Развитие умения различать приставки и предлоги
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Стремительные изменения в обществе и экономике требуют от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в неопределённости, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми . Введение ФГОС – это новый этап модернизации российского образования. Основа стандарта – системно-деятельностный подход в обучении. Сущность системно-деятельностного подхода проявляется в формировании личности ученика и продвижении его в развитии не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». Деятельностный аспект образования выражается в том, что содержание обучения есть деятельность в связи с решением проблемы и деятельность коммуника-ции как овладение социальной нормой, т.е. учебный процесс представляет собой: взаимодействие; процесс решения проблемных (коммуникативных) задач. Это заставляет пересмотреть способы взаимодействия с учеником в познавательном процессе. Основные задачи образования сегодня - не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации. Целью обучения становится не передача определённой суммы знаний, а со-здание условий для максимального развития индивидуальности ребёнка, его способностей, склонностей, интересов. Содержание образования в связи с этим отбирается на основе выделения компетенций, которые необходимы каждому человеку. Соответственно вычленяются проблемы, которые ученик должен научиться решать, учебный материал группируется вокруг этих проблем. Меняется роль учителя: из «транслятора» информации он превращается в организатора деятельности ученика. Соответственно ученик не просто сидит и слушает, и воспроизводит полученную информацию на уроке, а становится активным участником по приобретению и освоению этой информации. Ученик становится субъектом деятельности. Фиксированного содержания образования ФГОС не предусмотрено, ученик формирует его сам в процессе учения, и учитель должен идти от потребностей ученика в той или иной информации, а не к ученику: «Возьми мои знания!» Роль учителя начальных классов, реализующего требования ФГОС НОО, заключается не в том, чтобы передавать знания в готовом виде, а создавать условия, чтобы дети сами добывали знания в процессе познавательной, исследовательской деятельности, в работе над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни. В профессиональную жизнь педагога входит понятие универсальных учебных действий. УУД – важное психолого-педагогическое понятие. УУД не привязаны к конкретной теме, учебному предмету. Назначение УУД – жизненная успешность человека. Формируются внутри учебного процесса за счёт и благодаря учебному знанию, опыту учебной деятельности, учебной коммуникации. Ведущая идея курса «Русский язык. Родной язык» — изучение родного русского языка с позиции его духовной, культурно-исторической ценности. Познавательная цель предполагает: — ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке; — открытие детям родного русского языка как предмета изучения; — формирование представления о русском языке как целостной системе, о единицах, её составляющих — звуках речи, слове, предложении. Достижение поставленных целей изучения русского языка обеспечивается решением следующих практических задач: • формирование знаково-символического восприятия языка учащимися; • развитие речи, мышления, воображения школьников; • формирование коммуникативных компетенций учащихся, их готовности к общению на предмет получения, передачи информации, обмена информацией, обсуждения информации, аргументации высказанной точки зрения; Данный урок разработан с опорой на теоретические основы формирования учебной деятельности младших школьников и с учётом требований к организации урока в системно-деятельностном подходе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Системно-деятельностный подход на уроке (русского языка)  

тема «Развитие умения различать приставки и предлоги»

(«Школа 2100», 2 класс)

Выполнила: Акимова Светлана Геннадьевна,

учитель начальных классов,

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 49»

Новокузнецк 2015

Урок русского языка во 2-м классе

Тема урока: «Развитие умения различать приставки и предлоги»

Цели урока

Образовательная

Способствовать овладению способом различать приставки и предлоги.

Развивающие:

Формировать умение различать собственное знание и незнание на примере правописания слов с приставками и предлогами.

Развивать умения наблюдать, сравнивать, делать вывод.

Воспитательная:

Воспитывать интерес к русскому языку.

Ход урока

I.  Оргмомент.

II. Актуализация знаний, умений

1. Чистописание

Образец написания буквы «о», коррекция каллиграфических ошибок обучающихся в написании буквы о и в соединениях её с другими буквами.

О  о  о  оо  оа  ол  ом  ор  оч  по  

Отнёс, донёс, обнёс.

- Спишите слова.

- Как можно назвать эти слова? (Однокоренные)

- С помощью какой части слова образованы эти однокоренные слова? (Приставки)

- Выделите приставки в словах.

Оценка каллиграфических умений.

- Посмотрите на свою работу. Подчеркните простым карандашом букву или соединение букв, которое у вас получилось правильно, красиво. Поменяйтесь тетрадями с соседом. Посмотрите как получилось у него. Помоги соседу увидеть недостаток в написании буквы или соединения букв (если есть) и объясни, как его исправить.  

