Технологическая карта урока русского языка во 2 классе "Значение суффикса"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Хадеева Наталья Владимировна

Технологическая карта урока построена в соответствии с требованиями ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znachenie_suffiksov_2_klass.docx24.28 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : Суффикс. Образование новых слов.

Цели:  1) образовательные: создать условия для знакомства обучающихсяся с суффиксальным способом образования новых слов, закрепления знания о правописании изученных суффиксов и их значении;

 2)развивающие: способствовать формированию умения делать умозаключения, находить выход из затруднения; 

3)воспитательные: способствовать воспитанию позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку; создавать условия для повышения познавательной активности на уроках русского языка.

Планируемые результаты :

(личностные результаты)  дети будут учиться  способности к самооценке на основе наблюдений над собственной речью.

(метапредметные результаты)  дети научатся адекватно оценивать результаты своей деятельности, активно использовать  речь для решения разнообразных коммуникативных задач;

(предметные результаты)  овладение обучающимися умения правильно выделять корень, суффикс, окончание в словах, образовывать новые слова суффиксальным способом, находить орфограммы, применять правила правописания;

Формируемые УУД.

  • Познавательные: Об-ся учатся строить свои высказывания, формулировать проблему;
  • Регулятивные: определить цели, планировать свою деятельность, уметь оценивать;
  • Коммуникативные: уметь выражать свои мысли, планировать учебное сотрудничество;
  • Личностные: уметь  оценивать себя и своих товарищей.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Универсальные учебные действия

I.  Организа-ционный этап. Самоопределе-ние к деятель-ности

Приветствие

Что  видите на слайде?

Назовите значение слов?

Найдите общий корень слов.

Найдите различия между слова школа и  школьник

Как вы думаете, как мы  обозначим эту часть слова? (на доске схема                  )

Сформулируйте тему рока.

Взаимное приветствие.

Школа и школьник.

Школа – место где учатся, школьник – тот, кто учится в школе

Часть слова -ник-

Понять, что такое суффикс, научиться находить и выделять его в словах

Коммуникативные: уважительное отношение друг к другу.

Регулятивные: целеполагание.

Личностные: проявлять интерес к познанию, формировать мотивацию учения

II Каллиграфи-ческая минут-ка 

- Ребята, отгадайте загадку.

-Какой шипящий звук вы слышите и какой буквой он обозначается?

-Охарактеризуйте данный звук?

- Пропишите заглавную и твердую буквы «Ш,ш», обращая внимание на параллельность вертикальных линий и соразмерность элементов.

-Кошка

«Ш»

Согласный, твердый, глухой, парный

Прописывают 5 букв, подчеркивают «лучшую» букву и дописывают до конца строки, стараясь следовать своему эталону

Регулятивные: корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения

III. Подведение к теме. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Запишите слова «школа» и «школьник»

_Что мы можем сказать об этих словах?

Выделите известные вам части слов (работа в парах)

-Какие возникли затруднения? Вопросы? (обсуждение в парах, затем фронтально)

Записывают в тетрадь слова «школа» и «школьник»

-Они однокоренные, т.к. есть общая часть

(школ-) –корень. В слове «школа» окончание а, в слове «школьник» нулевое окончание

В слове «школьник» есть часть (-ник-), которую мы не обозначили.

IV. Выявление

причины  затруднения

и  постановка

цели деятельности.

- Почему вы её никак не обозначили?

- сегодня мы узнаем, как называется часть слова, которая изменила и состав слова и оттенок его значения

- Потому что эта часть слова не является ни корнем, ни окончанием. Она находится между ними.

Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: самостоятельное выделение  познавательной цели.

V. Построение проекта выхода из затруднения. Новая тема.

Работа с учебником

- Откройте учебник на стр. 108, прочитайте материал рубрики «Тайна языка». Подчеркните название новой для нас части слова.                          Прочитайте его орфографически, запишите в тетрадь.

- Посмотрите на экран, выделите в услышанном материале роль суффикса в слове.

Самостоятельное чтение, подчёркивание нового термина «суффикс», чтение его названия вслух орфографически, запись слова «суффикс» в тетрадь.

Выделяют основную роль суффикса – образование новых слов.

Регулятивные: планирование, прогнозирование. Познавательные: моделирование; логические  решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

VI. Первичное закрепление..

упр. 2  на стр. 108 учебника

- Прочитайте задание к упр. 2. в учебнике. Допишите ряды слов.

- Проверьте работу товарища по парте, поднимите руки, если у вас возникли разночтения.

- В каждом ряду вы образовывали формы одного и того же слова или родственные слова?

- Выделите в словах, обозначающих животное-маму и животное-детёныша суффиксы. Что вы заметили?

Проверка усвоения знаний о значении суффиксов:

- какой суффикс поможет образовать слова, называющее детёныша льва? Какое суффикс поможет образовать слово, называющего его маму?

  Фронтально письменно в раб. тетради, первые 2 ряда слов с подробным комментированием. Остальные самостоятельно.                                                      Взаимопроверка.  Обсуждение и устранение разночтений.                                                  

- Это родственные слова: они близки по значению, их общее значение содержится в корне, но у второго и третьего слова есть и своё, дополнительное значение, которое проявляется при образовании слова и содержится в суффиксе.

- У всех записанных слов, обозначающих животное-маму суффиксы -иц- или -их-; у всех записанных слов, обозначающих животное-детёныша суффиксы -онок- или -ёнок-.

