Виды работ над словарём
консультация по русскому языку (3 класс) на тему

Калитина Светлана Анатольевна

В материале представлены виды работ над словарными словами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vidy_rabot_nad_slovarnymi_slovami.docx15.24 КБ

Предварительный просмотр:

 

                Виды работ над словами с непроверяемой безударной гласной.

     

      Вопрос о правописании безударных гласных в корне сова является одним из важных вопросов не только в начальной школе, но и в среднем звене. Орфограмма «безударная гласная в корне» - это частотные орфограммы русского языка.

      Большое значение для правописания безударных гласных имеет выработка у учащихся умения определять место ударения в слове.

      В работе над безударными гласными в корне слова можно выделить  такие важные ступени:

      1 ступень- восприятие слова, что необходимо для выделения ударного слога и ударного гласного по их противопоставлению безударным.

       2 ступень- определение того, на какую часть слова падает ударение. Для выполнения этой части задания учащиеся должны хорошо ориентироваться в морфемной структуре слова. Для этого полезно проводить упражнения по словообразованию.

       3 ступень- определение того, какие слоги в корне являются ударными, а какие безударными, выделение безударных слогов.

       При работе над словарными словами, то есть со словами с непроверяемой безударной гласной можно проводить такие виды работы:

        1) Этап выделения словарного слова:

            а) Загадка.

             От него здоровье, сила,

             И румяность щек всегда.

             Белое, а не белила,

             Жидкое, а не вода.      (Молоко)

            б)  Определяем опасное место в слове, пробуем доказать.

            в) Доказываем значением слова из этимологического словаря. Например: береза – происхождение исходит от корня БЕ, в древности- БЕлизна, Белый. У березы Белый ствол.

             г) Читаем слово хором, медленно. Ставим ударение, отмечаем опасное место.

             д) Записываем слово в словарь.

             е) Составляем с ним словосочетание, предложение, включаем его в работу на уроке.

          2) Этап закрепления и повторения словарных слов.

          Во-первых, чтобы словарные слова легче запомнить, записываем в словарь по определенным группам. Во –вторых, повторяем ежеурочно.

          Для лучшего и быстрого запоминания словарных слов проводить разнообразные виды упражнений.

          Фонетические упражнения:

          А) Выпиши слово, где есть мягкий согласный ( бер-г, в-кзал).

          Б) Выпиши в первый столбик слова с глухим согласным на конце, во второй- со звонким (завтр-к, н-род, -бед).

          В) Запиши слово на букву р, л, т ит.д.

          Г) Запиши данные слова в алфавитном порядке.

          Д) Запиши слова, где ударение падает на 1, 2 , 3 слог.

          Е) Какие гласные выпали? ( д-р-вн-, м-л-т-к).

          Ж) Кроссворды.

          З) Угадай слово по одному слогу ГО (город, горох, горизонт).

          И) Угадай слово по его концу ( …суда,    реза,…года).

         

           К)  Собери слово из слогов( пус, кА, та, роз, мо).

           Л) Запиши слова по теме: «Овощи», «животные» и т.д.

           М) Составь из букв слова (л,е,с,и,ь,я,г,о,а.р).

           Упражнения по составу слова.

          - от слов береза, солома образуй родственные.

          - подбери слово к схеме;

          - угадай задуманное слово( однокоренное слово со словом КРАСИВЫЙ, приставка, как в слове ПРЕВРАЩАТЬСЯ, суффикс, как в слове ЦВЕТНОЙ, окончание, как  в слове МОРКОВНЫЙ. В целом- слово ПРЕКРАСНЫЙ.)

           Морфологические упражнения.

  1. Запиши словарные слова по частям речи.
  2. Выпиши слова 1,2,3 склонения.
  3. Распредели слова по родам.

Для проверки  проводятся разные виды словарных диктантов:

А) Картинный диктант- когда детям показывают словарное слово, изображенное на картине. Они молча его записывают.

Б) Диктант с загадками- дети сначала отгадывают загадку, а потом пишут слово.

В) Диктант по памяти- детям предлагается задание написать  слова по теме.

Е) Творческий( пояснение слова в виде описания).Например: длинная коробочка, футляр для хранении ручек, карандашей(пенал).

Ж) Выборочный- детям читается текст по предложениям, они записывают только словарные слова.

З) Запись только букв, которые надо запомнить.

    Во всех случаях обучение правописанию безударных гласных в корне должно носить комплексный и системный характер, проводиться последовательно и регулярно.

             

                                                                                                                                                                                                                   

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа со словарём на уроках в начальных классах.

Проводимая из урока в урок работа со словарями не только даёт возможность расширить активный словарный запас учащихся, уточнить их знания о значении, правописании и происхождении слов, но и позволяет ...

Виды работ со словарём

Разновидности способов работы со словарём...

Работа над словарём как компонентом речевого развития младшего школьника.

Один из ведущих компонентов речевого развития младших школьников является работа над словарём учащихся.            Чем богаче словарь человека, т...

Работа со словарём.

    Работа со словарём направлена на комплексное решение задач обучения, развития и воспитания школьников. Система заданий  обеспечивает мотивацию к обучению пользования тем или ...

Работа со словарём «Пиши правильно». (УМК «Перспективная начальная школа»)

Система работы  со   словарями, разработанная в УМК « Перспективная  начальная  школа», воспитывает живой интерес к слову, к предмету, в значительной степени ...

Работа со словарём

Словарная работа 2 класс УМК "Школа России"....