2. Проверка задания (фронтально)

- Прочитайте слова. Какие выделили приставки? (от-, до-, об-)

- Какой гласный звук мы слышим в этих приставках? (Звук [а]).

- Почему мы написали букву о в этих приставках? (В русском языке таких приставок с гласным а не существует)

- Что вы знаете о правописании приставок? (Пишутся одинаково. Приставки со словами надо писать слитно)

- Назовите приставки, которые встречаются в словах русского языка. (По ответам ученика учитель выполняет на доске запись: по, про, до, у, с, от, пере …)

- Молодцы! Вы хорошо ответили на все вопросы! А что помогло вам в работе? (Знания)

3. Примените свои знания о правописании приставок.

     Задание 1.

Прочитайте слова. Слова записаны на доске.

Д…стал, д…школьный, д…рожный (знак).

- Вы согласны, что все три слова начинаются с приставки до? (С приставки до начинаются слова достал и дошкольный, а в слове дорожный нет приставки)

-Как вы думаете, а почему оно здесь написано? (У этих слов одинаковый первый слог)

- Какая орфограмма в слове дорожный? (Безударный гласный в корне, который нельзя проверить ударением)

- Молодцы, ребята! Значит, чтобы не попасть в ловушку, надо быть очень внимательными и о чём всегда помнить? ( О частях слова. Безударные гласные могут быть в приставке, а могут быть в корне)

-Спишите слова, вставьте орфограммы, обозначьте графически.

Задание 2. (На карточке)

Вова Колесников узнал о том, что в древних русских книгах все слова писали без интервалов. И написал так:

ДобрыйдокторАйболитдобралсядообезьян.

Попробуйте разобраться, что здесь написано.

Дети выполняют задание на карточке. Фиксируют свой результат.

При проверке выясняется, что выполнили это задание по-разному.

- Почему выполнили задание не одинаково? Какой вопрос возник при выполнении этого задания? (В части  добралсядообезьян: до есть такая приставка и предлог такой тоже есть.)

Дети фиксируют свое затруднение: подчеркивают на карточке часть, в которой мнения разошлись.

- Чего мы не знаем? (Как  различить приставку и предлог)

- Какую учебную задачу поставим на уроке? (Научиться различать приставки и предлоги)

III. Открытие нового способа.

- Хотите сами открыть, как отличить приставку от предлога? (Хотим)

а) План действия для всех групп.

- Проведите наблюдение за группой слов, записанных на карточке:

Сделайте вывод, в каких случаях пишем приставку, а в каких – предлог. Своё решение подготовьтесь защищать перед классом.

Признаки, по которым будете наблюдать за словами:

определить по вопросу  что называет слово,

что такое приставка, что – предлог,

подобрать слово - признак (или другое слово)

(План наблюдения записан на карточке)

(Выдать детям лист для оформления результатов групповой работы)

б) Распределение действий между членами группы.

- Решите в группе кто будет рассматривать слова с опорой на 1-й признак (определить по вопросу  что называет слово), кто на 2-й признак (что такое приставка, что – предлог), кто рассмотрит слова с опорой на 3-й признак (подобрать слово - признак (или другое слово)), кто представит классу вывод группы после совместного обсуждения.

в) Повторение правил работы в группе.

- Ребята, вы будете работать без меня, чтобы у вас всё получилось, как надо работать? (Дружно, помогать друг другу)

- Как надо работать, чтобы не мешать другим группам? (Работать тихо)

- О чём надо помнить, чтобы работа шла слаженно? (Надо уважать мнение друг друга)

г) Работа в группах.

д) Предъявление результатов работы.  (У слов – действий есть приставка. Приставка – это часть слова. Между приставкой и корнем нельзя поставить другое слово. У слов – предметов есть предлоги. Предлог – это отдельное слово. Между предлогом и словом – предметом можно поставить слово – признак)

Одна из групп представляет свой вариант выполнения задания, остальные группы слушают, дополняют, задают вопросы по теме. 

Оценка графических моделей. Листы от каждой группы помещаются на доску. Дети сравнивают, оценивают у кого точнее с помощью сигнальных карточек.

е) Общие выводы. Составление алгоритма действий.

(Опираясь на графические модели, составленные в группах, ведётся работа по составлению общего алгоритма действий)

- Какой был первый признак в вашем наблюдении? (Задали вопрос и узнали, что называет слово) 

- Чего нет у слов, которые называют действия? (Нет предлогов, есть только приставка)

- Что есть у слов, которые называют предметы? (Есть предлоги)

- Что можно вставить между предлогом и словом – предметом? (Можно вставить другое слово)

(По ходу ответов составляется алгоритм)

- А как мы можем узнать, правильный ли мы сделали вывод? (Прочитать правило в учебнике)

- Откройте учебник, прочитайте авторский вывод и сравните его с выводом, который вы сделали? Читают.

