Приёмы работы по обогащению фразеологического запаса учащихся начальной школы.
статья по русскому языку (4 класс) на тему

Калитюк Светлана Евгеньевна

    В работе по развитию речи учащихся начальных классов большое значение имеет обогащение их словаря. На уроках русского языка и чтения мы часто встречаемся с ответами, бедными в лексическом отношении. А бедная лексика сочетается с бедным синтаксисом. Скудный словарный запас младшего школьника нередко мешает и успешной работе в области орфографии. Все это усугубляется ещё и тем, что учащиеся начальных классов мыслят конкретно: многие отвлеченные слова и понятия они употребляют, зачастую совсем не понимая их значения. Поэтому работа по развитию речи младших школьников предполагает введение в их словарный запас не только слов с отвлеченными понятиями и с различными смысловыми оттенками, но и фразеологических сочетаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priyomy_raboty_po_obogashcheniyu.docx15.88 КБ

Предварительный просмотр:

Приёмы работы по обогащению

фразеологического запаса учащихся начальной школы

    В работе по развитию речи учащихся начальных классов большое значение имеет обогащение их словаря. На уроках русского языка и чтения мы часто встречаемся с ответами, бедными в лексическом отношении. А бедная лексика сочетается с бедным синтаксисом. Скудный словарный запас младшего школьника нередко мешает и успешной работе в области орфографии. Все это усугубляется ещё и тем, что учащиеся начальных классов мыслят конкретно: многие отвлеченные слова и понятия они употребляют, зачастую совсем не понимая их значения. Поэтому работа по развитию речи младших школьников предполагает введение в их словарный запас не только слов с отвлеченными понятиями и с различными смысловыми оттенками, но и фразеологических сочетаний.

    К сожалению, программа начальной школы не предусматривает специальных уроков для работы над фразеологией. Однако такая работа крайне необходима, так как изучение фразеологии в школе – это одно из средств повышения культуры и развития речи учащихся.

    Приёмы обогащения фразеологического запаса и развития навыков употребления устойчивых сочетаний могут быть очень разнообразными. Это может быть описательная работа на уроках русского языка либо на уроках чтения в процессе изучения того или иного литературного произведения. Работа над фразеологией может проводиться и в неурочное время: в группе продлённого дня, во время различных внеклассных мероприятий. Я остановлюсь на тех приёмах, которые мне представляются наиболее эффективными. Учитель младших классов должен всегда помнить, что усвоение фразеологии даст наибольший эффект, если изучение фразеологизмов будет проходить в определённой системе, учитывающей программу, возрастные особенности, уровень подготовки учащихся, преемственность и последовательность в изучении фразеологических единиц.

    Основным приёмом обогащения фразеологического запаса учащихся начальных классов является воспитание у них постоянного внимания и интереса к фразеологии русского языка.

    Работа над фразеологизмами проводится все время и идёт от лёгкого к трудному. На уроках чтения учитель обращает внимание учащихся на устойчивые словосочетания. Прежде всего он останавливается на тех, которые характерны для разговорной речи, например: дух захватывает, навострила уши, белены объелась и т. д.

    При работе над фразеологическими единицами в начальных классах возникает ряд задач, на решении которых я остановлюсь.

  1. Показать сочетаемость слов в выражениях, смысл которых легко раскрывается.

Например: вертеться под ногами (будучи рядом, поблизости, мешать своим присутствием, что – либо делать, отвлекать от дела).

  1. Объяснить некоторые фразеологизмы – идиомы, т. е. неразложимые по смыслу  

фразеологические единицы, в которых слова – компоненты непонятны для восприятия, например, бить баклуши (валять дурака, лодыря гонять); попасть впросак (оказаться в неловком положении из – за своей оплошности); точить лясы (заниматься пустой болтовней); за тридевять земель (очень далеко).

  1. Провести смысловую грань между омонимичными свободными и устойчивыми

словосочетаниями.

    Например: намылить голову (поругать, сделать строгий выговор), бабушкины сказки (неправдоподобные сведения); больное место (уязвимая сторона характера, на которую легко повлиять).

    Работа над фразеологией должна вестись совместно со словарной работой на уроках русского языка.

    Очень полезно составлять словарь, в который дети записывают усвоенные ими фразеологические сочетания. Целесообразно вносить в словарь фразеологизмы, компонентами которых являются изученные части речи. Такая работа способствует лучшему усвоению и закреплению пройденных частей речи. Работая над фразеологизмами, необходимо указывать учащимся на те глаголы, которые наиболее часто образовывают фразеологические сочетания.

    Например: вертеть (вертеть хвостом, вертеться как белка в колесе, вертится в голове, как ни вертись).

    Имена существительные, наиболее часто встречающиеся во фразеологических сочетаниях: рука (валиться из рук, из первых рук, из рук в руки, как без рук).

    Фразеологизмы с именами прилагательными (красная строка, зелёная улица, медвежья услуга).

    В конце учебного года целесообразно провести утренник, КВН, викторину, связанные с изучением фразеологии русского языка. Таким образом, вся система работы над фразеологией в начальных классах поможет обогатить активный фразеологический запас учащихся, поднять на новую ступень культуру речи, научить практически использовать богатство русской фразеологии, привить любовь к родному языку.          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приёмы и методы, способствующие успешной социализации учащихся начальной школы.

Проблемы социализации младшего школьника постепенно выходят на первый план. Социализация ученика является одной из непреходящих проблем начального образования, но внедрение и реализация ФГОС НОО прида...

Мастер- класс для педагогов «Методы и приёмы работы по развитию навыков сотрудничества в начальной школе».

В рамках педсовета, в целях повышения уровня профессиональной компетентности педагогов по  развитию навыков сотрудничества нами был проведен мастер-класс для педагогов: «Методы и приёмы раб...

"Эффективные приёмы работы по формированию естественнонаучной грамотности в начальной школе"

Естественнонаучное образование младших школьников в России переживает значительное обновление. Это связано, прежде всего, с отчетливым осознанием высокой развивающей и воспитательной значимости данной...

Эффективные приёмы работы по формированию читательской грамотности в начальной школе

Эффективные приёмы работы по формированиючитательской грамотности в начальной школе...