Работа со словарём.
статья по русскому языку ( класс) на тему

Чиркова Татьяна Юрьевна

      Работа со словарём направлена на комплексное решение задач обучения, развития и воспитания школьников. Система заданий  обеспечивает мотивацию к обучению пользования тем или иным словарём, накапливает практический опыт, приучает к самостоятельному выполнению освоенных действий. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_so_slovaryom.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Работа со словарём.

      Работа со словарём направлена на комплексное решение задач обучения, развития и воспитания школьников. Система заданий  обеспечивает мотивацию к обучению пользования тем или иным словарём, накапливает практический опыт, приучает к самостоятельному выполнению освоенных действий.

     Умение пользоваться любым словарём является комплексным, т.к. складывается, в итоге всей работы учащихся по освоению словаря, из фонетических, графических, лексических, грамматических и орфографических умений. Формируется правильное произношение слов по звукам,  определяется значение слова в предложении, культура слова (норма литературного слова) и его правильное написание.

    Способность извлекать информацию из словарей, по мере развития ребёнка, переходит от обобщения элементарного к  более и более высоким типам обобщения, завершая этот процесс образованием подлинных и настоящих понятий. От первого знакомства с понятием до того момента, когда слово и понятие делаются собственностью ребёнка. В сознании ребёнка происходит сложный внутренний психический процесс, включающий в себя постепенно развивающееся из смутного представления понимание нового слова, применение его ребёнком, и только в качестве заключительного звена действительное освоение его.

      Умение пользоваться любым словарём показывает высокую эффективность включения различных видов памяти. При этом у учащихся расширяется кругозор, совершенствуются речевые навыки, развивается логическое мышление, что в свою очередь, способствует прочности усвоения материала.

      Для формирования грамотного письма созданы грамматические словари. В них включаются те словари, с которыми обычно бывают, связаны различные виды нарушений культуры речи. С грамматическими словарями ведётся целенаправленная работа.

I.

    Сочная помидора лежала на тарелке.

   Третьеклассником была совершена грамматическая ошибка (неправильное определение рода имени существительного), которая привела к орфографическим ошибкам:

  • окончание имени прилагательного;
  • окончание глагола.

     Фрагмент урока (привлечение словаря для обнаружения ошибок и их исправление).

   Запись на доске:

Морковь, помидор, капуста, картошка.

Уч.- Прочитайте.   В чём смысловое сходство этих слов?

Д.   – Это огородные растения. Овощи.

Уч. - Напишите, устранив лишнее слово в ряду.

Д. – Помидор.

Уч. – Помидор происходит от итальянского помидоро и означает «золотое яблоко». Некоторые другие народы, например, мексиканцы, американские индейцы, называют это растение томатом. Получается, что этот полезный и вкусный овощ имеет два названия. Поэтому сок помидоров мы обычно называем томатным соком (по-индейски), а сам помидор (как овощ) называем помидором ( по-итальянски).

   

Уч. -  Найдите слово помидор в орфографическом словаре. Напишите его в тетради. Поставьте ударение. На что следует обратить внимание при его написании?

Д.   – В слове помидор безударные гласные о и и. Они являются опасным местом.

Уч. – Подчеркните орфограммы. Запомните непроверяемые безударные гласные о и и.

Уч. – Охарактеризуйте слово как часть речи.

Д. -  Слово помидор – это имя существительное. Оно отвечает на вопрос что? Обозначает предмет.

Уч. – Назовите грамматический признак существительного помидор.

Д. – Слово помидор мужского рода. К нему можно подставить слово он, мой.

На доске появляется запись:

сочная                  морковь

сочный                 капуста

сочное                  помидор

сочные                 картошка

Уч. – Подберите прилагательное к существительному помидор.

Д. – Сочный помидор.

Уч. – Прочитайте предложения. Рассмотрите схему предложения. Выполните задание с использованием схемы.

Сочная п . м . дора лежала на тарелке.

Сочный п . м . дор лежал на тарелке.

                                     Схема

                           с.м.р.                                                        

II.     Листва с деревьев осыпались.

      Третьеклассником была совершена грамматическая ошибка (неправильное определение числа имени существительного), которая привела к орфографической ошибке:

  • окончание глагола.    

 Фрагмент урока:

На доске появляется запись:

Листва, листья

Уч. – Найдите общее в этих словах.  

Д. -  Слова листва и листья– это имена существительные. Они отвечает на вопрос что? Обозначают предмет.

Уч. –  Какое вы сможете назвать различие у этих существительных  листва и листья?

Д. – Слово листва имя существительное стоит в единственном числе. Слово листья имя существительное стоит во множественном числе.

 Уч. – Какой ещё грамматический признак вы можете определить у данных существительных?

 Д. – Слово листва не употребляется во множественном числе. У данных существительных мы можем определить род.

Уч. – Каким образом можно определить род у существительных в единственном и множественном числе?

Д. – Род существительных в единственном числе можно определить по вспомогательным словам: он, мой; она моя; оно, моё. Чтобы определить род во множественном числе, их надо поставить в единственное число и подобрать вспомогательные слова. Следовательно, слово листва существительное женского рода. К нему можно подставить слово она, моя. Существительное листья ставим в форме единственного числа (лист), подбираем подходящее по смыслу вспомогательные слова: он, мой. Следовательно, слово  листья существительное мужского рода.

Уч. – От чего зависит число глагола в предложении?

Д. – Число глагола в предложении зависит от того, в форме какого числа употреблено имя существительное.

Запись на доске:

Распустились, осыпались, пожелтели, осыпалась, распустилась, пожелтела.

Уч. – Прочитайте. К существительным в предложениях подберите подходящие по смыслу глаголы.

Листья  с деревьев … .       Листва с деревьев … .

Д. – Листья с деревьев осыпались. Листва с деревьев осыпалась.

Уч. – Что изменилось в написании  глаголов осыпались и осыпалась?

Д. – Изменилось окончание глаголов прошедшего времени.

Запись на доске:

Листва с деревьев осыпались.

Уч. – Прочитайте предложение и устраните орфографическую ошибку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа со словарём на уроках в начальных классах.

Проводимая из урока в урок работа со словарями не только даёт возможность расширить активный словарный запас учащихся, уточнить их знания о значении, правописании и происхождении слов, но и позволяет ...

Виды работ со словарём

Разновидности способов работы со словарём...

Работа над словарём как компонентом речевого развития младшего школьника.

Один из ведущих компонентов речевого развития младших школьников является работа над словарём учащихся.            Чем богаче словарь человека, т...

Виды работ над словарём

В материале представлены виды работ над словарными словами...

Работа со словарём «Пиши правильно». (УМК «Перспективная начальная школа»)

Система работы  со   словарями, разработанная в УМК « Перспективная  начальная  школа», воспитывает живой интерес к слову, к предмету, в значительной степени ...

Работа со словарём

Словарная работа 2 класс УМК "Школа России"....