(Наш вывод совпал с авторским выводом. Только в учебнике мы не прочитали о том, что у слов – действий есть только приставки. Мы можем дополнить правило)

-Молодцы, ребята. А что помогло вам успешно справиться с заданиями? (Мы были внимательны, работали дружно)

- Вы хорошо потрудились. Давайте немного отдохнём.

ж) физминутка (САНПиН. Комплекс упражнений ФМ для обучающихся I ступени образования на уроках с элементами письма)

IV. Первичное закрепление.

1.  Работа в парах.

   Выполняют задание из учебника:

- читают предложение;

- пользуясь составленным алгоритмом раскрывают скобки;

- списывают предложения.

Взаимопроверка. Оценивание работ.

- Возникли ли вопросы, затруднения?  

2. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Карточка с заданием.

Исправь ошибки.

Оценивание работ.

V. Итог урока.

1. - Посмотрите на карточку с письмом Вовы Колесникова. С какой трудностью столкнулись при выполнении задания? (добралсядообезьян: до есть такая приставка и предлог такой тоже есть. Как их различить, когда надо писать слитно, а когда раздельно)

- Изменились ли ваши знания? (Да, мы теперь знаем, что в слове добрался приставка до, пишется слитно, т.к. это слово - действие; до обезьян пишем раздельно. До - это предлог, т.к. можно подобрать слово – признак: до шустрых обезьян)

- Как вы будете различать приставку и предлог? (Действовать по алгоритму)

2. Рефлексия.

- Какую учебную задачу ставили перед собой?

- Удалось ли её решить?

- Возникли ли затруднения, вопросы?

- Что получилось удачно?

- Где мне это пригодится?

- Как оцените свою работу?

3. Самооценка

VI. Домашнее задание.

Упражнения на выбор:

  • из дидактического материала

  • карточка с заданием.

Попробуй разобраться, что здесь написано.

Поплылапонебуполнаялуна.

Зашёлзаяцзадругомёжиком.

Срывалветерсдеревьевсухиелистья.

Спиши правильно. Выдели приставки, подчеркни пробел

между предлогами и соседними словами.

Приложение.

1. Правило из учебника:

2. СанПиН. Комплекс упражнений ФМ для обучающихся I ступени образования на уроках с элементами письма:

 Упражнения для улучшения мозгового кровообращения. И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п., 5 - плавно наклонить голову назад, 6 - и.п., 7 - голову наклонить вперед. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.

Упражнение для снятия утомления с мышц туловища. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.

Упражнение для мобилизации внимания. И.п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс, 2 - левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, 4 - левую руку на плечо, 5 - правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7 - 8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13 - 14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4 - 6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2 - 3 раза - средний, 4 - 5 - быстрый, 6 - медленный.

3. Упражнение из учебника:

 Упражнение из «Дидактического материала».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Развитие умения различать приставки и предлоги"

Программа "Школа 2100".  Тип урока - урок открытия нового знания.  На уроке использовалась технология проблемного диалога. Цели урока - 1)развитие умения различать сходные приставки и п...

Развитие умения различать приставки и предлоги.

Использование ЭОР помогают повысить мотивацию обучающихся, создать проблемную ситуацию на уроке. Обучающиеся вовлечены в процесс познания, где самостоятельно добывают информацию, анализируют ее, обмен...

Урок по теме: "Развитие умения различать приставки и предлоги" (технология проблемного диалога)

Тип урока. Урок открытия нового знания с использованием технологии проблемного диалога.Цели урока.Предметные: ·        развитие умения различать сходные приставки и ...

Урок русского языка 2 класс Тема. Развитие умения различать приставки и предлоги.

Урок русского языка по программе Школа 2100 Тип урока. Открытие новых знаний...

Развитие умения различать приставки и предлоги. Урок для 2 класса.

Урок открытия нового знания с использованием технологии проблемного диалога....

Конспект открытого урока по русскому языку 2 класс "Развитие умения различать приставки и предлоги"

Конспект открытого урока по русскому языку во 2 «А» классе Тема:  Развитие умения различать приставки и предлоги.Цель: Развитие умения различать сходные приставки и предлоги; развитие...

Урок русского языка во 2 классе («Школа 2100») Тема: «Развитие умения различать приставки и предлоги»

Цели: 1. Учить различать приставки и предлоги на письме. 2. Развивать орфографическую зоркость, речь, память, внимание, мышление, самоконтроль; развивать умение работать в группах, по алго...