Регулятивное: контроль, оценка, коррекция; корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения. Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач; рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Физминутка, снятие утомления с глаз и рук

-Встаньте из-за парт, покажите, как ходит львица, прыгает львёнок.- как жмурится от яркого света котёнок, как перебирает лапками кошка.

Выполняют задания, стараясь повторить повадки названых животных.

Введение нового материала в систему знаний. Групповая работа – создания алгоритма нахождения суффикса.                                                        

- Разделитесь на группы (по 6 человек). На листе бумаги покажите схематично с помощью условных знаков порядок нахождения суффиксов.  - Давайте сравним ваши алгоритмы с алгоритмом в учебнике на стр. 111.

Работа в группах, презентация своего проекта выхода из затруднения.

Чтение алгоритма в учебнике, определение группы, наиболее правильно определившей алгоритм.

Регулятивные: планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий). Познавательные: презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде;

 VII.Самостоятельная работа с взаимопроверкой. (дифференцированная по уровню сложности, На слайде 4 слова по вариантам)

- Выделите в словах окончание, корень и суффикс, пользуясь алгоритмом (схема алгоритма на доске).  Подумайте, какое значение в данные слова вносит суффикс.

- Какие были затруднения? Какое же значение имеют суффиксы -ан-, -ян-, -анин-; -ушк-, -юшк-, -к-; -онок-,            -ёнок-.

Самостоятельная работа.

Ученики рассказывают о возникших затруднениях. Отвечают на вопросы.                             - Суффиксы -ан-, -ян, -анин-, -янин- обозначают место жительства.                                                             - Суффиксы  -ушк-, -юшк-, -к- имеют уменьшительно-ласкательное значение.                               - Суффиксы -онок-, -ёнок- употребляются в словах, называющих детёнышей животных.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения; Личностные: самоопределение, идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству

 Словарная работа

Работа в парах

- Одна из групп в предыдущем задании работала со словом «собачка», от какого слова оно образовано?

- на ваших партах лежат конверты со словами, поработайте в парах, составьте предложение из данных слов. - Какое предложение у вас получилось?

- Из другого конверта возьмите суффиксы, подумайте, какой из них поможет образовать родственное слову «кот» слово.

- В какое место в слове мы можем добавить этот суффикс?

- разрежьте слово «котом» так, чтобы между корнем и окончанием можно было вставить суффикс. Где будет проходить линия разреза?

-образуйте новое слово. Какое предложение у вас теперь получилось?

-Запишите это предложение в тетрадь. Выделите в слове «котёнком» известные вам части слова. В слове «собака» подчеркнём «опасное» место, постараемся выучить написание этого слова.

- от слова «собака» с помощью суффикса -к-                

  – Собака играет с котом.

- Суффикс –ёнок- поможет образовать слово котёнок

- Между корнем и окончанием.

- Между корнем кот- и окончанием -ом.

- Собака играет с котёнком.

                                                   Работают самостоятельно в тетради. «Собака» – безударная непроверяемая гласная в корне.

Личностные: применять правила делового сотрудничества

Познавательные: преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать.

VIII. Рекомен-дации по выполнению домашнего задания дифференцированного характера.

- Рассмотрите в учебнике упр. 4 и упр.5. В этих упражнениях похожее задание, вам предлагают найти суффиксы с некоторых словах. Как вы считаете, какое из этих упражнений более сложное?

- Ребята, выберите сами тот уровень сложности, который, как вы считаете, вам по силам и запишите в дневник д.з.

Рассматривают упражнения, изучают задание.  – в упр. 4 слова, которые нужно выписать – выделены жирным шрифтом; в упр. 4 нужно самим найти слова с необходимым суффиксом. Это выполнить сложнее. Упр. 5 отмечено в учебнике «гирей» - «трудное задание».            

Регулятивные: контроль , коррекция;

Личностные: самоопределение.

IX. Рефлексия деятельности. Итог урока.

2-3 мин.

- Чем понравился урок?

- Что нового узнали?

- Что осталось не понятным, или что ещё хотелось бы узнать?

Выставление и аргументация отметок за урок

Рефлексия, самооценка. Принятие оценки учителя.

Регулятивные: анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека; формирование контрольно-оценочной деятельности: оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»). Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка на тему "Суффикс (общее понятие)" для 3 класса. Презентация

В технологической карте урока русского языка на тему "Суффикс (общее понятие)" для  3 класса  представлен методический материал для проведения урока русского языка в форме компьютерной ...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Суффикс" 2 класс

Технологическая карта урока русского языка по теме: "Суффикс" 2 класс...

Технологическая карта урока русского языка 2 класс, "Суффикс", УМК "Перспектива".

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование понятия «суффикс» как части слова; умения определять суффикс в слове.Задачи урока:Дидактические:1) Познакомить с по...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Суффикс» - 3 класс

Тема урока «Суффикс» Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления о суффиксе и его словообразовательной роли, умение находить суффикс в словах...

Технологическая карта урока русского языка "Корень, приставка, суффикс – значимые части слова." 3 класс

laquo;Школа России», В. П. Канакина, В.Г. Горецкий, М.В. Бойкина. Корень, приставка, суффикс – значимые части слова....

Технологическая карта урока русского языка: "Учимся писать суффикс -ок в именах существительных" 3 класс УМК: «Начальная школа XXI века»

Тема урока: «Учимся писать суффикс -ок в именах существительных»                                  ...