторки. В скафандре есть радио, по которому можно разговаривать с товарищами, оставшимися на станции.
        Правильнее было бы назвать скафандр отдельной кабиной. Только эта кабина сделана из мягкого материала и сшита по росту.

Вопросы: 1. Как называется одежда космонавтов?
                  2. Зачем нужен скафандр?

Листок самооценки ученика 4 класса _____________________________________________

Ставить глагол в неопределенную форму

Ставить глагол в форму 3 лица мн. ч.

Определять спряжение глагола

Определять гласную в безударном окончании глагола

Общая оценка за урок_________________

Листок самооценки ученика 4 класса _____________________________________________

Ставить глагол в неопределенную форму

Ставить глагол в форму 3 лица

мн. ч.

Определять спряжение глагола

Определять гласную в безударном окончании глагола

Общая оценка за урок_________________

Листок самооценки ученика 4 класса _____________________________________________

Ставить глагол в неопределенную форму

Ставить глагол в форму 3 лица

мн. ч.

Определять спряжение глагола

Определять гласную в безударном окончании глагола

Общая оценка за урок_________________

I вариант

II вариант

I вариант

II вариант




Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русский язык 4 класс Учитель МОУ « Дубранивская СОШ» Тимофеева Ирина Витальевна

Слайд 2

Шага…т эра космоса вперед! Ракеты продолжают свой полет, Стартуют с Байконура каждый год. Привык к таким явлениям народ. Хранит в душе он первую любовь, Пусть тысячи взлетают к звездам вновь, Но первым был Гагарин, он был свой, Родной , с улыбкой детской, озорной. Тема урока: Правописание безударных личных окончаний глаголов

Слайд 3

Карточка № 1 Часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать?, что сделать? называется глаголом . Глаголы в неопределённой форме имеют суффиксы – ть , - ти , - чь . Глаголы изменяются по временам и числам , а в прошедшем времени по родам. 4) Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени -это спряжение . 5) Лицо и число глагола определяются по местоимению и окончанию глагола. 6) Спряжение глаголов с ударными окончаниями определяют по окончанию.

Слайд 4

- и - - е - ? ? I II чита [и]т помога [и]т друж [и]т люб[и]т стро [и]т кол[и]т

Слайд 5

- и - - е - ? ? I II чит а [и]т помог а [и]т дру ж [и]т лю б [и]т стр о ить кл е ить ко л [и]т

Слайд 6

- и - - е - ? ? I II чита [и]т помога [и]т друж [и]т люб[и]т стро [и]т кол[и]т

Слайд 7

- и - - е - I II чита е т помога е т друж и т люб и т стро и т кол е т

Слайд 8

- и - - е - I II Юрий Алексеевич Гагарин

Слайд 9

1 1. Первая в мире женщина - космонавт

Слайд 10

1 Т е р е ш к о в а 3 4 5 2. Путь движения небесного тела, космических ракет

Слайд 11

Т е р е ш к о в а о р б И т а 3 4 5 3. Прибор для изучения небесных тел

Слайд 12

Т е р е ш к о в а о р б И т а 3 Т Е л е с к о п 4 5 4. Название ракеты Юрия Ггарина

Слайд 13

Т е р е ш к о в а о р б И т а Т Е л е с к о п в О с т о к 5. Космос

Слайд 14

Т е р е ш к о в а о р б И т а Т Е л е с к о п в О с т о к В с е л е н н а я

Слайд 15

- и - - е - I II Юрий Алексеевич Гагарин Герман Степанович Титов

Слайд 16

Сегодня международный экипа … к…см… навтов пилотиру …т к… смический к… рабль имени Юрия Гагарина. I II

Слайд 17

Стира [и] шь Вер [и] шь 1) Ставим ударение : , , стира [ и ] шь вер [ и ] шь 2) Ставим глаголы в форму 3 л. ¸мн.ч. стира ют вер ят 3) Ставим глагол в начальную форму . стир ать вер ить 4) Делаем вывод: стира [и] шь образован от гл. н. ф. стир ать ¸ оканчивается на – ать¸это не глагол - исключение¸ это глагол 1 спр .¸ значит – стира е шь . вер [ и ] шь …

Слайд 18

Желте [и] шь I c . желте е шь ход[и] шь II с. ход и шь игра[и]т I с. игра е т чист[и]м II с. чист и м Проверь! карточка № 3

Слайд 19

Ставлю ударение . Если окончание безударное, то… Ставлю глагол в н. ф . (что делать? что сделает?) Ставлю глагол в 3 лицо мн. ч . (они что делают? Они что сделают?) Оканчивается на … Определяю спряжение. Для этого… 1 2 3 4 5 6 Пишу в окончании букву…

Слайд 20

Шага ... т эра космоса вперед! Ракеты продолжают свой полет, Стартуют с Байконура каждый год. Привык к таким явлениям народ. Хранит в душе он первую любовь, Пусть тысячи взлетают к звездам вновь, Но первым был Гагарин, он был свой, Родной , с улыбкой детской, озорной. Тема урока: Правописание безударных личных окончаний глаголов Е

Слайд 21

Рефлексия Теперь я знаю, что … Я умею… Я затрудняюсь… Я понял, что …

Слайд 22

- и - - е - ? ? I II ход[и] шь чист[и]м желте [и] шь игра[и]т

Слайд 23

Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Безударные личные окончания глаголов настоящего и будущего времени

Данный материал можно использовать в качестве теста, а также на этапах закрепления и повторения...

Конспект урока по русскому языку в 4 классе: "Правописание личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени".

Тема: "Правописание личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени"....

Самоанализ урока: "Правописание личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени".

Тема: "Правописание личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени"....

Урок русского языка «Правописание безударных личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени»

Урок-закрепления правописания безударных личных окончаний глаголов в 4 классе....

урок русского языка в 4 классе . Тема" Правописание безударных личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени"

Данный урок формирует у учащихся умение правильно писать безударные окончания глаголов,развивает умение обосновывать правильность написания окончания....

Конспект урока по теме: «Правописание глаголов с безударными личными окончаниями в настоящем и будущем времени» (4 класс)

Цели деятельности учителя:развитие умения выделять личные окончания глаголов I и II спряжения в настоящем и будущем времени;развитие умения определять спряжение глаголов в настоящем и будущем времени...